Урок-лекция по обществознанию на тему Формы государства

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока

Целевая аудитория: 1 курс группы 115 («Архитектура»), 215/1(«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений) 315 (Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения) 415 (Теплоснабжение и теплотехническое оборудование) 715 (Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий)

Вид занятия: урок - лекция

Тема: Понятие формы государства

Тип занятия: лекция Преподаватель: Паймурзова Анна Владимировна

Цели урока: Познакомить студентов с разделом науки обществознания - политика и государство. Объяснить для чего нам, нужно знать основы политического строя и формы государства. Охарактеризовать политологию как науку, ее смысл, функции и роль в обществе и системе наук; познакомить студентов с основными понятиями и терминами, раздела политика и государство; Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы - выполнение задания - составление слайдовой презентации «Политика и государство.

Задачи:

  1. Учебная: а) изучить раздел политики и государства, выучить основные понятия.

б) объяснить, что означают эти понятия

в) научить навыкам планирования

  1. Развивающая а) Развить в студентах навыки мышления

б) умение из большого объема информации выбрать достоверную.

в) развитие социальных качеств

г) осмысление своей роли в обществе

  1. Воспитательная а) умение работать в коллективе

б) умение отстаивать свою точку зрения

в) расширение кругозора

г) знать основы экономической науки

д) умение распоряжаться денежными средствами

Ход урока:

  1. Вступительная беседа (знакомство с темой, постановка целей и задач). Знакомство с требованиями выполнения заданий, контрольных. А также с критериями оценок.

  2. Изучение нового материала

Материально-дидактическое оснащение урока:

  • Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор, доска.

  • Авторский цифровой образовательный ресурс - дидактическая презентация, выполненная в программе PowerPoint;

  • Учебное пособие;

  • Наглядный материал, представленный в виде выполненных обучающимися коллажей, стенгазет, рисунков по теме «Поведение в обществе»

К концу занятия студенты будут знать и уметь:

Знать:

Уметь:

1. Основные обществоведческие термины.

2.Формы государства, ее элементы.

3.Фкторы определяющие многообразие форм государства

1.Давать характеристику.

2.Уметь объяснить

3.Уметь объяснить, многообразие форм государства

2. В ходе урока способствовать формированию у обучающихся компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Список литературы и электронных образовательных ресурсов:

Список литературы:

1.Абалкин Л.И. "Комбинация или стратегия? - // ЭКО. - 2012 - № 6;

2.Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрии. - М.: ЮНИТИ, 2012.

3.Алексеев А.В., Кузнецова Н.Н. "Для удвоения ВВП оснований нет." - // ЭКО. - 2011 - № 4;

4.Архангельский В. "Об условиях экономического развития в 2004 - 2007 г. - // Экономист. - 2012 - № 7;

5.Гусаров В.М. Теория статистики. - М.: Аудит, 2011. - 248 с.

6.Елисеева И.И. Юзбашев М.М. Общая теория статистики. Москва, "Финансы и статистика", 2013.

7.Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики, М.: Инфра-Н, 2012 г.

8.Кильдишев Г.С., Овсиенко В.Е., Рабинович П.М., Рябушкин Т.В. Общая теория статистики. - М.: Статистика, 2011. - 423 с.

9.Крыштановский А.О. Методы анализа временных рядов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 2 (46). С.44-51.

10.Омельченко С. "Место под солнцем", - // Экономика и жизнь. - 2012 г. - № 30;

11.Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов (Под ред.В.М. Симчеры). ВЗФЭИ. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2011. - 259 с.

12.Проценко А. "Россия и G-8: экономический аспект", - // Экономика и жизнь. - 2013 г. - № 23

13.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - "Современный экономический словарь". - М., 2011

14.Теория статистики. Учебник. / Под ред. Шмойлова Р. А.3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2012

Интернет ресурсы:

texts.news/obschaya-sotsiologiya-knigi/chelovek-individ-lichnost-33452.html

vciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http:/patriotica.ru/subjects/stalinism.html - библиотека думающего о России

elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ХОД УРОКА)



п/п

Этапы урока

Время

(мин)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Результат

1



Организационный


3

Доводит до студентов тему урока, цели и задачи

Занимают рабочие места.

Записывают название темы урока, объясняют значение термина «общество»

Интерактивная доска SmartBoard

Обучающиеся готовы к работе

2


Вызов


25

Преподаватель формирует мотивацию обучающихся. Создает ситуацию актуализации знаний обучающихся

Слушают педагога.

Читают термины

Задают вопросы

Делают записи в тетради

Учебное пособие

Обучающиеся вовлекаются в работу.


3

Осмысление

25

Поддерживает мотивацию и цели

Организует процессы демонстрации слайдовых презентаций, их обсуждения и понимания

Включаются в процессы обсуждения,

Слушают выступающих, задают вопросы, Продолжают работать над лекцией выделяют главные моменты в новой информации. Ведут словарь терминов.

Преобразование содержания обучения в личностно значимые.

4

Рефлексия




7

Управляет подведением итогов

Ставит новые вопросы и задачи на будущее

Суммируют весь изученный материал

Задают вопросы на будущее

Интерактивная доска SmartBoard

Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами. Анализ учебной деятельности.

5



Оценка

5

Оценивает деятельность обучающихся, задает домашнее задание

Делают самооценку своей деятельности

Тетрадь с выполненным заданием ответами на вопросы.

Подведены итоги Выставлены оценки















Понятие формы государства, ее элементы.

Тип занятия: лекция.

План занятия: 1. Структурный подход

2. Системно-содержательный подход

3. форма государства

Понятие формы государства, ее элементы.Факторы, определяющие многообразие форм государства.

Форма государства, как ключевая категория государствоведения, характеризует внешнее устройство и организацию ГВ. Существует несколько подходов к понятиям формы государства:

  • Структурный подход. ФГ определяется через перечисление её основных элементов - совокупность формы правления, государственного устройства и политико-правового режима. Позволяет определить структурный состав. Структурный подход не вполне показывает содержательную структуру.

Три элемента формы государства:

1) Форма правления - совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, которые определяют степень и характер участия народа в формировании органов государственной власти (республика/монархия)

2) Форма государственного устройства - система способов распределения государственной власти между центральными и местными органами государства, определяющая его внутреннюю структуру, национально-территориальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между территориальными единицами этого государства (федерация, конфедерация, унитарное гос-во).

3) Политико-правовой режим - система приемов и способов осуществления государственной власти, характеризующих степень участия народа в гос. управлении и степень правовой свободы граждан.

Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами необходимо выделять и четвертый- политическую динамику (характер политического развития власти и общества).

  • Системно-содержательный подход. Позволяет определить содержание категории и показать системные взаимосвязи между структурными элементами. ФГ определяется, как совокупность способов, организации, распределения и осуществления ГВ, характеризующееся степенью участие народа в формировании и реализации этой власти.

Форма государства часто определяется как организация политической власти. Однако при таком подходе внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, т. е. только одному из признаков государства.

Форма государства - это внешняя организация, внешнее строение государственной власти, которая показывает, как организованна власть в государстве, кому и на каких началах она принадлежит, как распределяется государственная власть по вертикали (центральные и местные органы власти) и горизонтали. С точки зрения системного подхода форма государства представляет собой совокупность способов, организации, распределения и осуществления государственной власти, которые определяют степень участия народа в формировании органов государственной власти и ее реализации.

ФГ, как и любая другая государственно-правовая категория, является динамичной. Постоянно развивается, изменяется. Развивается и со структурно-содержательной т.з. В середине ХХ века стал вопрос, что только лишь вопросы организации власти не показывают всей специфики института. Нужно смотреть не только на организацию власти, но и в чьих интересах она осуществляется. Возник третий элемент - политико-правовой режим.

Кропонюк предлагает наряду с 3мя традиционными элементами выделять политическую динамику, характеризующую процесс развития реализации ГВ. Есть и другой аспект - форма государства внутренне изменчива, если говорить об одном государстве - то его форма меняется: смена политико-правовой действительности, конституционных начал. Форма конкретного государства может меняться без внесения поправок в конституционные акты. Всё зависит от соотношения политических сил в стране.

Форма каждого государства уникальна. Мы не сможем найти 2х государств, которые были бы тождественны друг другу, но существуют определённые типичные черты соотношения элементов, которые позволяют формы государства классифицировать. В частности, в современной литературе есть подход классификации ФГ:

  1. монократические. Вся полнота ГВ сосредотачивается в едином управляющем центре. Отсутствует разделение властей. Жёсткая централизация не только по горизонтали, но и вертикали - отсутствие МСУ - подчинены центральным органам. Политическая жизнь - идеологическое и политическое единообразие - господство 1й идеологии и существование одной политической партии, которая носит государственный характер.

  2. поликратические. Децентрализация ГВ - несколько центров осуществления ГВ. Предлагает разделение управляющих центров и предоставление большей самостоятельности регионам. Существует и нормативно закреплено разделение властей, которая обеспечена эффективной системной сдержек и противовесов. Развитая система МСУ - выборность местных органов власти. Политическая жизнь - политический и идеологический плюрализм. Права и свобода личности не просто провозглашены, а реально гарантированы и обеспечены. За личностью признаётся максимально широкий объём прав и свобод в данном историческом условии.

  3. сегментарные - промежуточное звено между монократией и поликратией. Права и свобода личности провозглашены, но не в полной мере реально гарантированы. Разделение властей закреплено и существует, но механизм сдержек и противовесов не отработан. МСУ существует, но недостаточно развито.

Существует большое количество различных факторов, которые могут оказывать влияние на форму государства:

  1. Территориально-географические факторы:

    • Размеры территории государства. Оказывает влияние на государственное устройство. Маленькое - унитарное, большое - федеративное.

    • Наличие на территории государства крупных географических объектов.

    • Место расположения государства. Континентальное или островное. Оказывает влияние на форму правления.

    • Наличие, расположение и объём на территории государства полезных ископаемых. Оказывает влияние на политический режим, форму государственного устройства

  2. Внутренние - находят проявления на территории самого государства:

    • Внутриэкономические. Тип экономики: распределительный или обменный. Распределение - централизация, обмен - децентрализация. Оказывает влияние на режим. Уровень экономических отношений - режим. Укладность экономики: одноукладность или многоукладность.

    • Социальные. Национальный (этнический) состав населения: моно/полинациональное - устройство. Характер и степень социальной стратификации общества - социальные группы, как организованы, какие интересы они преследуют - режим, форма правления. Степень социальной мобильности общества - форма правления.

    • Политические. Расстановка политических сил внутри страны: какие силы есть, как организованы, в какой степени имеют возможность донести волю до государства - форма правления. Степень остроты борьбы между политическими силами - режим, форма правления. Характер и уровень политического сознания и политической культуры общества - степень политической активности населения - режим.

    • Духовно-культурные. Религиозный фактор: моно/поликонфессиональное - взаимоотношение государства и религии (теократическое/светское) - форма правления, устройство. Ментальность общества - форма правления.

  3. Внешние факторы

    • Влияние окружения. Наличие враждебного кольца требует концентрации ресурсов.

    • Внешне-политическое заимствование. Ни одно государство не может состоять в изоляции, они взаимодействуют и воспринимают приемлемые для них формы.

    • Внешне-политическое давление. Одни государства более сильные в политическом отношении диктуют государствам свою волю и навязывают свою форму.


© 2010-2022