Рабочая программа Право 10-11 класс (профильный уровень)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Букрин А.А учитель истории и обществознания гБОУ гимназия №402 г. Москвы



РАБОЧАЯ программа

среднего (полного) общего образования

НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ ПО ПРАВУ

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

«Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.

Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.

Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

«Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:

проблемы взаимоотношений права и государства;

система и структура права;

правотворчество и правоприменение;

правоотношения;

правонарушения и юридическая ответственность;

право и личность;

основные правовые системы современности;

конституционное право;

гражданское право;

семейное право;

трудовое право;

административное право;

уголовное право;

экологическое право;

международное право;

правосудие;

юридическое образование.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

Цели

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;



  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;



  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;



  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;



  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в X и XI классах, из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.

Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час)



Государство(2ч)

Понятие и виды государства. Роль государства в жизни общества.

Право (6ч)

Понятие права. Ценность права и его роль в жизни общества. Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль. Нормы права и их система. Правотворчество. Законодательный процесс. Правонарушения и юридическая ответственность.

Права и свободы граждан (7 ч)

Конституция Российской Федерации. Гражданство. Права и свободы как показатель гуманизма политики. Политические права и свободы. Конституционные обязанности граждан. Плебисцит. Референдум. Всенародный опрос . Выборы. Избирательный процесс и ответственность за его нарушение

Управление государством (5ч)

Понятие государства. Теория происхождения государства и его признаки. Сущность и функции государства. Формы государства. Практикум. Государственное устройство. Политический режим. Организация власти и управления в стране. Государственный орган и его признаки. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Правовое государство. Эволюция представлений о правовом государстве. Признаки правового государства. Практикум. Конституция РФ. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя в России.. Гражданство как правовая категория. Практикум. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Личные права. Политические права и свободы. Социально-экономические права. Обязанности граждан. Избирательная система. Принципы избирательной системы. Избирательный процесс. Практикум.

Правоохранительные органы (4 ч)

Защита прав человека в государстве. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Практикум. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Федеральная служба безопасности в РФ.

Налоги - финансовая основа государства (2 ч)

Бюджетная система Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации.

Семья (4 ч)

Брак и семья по семейному праву. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Преступления (4 ч)

Понятие преступления. Соучастие в преступлении. Виды преступлений. Наказание и его цели. Виды наказаний.

Государственно-правовое регулирование экономики - 3 ч

Рыночная экономика как объект воздействия права. Государственно-правовой контроль за экономикой. Социально-экономические права граждан РФ.

Собственность - 8 ч

Право собственности и его содержание. Виды прав собственности. Право частной собственности граждан. Право частной собственности юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности. Право собственности на движимое и недвижимое имущество. Способы (основания) приобретения и прекращения прав собственности. Защита прав собственности.

Юридические формы предпринимательства - 7 ч

Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство. Юридические лица: понятие и виды. Виды коммерческих организаций. Создание, реорганизация, ликвидация коммерческих организаций. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей

Договоры - 4

Понятие договора, виды договоров. Порядок заключения договоров. Способы обеспечения исполнения договоров. Ответственность за неисполнение договоров.

Труд и социальная защита - 8 ч

Законодательство о труде. Занятость и трудоустройство в РФ. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина. Забастовки. Безработица. Страхование и пенсионное дело

Споры и порядок их рассмотрения - 4 ч

Экономические споры. Гражданские и правовые споры. Досудебный порядок рассмотрения споров. Судебный порядок рассмотрения споров

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

Уметь

  • характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,



  • объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,



  • различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,



  • приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Календарно-тематическое планирование по предмету

Право 10 класс (профильный уровень) - 34 часа



№ занятия

Тема занятия

Тип занятия

Дата занятия

Кодификатор

ГИА 2014 года

Кодификатор

ЕГЭ 2014 года









КЭС

КПУ

КЭС

КПУ


РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВО - 2 ч







1

Понятие и виды государств

Урок-презентация

1 нед сент



4.2.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

2

Роль государства в жизни общества

Урок-исследование

2 нед сент



4.2.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.


РАЗДЕЛ 2. ПРАВО - 6 ч







3

Понятие права

Урок изучения нового материала

3 нед сент



5.1.

2.1.-2.6.

4

Ценность права и его роль в жизни общества

Урок-диспут

4 нед сент



5.1.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.3.1; 3.5.

5

Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль.

Урок-исследование

1 нед окт



5.1.

1.6;1.7;2.1-2.3;2.6-2.9.

6

Нормы прав и их система

Урок-презентация

2 нед окт



5.1.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

7

Правотворчество. Законодательный процесс.

Деловая игра

3 нед окт



5.2.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

8

Правонарушения и юридическая ответственность

Урок-анализ

4 нед окт



5.3.

2.1;2.2;2.5;2.6;2.8;3.1;3.2.


РАЗДЕЛ 3. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН - 7 ч





9

Конституция Российской Федерации. Гражданство.

Комбинированный урок

2 нед нояб



5.4.

2.4-2.7

10

Права и свободы как показатель гуманизма политики.

Урок систематизации знаний

3 нед нояб



5.1; 5.1.7

2.1.-2.5;3.1.-3.3.

11

Политические права и свободы

Урок-практикум

4 нед нояб



5.1.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

12

Конституционные обязанности граждан

Урок-диспут

1 нед дек



5.17

2.1.-2.2;2.5.-2.7.3.1; 3.5.

13

Плебисцит, референдум, всенародный опрос

Комбинированный урок

2 нед дек




2.4-2.7

14

Выборы

Урок-практикум

3 нед дек



4.1.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

15

Избирательный процесс и ответственность за его нарушение

Урок-исследование

4 нед дек



4.1; 5.5.

1.6;1.7;2.1-2.3;2.6-2.9.


РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ - 5 ч







16

Государственный аппарат

Урок-презентация

2 нед янв



4.14.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

17

Президент Российской Федерации

Урок-исследование

3 нед янв



4.14;4.7.

2.1-2.3;2.6-2.9.

18

Парламент Российской Федерации

Деловая игра

4 нед янв



4.14.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

19

Правительство Российской Федерации

Деловая игра

1 нед фев



4.14

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

20

Министерства и ведомства РФ: понятие, правовой статус и виды

Урок-исследование

2 нед фев




2.1-2.3;2.6-2.9.


РАЗДЕЛ 5. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - 4 ч







21

Правоохранительная система и ее задачи

Комбинированный урок

3 нед фев



5.2.

2.4-2.7

22

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды

Урок-практикум

4 нед фев



5.2.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

23

Прокуратура. Нотариат.

Урок-исследование

1 нед марта



5.2.

2.1-2.3;2.6-2.9.

24

Адвокатура

Урок-анализ

2 нед марта



5.2.

2.1;2.2;2.5;2.6;2.8;3.1;3.2.


РАЗДЕЛ 6. НАЛОГИ - ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВА - 2 ч







25

Бюджетная система Российской Федерации

Комбинированный урок

3 нед марта




2.4-2.7

26

Налоговая система Российской Федерации

Урок-исследование

1 нед апреля



5.19

2.1-2.3;2.6-2.9.


РАЗДЕЛ 7. СЕМЬЯ - 4 ч







27

Брак и семья по семейному праву

Комбинированный урок

2 нед апреля



5.1.

2.4-2.7

28

Брак и условия его заключения

Урок-практикум

3 нед апреля



5.1.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

29

Права и обязанности супругов

Урок-практикум

4 нед апреля



5.1.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.

30

Права и обязанности родителей и детей

Урок-практикум

1 нед мая



5.1.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.






РАЗДЕЛ 8. ПРЕСТУПЛЕНИЯ - 4 ч







31

Понятие преступления

Комбинированный урок

2 нед мая



5.16.

2.4-2.7



32



Соучастие в преступлении. Виды преступлений



Урок-анализ



3 нед мая





5.16; 5.3.



2.1;2.2;2.5;2.6;2.8;3.1;3.2.

33

Наказание и его цели. Виды наказаний.

Урок-диспут

4 нед мая



5.16; 5.3.

2.1.-2.2;2.5.-2.7.3.1; 3.5.

34

Обобщение по курсу

Урок систематизации и обобщения знаний





2.1-2.3;2.6-2.9.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.

Литература для учащихся:

  • Кашанина Т.В, Кашанин А.В. Право, кн. 1-2, Москва ВИТА пресс 2012 г

  • Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

  • Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.

  • Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2005 год.

Литература для учителя:

1.Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив)..

2.Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004

3 Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.

4 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004

5.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.,1997

6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права2. Учебник для 10-11 классов Профильный уровень образования. - М.: Вита-Пресс, 2005.

7. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Профильный уровень образования. - М.: Вита-Пресс, 2005.

8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители

Кашанин А.В. Кашанина Т.В. - М.: Вита-Пресс, 2005.

Список дополнительной литературы:

1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993

2.Никитин А.Ф.Конституционное право

3Никитин А.Ф.Уголовное право

4 Никитин А.Ф. Налоги

5 Никитин А.Ф Права человека

6 Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»









© 2010-2022