Открытый урок по обществознанию на тему Конфликты в межличностных отношениях

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях» 6класс.

Учитель истории и обществознания Нестеренко О.В.

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

  1. Основные стадии (этапы) конфликта

  2. Виды конфликтов

  3. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

Читает притчу (Приложение1)

О чем эта притча?

Что будем изучать? Чего мы не знаем?

-подводит учащихся к правильной

формулировке пунктов плана

Слушают притчу

методы решения конфликтных ситуаций.

Формулируют план урока:

-основные этапы конфликта

- правила поведения в конфликте

-методы решения конфликтных ситуаций

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

- при общении

- это взаимные деловые и дружеские отношения людей

- речь, невербальное общение

- конечно могут

Работа в группах парах,решение конфликтных ситуаций


Физкультминутка (зарядка для глаз):

Приложение3

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

А сейчас ,ребята, мы поработаем в парах(тест(Приложение2)и индивидуально. (Составить кроссворд)

Все ли мы знаем о стадиях конфликта?

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Работа с определениями.(стадии конфликта)

- разногласия между людьми


Повторяем схему

характеристика стратегий поведения в конфликтах. Разбирают стадии конфликта, приводя примеры.

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

осмысление и закрепление

Организует обсуждение конфликтных ситуаций

Выполняют практические задания

Домашнее задание

П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта (№4 с 43-44 р.т)

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.

Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили?

Когда случается конфликт? Каковые его причины? Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.

Продолжи предложение:

Тема сегодняшнего урока….

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…


Отвечают: (о конфликте),

(когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).



(Приложение1)

Притча

Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утвер­ждал, что это его апельсин, и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в го лову простая мысль - выслушать друг друга. И тогда выяснилось, что; одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму - чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, эту проблему было просто решить.

Основные стратегии взаимодействий в конфликте (Приложение2)



Стратегия поведения

Характеристика

  1. Избегание

А. Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов

  1. Конкуренция

Б. Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов

  1. Приспособление

В. Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержании интересов каждой из сторон входит удовлетворении основных интересов другой стороны

  1. Сотрудничество

Г. Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны

  1. Компромисс

Д. Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Это минимальный, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов

(ответ: А-2, Б-3, В-4, Г-5, Д-1)

(Приложение3) Физкультминутка (зарядка для глаз):

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

а лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

(Приложение 4)( используются не все )

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. "Заюшкина избушка"

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…"

(Различия, связанные с положением в обществе)

А.С.Пушкин "Сказка о золотой рыбке"

… Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо…Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую…Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море.Старика старуха забранила:"Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…"(эмоциональное состояние)

Р.н.с. "По щучьему веленью"

"Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…"(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. "Заюшкина избушка"

"… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу - собака. - Что, зайчик, плачешь?- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!Подошли они к избенке, и собака залаяла. - Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!А лиса им отвечает с печи.- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин "Сказка о золотой рыбке"

"…Вот пошел старик к синему морю…Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?" "…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха,Надобно ей новое корыто…"(поведение- приспособление).

В.Г.Сутеев "Яблоко"

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.- Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.- Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...- Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона.- Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. "Лучше пить вместе из ручья, - решили они, - чем кормить таких, как он". (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

"Худой мир лучше доброй ссоры" (компромисс)

"С глаз долой, из сердца вон" (прерывание конфликта)

"Сядем рядком да поговорим ладком" (интеграция)



© 2010-2022