Открытый урок в 11 классе по теме «Политическая система России»

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 11 классе по теме

«Политическая система России».

Тип урока: урок изучения нового материала.



Ожидаемые результаты

В результате занятия учащиеся смогут:

  • Осознать, какое содержание вкладывается в понятие политическая система.

  • Определить структуру политической системы. Выделять государство как основной элемент политической системы.

  • Вспомнить понятие и признаки государства, уметь определять форму государства.

  • Понимать, что политическая система России нашла свое закрепление в действующей Конституции РФ.

  • Анализировать проблемные вопросы - такие, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное.

  • Занимать собственную аргументированную позицию по вопросам, связанным с формированием политической системы России.

  • Получить представление о том, что к началу XXI века основным критерием оценки стран, принятым в глобальной системе ценностей, является степень их демократичности.

  • Уметь приводить доказательства того, что политическая система России является демократической.

  • Называть важнейшие политические реформы партийного и избирательного законодательства, обеспечившие переход политической системы страны в режим суверенной демократии.

  • Зная о федеративной форме государственного устройства России, выделять ее особенности.

  • Определять место Мордовии как одного из субъектов Российской Федерации.

Оборудование и материалы

  1. Учебник: Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11кл.: - М.: Просвещение, 2008.

  2. Конституция РФ.

  3. Рабочие тетради.

  4. Словарь основных понятий.

  5. Карточки с тестами.

  6. Мультимедийная презентация.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

  1. Политическая система. Основные элементы политической системы.

  2. Государство. Признаки государства. Форма государства.

  3. Россия - президентско - парламентская республика.

  4. Федеративное устройство России.


Опорные знания

Понятия:

государство, правовое государство, социальное государство, демократия, форма государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, суверенитет, федерация, конституция, глобализация.

Даты:

12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции РМ.


Этапы проведения занятия

Мотивационный блок

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В государстве с какой политической системой вы хотели бы жить?

Учитель говорит о своих опасения, связанных с тем, что у учащихся могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такие понятия, как «демократия», «правовое государство», «политическая система» кажутся пустым звуком. Учитель формулирует тезисы: .

Учитель подводит учащихся к выводу: мы должны уметь давать ответ на подобные заявления и уметь оценивать политическую систему России с точки зрения ее демократичности.

Проблемный блок

Применительно к России вопрос о политической системе актуален. Вопрос о политической системе является дискуссионным, до конца не решенным, проблемным. Сразу же обратим внимание на одну очень серьезную деталь.

Учитель обращает учащихся к словарю понятий. Дается одно из определений политической системы:

Учащиеся составляют схему (используется слайд презентации):

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о политической системе, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обращение к статьям Конституции РФ и РМ: ст. 1, ст. 3, ст. 6, ст. 7.

Информационно-аналитический блок

Следуя плану изложения материала в параграфе учебника и определив государство как основной элемент политической системы учащимся напоминается понятие государства. В целях экономного расходования времени предлагается работа по схеме «Основные признаки государства», в которой структурируется определение государства и схеме «Форма государства» Используются слайды презентации.

Схема. Основные признаки государства


Политическая деятельность

Территория

Система права

Гражданство

Налоги и сборы

Монополия на применение силы

Суверенитет

Отделение публичной власти от общества

Основные признаки государства




После работы учащихся по схемам возможным становится выполнение заданий из карточки с тестами. Закрепляя понятие государства ориентируемся на небольшие (из-за ограниченности времени) практические задачи.

Задания из карточки.

1.Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

  1. суверенитет;

  2. государство;

  3. монархия;

  4. республика;

  5. правовое государство;

  6. социальное государство.

    1. независимость и верховенство государственной власти;

    2. особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;

    3. форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением;

    4. форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;

    5. тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей;

    6. государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина.

2. Чем отличается государство от других политических и социальных институтов?

а) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;

б) монополией на легитимное насилие;

в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности;

3. Какое из ниже приведенных суждений характеризует государственный суверенитет?

а) независимость высших органов власти от общества;

б) народ является источником власти всех государственных институтов;

в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям государства;

г) право народа на свержение деспотического правительства;

д) независимость государства от других государств .

Учитель обращает учащихся к анализу проблемных вопросов - таких, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Одиннадцатиклассники должны занять собственную аргументированную позицию по вопросам новейшей политической истории России.

Рассказ учителя:

Наша новейшая политическая история описывается как переход от олигархии 90-х гг. к демократии 2000-х. И не просто к демократии, а демократии суверенной, т.е. такой форме организации власти, при которой все решения принимает сам российский народ в своих собственных интересах.

Будучи частью глобального мира, мы делаем акцент на нашей независимости и самостоятельности. Важным шагом по созданию режима суверенной демократии стало введение нового порядка формирования Совета Федерации. В середине 90 - х гг. Президент Ельцин для смягчения сепаратистских тенденций пошел на то, чтобы в Совете Федерации заседали главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. Это было грубым нарушением Конституции, провозглашающей принцип разделения властей. Устраняя это конституционное нарушение, Президент Путин предложил новый порядок. Теперь членами Совета Федерации становятся те, за кого проголосовало региональное законодательное собрание. Один кандидат предлагается исполнительной властью, а кандидатов от законодательной власти может быть несколько. Выборный принцип формирования верхней палаты нашего парламента в настоящее время, несомненно, более демократичен, нежели прежний порядок. С 2004 г. начал действовать новый порядок наделения властными полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации. Да, действительно, прежний принцип прямых выборов губернаторов и президентов республик, введенный в 1995 г. (до этого все они назначались Президентом Ельциным), был отменен. Новый закон устанавливает такой же порядок, который применяется при утверждении главы федерального правительства. Президент предлагает кандидатуру главы исполнительной власти, а законодательное собрание субъекта Федерации голосует. И только получив большинство, такой кандидат становится губернатором или президентом.

К числу важнейших политических реформ, обеспечивших переход политической системы страны в режим суверенной демократии, относятся реформы партийного и избирательного законодательства. В 90- е гг. в стране действовали сотни организаций, имевших право участвовать в политическом процессе. Различные «Партии любителей пива» и «Союзы работников ЖКХ» выставляли свои списки на очередные выборы, не представляя никого и фактически мешая образованию в России нескольких крупных партий, которые выражали бы позиции основных социальных групп. Изменения в законе установили, что численность партий должна быть не менее 50000 человек. Партийные организации должны быть представлены в более чем половине субъектов Федерации. Теперь все фиктивные организации, которые не укрепляли нашу политическую систему, а только мешали ее становлению, устранены из политического пространства.

Для того чтобы обеспечить политический процесс реальной многопартийностью, было принято решение перейти на выборах в Госдуму от прежней мажоритарно-пропорциональной системы к полностью пропорциональной. Теперь на выборах в федеральный парламент мы голосуем только за партийные списки, а не за отдельных кандидатов, как это было в избирательном цикле 1993-2003гг.

Учащимся предлагается задание по источнику - ст. 65 Конституции РФ.

В целях получения новейшей информации обращаемся к сайтам высших государственных органов.


Рефлексивный блок.

Учащиеся смотрят ролик «Выборы в Государственную Думу» и делают вывод относительно избирательной системы, по которой проводились выборы.

Открытый урок в 11 классе по теме «Политическая система России».





Анализ открытого урока.

Был проведен урок изучения нового материала. В результате занятия учащиеся должны были:

  • Осознать, какое содержание вкладывается в понятие политическая система.

  • Определить структуру политической системы. Выделять государство как основной элемент политической системы.

  • Вспомнить понятие и признаки государства, уметь определять форму государства.

  • Понимать, что политическая система России нашла свое закрепление в действующей Конституции РФ.

  • Анализировать проблемные вопросы - такие, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное.

  • Занимать собственную аргументированную позицию по вопросам, связанным с формированием политической системы России.

  • Получить представление о том, что к началу XXI века основным критерием оценки стран, принятым в глобальной системе ценностей, является степень их демократичности.

  • Уметь приводить доказательства того, что политическая система России является демократической.

  • Называть важнейшие политические реформы партийного и избирательного законодательства, обеспечившие переход политической системы страны в режим суверенной демократии.

  • Зная о федеративной форме государственного устройства России, выделять ее особенности.

Использовалось следующее оборудование:

  1. Учебник: Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11кл.: - М.: Просвещение, 2008. 2. Конституция РФ. 3. Рабочие тетради. 4. Словарь основных понятий. 5. Карточки с тестами. 6. Мультимедийная презентация.

Были рассмотрены вопросы:

  1. Политическая система. Основные элементы политической системы.

  2. Государство. Признаки государства. Форма государства.

  3. Россия - президентско - парламентская республика.

  4. Федеративное устройство России.

Рассмотрение новой темы проходило с опорой на знание учащимися таких понятий, как государство, правовое государство, социальное государство, демократия, форма государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, суверенитет, федерация, конституция, глобализация.

Были определены этапы урока: мотивационный, проблемный, информационно-аналитический, рефлексивный.

В качестве мотивации использовалась ситуация выбора, сформулированные учителем тезисы. Учащиеся были подведены к выводу: мы должны уметь адекватно оценивать политическую систему России с точки зрения ее демократичности. Подчеркивалась актуальность рассмотрения вопроса о политической системе РФ.

Ставилась задача дать учащимся не только знания о политической системе, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразным было обращение к статьям Конституции РФ и РМ: ст. 1, ст. 3, ст. 6, ст. 7.

В целях экономного расходования времени ребятам предлагалась работа по схемам. При этом использовались слайды презентации. При закреплении понятия политической системы ориентация делалась на небольшие (из-за ограниченности времени) практические задачи.

Учащихся были обращены к анализу проблемных вопросов - таких, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Они должны были занять собственную аргументированную позицию по вопросам политических реформ партийного и избирательного законодательства.

Во время урока применялись ИКТ, презентация, содержащая видеоматериалы. В целях получения новейшей информации использовались сайты высших государственных органов.

Во время объяснения нового материала использовался теоретико-проблемный подход, сообразный познавательным возможностям и целям изучения обществознания в старших классах, что способствовало решению поставленных целей и задач обучения, воспитания и развития.

Урок преследовал основную дидактическую цель: актуализация знаний и умений, связь новых знаний с ранее полученными и сформированными.

Были использованы задания, основанные на самостоятельной работе учащихся с различными видами обществоведческой информации, что служило развитию социально-коммуникативных компетентностей и самоопределению личности старшеклассников, углублению их интереса к изучаемой теме. Оценка политической системы России давалась с точки зрения интересов нашего государства, воспитания гражданина-патриота России. Обучение было направлено на связь с социальной практикой.

Во время урока учительница обращалась как к одному учащемуся, так и ко всем ребятам. Ответы школьников не отвергались. Напротив, применялась позитивная форма высказываний: «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь…». Знания учащихся были оценены объективно, поставленная отметка сопровождалась комментариями.

Было заметно позитивное отношение одиннадцатиклассников к уроку.



© 2010-2022