- Преподавателю
- Обществознание
- Ответственность - основа жизненного успеха
Ответственность - основа жизненного успеха
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Губаркова Е.Г. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ответственность - основа жизненного успеха
Методическая тема педагога-психолога
МАОУ Гимназия № 2 г. Балаково
Введение
«В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала…, а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…»
С.Н. Булгаков
Сдвиг в структуре экономики развитых стран от промышленности к сфере услуг в последние десятилетия всё быстрее перерастает в сдвиг к постиндустриальной эпохе, к новому информационному обществу, к экономике, основанной на перемещении, переработке и на быстро прирастающих знаниях. Проще говоря, если источниками экономического роста в прошлом были земля, труд и капитал, то сегодня в их состав, причем сразу на первое место, вышел интеллект.
В Послании Федеральному Собранию президента России Дмитрия Медведева говорится: «Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг - нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых и профессиональных людей… Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. …Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Все мы понимаем, что реформы, проводимые в современном российском обществе, рассчитаны не на одно десятилетие, что реальные результаты проявятся в будущем. То, что задумано сейчас продолжить придется нам, молодым, стоящим на пороге в большую жизнь. Насколько мы это осознаем, насколько готовы взять ответственность за себя, за наш дом, город, страну?
От нас ждут многого. Насколько мы сумеем соответствовать ожиданиям? В статье Л. Любимова «Образование и экономика» я нашла перечисление свойств элитарного человека, необходимых для реализации инновационного типа экономики: «…креативность и критическое мышление, бесстрашие к бремени ответственности, умение судить о фактах, явлениях, событиях; чувство долга; умение обнаруживать проблемы и ставить их перед собой, предметная (в школе) и профессиональная компетентность; воображение, умение находить анализировать информацию и создавать её новые комбинации, владеть навигацией в Сети». Данная информация подтолкнула меня к серьезным размышлениям. Я поставила перед собой вопрос: «Насколько старшеклассники готовы нести ответственность за то, что происходит в их жизни?» Данный вопрос стал целью моего исследования.
Задачи работы состояли в следующем:
-
изучить литературу по психологии личности;
-
подобрать методику, направленную на определение степени ответственности старшеклассников за события в своей жизни;
-
провести опрос старшеклассников;
-
проанализировать результаты психодиагностики;
-
сделать практические выводы.
Основная часть
Каждый день нам приходится принимать множество решений: от самых простых и малозначимых до решающих, определяющих дальнейшие события. За каждое из них мы несем ответственность перед самим собой или окружающими…А может порой и не несем вовсе?
Кто-то считает, что все зависит от окружающих людей (учителей, родных, знакомых, близких, начальства, правительства страны), погодных условий, судьбы, случая, обстоятельств. А кто-то осознает свою роль во всем том, что с ним происходит, понимает: что бы с ним не происходило - дело его рук, по крайней мере, в его руках все изменить. То есть люди условно делятся на две группы: одни осознанно строят свою жизнь, отвечают за свои помыслы и действия, а другие «плывут по течению», не пытаются что-то менять в своей жизни и просто сбрасывают весь груз ответственности на всех и все.
Способность людей нести ответственность за свою деятельность сегодня неизмеримо возрастает в связи прорывом науки и техники, ведь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества.
Интересно, а насколько мы, старшеклассники, отвечаем за то, что происходит в нашей жизни. Ведь мы в скором будущем должны будем нести ответственность за наш дом, город, страну; нам предстоит строить свою жизнь, в которой принимать решения должны будем самостоятельно, без подачи родителей, учителей.
Психологи полагают, что ощущение человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия связано с социальной зрелостью и самостоятельностью личности и зависит от уровня субъективного контроля. Оно характеризует степень самоконтроля личности, способность активно управлять своим поведением и отвечать за свои действия.
В психологии личности данные характеристики получили название «локус контроля». Появление понятия «локуса контроля» связано с работами американского психолога Дж. Роттера. Он предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Существуют два крайних типа такой локализации, или «локуса контроля»: интернальный и экстернальный. В первом случае человек (интернал) считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от его личностных качеств и являются закономерным результатом его собственных действий. Во втором случае человек (экстернал) убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил как везение, случайность, давление, окружение, другие люди, обстоятельства и т.п. Для изучения степени ответственности старшеклассников за то, что происходит в их жизни, я использовала опросник уровня субъективного контроля.
В отечественной психологической практике чаще всего используется Метод исследования уровня субъективного контроля, разработанный в НИИ им. Бехтерева. Опросник состоит из 44 суждений, которые позволяют оценить выраженность локуса контроля как по шкале общей интернальности (Ио), так и по шкалам интернальности в области достижений (Ид), в области неудач (Ин), в семейных отношениях (Ис), в межличностных отношениях (Им), в производственных отношениях (Ип), в отношении здоровья и болезни (Из).
В ноябре 2008 года мною был проведен опрос 79 учеников 10-11 классов нашего лицея по данной методике. Старшеклассникам зачитывалась следующая инструкция: «Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:
+3 - полностью согласен;
+2 - согласен;
+1 - скорее согласен, чем не согласен;
-1 - скорее не согласен, чем согласен;
-2 - не согласен;
-3 - полностью не согласен.
Старайтесь использовать весь диапазон оценок».
Обработав результаты опроса, я выявила, что для старшеклассников нашей школы характерен средний уровень субъективного контроля: средний показатель УСК учащихся 10-11 классов лицея составляет 60% (Диаграмма 1). Мы, старшеклассники, иногда думаем, что большинство важных событий является результатом собственных действий и чувствуем ответственность за эти события, а иногда - что большинство событий в жизни является результатом случая или действий других людей.
Диаграмма 1.
Анализируя диаграмму результатов психологической диагностики учащихся 10-11 классов лицея можно говорить о том, что в большей степени старшеклассники готовы взять на себя ответственность:
-
в области достижений (высокий показатель этой области говорит о том, что человек считает, что он сам добился всего, что было и есть в их жизни, и что он способен с успехом добиваться своего в будущем);
-
в межличностных отношениях (высокий показатель по данному параметру свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию);
-
за свое здоровье (человек считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий).
В меньшей степени мы, старшеклассники, отвечаем:
-
за «семейные отношения» (возможно, это связано с тем, что пока в семье ответственность за учеников несут родители);
-
за неудачи, приписывая ответственность за них другим людям или считая их результатом везения-невезения.
Сравнивая результаты диагностики учеников 10 и 11 классов, необходимо отметить, что уровни самоконтроля в различных областях различаются незначительно (Таблица 1).
Таблица 1.
Общая
Достижения
Неудачи
Семейные
отношения
Производственные отношения
Здоровье
Межличностные
отношения
10-е
60%
64%
55%
51%
59%
61%
63%
11-е
60%
63%
53%
48%
61%
61%
62%
среднее
60%
63%
54%
50%
60%
61%
62%
При анализе результатов диагностики я посчитала необходимым выделить пять уровней субъективного контроля, к которым относятся участвующие в опросе ученики:
-
10% учеников имеют наиболее высокие показатели интернальности, то есть можно сказать, что это «явные интерналы»;
-
20% учеников имеют показатели по шкале интернальности выше среднего, их можно отнести к «интерналам»;
-
40% учеников характеризуются средним показателем интернальности, то есть в зависимости от ситуации они либо берут на себя ответственность за события в их жизни, либо приписывают её другим людям;
-
20% учеников имеют показатели интернальности ниже среднего, следовательно, относятся к «экстерналам»;
-
10% имеют низкие показатели интернальности, то есть это ученики- «явные экстерналы».
Диаграмма 2
Анализируя Диаграмму 2, в которой представлены результаты учеников 10-11 классов по шкале общей интернальности, можно сделать следующие выводы:
-
в 10 классах число «явных интерналов» ниже, чем в 11, при этом в 10 классах больше учеников, имеющих уровень субъективного контроля выше среднего. Таким образом, можно говорить о примерно равном количестве учеников в параллели 10-11 классов, которые чувствуют свою ответственность за происходящие события и за то, что происходит в их жизни;
-
в целом, результаты по уровням различаются незначительно.
Так же интересно было проанализировать уровень контроля учеников по шкалам интернальности в области достижений и неудач, в области здоровья и межличностных отношений. Анализировать результаты по шкале интернальности в области семейных и производственных отношений я не стала, так как за семейные отношения в большей степени ответственность пока несут родители, а к производственным отношениям мы можем показать только свое видение.
Сравнивая результаты учеников 10 и 11 классов по шкале интернальности в области достижений (Диаграмма 3), можно сделать выводы, что доля учеников с высокой ответственностью за успехи в своей жизни больше в 11 классах(18%),чем в 10 классах. В 10 классах большое количество учеников(40%) имеют средний уровень интернальности, в то время как в 11 классах их доля составляет всего 28%. В то же время в 11 классах больше и учеников, которые имеют низкий уровень интернальности(13%), то есть относятся к «явным экстерналам».
Диаграмма 3
В области неудач, в области здоровья распределение учащихся по уровням в 10 и 11 классах различается незначительно (Приложение 2).
При анализе результатов по шкале интернальности в области межличностных отношений(Диаграмма4) отмечается следующее:
-
доля учеников с высоким уровнем интернальности в обеих параллелях примерно равна (7-8%);
-
в 11 классах больше доля учеников, имеющих уровень интернальности выше среднего и низкий;
-
при этом в 10 классах- средний и ниже среднего.
Таким образом, полученные результаты диагностического исследования говорят о том, что у старшеклассников ещё недостаточно развит субъективный контроль, то есть ученики с малой долей ответственности подходят к своим действиям. Для них проще свалить вину на окружающих (учителей, родителей, обстоятельства), чем взять её на себя.
Заключение
Есть два способа жизни, и нам дано право выбрать один из них.
Представим океан. Все его обитатели могут быть разделены на две неравные группы. Первая- это те, кто всю жизнь проводит в подводных глубинах. Они добывают пищу, спасаются от врагов, охотятся за более слабыми и…представления не имеют, что есть и абсолютно другой мир, другое- воздушное- пространство. Им оно не доступно.
Но есть особая группа океанских жителей - летающие рыбы. Кто наградил их крыльями - Бог, судьба, собственное любопытство,- трудно сказать. Однако, благодаря крыльям они могут выходить в иное пространство. Иногда они вылетают из толщи воды и парят над поверхностью. Они видят, что происходящее в глубинах - это лишь часть огромного мира. Они получают уникальную возможность осмыслить то, что они делали под водой, посмотреть на свою жизнь со стороны, из другого пространства.
Первый способ жизни - это жизнь внутри обстоятельств. «Так сложилась жизнь», «такое нынче время», «как все, так и я». Человек полностью погружается в текущие события. Ему некогда и незачем отслеживать их ход, он не верит в то, что может серьезно повлиять на них.
Другой способ жизни - это жизнь над обстоятельствами. Этот способ предполагает совсем другие отношения с миром и самим собой. Осознание своих целей и желаний, затем - анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем свободный выбор принятие на себя ответственности за все последствия выбора.
Есть два способа жизни, и нам дано право выбрать один из них.
Думаю, что моя работа будет интересна как педагогам средних школ, ученикам, так и педагогам тех учебных учреждений, куда поступят выпускники. Она наталкивает на мысль, что необходимо в процессе обучения и воспитания применять методики, способствующие повышению самоконтроля, ответственности, самостоятельности. Наверное, необходимо больше нас учить учиться, а не стараться преподносить готовые знания, учить соотносить эти знания с окружающей действительностью, уметь применять их на практике, уметь сформулировать свою точку зрения и аргументировать её.
И большую роль в обучении этому, может сыграть психология. Так как психологические знания для молодого человека дают возможность познать самого себя, воспитать в себе лучшие черты характера. Было бы хорошо, в школе ввести психологическое образование, направленное на повышение психологической культуры школьников, так как все провозглашаемые в настоящее врем нравственные ценности( в том числе и ответственность) основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. Нам, старшеклассникам, было бы интересно и полезно изучать психологию с целью самопознания и самовоспитания.
О себе могу сказать, что в процессе работы над своим исследованием я научилась проводить опрос и анализировать информацию, структурировать творческую работу, а так же ознакомилась с дополнительной литературой по психологии и педагогике. Мне было интересно не только узнать уровень ответственности своих сверстников, но и изучить свой уровень субъективного контроля. Эта работа помогла мне по-новому взглянуть на мои действия и поступки и осознать свою ответственность за свою настоящую жизнь и жизнь будущую.
Я считаю, что любой творческий, исследовательский труд способствует развитию в человеке качеств субъективного контроля, позволяет приобрести определенный социальный опыт.
Список литературы
-
Послание Федеральному Собранию Президента РФ Д. Медведева. (http//vesti.ru)
-
Вачков И.В. Приключение во внутреннем мире. Психология для старшеклассников. - СПб.: Питер, 2008.
-
Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. - СПб.: Питер, 2009.
-
Гликман Н. Социально-производственное воспитание, «наша» и «не наша» школа // Народное образование. 2008. №1.
-
Любимов Л. Образование и экономика // Народное образование. 2008. №7
-
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. ОУ: базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
-
Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. // Народное образование. 2008. №7.
-
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основа психологии для старшеклассников. - М.: ВЛАДОС, 2001.
-
Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - М.:ВЛАДОС, 1999.
Приложение 1
Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:
+3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
-1 - скорее не согласен, чем согласен
-2 - не согласен
-3 - полностью не согласен
Старайтесь использовать весь диапазон оценок.
-
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий
-
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
-
Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
-
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
-
Осуществление моих желаний часто зависит от везения
-
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей
-
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
-
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
-
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
-
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий
-
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их
-
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
-
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
-
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут
-
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
-
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители
-
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
-
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
-
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности
-
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
-
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств
-
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать
-
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
-
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле
-
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
-
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье
-
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого
-
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными
-
То, что со мной случается, - дело моих рук
-
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
-
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий
-
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу
-
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам
-
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать
-
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой
-
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения
-
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи
-
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
-
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу
-
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания
-
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании
-
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя
-
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей
-
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения
Приложение 2
Результаты диагностики УСК учеников 10-11 классов
15