Конспект урока по обществознанию Роль религии в жизни общества

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обществознанию в 11 классе.

Тема: « Роль религии в жизни общества».

Цель урока:

определить место религии в современном мире как одной из древнейших и основных (наряду с наукой, правом, искусством) форм духовной жизни.

Задачи:

обучающие

  • сформировать понятие об особенностях религии как форме духовной культуры;

  • сформировать у учащихся представление о видах религий (монотеистические, политеистические, мировые, национальные);

  • закрепить знания учащихся о религии как социальном институте.

развивающие

  • дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

воспитательные

  • воспитание толерантности к различным культурным традициям.

Оборудование: Конституция РФ, учебник, индивидуальные тесты , компьютер,

проектор.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Освоение новых знаний.

  5. Закрепление нового материала.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

1. Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Образование)

2. Каким образом тема образование связана с духовной сферой жизни общества, которую мы начали недавно изучать? (примерный ответ: образование позволяет нам получать научные знания, а наука это один из элементов духовной жизни общества).

3. Готовимся к ЕГЭ , 3 человека выполнят мини-тест по данной теме индивидуально, а после выполнения мы с вами выполним этот тест все вместе, а ребята проверят свои ответы. (Задания см. в приложении к конспекту).

4. Пока ребята решают, мы вспомним задание, которое было дано вам на дом:

«Существуют две точки зрения на роль образования. Первая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только «работать» на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Ваше мнение аргументируйте.» (Ответ ученика, возможна дискуссия).

5. А теперь проверим выполнение ребятами теста.( учащиеся дают ответы на тест, выведенный на экран.

III. Сообщение темы и цели урока.

6. Образование дает нам научные знания. Выполните задание и решите в чём особенность научного познания мира.

6. Какие элементы духовной жизни общества кроме науки и образования вам известны? (примерный ответ: право, мораль, искусство, религия).

7. Как вы думаете, какой из элементов возник раньше всех? Аргументируйте свой ответ. (Религия).

Учитель:

Общество динамичная система, с его развитием могут появляться новые и исчезать старые элементы, но религия, появившись одной и з первых в первобытном обществе, существует до сих пор. Для того чтобы понять, почему религия такой устойчивый элемент духовной жизни, что нам необходимо выяснить? ( Роль религии в жизни общества).

Тема нашего урока сегодня: «Роль религии в жизни общества».

Цель урока:

Определить место религии в современном мире как одной из древнейших и основных форм духовной жизни.

Чтобы достигнуть цели, нам нужно выполнить следующие задачи:

План.

1. Религия как одна из форм культуры.

А) понятие религии

Б) структура религии. Характеристика структурных элементов.

В) этапы развития религии
2. Виды религий (Сообщения учащихся)

3. Принцип свободы совести. (Работа с Конституцией).

4. Функции религии в жизни общества. (Работа с учебником)

IV. Освоение новых знаний.

Учитель:

  • Какое понятие религии вы уже знаете из курса истории и обществознания?

Давайте посмотрим на понятие религии с позиций применения научного понятийного аппарата. (Слайд 2).

  • Поскольку религия понятие многоплановое, оно имеет определённую структуру. (Слайд 3).

  • Давай те рассмотрим подробнее каждый элемент структуры. (Работа по слайдам 4-7).

Вместе с развитием общества развивалась и религия. Какие вы знаете самые ранние виды религии? (В беседе разбирается слайд 8).

Краткую характеристику мировых религий нам дадут по подготовленным презентациям 4 ученика. А ваша задача составить тезисы по основным моментам их выступления. В конце урока я выборочно соберу на проверку тетради с тезисами.

1ый ученик: презентация «Буддизм».

2ой, 3ий ученики: презентация «Христианство».

4ый ученик: презентация «Ислам».

Учитель:

  • Какие общие черты вы заметили у всех религий? (Слайд 9).

  • С развитием научных знаний всё больше людей отвергает религиозное мировоззрение. И на современном этапе во многих государствах есть как верующие, так и неверущие граждане. Чтобы не возникало конфликтов на религиозной почве, в демократических странах проводится определённый комплекс мер, направленный на стабилизацию отношений в этом плане.

  • Откройте текст Конституции, найдите и выпишите статью, относящуюся к регулированию отношений церкви и государства. В Российской Федерации конфессиональная политика основана на принципе свободы совести. Давайте раскроем это понятие (Слайды 10,11).

  • Появление религии в древности связывалось со страхом перед силами природы и невежеством, но почему же религия не исчезла на этапе постиндустриального общества, в эпоху непрерывного научно-технического прогресса? Возможно дело в социальных функциях религии? Откройте учебники, стр. прочитайте пункт «Функции религии» и выпишите их, дав им краткую характеристику (Слайд12,13).

V. Закрепление нового материала.

Учитель: Итак, мы рассмотрели религию как явление. Давайте закрепим полученные знания мини-тестом. (Задания см. в приложении к конспекту)

VI. Рефлексия.

  • Какие новые знания о религии вы сегодня получили?

  • На основании всего изученного сегодня, что можно сказать о роли религии в жизни современного общества? Аргументируйте свой ответ.

VII. Домашнее задание. П. 33, вопросы, задание 1, работа с источником вопросы 1,2,4




© 2010-2022