Конспект по теме Конституция

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме КонституцияКонспект по теме Конституция







Методическая разработка

урока по обществознанию в 9 классе.


Тема урока: Конституция РФ.




Учитель: Байдина Елена Леонидовна




МБОУ СОШ № 4

г. Пыть- Ях

2013-2014 уч. год

Урок обществознания в 9 классе.

Учитель: Байдина Елена Леонидовна

Тема урока: Конституция РФ.

Цели урока:

Образовательная:

-продолжить изучение программного раздела обществознания, посвященного Основному закону- Конституции РФ

- сформировать знания о принципах правового государства, основах конституционного строя

Развивающая цель:

развитие умений работы с разными источниками информации

Воспитательная цель:

содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символам государства.

Тип урока: применение знаний и умений.

Методы: частично- поисковый.

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока: изображение государственных символов, Конституция России (тексты).

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель формулирует тему урока, говорит о ее актуальности, кратко ставит цели и задачи.

2.Актуализация знаний. Беседа по теме: «Конституция РФ».

Вопросы:

- Что такое конституция? (Основной закон страны.)

-Почему в Конституции РФ закреплено ее прямое воздействие на территории всей страны? (Все нормативные и подзаконные акты в стране должны соответствовать Конституции РФ.)

- Какими правами обладают граждане России? (Гражданскими, политическими, социальными, экономическими и духовными.)

-Каковы обязанности граждан РФ? (Защищать Отечество, платить налоги, беречь природу и т.д.)

- В чем смысл и назначение Конституции? (Необходимо каждому знать свои права и обязанности. Конституция существует, как ограничитель власти правителей, тем самым граждане стремятся оградить себя от их всевластия. Важно ощущать себя гражданином собственной страны, а в Конституции зафиксированы права и свободы не просто человека, а гражданина.)

Учитель: Действительно, высший смысл и назначение Конституции- это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. И цель нашей работы на уроке- это понять основные идеи, мысли и главное- убедиться в том, что с уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни.

3.Основной этап урока.

а) Разминка.

Учитель: Давайте вспомним некоторые понятия, связанные с темой урока.

(Используется интерактивная доска)

В левой части таблицы записаны определения, а в правой- понятия.

Задание: соотнести определения и понятия.


Всенародное голосование по вопросам государственного значения

Российская Федерация

Парламент РФ

суверенитет

Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах

народ

Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ

референдум

Официальное название нашего государства

Федеральное собрание

Результат:

Парламент РФ

Федеральное собрание

Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ

народ

Официальное название нашего государства

Российская Федерация

Основной закон государства

Конституция РФ

Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах

суверенитет

Всенародное голосование по вопросам государственного значения

референдум

б) Практическая работа в группах. Работа с текстом Конституции РФ.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задания.

Первая группа изучает главу 2«Классификация прав и свобод человека и гражданина РФ». Задание: Составить кластер.



Вторая группа изучает главу 4 « Президент РФ».

Задание: Подготовить презентацию (2 слайда), дать характеристику полномочий президента.

Третья группа изучает главу 5«Федеральное собрание».

Задание:

Используя ПОПС- формулу, объяснить назначение и полномочия Федерального собрания.

П- позиция. Я считаю, что….

О- объяснение. Потому, что….

П- пример. Например…

С- следствие (или суждение). Поэтому…..

Четвертая группа изучает главу 6 «Правительство РФ».

Задание: Синквейн «Правительство РФ»

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пятая группа.

Задание:

Рассмотрите ситуации, ответ на которые нужно найти в Конституции РФ.

а) Два субъекта Федерации имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем?

б)Президент предлагает перенести очередные выборы на неопределённый срок и ввести чрезвычайное положение. Парламент категорически против. Как разрешается этот конфликт в соответствии с Конституцией РФ.

в)Совет Федерации предлагает изменить законы РФ в соответствии с нормами международного права. Государственная Дума считает, что это ограничит независимость России. Какие пути разрешения этого конфликта предлагает Конституция РФ?

Шестая группа.

Задание:

Конкретными примерами подтвердите:

а) социальный характер современного Российского государства

б)наличие в современной России идеологического и политического многообразия

в) светский характер современного Российского государства

Выступления с итогами работы по группам.

4. Работа в парах. Применение знаний.

Задание: Напротив каждого произведения указать, какое конкретное право, перечисленное в списке статей из 2 главы Конституции РФ, в указанном произведении присутствует тем или иным образом.

1.

М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Ст.27, п.1

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

2.

С.В. Михалков «Три поросенка»

Ст. 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

3.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Ст.37, п.1 или 3

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы

4.

К. Чуковский «Айболит».

Ст.41,п.1

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

5.

Ш.Перро «Красная Шапочка».

Ст.20

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Обсуждение, проверка.

5. Блиц - турнир (ответы «да», «нет»)

1) Права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

2) Президент избирается на 5 лет.

3) Ныне действующая Конституция РФ принята на съезде депутатов.

4) Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ.

5) Правительство РФ осуществляет законодательную власть.

6) Конституция РФ имеет верховенство только на территориях с преобладанием русского населения.

7) Активное избирательное право гражданин РФ приобретает с получением паспорта.

8) В нашей стране было принято всего 10 Конституций.

9) Обязанности и права неразрывно связаны.

10) Соответствует ли понятию «государство» определение - «это форма организации общества, основной институт политической системы».

6.Подведение итогов.

Используя прием «Мышление под прямым углом», дать характеристику понятия «Конституция».

Понятие- Факт

Понятие- Мнения

Понятие- Ассоциации

Понятие- Символ.

Литература:

1.Конституция РФ.

Т.А.Корнеева Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию 8-11 классы. М: «Глобус» 2009г.

О.Е.Северина Обществознание 6-11 кл. Проектная деятельность учащихся. Волгоград 2011г.

С.Н.Степанько Обществознание. 9 класс. Волгоград 2009г.



© 2010-2022