Контрольно-измерительные материалы по обществознанию

Контрольная зачетная работа (контрольно-измерительные материалы) за курс "Обществознание" для обучающихся по профессиям СПО социально-экономического профиля (78 часов, не включены разделы "Экономика", "Право"). Задания в 2-х вариантах, составлены по образцу заданий ЕГЭ, работа состоит из 3-х частей. На выполнение зачетной работы дается 90 минут.  Часть 1 включает 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.  Часть 2 состоит из 5 заданий, треб...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Контрольно-измерительные материалы

для промежуточной аттестации

по учебной дисциплине «Обществознание»

для учащихся

профессий социально-экономического профиля





Разработала:

преподаватель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Отинова Л.Ю.




Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации предназначены для учащихся 2 курса техникума с целью оценки качества освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» (обязательная аудиторная нагрузка - 78 часов), входящей в общеобразовательный цикл ОПОП.

Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:

  • Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

  • Основы знаний о духовной культуре человека и общества

  • Социальные отношения

  • Политика как общественное явление

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению, критерии оценки, 3 части разноплановых заданий (общее количество заданий - 26). Максимальное количество баллов за выполненную работу - 29.




























Вариант I


На выполнение зачетной работы дается 90 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр).

Часть 3 состоит из 3 заданий, требующих развернутого ответа, определения, своих примеров, высказывания своего мнения. За каждое задание этой части - максимальное количество баллов - 3.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Критерии оценок:

"5" - 27-29 баллов

"4" - 23-26 баллов

"3" - 19-22 балла

"2" - менее 18 балов

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. В отличие от природы, общество

1) является системой

2) находится в развитии

3) выступает в качестве творца культуры

4) развивается по собственным законам

2. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) развитое фабричное производство

2) создание основного продукта в сельском хозяйстве

3) завершение промышленного переворота

4) высокоразвитая инфраструктура

3. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать

1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей

4. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?

1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии

5. Человек, в отличие от животного, обладает способностью

1) действовать сообща с себе подобными

2) видеть цель своих действий

3) обучать потомство

4) защищаться от опасности

6. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?

1) материально-производственной

2) социально-преобразовательной

3) духовно-практической

4) духовно-теоретической

7. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля

2) техника

3) выращиваемая культура

4) земледелец

8. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

1) политический

2) территориальный

3) профессиональный

4) социально-классовый

10. Семья, как социальный институт, выполняет функцию

1) воспитательную

2) коммуникативную

3) эмоционально-психологическую

4) прогностическую

11. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи?

А. Женщина экономически зависит от мужчины.

Б. Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике - это

1) политический режим

2) форма правления

3) форма административного устройства

4) суверенитет

13. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции

2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка

4) суверенитет государства

14. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. - унитарное?

1) Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения.

2) В государстве действует единая система законодательства.

3) В составе государства выделены регионы (субъекты).

4) Высшие органы государства формируются выборным путем.

15. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2. Напишите ответ словом, цифрами или соотнесите цифры с буквами.

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

Социальная норма; право; добро и зло; духовность; санкции.

Найдите и выпишите термин, не связанный с понятием "мораль".

3. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека:

1) интересы

2) мировоззрение

3) задатки

4) умения

5) наследственность

6) идеалы

4. Установите соответствие видов и форм познания.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) Рациональное познание 1) суждение

Б) Чувственное познание 2) восприятие

3) ощущение

4) умозаключение

5. Запишите слово, которое завершает следующую фразу:

«Художественное творчество, проявляющееся в архитектуре, живописи, литературе, музыке, танцах, постановках кино и театра, - это … .

Часть 3. Дайте развернутый ответ на поставленные вопросы.

1. Что такое глобальные проблемы? Дайте характеристику одной из проблем по плану:

  • В чем состоит угроза человечеству?

  • Причины возникновения проблемы.

  • Пути решения этой проблемы.

2. Приведите по два примера различных форм отклоняющегося поведения: социально-опасного, позитивного, безвредного.

3. Опишите (назовите органы власти и людей, возглавляющих эти органы власти) законодательную власть в РФ, в крае, в районе.




Эталон ответов:

№ вопроса

Правильный вариант ответа

Ч. 1


1

3

2

2

3

1

4

2

5

2

6

4

7

4

8

3

9

2

10

1

11

3

12

4

13

2

14

2

15

1

Ч. 2


1

Правительство

2

Санкции

3

1,2,6

4

А 1,4 Б 2,3

5

искусство

Ч. 3


1

Определение г.п., характеристика одной проблемы

2

Например: хулиганство, терроризм; героизм, инициативность; чудачество, эксцентризм

3

Федеральное собрание: Совет Федерации (В.Матвиенко), Гос.Дума (С.Нарышкин); ……свои фамилии

Вариант II


На выполнение зачетной работы дается 90 минут. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр).

Часть 3 состоит из 3 заданий, требующих развернутого ответа, определения, своих примеров, высказывания своего мнения. За каждое задание этой части - максимальное количество баллов - 3.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Критерии оценок:

"5" - 27-29 баллов

"4" - 23-26 баллов

"3" - 19-22 балла

"2" - менее 18 балов

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

1) систему; 2) часть природы; 3) материальный мир; 4) цивилизацию

2. К глобальным проблемам современного мира относится

1) возникновение новых межгосударственных объединений

2) завершение промышленного переворота

3) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты

4) интенсивное развитие науки

3. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется

1) обществом; 2) культурой; 3) искусством; 4) социумом

4. Продуктом массовой культуры является

1) симфония

2) фольклор

3) балетный спектакль

4) городской роман

5. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

Б. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается

1) психология; 2) социология; 3) политология; 4) культурология

7. И человек, и животные способны

1) использовать предметы природы

2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3) передавать трудовые навыки последующим поколениям

4) осознавать собственные потребности

8. У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они

1) допускают использование определённых правил или норм

2) предполагают обязательное наличие партнёра

3) носят условный характер

4) предписывают обязательное соблюдение ритуалов

9. Субъектами игры в «дочки-матери» являются

1) правила игры; 2) игровые сюжеты; 3) игрушки; 4) дети

10. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1) социальную мобильность

2) социальную стратификацию

3) социальное неравенство

4) социальную адаптацию

12. Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписание: «Сидя за столом, следует держать спину прямо, не рекомендуется ставить локти на стол»?

1) нормы права

2) нормы морали

3) правила этикета

4) традиции и обычаи

13. Одним из условий гармонизации межнациональных отношений в демократическом обществе является

1) соблюдение прав и свобод человека

2) развитие частного предпринимательства

3) усложнение социальной структуры общества

4) ограничение социальной мобильности

14. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

15. Любое государство характеризуется

1) верховенством права 3) политическим плюрализмом

2) наличием аппарата управления 4) соблюдением прав человека

Часть 2. Напишите ответ словом, цифрами или соотнесите цифры с буквами.

1. Какое слово пропущено в схеме?

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию


2. Завершите фразу: «Институтом политической системы, отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством, являются политические __________________________________»

3. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

1) образность А) наука

2) логическая доказательность Б) искусство

3) эстетическое освоение мира

4) воздействие на эмоции человека

5) комплексное описание объекта

4. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.

1) бойкот 4) увольнение

2) аплодисменты 5) комплименты

3) насмешка 6) улыбка

5. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому (чувственному) уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Наблюдение, восприятие, измерение, описание, классификация, суждение.

Часть 3. Дайте развернутый ответ на поставленные вопросы.

1. Что такое общество? Охарактеризуйте типы обществ: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

2. Приведите по два примера различных форм социальной мобильности: горизонтальной, вертикальной нисходящей, вертикальной восходящей.

3. Опишите (назовите органы власти и людей, возглавляющих эти органы власти) исполнительную власть в РФ, в крае, в районе.

Эталон ответов:

№ вопроса

Правильный вариант ответа

Ч. 1


1

1

2

3

3

2

4

4

5

1

6

2

7

1

8

1

9

4

10

4

11

1

12

3

13

1

14

4

15

2

Ч.2


1

экономическая

2

партии

3

А 2,5 Б 1,3,4

4

1,3

5

классификация

Ч. 3


1

Определение общества в узком или широком смыслах, характеристики типов обществ

2

Любые примеры соц.мобильности

3

Правительство РФ (Д.Медведев), Правительство края…..свои фамилии



© 2010-2022