Элементы «soft power» в современной политике России

В современной мировой политике «мягкая сила» занимает значимое место, ведь не секрет, что многие, даже самые крупные и развитые, государства больше не могут позволить себе решать собственные и международные проблемы исключительно военными средствами. Во-первых, из-за взаимного переплетения экономик, в результате чего применение некоторых форм современного оружия, прежде всего, ядерного, теряет всякий смысл. А во-вторых, вследствие резкого «снижения значения военной доблести и славы в шкале ценно...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элементы «soft power» в современной политике России.

В современной мировой политики «Мягкая сила» занимает значимое место, ведь не секрет что многие даже самые крупные и развитые государства больше не могут позволить себе решать собственные и международные проблемы исключительно военными средствами. Во-первых, из-за взаимного переплетения экономик, в результате чего применение некоторых форм современного оружия, прежде всего, ядерного, теряет всякий смысл. А во-вторых, вследствие резкого «снижения значения военной доблести и славы в шкале ценностей современных постиндустриальных обществ», воевать за чьи-то не всегда понятные интересы сегодня особенно никого и не заставишь. Поэтому, считает Най, в нынешнюю эпоху информационной революции фактор привлекательности той или другой страны может иметь гораздо большее значение, чем самое сокрушительное военное превосходство.

Мягкая сила - форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.

Термин «мягкая сила» (англ. soft power) впервые ввел в оборот профессор Гарвардского Университета Джозеф Най в своей книге «Изменяющаяся природа американской власти» 1990 год. Впоследствии он развил данное понятие в своей книге «Мягкая сила: Средства для успеха в мировой политике» 2004 год.

Най рассматривает три компонента, с помощью которых государство способно оказывать воздействие :культура (там, где она популярна, как в случае американской поп-культуры или французской «от кутюр»), ценности (причем не только их декларирование, но и следование им), внешняя политика, как таковая.

Россия не является исключением в попытках реализации «мягкой силы» по отношению к странам своего геополитического региона. В основном этими странами являются бывшие советские республики. Основаниями для этого являются: общая история и многовековой опыт межкультурной коммуникации, схожие политические условия, военное и экономическое доминирование России. В возможности распространении «мягкой силы» на страны СНГ, Россия обладает довольно существенным потенциалом, он включает в себя: информационно-культурное влияние. Возможность беспрепятственного распространения продукции российской теле - и киноиндустрии, музыкальной продукции, научно-образовательную привлекательность российских ВУЗов, хорошо развитый книжный рынок в РФ, широкое использование русского языка населением стран СНГ. Не случайно еще в 2007 году по инициативе В. Путина была основан фонд «Русский мир», который распределяет значительные гранты на «формирование пророссийского электората в постсоветских обществах», пропаганду русского языка в странах СНГ. «Русский мир» сотрудничает с иностранными и международными государственными, общественными, научными, коммерческими, некоммерческими и благотворительными организациями, учреждениями образования и культуры, иными учреждениями, организациями и объединениями, частными лицами в деле популяризации русского языка и культуры. Так же фонд занимается поддержкой зарубежных русскоязычных и российских средств массовой информации и информационных ресурсов. Сегодня в России существует понимание того, что использование «мягкой силы» на постсоветском пространстве является уже не просто желательным, но необходимым.

Каналами распространения «мягкой силы» должны стать российские центры науки и культуры за рубежом (РЦНК). У РФ 59 таких центров (и восемь филиалов), а, к примеру, у Китая - почти девятьсот. Для большего эффекта следует увеличить число РЦНК «с учетом геополитических интересов РФ», а также модернизировать существующие центры, многие из которых находятся в плачевном состоянии. В будущем при РЦНК, расположенных в странах с большим количеством выпускников российских и советских вузов, должны появиться центры постпрофессионального развития на базе онлайн-курсов. В отдельных РЦНК планируется создать филиалы крупнейших российских музеев, а в остальных - их виртуальные представительства. Должна произойти активизация работы с соотечественниками и зарубежной молодежью. Проведение Международных фестивалей молодежи и студентов. СССР проводил такие мероприятия дважды и оба раза - с мощным пропагандистским эффектом: в 1957 году советское руководство впервые приоткрыло таким образом железный занавес, а в 1985-м провело первую громкую международную рекламную акцию перестройки. Существует необходимость привлекать иностранцев в Россию на регулярной основе. Для этого необходимо повышение квоты приема иностранцев в российские вузы. По возможности желательно увеличить и число участников «Программы краткосрочных ознакомительных поездок в РФ молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств». А к концу 2013 года - разработать указ президента РФ о создании Российского союза обществ дружбы (аналог Союза советских обществ дружбы) и возобновлении деятельности Дома дружбы с народами зарубежных стран. Использование потенциала «мягкой силы» способно помочь России избавиться от жесткой привязки политики в странах «ближнего зарубежья» к отношениям руководства России с их лидерами. Неприменение потенциала «мягкой силы» способно только оттолкнуть бывшие советские республики от России, многие из которых фактически с начала 1990-х гг. обнаружили тенденцию к поиску собственных идентичностей на антироссийской основе. Наконец, обращение к «мягкой силе» должно задействовать недостаточно использованный потенциал российского гражданского общества.

Критика мягкой силы, часто бывает трудно отличить последствия мягкой силы и других факторов. Например, Дженис Маттерн утверждает, что использование Джорджем Бушем фразы «вы с нами или против нас» было применением мягкой силы, так как никакой явной угрозы не подразумевало. Тем не менее, некоторые авторы видят в ней «неявную угрозу», поскольку прямые экономические или военные санкции следуют из фразы «против нас».

Список литературы:

  1. Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике.

  2. Лебедева, М.М., Фор, Ж. Высшее образование как потенциал "мягкой силы" России

  3. М.М. Лебедева, Ж. Фор // Вестник МГИМО университета. - 2009. - № 6. - С. 200

  4. Казанцев, А.А. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования мягкой силы: [Текст] / А.А. Казанцев, В.Н. Меркушев // Полис (Политические исследования). - 2008. - № 2. - С. 122.

  5. Мэтьюз, Оуэн. "Мягкая сила" России мягчает: [Электронный ресурс] / Оуэн Мэтьюз // sd.net.ua/2008/06/04/myagkaya_sila.html.

  6. Ваплер В. Я., Гронская Н. Э., Гусев А. С., Коршунов Д. С., Макарычев А. С., Солнцев А. В. Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы, Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право, 2010, вып.1

  7. Газета "Коммерсантъ", №6 (5037), 16.01.2013. С позиции "мягкой силы" Елена Черненко


© 2010-2022