Разработка урока обществознания на тему Подросток как гражданин (7 класс)

урок сопровождается компьютерной презентацией, знакомит учащихся с понятиями "гражданин", " гражданство", "права и обязанности подростка как гражданина". В задачи урока входит: актуализация знаний учащихся о юридических границах подросткового возраста, учитывая особенности предмета, возраст учащихся и объём знаний; познакомить с гражданскими и политическими правами человека; развивать ассоциативное мышление, умение анализировать и делать выводы, расширять словарный запас, развивать речь, кругоз...
Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Подросток как гражданин».

Цели урока:

-формирование предметных компетентностей: знакомство с понятиями: гражданин, гражданство, права и обязанности подростка как гражданина;

-формирование метапредметных компетентностей: изучение основ истории права; отражение темы «Права и обязанности человека» в литературе;

-формирование социальных компетентностей: воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу России и причастности к её истории.

Задачи:

1. актуализировать знания учащихся о юридических границах подросткового возраста, учитывая особенности предмета, возраст учащихся и объём знаний;

познакомить с гражданскими и политическими правами человека;

2. развивать ассоциативное мышление, умение анализировать и делать выводы, расширять словарный запас, развивать речь, кругозор;

3. создать условия для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе самостоятельно, коллективно, в парах; поддерживать целостное, положительно окрашенное эмоциональное отношение к Родине;

Оборудование:

1) презентация;

2) учебник Обществознание для 7 класса общеобразовательных учреждений, 11-ое издание. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва «Русское слово»,2009г.

3) памятки для домашней работы: статьи 9,12 Закона РФ « О гражданстве»;

4) сигнальные карточки двух цветов,

5) карточки для проверки домашнего задания;

6) листы самооценки.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, проблемные, частично поисковые выбраны мною исходя из целей и задач урока.

"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ."

Н.А.Некрасов.

(слайд 1)

Здравствуйте. Зовут меня Татьяна Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок обществознания.

(слайд 2) .

1. Проверка д/з «Юридические границы подросткового возраста»

Внимание на экран. Проверим домашнее задание. У вас на столах лежат карточки с тестами, в пропуски вам нужно вписать правильные ответы.

Карточки №1

- Малолетними называют детей в возрасте от--------- до ---------------------

- Несовершеннолетние- это лица в возрасте от -----------до--------------

- Подростковый возраст начинается с________________

- Уголовная и административная ответственность в нашей стране начинается с____________

- В суд ребенок может обратиться в -------------------------

- Предпринимательской деятельностью можно заниматься с ------------------

(слайд 3)

Взаимоопроверка. Слайд с правильными ответами)

Ребята, а теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Критерии оценивания вы можете видеть на экране и в оценочных листах. (они тоже лежат на партах)

Критерии оценивания:

-нет ошибок- «5»,

1-2 ошибки- «4»,

3 ошибки- «3»

Больше 3 ошибок- «2».

-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

2. Послушайте стихотворение Р. Сефа, хотя оно может вам показаться слишком детским, оно очень подходит к нашему уроку.(читает учитель)

Кто по улице идёт?
Необычный пешеход
У него пятьсот имён:
На заводе слесарь он,
В яслях он -
Родитель,
В кинотеатре -
Зритель.
А пришёл на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда. везде и всюду
Гражданин
Своей страны.

- Кто такой гражданин? А вы - граждане? Почему так считаете?

Попытайтесь сформулировать тему урока. Мы попытаемся найти ответы на эти вопросы в течение урока, который называется «Подросток как гражданин» (записать тему урока в тетрадь)

(слайд 5)

Учитель: Понятие "гражданин" имеет юридическое и нравственное толкование.

( слайд 6)

- В юридическом смысле "гражданин" - это человек, который обладает правами, свободами, выполняет определенные обязанности в обществе.

- А в нравсвенном смысле?

Можно обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определённых условиях проявить особые свойства, которые свидетельствуют о том, что ты - гражданин. Это такие качества как патриотизм, любовь к Родине, земле, близким, боль за родную природу. Ребята, вспомните и приведите примеры из курса истории, когда русские люди проявляли свои гражданские качества?

- На прошлом уроке вы познакомились с понятием «право». Вспомните, что оно означает? (система общеобязательных правил и законов). Вы выяснили, что каждый человек наделён определёнными правами.

- Означает ли это как возможность каждого поступать так как ему заблагорассудится?

(слайд 7)

Внимание на экран. Предлагаю вашему внимаю следующее задание.

Выберите из следующих утверждений те, которые соответствуют правам человека. Буквы, под которыми находятся правильные ответы, запишите в тетрадь.

тест на экране (1 мин.)

А. Свобода есть возможность делать все, что мне хочется.

Б Свобода есть право делать все, что дозволено законом.

В. Свобода есть независимость от норм, установленных людьми

Г. Свобода есть независимость от заветов Бога.

Д, Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

Правильные ответы: б,д

Устные ответы детей. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте себе в оценочные листы «5».

(слайд 8) пустой

Учитель: Права человека не нужно покупать, зарабатывать. Они принадлежат людям, потому что они люди. Для каждого гражданина права человека являются неотъемлемыми.

(слайд 9)

Существует документы международного значения «Декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. Принята 10 декабря 1948 года ООН. Вы можете увидеть на экране Декларацию прав человека.

Основное значение Декларации в систематизации идеи о правах и свободах человека.

С первой минуты своего рождения маленький человек находится под защитой законов.

(слайд 10)

И главный из них - Конвенция о правах ребенка. С ней более подробно вы познакомитесь на следующем уроке.

Мне хотелось бы вспомнить слова великого русского писателя-гуманиста - Федора Михайловича Достоевского: «Счастье всего мира

не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка».

-Как вы поняли эти слова?

Итак, мы знаем что существует международно-правовой акт защищающий права детей и все государства, которые согласились с ним обязаны принять такие законы, которые будут защищать права ребенка..

Основные положения Конвенции закреплены в Российских законах.

(слайд 11)

И главный из них Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 года. По Конституции нашей страны каждый ребенок имеет право на воспитание и заботу, эти обязанности возлагаются на его родителей.

(слайд 12)

Ребята, обратите внимание на важную особенность составления законов, на экране схема, которая иллюстрирует это. На основе международных правовых документов создаётся Конституция РФ, а на основе Конституционных законов создаются остальные законы РФ: Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс.

(зарисовка схемы в тетрадь)

- Есть такой юридический документ, который удостоверят личность человека. Кто может назвать его?

(слайд 13) клик

А в каком возрасте его получают? 14 лет граждане страны получают паспорт-это юридический документ, удостоверяющий личность человека)

Самостоятельная работа с текстом учебника. Откройте страницу 120 учебника, прочтите 1 абзац параграфа 17 и подготовьтесь ответить на вопрос: «какие записи делаются в паспорте?»1 мин. (слайд 13) ещё клик

(слайд 13) ещё клик

«Хлопок в ладоши» .

Итак, внимание на экран. Перед вами список утверждений: если вы согласны с утверждением, то делаете хлопок; а если не согласны - не хлопайте.

-Определены права и обязанности. Читаю, дети не хлопают. клик

-Указывается место регистрации. Читаю, дети хлопают. клик

-Указывается национальность. Читаю, дети не хлопают. клик

-Записываются имя, фамилия, отчество гражданина Читаю, дети хлопают. клик

-Семейное положение. Читаю, дети хлопают. клик

-Воинская обязанность. Читаю, дети хлопают. Клик

-Гражданство. Читаю, дети хлопают. клик

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!

(слайд 14)

Учитель: Гражданство - принадлежность лица к данному государству . Может быть наследуемой, а может быть приобретаемой. Гражданство - это ещё и права, которыми наделяется человек и которые оберегает государство. По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Если вы живёте в стране и не имеете гражданства, то можете лишиться многих благ. У вас не будет постоянной работы и постоянного места жительства. С вами может случиться несчастье, но государство не будет решать ваши проблемы - ведь вы не являетесь его гражданином. За получение гражданских прав люди начали бороться ещё 2500 лет тому назад. В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители. Права голосовать были лишены рабы, иностранцы, женщины и малоимущие.

(слайд 15) пустой

В настоящее время человек начинает пользоваться полным перечнем прав человека и гражданина с момента обретения гражданства.

Итак, ребята, давайте вспомним какими гражданскими правами обладать жители нашей страны?

(слайд 16)

Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, какие права не назвали.

(слайд 17)

Кроме гражданских прав есть и политические права. Это права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни государства.

(слайд 18)

На экране представлены права закреплённые Конституцией РФ. А сейчас прочтите (по цепочке).

(слайд 19) клик

Свои политические права граждане реализуют в разной форме.

(слайд 19) клик появляется иллюстрация и название термина. Попробуйте сформулировать определение. Что такое собрание?

(слайд 19) клик

Собрание - это совместное присутствие граждан в определённом месте для решения определённой проблемы. (Запишите определение в тетради)

(слайд 19) клик появляется иллюстрация и название термина. Попробуйте сформулировать определение. Сформулируйте определение. Что такое демонстрация?

(слайд 19) клик

Демонстрация - публичное шествие людей с плакатами, транспарантами. (Запишите определение в тетрадь).

(слайд 19) клик появляется иллюстрация и название термина. Попробуйте сформулировать определение. Сформулируйте определение. Что такое митинг?

(слайд 19) клик

Митинг - массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

(слайд 19) клик появляется заголовок «Советуем запомнить»

Все эти мероприятия должны проводиться при определённых условиях: мирно, без оружия, организованно, не нарушая права других людей. На таких мероприятиях люди отстаивают свои интересы, позицию по какому - то вопросу, активно влияя на политическую жизнь страны.

- По каким вопросам в классе можно проводить собрание?

- А вы принимали участие в демострации? Когда? По какому поводу?

- Видели ли вы Митинги по телевизору?

- Граждане могут участвовать в управлении делами государства. Самой массовой формой участия граждан в управлении делами общества, государства являются выборы. Гражданин может избирать депутатов Государственной Думы, Президента, представителей местных органов власти. Это право наступает с 18 лет.

Участвовать в общественных молодёжных организациях по закону разрешено с 14 лет, а быть членом детских организаций с 10 лет.

Взаимоотношения гражданина и государства определены Конституцией. Дети и подростки до достижения совершеннолетия не имеют полного статуса гражданства и не обладают правом голосовать и избираться в государственные органы управления. Во всём остальном, являясь гражданами страны, они в полной мере пользуются предоставленными им правами и выполняют конституционные обязанности.

(слайд 20) пустой

Релаксация. (1мин.)

Давайте закроем на секунду глаза, расслабимся, сядем поудобнее.

Отройте глаза. Вспомним, что может иногда случается на уроках.

- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения.

- А учитель недоволен, сажает тебя на место. Значит ли это, что учитель нарушает твоё право? Право, которое защищают все законы и все документы!

- На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями. А учитель снова недоволен.

А теперь, представьте, что все люди свободны, они пользуются своими правами, как им заблагорассудится.

Что тогда произойдет?

Учащиеся: Хаос, непонимание друг друга, война.

Учитель: Хочется вспомнить такую притчу, которую любят рассказывать юристы:

Жили- были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?

Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.

- чему учит нас эта притча? (кроме прав мы должны знать свои обязанности.)

(слайд 21) «Обязанности граждан РФ». Читают по цепочке.

- Какие обязанности вы уже выполняете?

(слайд 22) Восстановим высказывания (высказывания были записаны заранее на доске, закрыты). Дать время обдумать.

К доске вызываются 2 ученика. (пока они пишут на доске, остальные работают в карточках №2).

"Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … ." Э.Борк

- встречались вы в жизни с такой ситуацией?

"Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища." И.Шевелев .

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

Молодцы! Тем кто грамотно рассуждал объявляю оценки, которые дети выставляют в оценочные листы.

(слайд 23) А сейчас поработаем в парах.

Внимание на экран. Вы видите список действий. Прочтите, обдумайте, обсудите в парах и выскажите своё мнение. Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?

С помощью карточек разного цвет, они у вас на партах, выразите своё отношение: Красная карточка - да, синяя карточка - нет



  1. ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережно относиться к зелёным "островкам" своего города, района, села;

  2. жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;

  3. молодые люди участвуют в восстановлении храма;

  4. ученики взяли шефство над ветераном войны

Молодцы. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Поставьте себе «5» в оценочный лист.

(слайд 24)

Заключительное слово учителя:

Н.А.Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А что такое гражданин? Отечества достойный сын». Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

- Кто такой гражданин сегодня в нашей стране? (Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.)

(слайд 25)

А вы - настоящие граждане? Докажите, что вы являетесь настоящими гражданами.

- Хорошо. Самые лучшие ответы оцениваю. (оценочный лист) Пять «5» - оценка «5» за урок.

- Будущее в ваших руках, и если вы будете неравнодушными к судьбе своей страны, будете выполнять, хотя бы часть написанных правил настоящего гражданина, представленных на экране, то наше будущее в надёжных руках.


(слайд 26) один клик

-Давайте вспомним, чем занимались на уроке?

(слайд 26) ещё один клик. Рефлексия «Солнышко»

- Спасибо! Мне очень понравилось с вами работать. Вы много знаете о гражданских и политических правах.Имеете и можете высказать своё собственное мнение. И мне хотелось бы знать, насколько полезным и приятным было для вас наше общение.

У вас на партах есть по два лучика: один жёлтого цвета, а другой - синего. Жёлтый означает, что вы узнали новый материал, вам было интересно на уроке. Синий - ничего нового не узнали, было не интересно. Поднимите, пожалуйста, тот лучик, который соответствует вашему впечатлению от урока.

(слайд 27)

  1. параграф 17.Домашнее задание: СТР. 120-125. ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ. СТР.126

  2. ПРАКТИКУМ. СТР.126. (одно задание из трех на выбор).

  3. Извлечение из Гражданского Кодекса РФ. - совместно с родителями, по желанию, ознакомиться со статьями Закона о гражданстве. (на столах)

- Что непонятно в домашнем задании?

Извлечение из Гражданского Кодекса РФ.

Ст. 9 "Гражданство детей"

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим законом РФ.

2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицами без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав.

Ст. 12 "Приобретение гражданства РФ по рождению"

1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождении ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами, или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

Вложить в тетрадь…..

(слайд 27) Благодарю всех за работу!




© 2010-2022