Ответственность - основа жизненного успеха

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ответственность - основа жизненного успеха

Методическая тема педагога-психолога

МАОУ Гимназия № 2 г. Балаково



Введение

«В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала…, а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…»

С.Н. Булгаков


Сдвиг в структуре экономики развитых стран от промышленности к сфере услуг в последние десятилетия всё быстрее перерастает в сдвиг к постиндустриальной эпохе, к новому информационному обществу, к экономике, основанной на перемещении, переработке и на быстро прирастающих знаниях. Проще говоря, если источниками экономического роста в прошлом были земля, труд и капитал, то сегодня в их состав, причем сразу на первое место, вышел интеллект.

В Послании Федеральному Собранию президента России Дмитрия Медведева говорится: «Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг - нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых и профессиональных людей… Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. …Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

Все мы понимаем, что реформы, проводимые в современном российском обществе, рассчитаны не на одно десятилетие, что реальные результаты проявятся в будущем. То, что задумано сейчас продолжить придется нам, молодым, стоящим на пороге в большую жизнь. Насколько мы это осознаем, насколько готовы взять ответственность за себя, за наш дом, город, страну?

От нас ждут многого. Насколько мы сумеем соответствовать ожиданиям? В статье Л. Любимова «Образование и экономика» я нашла перечисление свойств элитарного человека, необходимых для реализации инновационного типа экономики: «…креативность и критическое мышление, бесстрашие к бремени ответственности, умение судить о фактах, явлениях, событиях; чувство долга; умение обнаруживать проблемы и ставить их перед собой, предметная (в школе) и профессиональная компетентность; воображение, умение находить анализировать информацию и создавать её новые комбинации, владеть навигацией в Сети». Данная информация подтолкнула меня к серьезным размышлениям. Я поставила перед собой вопрос: «Насколько старшеклассники готовы нести ответственность за то, что происходит в их жизни?» Данный вопрос стал целью моего исследования.

Задачи работы состояли в следующем:

  • изучить литературу по психологии личности;

  • подобрать методику, направленную на определение степени ответственности старшеклассников за события в своей жизни;

  • провести опрос старшеклассников;

  • проанализировать результаты психодиагностики;

  • сделать практические выводы.

Основная часть


Каждый день нам приходится принимать множество решений: от самых простых и малозначимых до решающих, определяющих дальнейшие события. За каждое из них мы несем ответственность перед самим собой или окружающими…А может порой и не несем вовсе?

Кто-то считает, что все зависит от окружающих людей (учителей, родных, знакомых, близких, начальства, правительства страны), погодных условий, судьбы, случая, обстоятельств. А кто-то осознает свою роль во всем том, что с ним происходит, понимает: что бы с ним не происходило - дело его рук, по крайней мере, в его руках все изменить. То есть люди условно делятся на две группы: одни осознанно строят свою жизнь, отвечают за свои помыслы и действия, а другие «плывут по течению», не пытаются что-то менять в своей жизни и просто сбрасывают весь груз ответственности на всех и все.

Способность людей нести ответственность за свою деятельность сегодня неизмеримо возрастает в связи прорывом науки и техники, ведь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества.

Интересно, а насколько мы, старшеклассники, отвечаем за то, что происходит в нашей жизни. Ведь мы в скором будущем должны будем нести ответственность за наш дом, город, страну; нам предстоит строить свою жизнь, в которой принимать решения должны будем самостоятельно, без подачи родителей, учителей.

Психологи полагают, что ощущение человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия связано с социальной зрелостью и самостоятельностью личности и зависит от уровня субъективного контроля. Оно характеризует степень самоконтроля личности, способность активно управлять своим поведением и отвечать за свои действия.

В психологии личности данные характеристики получили название «локус контроля». Появление понятия «локуса контроля» связано с работами американского психолога Дж. Роттера. Он предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Существуют два крайних типа такой локализации, или «локуса контроля»: интернальный и экстернальный. В первом случае человек (интернал) считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от его личностных качеств и являются закономерным результатом его собственных действий. Во втором случае человек (экстернал) убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил как везение, случайность, давление, окружение, другие люди, обстоятельства и т.п. Для изучения степени ответственности старшеклассников за то, что происходит в их жизни, я использовала опросник уровня субъективного контроля.

В отечественной психологической практике чаще всего используется Метод исследования уровня субъективного контроля, разработанный в НИИ им. Бехтерева. Опросник состоит из 44 суждений, которые позволяют оценить выраженность локуса контроля как по шкале общей интернальности (Ио), так и по шкалам интернальности в области достижений (Ид), в области неудач (Ин), в семейных отношениях (Ис), в межличностных отношениях (Им), в производственных отношениях (Ип), в отношении здоровья и болезни (Из).

В ноябре 2008 года мною был проведен опрос 79 учеников 10-11 классов нашего лицея по данной методике. Старшеклассникам зачитывалась следующая инструкция: «Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

+3 - полностью согласен;

+2 - согласен;

+1 - скорее согласен, чем не согласен;

-1 - скорее не согласен, чем согласен;

-2 - не согласен;

-3 - полностью не согласен.

Старайтесь использовать весь диапазон оценок».

Обработав результаты опроса, я выявила, что для старшеклассников нашей школы характерен средний уровень субъективного контроля: средний показатель УСК учащихся 10-11 классов лицея составляет 60% (Диаграмма 1). Мы, старшеклассники, иногда думаем, что большинство важных событий является результатом собственных действий и чувствуем ответственность за эти события, а иногда - что большинство событий в жизни является результатом случая или действий других людей.

Диаграмма 1.

Ответственность - основа жизненного успеха

Анализируя диаграмму результатов психологической диагностики учащихся 10-11 классов лицея можно говорить о том, что в большей степени старшеклассники готовы взять на себя ответственность:

  • в области достижений (высокий показатель этой области говорит о том, что человек считает, что он сам добился всего, что было и есть в их жизни, и что он способен с успехом добиваться своего в будущем);

  • в межличностных отношениях (высокий показатель по данному параметру свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию);

  • за свое здоровье (человек считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий).

В меньшей степени мы, старшеклассники, отвечаем:

  • за «семейные отношения» (возможно, это связано с тем, что пока в семье ответственность за учеников несут родители);

  • за неудачи, приписывая ответственность за них другим людям или считая их результатом везения-невезения.

Сравнивая результаты диагностики учеников 10 и 11 классов, необходимо отметить, что уровни самоконтроля в различных областях различаются незначительно (Таблица 1).

Таблица 1.

Общая

Достижения

Неудачи

Семейные

отношения

Производственные отношения

Здоровье

Межличностные

отношения

10-е

60%

64%

55%

51%

59%

61%

63%

11-е

60%

63%

53%

48%

61%

61%

62%

среднее

60%

63%

54%

50%

60%

61%

62%

При анализе результатов диагностики я посчитала необходимым выделить пять уровней субъективного контроля, к которым относятся участвующие в опросе ученики:

  • 10% учеников имеют наиболее высокие показатели интернальности, то есть можно сказать, что это «явные интерналы»;

  • 20% учеников имеют показатели по шкале интернальности выше среднего, их можно отнести к «интерналам»;

  • 40% учеников характеризуются средним показателем интернальности, то есть в зависимости от ситуации они либо берут на себя ответственность за события в их жизни, либо приписывают её другим людям;

  • 20% учеников имеют показатели интернальности ниже среднего, следовательно, относятся к «экстерналам»;

  • 10% имеют низкие показатели интернальности, то есть это ученики- «явные экстерналы».

Диаграмма 2

Ответственность - основа жизненного успеха

Анализируя Диаграмму 2, в которой представлены результаты учеников 10-11 классов по шкале общей интернальности, можно сделать следующие выводы:

  • в 10 классах число «явных интерналов» ниже, чем в 11, при этом в 10 классах больше учеников, имеющих уровень субъективного контроля выше среднего. Таким образом, можно говорить о примерно равном количестве учеников в параллели 10-11 классов, которые чувствуют свою ответственность за происходящие события и за то, что происходит в их жизни;

  • в целом, результаты по уровням различаются незначительно.

Так же интересно было проанализировать уровень контроля учеников по шкалам интернальности в области достижений и неудач, в области здоровья и межличностных отношений. Анализировать результаты по шкале интернальности в области семейных и производственных отношений я не стала, так как за семейные отношения в большей степени ответственность пока несут родители, а к производственным отношениям мы можем показать только свое видение.

Сравнивая результаты учеников 10 и 11 классов по шкале интернальности в области достижений (Диаграмма 3), можно сделать выводы, что доля учеников с высокой ответственностью за успехи в своей жизни больше в 11 классах(18%),чем в 10 классах. В 10 классах большое количество учеников(40%) имеют средний уровень интернальности, в то время как в 11 классах их доля составляет всего 28%. В то же время в 11 классах больше и учеников, которые имеют низкий уровень интернальности(13%), то есть относятся к «явным экстерналам».

Диаграмма 3

Ответственность - основа жизненного успеха

В области неудач, в области здоровья распределение учащихся по уровням в 10 и 11 классах различается незначительно (Приложение 2).

Ответственность - основа жизненного успеха

При анализе результатов по шкале интернальности в области межличностных отношений(Диаграмма4) отмечается следующее:

  • доля учеников с высоким уровнем интернальности в обеих параллелях примерно равна (7-8%);

  • в 11 классах больше доля учеников, имеющих уровень интернальности выше среднего и низкий;

  • при этом в 10 классах- средний и ниже среднего.

Таким образом, полученные результаты диагностического исследования говорят о том, что у старшеклассников ещё недостаточно развит субъективный контроль, то есть ученики с малой долей ответственности подходят к своим действиям. Для них проще свалить вину на окружающих (учителей, родителей, обстоятельства), чем взять её на себя.

Заключение



Есть два способа жизни, и нам дано право выбрать один из них.

Представим океан. Все его обитатели могут быть разделены на две неравные группы. Первая- это те, кто всю жизнь проводит в подводных глубинах. Они добывают пищу, спасаются от врагов, охотятся за более слабыми и…представления не имеют, что есть и абсолютно другой мир, другое- воздушное- пространство. Им оно не доступно.

Но есть особая группа океанских жителей - летающие рыбы. Кто наградил их крыльями - Бог, судьба, собственное любопытство,- трудно сказать. Однако, благодаря крыльям они могут выходить в иное пространство. Иногда они вылетают из толщи воды и парят над поверхностью. Они видят, что происходящее в глубинах - это лишь часть огромного мира. Они получают уникальную возможность осмыслить то, что они делали под водой, посмотреть на свою жизнь со стороны, из другого пространства.

Первый способ жизни - это жизнь внутри обстоятельств. «Так сложилась жизнь», «такое нынче время», «как все, так и я». Человек полностью погружается в текущие события. Ему некогда и незачем отслеживать их ход, он не верит в то, что может серьезно повлиять на них.

Другой способ жизни - это жизнь над обстоятельствами. Этот способ предполагает совсем другие отношения с миром и самим собой. Осознание своих целей и желаний, затем - анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем свободный выбор принятие на себя ответственности за все последствия выбора.

Есть два способа жизни, и нам дано право выбрать один из них.

Думаю, что моя работа будет интересна как педагогам средних школ, ученикам, так и педагогам тех учебных учреждений, куда поступят выпускники. Она наталкивает на мысль, что необходимо в процессе обучения и воспитания применять методики, способствующие повышению самоконтроля, ответственности, самостоятельности. Наверное, необходимо больше нас учить учиться, а не стараться преподносить готовые знания, учить соотносить эти знания с окружающей действительностью, уметь применять их на практике, уметь сформулировать свою точку зрения и аргументировать её.

И большую роль в обучении этому, может сыграть психология. Так как психологические знания для молодого человека дают возможность познать самого себя, воспитать в себе лучшие черты характера. Было бы хорошо, в школе ввести психологическое образование, направленное на повышение психологической культуры школьников, так как все провозглашаемые в настоящее врем нравственные ценности( в том числе и ответственность) основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. Нам, старшеклассникам, было бы интересно и полезно изучать психологию с целью самопознания и самовоспитания.

О себе могу сказать, что в процессе работы над своим исследованием я научилась проводить опрос и анализировать информацию, структурировать творческую работу, а так же ознакомилась с дополнительной литературой по психологии и педагогике. Мне было интересно не только узнать уровень ответственности своих сверстников, но и изучить свой уровень субъективного контроля. Эта работа помогла мне по-новому взглянуть на мои действия и поступки и осознать свою ответственность за свою настоящую жизнь и жизнь будущую.

Я считаю, что любой творческий, исследовательский труд способствует развитию в человеке качеств субъективного контроля, позволяет приобрести определенный социальный опыт.


Список литературы


  1. Послание Федеральному Собранию Президента РФ Д. Медведева. (http//vesti.ru)

  2. Вачков И.В. Приключение во внутреннем мире. Психология для старшеклассников. - СПб.: Питер, 2008.

  3. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. - СПб.: Питер, 2009.

  4. Гликман Н. Социально-производственное воспитание, «наша» и «не наша» школа // Народное образование. 2008. №1.

  5. Любимов Л. Образование и экономика // Народное образование. 2008. №7

  6. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. ОУ: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

  7. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. // Народное образование. 2008. №7.

  8. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основа психологии для старшеклассников. - М.: ВЛАДОС, 2001.

  9. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - М.:ВЛАДОС, 1999.


Приложение 1


Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)


Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

+3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
-1 - скорее не согласен, чем согласен
-2 - не согласен
-3 - полностью не согласен

Старайтесь использовать весь диапазон оценок.


  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий

  2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу

  3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь

  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим

  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения

  6. Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей

  7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов

  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной

  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность

  10. Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий

  11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их

  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий

  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства

  14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут

  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими

  16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители

  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни

  18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства

  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности

  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной

  21. Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств

  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать

  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней

  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле

  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают

  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье

  27. Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого

  28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными

  29. То, что со мной случается, - дело моих рук

  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе

  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий

  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу

  33. В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам

  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать

  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой

  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения

  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи

  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим

  39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу

  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания

  41. В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании

  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя

  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей

  44. Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения


Приложение 2

Результаты диагностики УСК учеников 10-11 классов

Ответственность - основа жизненного успеха

Ответственность - основа жизненного успеха

Ответственность - основа жизненного успеха

Ответственность - основа жизненного успеха

15


© 2010-2022