Комплексное занятие «Анна Апай в гостях у детей»

Конспект занятия разработан для ознакомления детей подготовительной к школе группы с народным костюмом северных удмуртов.Многие дети не знают, что такое народная культура, как сохраняют традиции народ своего села. Изучив историю дизьминцев, мне захотелось поделиться опытом с детьми своей группы. Дать представление о народном костюме, как произносят на удмуртском языке ту или иную деталь комплекта. Что означает вышивка на рукавах, горловине, по низу платья. Ну и закрепить на аппликации знания пол...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексное занятие образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» НОД - «Анна Апай в гостях у детей».

Аппликация «Украшение орнаментом одежды северных удмуртов».

Цель: формировать представление детей об одежде удмуртского народа.

Задачи: 1. Познакомить детей с особенностями женской одежды северных удмуртов; учить детей создавать новый элемент орнамента в виде стилизованного цветка из квадратов с выемками и украшать передник; обогащение словаря детей с названиями женской одежды на удмуртском языке;

Закрепить знания детей об особенностях костюмного комплекта северных удмуртов, учить подбирать соответствующие цвета и элементы орнамента, правильно их располагать на плоскости;

2. Развивать умение использовать прием срезания одного угла прямыми линиями; упражнять в выборе сочетаний цветов: красные и черные на белом фоне;

3. Воспитывать уважение к людям, которые бережно хранят свои традиции: передают одежду из поколения в поколение, на праздники надевают национальную одежду.

Подготовка к занятию. Рассматривание нового элемента уд­муртского орнамента, его использование при украшении полотенец, платков, передников; выделение очертания украшений и их цвето­вое сочетание с окраской фона.

Материал. Карта Ярского района. Иллюстрации народных костюмов северных и южных удмуртов. Образец удмуртского орнамента. Силуэты передников в форме прямоугольника красного цвета размером 18Х 12 см. Полоски синей бумаги размером 4Х 12 см, размером 3Х 9 красной полоски и желтой размером 1X 3 см.

Методические приемы: словесный - беседа, ответы детей на вопросы. Наглядный - женщина удмуртка в праздничном костюме северных удмуртов, рассматривание иллюстрации. Практический - аппликация удмуртского орнамента на передник (фартук).

Воспитатель: Мы живем с вами в Удмуртии, а коренное население нашей республики - удмурты. Что значит слово «удмурт»?

(«уд» - трава, «мурт»- человек).

То есть - луговой человек - а значит, можно предположить, что народ выбирал место для поселения там, где есть лес, луг, вода. Жил народ, что называется «от леса». Лес кормил, одевал, обогревал.

Ребята, а как вы думаете, чем могли заниматься удмурты, какой работой?

Дети: (охота, рыболовство, сбор трав, меда, земледелие)

Трудолюбивый, выносливый народ передавал жизненный опыт своим детям не только через труд, но и через праздники, отдых, игры - традиционно одевая праздничный костюм. Культурное наследие удмуртов богато и интересно.

Дети, а кто скажет, как называется село, в котором вы живете?

Дети: Дизьмино.

Воспитатель: Правильно, село Дизьмино находится на севере Удмуртии, Ярского района. Здесь живут северные удмурты.

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение «Удмуртка» Э. Цегельник. (Воспитатель читает стихотворение, задает детям вопросы.)

Смотрит хозяйка застенчиво,

Немногословна, проста,

Скромная тихая женщина -

В этом ее красота.

Косы - ручьи золотистые,

Синее небо - глаза.

Солнце играет монистами,

Светом янтарным дрожа.

Хрупка она и вынослива,

Гостеприимна, добра,

Перед людьми не застенчива,

Трудолюбива, щедра…

Юбки расшиты орнаментом:

Черным и красным пестрят,

Пустится в танец, и пламенем

Вспыхнет удмуртский наряд.

Воспитатель: Как смотрит хозяйка?

Дети: Застенчиво.

Воспитатель: Какими словами автор стихотворения описывает застенчивость хозяйки?

Дети: Немногословна, проста - скромная тихая женщина. В этом ее красота.

Воспитатель: С чем сравниваются косы и глаза удмуртки?

Дети: Косы - ручьи золотистые, синее небо - глаза.

Воспитатель: Мне очень понравились слова, в которых говорится о трудолюбии и костюме удмуртки. (Воспитатель читает фрагмент стихотворения еще раз: «Солнце играет монистами, светом янтарным дрожа...».)

Кто запомнил, как описывается костюм удмуртки?

Воспитатель спрашивает нескольких детей. Обращает внимание на выразительное чтение фраг­ментов.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Войдите, пожалуйста.

Звучит удмуртская народная мелодия. В группу заходит женщина в костюме северной удмуртки.

Воспитатель: Здравствуйте, проходите, пожалуйста.

Гостья: Здравствуйте, меня зовут Анна Апай. Я приехала к вам с п. Яр. (Показывает на карте п. Яр.)

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, Анна Апай. У вас очень красивая одежда. Дети, почему Анна Апай так одета?

Дети: Она пришла в гости.

Воспитатель: Когда вы идете в гости, на праздник, то как вы одеваетесь?

Дети: Красиво, нарядно, празднично.

Воспитатель: Анна Апай пришла к нам в праздничной одежде северных удмуртов. Давайте внимательно посмотрим на костюм Анны Апай. Как вы думаете, этот костюм для женщины или для девушки (де­вочки)?

Дети: Для женщины.

Воспитатель: Сейчас мы будем рассматривать красивую одежду Анны Апай.

Дети вместе с воспитателем рассматривают одежду Анны Апай.

Воспитатель: Вначале надевается нательная белая рубаха - дэрем. Посмотрите, она украшена вышивкой по подолу, рукавам и горловине. Подол - это низ платья (воспитатель указывает рукой), горловина - это та часть, которая находится вверху (у горла).

Посмотрите дети как красиво! А как вы думаете, почему на рубашке узоры вышиты по вороту, рукавах, по низу?

Дети: В старину вещи не только для красоты вышивались. Люди верили, что вышивка оберегает человека от болезней, беды, старались защитить са­мые важные части тела, которые часто болят это: горло, руки, грудь.

Воспитатель: Правильно, по народному поверию вышивка делала кос­тюм не только нарядным, но и оберегала его от зла и беды, она так и называется «оберег».

Воспитатель: Смотрите, далее надевают нагрудник - кабачи, который тоже очень красиво украшен мони­стами. Ребята, а как называется этот предмет оде­жды?

Дети: Это фартук.

Воспитатель: Правильно, фартук по-удмуртски - это айшет. Посмотрите, он украшен лентами. Что повязала на голову Анна Апай?

Дети: Платок.

Воспитатель: Правильно, платок - кышет. Давайте обратим внимание на ноги. Какую обувь носит Анна Апай?

Дети: Лапти.

Воспитатель: Молодцы. На ногах - чулки с разноцветными полосками.

Обратите внимание на вышивку, на элементы узора и сочетание цветов. Какие цвета используются в одежде северных удмуртов?

Дети: Красные, черные.

Северные удмурты любили вышивать красным и черным цветом. Как вы думаете, почему?

Дети: Красный цвет - это цвет огня, солнца. Без солнца не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Черный цвет - это цвет Земли. Земля - это наш дом. Земля нас кормит, дает людям хлеб, овощи, фрукты. Люди с уважением относятся к земле, и называют ее «матушкой».

Присядьте, пожалуйста, Анна Апай. Ребята, сейчас мы рассмотрели праздничный женский костюм, который раньше носили северные удмурты. На доске висят фотографии разных удмурт­ских костюмов. Вы должны выбрать костюмы только северных удмуртов, а мы с Анной Апай по­смотрим, кто из вас правильно выполнит задние. (Дети подходят к доске, на которых развешены фотографии одежды, и выбирают нужные фотографии.)

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно выбрали костюмы.

Анна Апай: Ребята, я вижу вы с заданием справились. И мне с вами приятно было познакомиться, но, к сожалению меня, ждут еще ребятки в другом детском саду. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Давайте вспомним название костюмного комплекта (дэрем, кабачи, айшет, кышет).

Воспитатель: Какие цвета любят северные удмурты?

Дети: Белый, красный, черный.

Воспитатель: Из чего состоит узор?

Дети: Квадраты, ромбы, кресты.

Воспитатель: Какие части одежды украшают удмурты?

Дети: Полы халата, рукава рубашки, ворот.

Воспитатель: У меня на столе лежат силуэты платья женских фигурок. Возьмите по одной из них и укрась­те ее элементами орнамента одежды северных удмуртов.

Воспитатель. Ребята, прежде чем приступим к работе, давайте вспомним правила безопасности труда при работе с ножницами:

Безопасность труда при работе с ножницами

1. Не держи ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

4. При работе следи за пальцами левой руки.

5. Помни, линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.

6. При вырезании окружности поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

За столы обратно сели.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

(Все движения дети повторяют по тексту за воспитателем)

Посмотрите, из каких элементов составлен орнамент?

Дети: Из квадратов.

Воспитатель: Какого цвета квадраты?

Дети: Красные, синие, желтые.

Воспитатель: Элементы в орнаменте могут повторяться или чередоваться друг с другом по форме или по цвету. Где расположен узор на фартуке?

Дети: По низу.

Воспитатель: Как расположен узор на фартуке?

Дети: Квадраты наложены друг на друга.

Воспитатель: Давайте все вместе попробуем украсить передник удмуртским народным орнаментом.

Воспитатель: Что у вас лежит в тарелочках?

Дети: Полоски разного цвета.
Воспитатель: Как из полосок получить три квадрата?

Дети: Надо сложить полоску гармошкой на три части и разрезать.

Воспитатель: Давайте возьмем полоску синего цвета и сделаем гармошку, еще раз и разрежем на месте сгиба и так все полоски. Какого цвета квадраты самые большие по размеру?

Дети: Квадраты большие синего цвета.

Воспитатель: Какие квадраты больше по размеру синие или красные?

Дети: Квадраты синие больше по размеру, чем красные.

Воспитатель: Какой квадрат самый маленький?

Дети: Самый маленький желтый квадрат.

Воспитатель: Накладываем узор на фартук в следующем порядке: на самый большой синий квадрат накладываем красный квадрат углами к сторонам к первой фигуры, затем наложим самый маленький желтый квадрат. Где расположен узор на фартуке?

Дети: По низу фартука.

Воспитатель: Начинаем работать с клеем, клеить можно по-разному: два из них наклеивают по бокам нижней части силуэта, а третий - между ними выше, соприкасаясь нижними углами с двумя другими.

Воспитатель: Чья работа уже готова, выставляем на мольберт. Итак, наши работы готовы. Ребята, чей фартук вам больше понравился и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вам было трудно при выполнении вашей работы?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы хотели смастерить или сделать своими руками на следующем занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте сложим свои работы на стол, пусть они просохнут.

Использованная литература:

1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986 - стр.168;

2. Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством удмуртов. - Глазов, ГГПИ, 2012 - стр.53-54.


© 2010-2022