Урок граждановедения Правонарушения и ответственность за них

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок граждановедения "Правонарушения и ответственность за них".

Цели урока:

Личностные:

- формировать правовое сознание учащихся

Метапредметные:

- развивать умение поиска и выделения информации

- развивать умение анализа с целью выделения признаков

- развивать умение строить логическую цепь рассуждения

- развивать умение планировать коллективную деятельность

Предметные:

- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности несовершеннолетних

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор

Ход урока:


  • О чем узнали на прошлом уроке?

Законопослушное и противозаконное поведение.

Сегодня мы будем говорить об одном из этих типов поведения. О каком, вы определите сами, посмотрев видеофрагмент.


М/ф история одного преступления


  • Расцените поведение соседей по отношению к И.И., используя знания, полученные на прошлом уроке

  • Как одним словом можно назвать противоправные действия граждан?

ПРАВОНАРУШЕНИЕ - нарушение правовых норм.


  • Понесут ли соседи ответственность?

Итак, сегодня мы будем рассматривать такие ситуации.

Попробуйте сформулировать тему урока.


  • Для чего мы должны говорить на эту тему?


Тема Правонарушения и ответственность за них.

Рабочий лист:

1. запишите тему.

2. сформулируйте определение термина ПРАВОНАРУШЕНИЕ (это нарушение правовых норм)

Ситуация:

Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, сопровождая ее нецензурной бранью. Им было разбито окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла.

  • Как вы оцените поведение Сидорова? (противозаконное)

  • Можете ли вы четко определить вид правонарушения и определить меру ответственности?

  • Каких знаний вам не хватает?

В ходе нашего занятия мы ответим на эти вопросы. А в конце урока мы снова вернемся к случаю с Сидоровым и попытаемся уже более грамотно расценить эту ситуацию

Открытие нового знания:

Правонарушение может проявляться в разных формах человеческого поведения.

Работа в группах.

Рабочий лист:

  • Попробуйте проанализировать ситуации, нарушающие правовые нормы, и разделить их на 2 группы:


  1. опоздание на работу

  2. угон автомобиля

  3. похищение человека

  4. переход улицы в запрещенном месте

  5. кража

  6. нецензурная брань в общественном месте

  • По какому критерию вы разделили ситуации? (Степень вреда, опасности)

  • Прочитайте учебник, стр. 113. (1-4 абзац)

  • Назовите юридические термины, характеризующие эти группы

  • Определите степень вреда каждого вида правонарушения (более, менее)

Работа в группах


  • Какие группы преступлений выделены в учебнике?

- против жизни и здоровья - 2,4

- против собственности- 1,5,8

- против чести и достоинства-3,6,7

- против общественной безопасности и порядка-11

- против прав и свобод граждан- 9,10

Обсудите в группах и определите вид преступления в рабочем листе


  1. кража

  2. убийство

  3. оскорбление

  4. побои

  5. грабеж

  6. похищение человека

  7. клевета

  8. вымогательство

  9. нарушение тайны переписки

  10. незаконное проникновение в жилище

  11. захват заложников

Проверьте себя!!!(на слайде - правильный ответ)

физкультминутка

преступление - встаем

проступок - сидим

  • кража

  • опоздание на урок

  • мошенничество

  • неоплаченный проезд в транспорте

  • вымогательство

  • ловля рыбы в запрещенном месте

  • распространение наркотиков


  • Как вы думаете, ответственность за проступки и преступления может быть одинаковой.

Работа в группах.

Заполнение таблицы в рабочих листах.

Виды юридической ответственности

За что наступает

возраст

Виды наказаний

Административная

Нарушение ПДД, мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка

16

Предупреждение,

штраф,

изъятие орудия совершения правонарушения,

лишение специальных прав, административный арест.

Гражданско-правовая

порча личного имущества человека, унижение чести и достоинства

Частично с 14, полная с 18

Возмещение убытков, восстановление нарушенных прав.

Дисциплинарная

Нарушение трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка

Частично с 14, полная с 16

Замечание, выговор, увольнение, исключение, возмещение ущерба.

Уголовная

За преступления

Частично с 14, полная с 16

Штраф, обязательные работы, исправительные работы, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, лишение свободы


Выступления групп

Первичная проверка усвоения.

Работа в группах:

  1. Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).

  2. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).

  3. Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).


  1. Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).

  2. Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).

  3. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).


  1. Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).

  2. Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).

  3. Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).


  1. Школьник порвал куртку своего одноклассника (гражданско-правовая).

  2. Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).

  3. Ученик оскорбил учительницу во время урока (административная ответственность).

ИТОГИ УРОКА:

  • Итак, какие знания мы приобрели на уроке?

  • Сможем ли мы грамотно оценить ситуацию с Сидоровым?

Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, сопровождая ее нецензурной бранью. Им было разбито окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла.

  • Какие виды правонарушений совершил Сидоров?

  • Какие виды юридической ответственности могут быть применены?

  • Выполнили ли мы план урока?

Рефлексия "Таблица мнений"

красный круг - я выбираю законопослушное поведение,

зеленый круг - иногда можно нарушить закон, если будешь уверен, что никто об этом не узнает

синий круг - я еще не сделал выбора между законопослушным поведением и противозаконным.

Домашнее задание



© 2010-2022