Конспект открытого урока: Что такое социальная философия?

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект «открытого» урока Беляевой Т.А.

1. Тема урока: Что такое социальная философия?

2. Место проведения: МБОУ Гимназия № 133, уровень: районный

3. Дата проведения: 22.10.2014

4. Класс: 5 класс

5. Тип урока: изучение нового материала

6. Цели урока:

А) Образовательные цели:

- познакомить учащихся с понятием социальная философия;

- закрепить понятие «глобальные» проблемы человечества;

- дать представление о типах глобальных проблем.

Б) Развивающие цели:

- продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах;

- развивать навыки работы с текстом, аудио и видеомаетиралами;

- развивать логическое мышление, связную монологическую речь.

В) Воспитывающие цели:

- воспитывать интерес к общественным проблемам;

- воспитывать уважение к чужой точке зрения.

  1. Используемые учебники и учебные пособия: Д. Данилов, Е.В. Сизова, М.Е. Турчина. Обществознание. 5 класс. Издательство «Баллас», М., 2014.


  1. Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Power Point, учебник, раздаточный материал, колонки.


  1. Основные понятия: счастье, глобальные проблемы человечества, философия, социальная философия.


  1. План изучения нового материала:

    1. Что такое счастье.

    2. Наука, изучающая развитие общества.

    3. Глобальные проблемы человечества.

    4. Социальная философия.



  1. Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Садитесь. Меня зовут Татьяна Антоновна, и сегодня я буду вашим учителем обществознания.

Ученики здороваются и занимают свои места.

2. Постановка проблемы урока

Сегодня мы с Вами будем задавать самые простые на наш взгляд вопросы, и искать на них сложные ответы. Давайте обратим свое внимание на экран и посмотрим фрагмент всем известного мультфильма «Сказка о золотой рыбке» (фрагмент о желаниях старухи и старика). Перед вами вопросы, подумайте над ними и дайте свои ответы: Что такое счастье? Что было счастьем для старухи? Чего я хочу пожелать для своего счастья?

Молодцы!

Затем каждому ученику раздается фрагмент текста с просьбой определить проблему данного урока. Определим проблему урока. Прочтите предложенную ситуацию и скажите, какое противоречие у вас возникает:

Матвей, шел домой после урока обществознания и думал о то, что сейчас он обсуждал с пятиклассниками. Тема философского отношения к жизни заинтересовала его. Да, мы не должны расстраиваться из-за мелочей, обижаться по пустякам, но как же быть полностью счастливым? Придя домой, он поделился своими размышлениями с мамой:

- Мама, что же делает человека счастливым? Ведь все люди разные, и каждому так сложно угодить.

- Матвей, есть специальная наука, которая ищет пути и способы улучшения жизни для всех людей.

Молодцы! А давайте теперь вспомним:

  • Какие глобальные проблемы вы знаете.

  • Почему они называются глобальными?

  • Какая наука должна заниматься решением глобальных проблем?

Хорошо! Теперь вам нужно будет составить план решения глобальных проблем. У вас на это несколько минут.

Учитель подводит итог и раздает текст с заданиями.

«Веками ученые ломают головы над «рецептом счастья» и к одному мнению не пришли, - произнесла учительница. - А все-таки попробовать предположить, как будет развиваться общество, как раз можно. Я думаю, что нам поможет мой друг Николай Сергеевич, знакомьтесь.

С последней парты поднялся высокий молодой человек, на которого ребята до этой минуты не обращали внимания, так были увлечены разговором.

- Здравствуйте! Мне очень интересно было слушать, как вы размышляете о будущем нашего общества. Возможно, лет через 15-20 кто-то из вас станет моим коллегой и мы будем вместе изучать и решать проблемы человечества.

- Так вы ученый? А как называется та наука, которой вы занимаетесь? - спросила нетерпеливая Настя.

- Я думаю, что вы сейчас догадаетесь. Вспомните, пожалуйста, какая наука изучает весь мир целиком, ищет ответы на вопросы, которые столетиями волнуют разных людей.

- Вы имеете в виду философию? Вы философ?! - догадались ребята.

- Да, только я занимаюсь частью философии, одним ее разделом, который называется «социальная философия». Сможете расшифровать название? Я вам подскажу: слово «социальный» произошло от латинского слова «socialis» - общественный.

- Наверно, это наука, которая изучает человеческое общество в целом, - предположил Рустам.

- А еще узнает о том, какое оно было, какое сейчас и каким может быть в будущем! - продолжила Настя.

- Совершенно верно, можно сказать, что социальная философия - это наука, которая исследует жизнь общества и помогает осознать влияние человека на общественное развитие, - подвел итог молодой ученый. - Так что все, что вы сегодня обсуждали на уроке, - очень важно для будущего нашей планеты, ведь вы ее завтрашние хозяева!».

Выполните задания:

1. Базовый уровень. Запиши вопросы, которые изучает социальная философия. Дай определение этому понятию.

2. Повышенный уровень. Установите связь между социальной философией и глобальными вопросами человечества.

Учитель выслушивает все ответы. И задает вопрос: так какая сегодня тема нашего урока?



Ученики смотрят фрагмент мультфильма и думают над вопросами.

Затем предлагают свои варианты ответов.

Ученики работают с текстом, формулируют проблемную ситуацию. Предполагают проблему урока: «Какая наука занимается изучением общества?».





Ученики называют глобальные проблемы (мира и войны, экологические, третьего мира, нехватки воды и др.).

Ученики составляют план решения глобальных проблем. Каждый высказывает свою точку зрения.





Ученики читают текст и отвечают письменно на задания в тетради.











Ученики озвучивают тему урока: Что такое социальная философия?

И подводят вывод. Социальная философия помогает человечеству лучше понимать, как развивается общество и какие проблемы необходимо решать для его сохранения и улучшения.

3. Этап самоанализа

Учитель предлагает послушать фрагмент из песни царевны из мультфильмы «Летучий корабль» и выделить мечты главной героини.

Задание

  1. Как ты понял, о каком обществе мечтали главные герои?

  2. Можно ли сказать, что эти слова и мечты близки и современным людям тоже?

Ученики слушают фрагмент песни и выполняют задание, делают выводы по уроку.

4. Домашнее задание

Всем спасибо за урок. Выставление оценок. Запишите домашнее задание: параграф 2.1, Письменно в тетради: Представь, что ты президент Земли. Что бы ты сделал для человечества? Составь список дел для улучшения жизни на планете. Ответ запиши в тетради.

Заместитель директора по УВР МБОУ Школа № 47 г.о. Самара / / М.П.





© 2010-2022