Раздел II. Экономика и экономическая наука

Раздел II. Экономика  включает следующие темы: Тема 1. Экономика и экономическая наука. Тема 2. Факторы производства и факторные доходы. Тема 3. Экономические системы и собственность. Тема 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Тема 5. Рынок и рыночный механизм. Тема 6. Спрос и предложение. Тема 7. Постоянные и переменные затраты. Тема 8. Банковская система. Тема 9. Рынок труда и безработица. Тема 10. Инфляция, её виды и последствия. Тема 11.Экономический рост и разви...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.Раздел II. Экономика и экономическая наука.

Раздел II. Экономика.

Тема 12. Экономика и экономическая наука.

Экономика - в переводе с греческого первоначально означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Сегодня слово «экономика» имеет два значения.

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о способах рационального ведения хозяйства, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить блага.

Экономическую науку разделяют на

  • макроэкономику

  • микроэкономику.

Микроэкономика - изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания - цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.

Основные измерители экономической деятельности:

1. Валовый национальный продукт (ВНП) - общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых факторами производства данной страны как в пределах её границ, так и в других странах в течение года.

2. Валовый внутренний продукт (ВВП) - общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.


ВВП

товары и услуги , произведённые иностранцами в нашей стране

товары и услуги, произведённые российскими ресурсами за рубежом

ВНП

3. Национальный доход - часть ВНП за вычетом амортизационных отчислений и косвенных налогов.

4. Уровень благосостояния - степень обеспеченности граждан страны товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.


Тема 13. Факторы производства и факторные доходы.

Условием жизни любого человека и общества является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, а также духовных потребностей.

Потребности - недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы, общества в целом.

Для удовлетворения потребностей производят блага.

Блага - всё то, что удовлетворяет потребности людей.

Блага

свободные - созданы природой, экономические - созданы людьми,

безграничны, бесплатны ограничены, платны

(воздух, вода) (дома, одежда)

Экономические блага

материальные нематериальные

(вещи, товары) (услуги - процесс производства и

потребления совпадает)

текущие капитальные

(используются короткое время - хлеб) (используются много лет - здания)

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые, материальные.

Факторы производства - ресурсы, которые используются людьми для производства

экономических благ.

Основные факторы производства:

- земля (недра),

- труд (трудовые ресурсы, рабочая сила),

- капитал (станки, оборудования, производственные здания, транспортные средства),

- информация (знания, сведения, технология),

- предпринимательские способности управления.

Факторные доходы

земля капитал труд предпринимательство

рента процент заработная плата прибыль

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся безграничными. А реальные ресурсы (факторы производства), которые общество может направить на удовлетворении потребностей, всегда ограничены. Проблему выбора и решает экономика.


Тема14. Экономические системы и собственность.

Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни (экономических систем).

Экономическая система - совокупность форм и методов ведения хозяйства отдельной страны. Её определяют по следующим признакам:

а) кому принадлежит собственность

б) каков уровень экономической свободы

в) каковы способы производства

г) кто осуществляет распределение.

Типы экономических систем:

  1. Традиционная экономическая система:

а) общинная собственность

б) натуральное хозяйство (нет обмена)

в) ручные орудия труда

г) распределение на основе традиций

2. Командная (плановая) экономическая система:

а) государственная собственность

б) централизованное планирование производства товаров и услуг

в) нет конкуренции, отсутствие мотивов к труду

г) административное (из центра) распределение и ценообразование.

3. Рыночная экономическая система:

а) частная собственность

б) свобода предпринимательства

в) рыночное распределение (в соответствии с законами спроса и предложения)

г) государство обеспечивает экономический порядок, но не вмешивается в производство и распределение

д) есть конкуренция и свободное ценообразование

4. Смешанная экономическая система:

а) сочетание признаков рыночной и командной экономики

б) собственность государства и частных лиц

в) планирование и рыночное распределение

г) государство ограничивает конкуренцию, осуществляет инвестирование в фундаментальные науки и производство, оказывает социальную помощь незащищённым слоям населения

Определяющим признаком является вопрос о собственности.

Собственность - правовое обладание каким-либо имуществом, материальными и духовными ценностями определёнными лицами.

Права собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Виды собственности:

1. Частная собственность

2. Общественная собственность: государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная

Тема 15. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство - это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на получение прибыли.

Принципы предпринимательства:

- принцип свободной экономической деятельности, не запрещённой законом

- принцип поддержки добросовестной конкуренции

- недопустимость предпринимательства, направленного на монополизацию рынка

- принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и защиты.

Субъекты предпринимательского права:

  1. Граждане (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица -ИПБОЮЛ и фермеры).

  2. Фирмы - коммерческие организации, осуществляющие затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли, зарегистрированные как юридические лица.

  3. Государство (государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества).

Формы правовой организации юридических лиц (фирм):

  1. Хозяйственные товарищества:

- полное (отвечают по обязательствам фирмы всем своим имуществом)

- товарищество на вере - коммандитное (организаторы, т.е. полные товарищи - отвечают всем своим имуществом, коммандисты - только собственным вкладом).

  1. Хозяйственные общества:

- акционерные (открытые - ОАО и закрытые - ОАЗ)

- общества с ограниченной ответственностью (ООО) (все участники не отвечают своим личным имуществом по обязательствам фирмы, а только внесённым вкладом).

- общества с дополнительной ответственностью (ОДО) (участники несут ответственность по обязательствам фирмы своим личным имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов).

  1. Государственные унитарные предприятия (коммерческие организации, не наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними, а принадлежащее государству или муниципалитету).

  2. Производственный кооператив (добровольное объединение граждан на основе членства для совместной личной хозяйственной деятельности, созданное на паевых имущественных взносах; прибыль кооператива распределяется в соответствии с их трудовым участием).

Порядок создания своего дела:

  • Обоснование предпринимательских идей

  • Определить состав учредителей

  • Выбрать организационно-правовую форму

  • Разработать наименование

  • Оформление учредительных документов

  • Утверждение устава

  • Составление учредительного договора

  • Государственная регистрация (для отдельных видов деятельности требуется лицензия - специальное разрешение).


Тема16. Рынок и рыночный механизм.

Рынок - это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты.

Функции рынка:

  1. Информационная (через цены рынок сообщает производителям, какой продукции не хватает и где избыток).

  2. Регулирующая («невидимая рука» рынка устанавливает пропорциональность в развитии экономики в соответствии со спросом и предложением).

  3. Стимулирующая (рынок стимулирует технический прогресс и выпуск качественной продукции)

  4. Санирующая (жёстко очищает от экономически слабых, нежизнеспособных фирм, заменяя их эффективными предприятиями).

Виды рынков:

  • По экономическому назначению:

- рынок товаров и услуг

- рынок недвижимости

- рынок труда

- рынок ценных бумаг

- рынок капитала

  • По географическому положению:

- местный

- национальный

- мировой

  • По отраслям:

- рынок зерна

- рынок хлопка

- автомобилей

- компьютеров

Ограниченность возможностей рынка


  1. Функционирование рынка порождает внешние эффекты:

- положительный внешний эффект - эффект, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая (выгода третьего лица);

- отрицательный внешний эффект - эффект, когда часть затрат рыночной сделки между двумя сторонами, несёт третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая (издержки третьего лица).

  1. Рынку не выгодно создание общественных благ.

  2. Рынок создаёт неравенство в распределении доходов.

  3. Рынок не финансирует исследований фундаментальных наук.

  4. Рынок порождает образование монополий, разрушающих рыночный механизм, препятствующих научно-техническому прогрессу.

  5. Рынок создаёт нестабильность в экономике, так как развивается циклично, порождает инфляцию.

Все недостатки рынка должна компенсировать деятельность государства. Именно поэтому лучшей экономической системой является смешанная экономика.







Тема 17. Спрос и предложение.

Спрос - это потребность покупателей в данном товаре(услуге), выраженная в их покупательской способности.

Величина спроса - это количество товара(услуг) , которое покупатели готовы купить по данной цене в определённое время и в определённом месте.

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от цены этого товара, т.е. если P (цена) увеличивается, то D (спрос) уменьшается и наоборот.

Факторы, влияющие на спрос:

(приводят к сдвигу кривой спроса, вызывают увеличение или уменьшение спроса):

  • Изменение доходов покупателей

  • Вкусы и предпочтения потребителей

  • Изменение цен на сопряжённые товары (взаимозаменяемые или дополняющие товары)

  • Ожидание изменения доходов и цен

  • Изменение числа покупателей.

Предложение - это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить

на рынок в зависимости от их цены.

Величина предложения - количество товаров (услуг), которое продавцы способны и

готовы продать по определённой цене в заданном месте и в заданное время.

Закон предложения: при прочих равных условиях изменение величины предложения

товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара

(услуги), т.е. если Р(цена) увеличивается, то и S(предложение) увеличивается.

Факторы, влияющие на предложение:

(приводят к сдвигу кривой предложения, вызывая увеличение или уменьшение предложения)

  • Цены на ресурсы

  • Изменения в технологии производства

  • Налоги и дотации

  • Цены на другие сопряжённые товары

  • Ожидания изменения цен

  • Рост числа производителей


Рыночное равновесие наступает, когда спрос(D) равен предложению(S), когда товар продаётся по равновесной цене.

Равновесная цена - цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.


© 2010-2022