- Преподавателю
- Обществознание
- Программа элективного курса 9класс
Программа элективного курса 9класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ИВАНИНА В.Н. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Карачевского района Брянской области
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического заместитель директора по УВР Директор МБОУ Березовская СОШ
совета школы ________О.В.Карсекина _________Н.А.Медведева
30.08.2013. 30.08.2013. 01.09.2013
Протокол№115 Приказ№74
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание для 9 класса»
Учитель:
В.Н.Иванина
2013г
Пояснительная записка
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации - ГИА. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
1.Особенности ГИА по обществознанию.
2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
3.Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
-
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
-
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать
-
Биосоциальную сущность человека
-
Основные этапы и факторы социализации личности
-
Место и роль человека в системе общественных отношений
-
Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
-
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
-
Основные социальные институты и процессы
-
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
-
Особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
-
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
-
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
-
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
-
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
-
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
-
Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
-
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-
Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
-
Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
-
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для :
-
Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
-
Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
-
Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
-
Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
-
Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
-
Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
-
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия - 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№
ТЕМА
Количество часов
ВСЕГО
теория
практика
1
Входной контроль
2
2
4
2
Раздел 1. Общество и человек
3
3+ 1 (П/к)
7
3
Раздел 2. Человек, личность
1
3
4
4
Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества
2
3
5
5
Раздел 4. Социальные отношения
2
3
5
6
Раздел 5. Политика
1
3
4
7
Раздел 6. Право
1
1
2
8
Раздел 7. Культура
1
1
4
9
Итоговое занятие
-
1(И/к)
1
10
итого
13
21
34
Содержание программы элективного курса
№
Тема
Теория
Практика
1.
Введение
Введение. Обществознание как знание и как наука.
Различные виды источников.
Способы описания и объяснения
обществознания
Требования к уровню подготовки
выпускников основной школы,
определённые в государственном
образовательном стандарте по
обществознани
Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приёмы работы с различными документами.
« Понятие источник по обществознанию».
Памятка для работы с источниками.
Способы работы с источниками.
Основные структурные и содержательные
характеристики экзаменационной
работы по обществознанию в форме ГИА
2-3
Раздел 1. Общество и человек
Раздел 2. Человек, личность
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек
4.
Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами
практикум: Экономика
(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
5
Раздел 4. Социальные отношения
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения
(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения
6
Раздел 5. Политика
Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,
политические режимы.
выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция - основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика
(задание на обращение к социальным реалиям) Политика
7
Раздел 6. Право
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.
гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы -
рактикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
Работа с нормативными документами -
задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений.
8
Раздел 7. Культура
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.
наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы
9
Итоговое занятие
Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач
Тематическое планирование
№
Тема занятия.
Колич. часов.
Дата
Примечание
1
Входной контроль
1
2
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА
1
3
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию.
1
4
Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество»
1
5
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы
1
6
Типы обществ ( традиционное, индустриальное, постиндустриальное
1
7
Глобальные проблемы человечества
1
8
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»
1
9
Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»
1
10
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»
1
11
Промежуточный контроль
1
12
Деятельность человека, её основные виды
1
13
Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»
1
14
Решение заданий по теме «Человек» часть «С»
1
15
Тестирование по теме «Человек»
1
16
Экономика, её роль в жизни общества
1
17
Рыночная экономика
1
18
Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»
1
19
Решение заданий части «С» по теме «Экономика»
1
20
Тестирование по теме «Экономика»
1
21
Социальная структура. Социальные отношения
1
22
Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака
1
23
Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»
1
24
Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»
1
25
Тестирование по теме «Социальная сфера»
1
26
Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления.
1
27
Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»
1
28
Решение заданий части «С» по теме «Политика»
1
29
Тестирование по теме «Политика»
1
30
Понятие «право». Нормы права. Отрасли права
1
31
Тестирование по теме «Право»
1
32
Понятие «культура» Духовная жизнь общества»
1
33
Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»
1
34
Итоговый контроль.
1
ИТОГО
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. - М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
-
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
-
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
-
Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
-
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
-
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
-
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное. М., 2004
-
Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
-
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
-
Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
-
Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
-
Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
-
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
-
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004