Статья Воспитание законопослушного гражданина 21 века

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Воспитание и формирование законопослушного гражданина 21 века»

Баймурзова Дженетхан Муссовна,

МАОУ СОШ «Земля родная»,

Россия, ЯНАО, г. Новый Уренгой

Учителям истории и обществознания, чаще других приходится сталкиваться с вопросами нравственности, гражданственности, патриотизма , правовой культуры.

В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, главной задачей современного воспитания является воспитание личности в широком и узком понимании этого слова.

К сожалению, в настоящее время общество сталкивается с таким явлением, как низкий уровень правового самосознания. У большинства населения, в том числе у школьников, слабое знание правовых норм. Число правонарушений и преступлений, совершаемое детьми школьного возраста, растет.

О необходимости формирования правовой культуры учащихся было заявлено в решении коллегии Министерства образования (24/1 от 28.12.04г.), в информационных письмах (№15/11 от 16.02.05 г., №358/11 от 07.01.05г.), о гражданско-правовом воспитании говорилось в Послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также говорится о необходимости усиления гражданско-правовой составляющей школы:

«Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой».

Актуальна данная проблема и для нашего города. Показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о проблеме правовой культуры, а порой, о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений - незнание закона. Подобные факты имели место и в нашей школе.

Перед нашей школой встала важная задача: повышение правовой культуры учащихся для изменения ситуации.

При решении данной задачи педагоги общественных дисциплин выделили для себя следующие позиции:

- «Правовая культура» может быть определена как часть общей культуры человека и включает знание законов и норм права, внутреннее осознание, целенаправленное стремление по выполнению правовых норм, соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию своих прав и свобод, установленных законодательством.

- Правовая культура формируется в процессе правового воспитания, которое представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

Приобретению компетенций в социально-правовой сфере способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и ряд других, так как при изучении учебных тем на этих уроках происходит ссылка на законы и нормативные документы.

Правовую культуру (правовое сознание и поведение) детей и подростков нельзя формировать обособленно, исключительно на каком-то отдельном предмете, например истории. Необходима система её формирования при изучении, прежде всего, обществоведческих дисциплин, которые тесно связаны с внеурочной деятельностью.

Итак, система включает в себя:

Уроки: получение правовых знаний, изучение правовых документов, по принципу концентрического построения программы (дополнение и усложнение материала с учетом возрастных особенностей школьников).

Внеклассную деятельность: активное включение учащихся и других участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность, что на мой взгляд, является ведущей идеей повышения эффективности воспитания правовой культуры.

Исходя из задач образования, руководствуясь программами обучения по предметам, руководствуясь принципом преемственности между ступенями образования, выстраиваем работу по правовому воспитанию следующим образом:

В 6 - 7 классах - в рамках учебного предмета «Обществознание» даются первоначальные социально - правовые знания, знакомятся с правовыми документами в соответствии с учебными темами, учатся вычленять правовое содержание в жизненных ситуациях, моделируют наиболее типичные ситуации и организуются элементы дискуссии, игры с вариантами решения сложных вопросов.

В 8-9 классе способствуют приобретению учащимися базовых навыков, обеспечивающих их успешную социализацию в реальных жизненных ситуациях, дается учебный материал о правовой системе России, о международном праве, учатся анализировать ситуации, которые регулируются правовыми нормами, проводятся практикумы, обучая подростков реальным действиям в подобных ситуациях.

В 10 - 11 классах - развиваются навыки социально-правового характера, анализировать правовые ситуации.

Раскрытие основных положений курса обществознания иллюстрируется экскурсами в историю: история государственного флага, герба и гимна; Создание народного ополчения в начале 17 века;

Рассказы о патриотическом подъёме в годы Великой Отечественной войны. Изучение Конституции, прав человека и гражданина РФ, отраслей права- позволяют сформировать комплекс необходимых знаний каждому человеку в жизни.

Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, обучающиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах. Помимо уроков дети создают презентации, пишут творческие работы, участвуют в олимпиадах, конкурсах.

Так, в рамках предметной недели общественных дисциплин проводились викторины «Имею право, но обязан » среди учащихся 7-х классов, «Знатоки права» среди учащихся 9-х классов. Учащиеся 10-11 классов принимают участие в городских олимпиадах и конкурсах по праву.

Опыт работы по воспитанию правовой культуры учащихся твердо убедил меня в том, что только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышает эффективность их воспитания.

Так у нас в школе с 2010 года существует клуб молодого избирателя « Ступени».Члены клуба молодого избирателя принимают активное участие в различных конкурсах. Так они заняли 1 место в городском конкурсе молодежных дебатов «Мой выбор - мое право», 2 место в городском конкурсе молодежных клубов «Будущий избиратель». Также ребята проходили обучение по правилам парламентских дебатов в г. Тюмень и приобрели опыт проведения дебатов. Члены клуба с учащимися среднего звена проводят различные мероприятия с целью приобщения правовой культуры.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества - вот первоочередная задача правового воспитания. В МАОУ СОШ «Земля родная» ведется работа белорусского ,украинского и кавказского землячеств . Через их работу происходит приобщение учащихся к культуре и традициям разных народов.

Об эффективности целенаправленной работы по воспитанию правовой культуры учащихся свидетельствуют следующие факты:

1. Анализ успеваемости учащихся по предметам «Обществознание» и «История» свидетельствует о высоком интересе к данным предметам. Успеваемость - 100%, количество обучающихся на «4» и «5» - от 62% -до 71% (данные за последние 3 года). В 2011-2012 учебном году 50% выпускников избрали для итоговой аттестации предмет «Обществознание» и прошли ее успешно.

2. У учащихся усилилась мотивационная сторона к изучению правовой тематики, что подтверждается результатами анкетирования учащихся школы. На вопрос: «Интересны ли тебе правовые темы?»; в 2009 году утвердительно ответили 65% ,а в 2011 г.-82 %).

На вопрос «В чем вы видите значение правовых знаний?» учащиеся ответили следующим образом: 36% - уверенно чувствуют себя в современном мире, 34% - знают и защищают свои права, 25% - помогают избежать неприятностей, 5% - не имеют существенной значимости.

В заключении хочу привести слова великого немецкого поэта Гёте: « У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». Я считаю, что эти слова являются девизом в нашей работе по формированию правосознания подростков.

Литература

1.Адамский А.В. Интерес государства - не казённый интерес. Гражданское общество как образовательный проект.//Первое сентября ,2001, №15.

2.Аминов A.M. Деловая игра «Права ребёнка :Преподавание истории в школе, 2001, № 9.

3.Боганикова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания, СПБ,2001

4.Бордовский Г.А., Гороховатая Н.В., Морозова С.А., Жихарева М.Е. Гражданское образование. Учебно- методическое пособие, СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003..

5.ВакуленкоВ. А., Уколова И.Е.,Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе: М., «Новый учебник», 2002г.

6.Ивлиева Л. Г. Внеклассные мероприятия по гражданско - правовому воспитанию школьников: практическое пособие, М.: АРКТИ, 2006.

7. Иоффе А.Н., Королькова Е.С.и др .Организация внеурочной работы по праву: «Новый учебник», 2002г.



© 2010-2022