- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект открытого урока: Что такое социальная философия?
Конспект открытого урока: Что такое социальная философия?
Раздел | Обществознание |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Беляева Т.А. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект «открытого» урока Беляевой Т.А.
1. Тема урока: Что такое социальная философия?
2. Место проведения: МБОУ Гимназия № 133, уровень: районный
3. Дата проведения: 22.10.2014
4. Класс: 5 класс
5. Тип урока: изучение нового материала
6. Цели урока:
А) Образовательные цели:
- познакомить учащихся с понятием социальная философия;
- закрепить понятие «глобальные» проблемы человечества;
- дать представление о типах глобальных проблем.
Б) Развивающие цели:
- продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах;
- развивать навыки работы с текстом, аудио и видеомаетиралами;
- развивать логическое мышление, связную монологическую речь.
В) Воспитывающие цели:
- воспитывать интерес к общественным проблемам;
- воспитывать уважение к чужой точке зрения.
-
Используемые учебники и учебные пособия: Д. Данилов, Е.В. Сизова, М.Е. Турчина. Обществознание. 5 класс. Издательство «Баллас», М., 2014.
-
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Power Point, учебник, раздаточный материал, колонки.
-
Основные понятия: счастье, глобальные проблемы человечества, философия, социальная философия.
-
План изучения нового материала:
-
Что такое счастье.
-
Наука, изучающая развитие общества.
-
Глобальные проблемы человечества.
-
Социальная философия.
-
-
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Садитесь. Меня зовут Татьяна Антоновна, и сегодня я буду вашим учителем обществознания.
Ученики здороваются и занимают свои места.
2. Постановка проблемы урока
Сегодня мы с Вами будем задавать самые простые на наш взгляд вопросы, и искать на них сложные ответы. Давайте обратим свое внимание на экран и посмотрим фрагмент всем известного мультфильма «Сказка о золотой рыбке» (фрагмент о желаниях старухи и старика). Перед вами вопросы, подумайте над ними и дайте свои ответы: Что такое счастье? Что было счастьем для старухи? Чего я хочу пожелать для своего счастья?
Молодцы!
Затем каждому ученику раздается фрагмент текста с просьбой определить проблему данного урока. Определим проблему урока. Прочтите предложенную ситуацию и скажите, какое противоречие у вас возникает:
Матвей, шел домой после урока обществознания и думал о то, что сейчас он обсуждал с пятиклассниками. Тема философского отношения к жизни заинтересовала его. Да, мы не должны расстраиваться из-за мелочей, обижаться по пустякам, но как же быть полностью счастливым? Придя домой, он поделился своими размышлениями с мамой:
- Мама, что же делает человека счастливым? Ведь все люди разные, и каждому так сложно угодить.
- Матвей, есть специальная наука, которая ищет пути и способы улучшения жизни для всех людей.
Молодцы! А давайте теперь вспомним:
-
Какие глобальные проблемы вы знаете.
-
Почему они называются глобальными?
-
Какая наука должна заниматься решением глобальных проблем?
Хорошо! Теперь вам нужно будет составить план решения глобальных проблем. У вас на это несколько минут.
Учитель подводит итог и раздает текст с заданиями.
«Веками ученые ломают головы над «рецептом счастья» и к одному мнению не пришли, - произнесла учительница. - А все-таки попробовать предположить, как будет развиваться общество, как раз можно. Я думаю, что нам поможет мой друг Николай Сергеевич, знакомьтесь.
С последней парты поднялся высокий молодой человек, на которого ребята до этой минуты не обращали внимания, так были увлечены разговором.
- Здравствуйте! Мне очень интересно было слушать, как вы размышляете о будущем нашего общества. Возможно, лет через 15-20 кто-то из вас станет моим коллегой и мы будем вместе изучать и решать проблемы человечества.
- Так вы ученый? А как называется та наука, которой вы занимаетесь? - спросила нетерпеливая Настя.
- Я думаю, что вы сейчас догадаетесь. Вспомните, пожалуйста, какая наука изучает весь мир целиком, ищет ответы на вопросы, которые столетиями волнуют разных людей.
- Вы имеете в виду философию? Вы философ?! - догадались ребята.
- Да, только я занимаюсь частью философии, одним ее разделом, который называется «социальная философия». Сможете расшифровать название? Я вам подскажу: слово «социальный» произошло от латинского слова «socialis» - общественный.
- Наверно, это наука, которая изучает человеческое общество в целом, - предположил Рустам.
- А еще узнает о том, какое оно было, какое сейчас и каким может быть в будущем! - продолжила Настя.
- Совершенно верно, можно сказать, что социальная философия - это наука, которая исследует жизнь общества и помогает осознать влияние человека на общественное развитие, - подвел итог молодой ученый. - Так что все, что вы сегодня обсуждали на уроке, - очень важно для будущего нашей планеты, ведь вы ее завтрашние хозяева!».
Выполните задания:
1. Базовый уровень. Запиши вопросы, которые изучает социальная философия. Дай определение этому понятию.
2. Повышенный уровень. Установите связь между социальной философией и глобальными вопросами человечества.
Учитель выслушивает все ответы. И задает вопрос: так какая сегодня тема нашего урока?
Ученики смотрят фрагмент мультфильма и думают над вопросами.
Затем предлагают свои варианты ответов.
Ученики работают с текстом, формулируют проблемную ситуацию. Предполагают проблему урока: «Какая наука занимается изучением общества?».
Ученики называют глобальные проблемы (мира и войны, экологические, третьего мира, нехватки воды и др.).
Ученики составляют план решения глобальных проблем. Каждый высказывает свою точку зрения.
Ученики читают текст и отвечают письменно на задания в тетради.
Ученики озвучивают тему урока: Что такое социальная философия?
И подводят вывод. Социальная философия помогает человечеству лучше понимать, как развивается общество и какие проблемы необходимо решать для его сохранения и улучшения.
3. Этап самоанализа
Учитель предлагает послушать фрагмент из песни царевны из мультфильмы «Летучий корабль» и выделить мечты главной героини.
Задание
-
Как ты понял, о каком обществе мечтали главные герои?
-
Можно ли сказать, что эти слова и мечты близки и современным людям тоже?
Ученики слушают фрагмент песни и выполняют задание, делают выводы по уроку.
4. Домашнее задание
Всем спасибо за урок. Выставление оценок. Запишите домашнее задание: параграф 2.1, Письменно в тетради: Представь, что ты президент Земли. Что бы ты сделал для человечества? Составь список дел для улучшения жизни на планете. Ответ запиши в тетради.
Заместитель директора по УВР МБОУ Школа № 47 г.о. Самара / / М.П.