Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя

Цель:продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры. Задачи: 1.      Добиться усвоения учащимися: - основных понятий; - что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества. 2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.           3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности,        патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам. Наглядность:  Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпи...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конституция Российской Федерации.Основы Конституционного строяКонституция Российской Федерации.Основы Конституционного строяТема урока: Конституция Российской Федерации.

Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.

Задачи:

  1. Добиться усвоения учащимися:

- основных понятий;

- что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.

2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.

3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку

* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение

Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Благополучное плавание - цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.

Аристотель

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что наиболее демократически развитым государством считают правовое государство - лучшего человечество пока не придумало.

Вспомните, что такое правовое государство. Правовое государство - демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Право - совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Эти нормы, регулирующие жизнь общества, закреплены в законах. И основным законом каждого цивилизованного государства является ... (конституция).

Итак, сегодня, мы познакомимся с основным законом государства - Конституцией, историей его принятия; основами конституционного строя России.

Проблемное задание на урок: Выяснить, почему все законы в государстве подчиняются конституции.

III. Изучение нового материала.

План нашего урока:

1. История конституционного вопроса в России.

2. Конституция РФ - основной закон государства.

3. Основы конституционного строя России.

1. Мы сейчас познакомимся с историей конституционного вопроса в России (опережающее задание, индивидуальное сообщение учащегося).

Учащимся предлагается внимательно слушать сообщение, чтобы ответить на вопросы:

  1. Что такое Конституция?(Презентация-работа ученика)

Слайд 1 - Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция - это как бы договор между государством и его гражданами.

Слайд 2-Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:

  • ее нормы выше любых других законов;

  • сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.

Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.

Слайд 3 -12 декабря состоялся референдум-всенародное

голосование, на котором была принята

Конституция, по которой мы сейчас живём.

Российская Конституция содержит преамбулу- - вводную часть.

(Читает преамбулу специально подготовленный ученик.)

Слайд 4-В специальной статье Конституции РФ сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у Президента очень много. Одних только глаголов отвечающих на вопрос "Что делает?" целых тридцать шесть штук.

Является - главой государства,

- гарантом Конституции

- гарантом прав и свобод человека и гражданина

  • Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Р Ф.

Ведёт переговоры о заключении международных договоров и другие переговоры;

Возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации

Издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

Награждает государственными наградами Российской Федерации.

Слайд 5-Конституция РФ разделила государственную власть
на три части или на три ветви.

Слайд 6-

Конституция содержит положения
об основных правах и свободах граждан РФ. Все равны перед законом и судом.

  • Каждый имеет право на жизнь.

  • Достоинство личности охраняется

государством. Ничто не может быть

основанием для его умаления.

  • Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

  • Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  • Материнство, детство и семья находятся под защитой государства и т.д.

Молодец,Юля.Ребята,мы посмотрели презентацию,давайте ответим на следующие вопросы:

-что такое Конституция?(основной закон страны).

-Когда была принята первая демократическая конституция в истории России,которая действует до настоящего времени? (12 декабря 1993 г.)

-На сколько частей Конституция разделила государственную власть?( на три-законодательную,исполнительную,судебную)

2.Слово учителя

-В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Существовали ли своды законов в нашей стране до Конституции?(да,существовали:-Русская правда Ярослава,Судебник Ивана 3 и Ивана 4,Соборное Уложение 1648 г Алексея Михайловича)

( презентация ,работа учителя):

-1649 г. - Соборное уложение. /Кодекс законов/

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила

демократические основы государственного устройства/

( слайд 1)

-Комментарий:

В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.

Конституция от 12 декабря 1993 года - это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России.В Конституции 10 глав.

( слайд 2)

3.Исследовательская работа с Конституцией

Слово учителя.

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.(слайд 3)

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.(ст.17)

Давайте с вами запишем определение правового статуса человека в тетрадь.Проведем небольшую исследовательскую работу.найдите во второй главе Конституции статьи ,в которых указаны права и обязанности человека

Правовой статус человека - совокупность его прав и обязанностей.

Ст.17,18,19, Ст.24п.2,

20,22,23,24, Ст.38 п 3

25,26,27-56 Ст.43 п 4

59-64 Ст.44 п3

Ст.57

Ст. 58

Ст.59 п 1

4.Практическая работа

Мы с вами убедились в том ,что человек являясь гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 129, обратить внимание обучающихся/

Заполнить таблицу:

/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/

Основные

конституционные права

Примеры

реализации прав

Личные

Политические

Гражданские

Имущественные

Права, охраняющие жизнь достоинство личности

Национальные

и т.д.

Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.

Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.

Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.

Ст.25

Ст. 20-24

Ст. 26

(Слайд 4) /Закончить рекомендуется дома/


5.А сейчас ребята ,я вам покажу небольшой видеоролик

. После просмотра вы мне ответите на вопрос:

-с какой целью я вам показала этот мультфильм?(для того,чтобы стало понятно,что дети также имеют права и родители обязаны окружить своих детей заботой и всем необходимым)

6. Работа с эпиграфами к уроку:

Право существует для пользы человечества. Латинское изречение

Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Благополучное плавание - цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель

Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?

Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?

( слайд 5)

7.Рефлексия

Давайте закрепим полученные вами на уроке знания

А)Предложить слабоуспевающим обучающимся следующие карточки:

Согласно Конституции РФ:
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
* гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.

Б)Игра «да»-«нет»

Существует вводная часть, где говорится об отношении граждан РФ к государству- Да

В Конституции перечисляются все правила поведения российских граждан -Нет

В Конституции говорится об устройстве и полномочиях органов власти в стране -Да

Конституция принимается после всенародного обсуждения путём голосования граждан России-Да

В Конституцию включены разные законы -Нет

Никто в государстве не имеет право нарушать Конституцию -Да

Конституция всю власть в государстве отдаёт Президенту -Нет

(слайд 6)

В).Напишите эссе на тему: «Для чего нужна Конституция?»

(Если времени не остается Эссе на дом по желанию наиболее подготовленным ученикам)

8.Выставление оценок

- Домашнее задание: п. 12-13, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение(эссе) .(слайд 7)





© 2010-2022