Планирование элективных курсов по экономике: Как эффективно распоряжаться личными деньгами

Споры о том, нужно ли ребёнку иметь личные деньги и с какого возраста идут постоянно. Одни родители соглашаются, что детям нужно иметь личные деньги, другие родители категорически против. Но как ни странно, правы обе стороны. Деньги в руках ребёнка - опасная вещь. Они могут быть потрачены на нужды, которые принесут только вред ребёнку. Что же делать в этом случае? Ответ может быть только один - научить детей грамотно распоряжаться имеющимися деньгами. Пока не своими, а теми, что дали родители. ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронежская область, Верхнехавский муниципальный район

МКОУ «Углянская СОШ»



Программа элективных курсов

«Как эффективно распорядиться

личными деньгами»




Составитель: Мищенко В.А.,
учитель истории и обществознания.

Форма проведения: факультатив.

Количество часов: 18

Категории участников: обучающиеся 10-11 классов;

родители обучающихся.












2014г.


Пояснительная записка

Значительная часть населения России не имеет финансового образования. Между тем, в условиях рыночной экономики, когда финансовое благополучие зависит от самого человека, хотя бы минимальное экономическое образование просто необходимо для граждан всех возрастов.

В школе, в рамках преподавания предмета Обществознание или Экономики практически отсутствует обучение знаниям по накоплению и управлению личными деньгами. Поэтому научить подростков элементарной финансовой грамотности необходимо в школе, когда закладываются основы личности и формируются мировоззрение и отношения к действительности.

Настоящая программа предназначена для учащихся 10-11-х классов любого профиля и рассчитана на 18 часов учебных занятий.

Цель курса:

  1. Повышение общей экономической грамотности учащихся.

  2. Формирование способностей учащихся самостоятельно принимать решения, связанные с личными финансами.

Задачи курса:

  1. Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества.

  2. Научиться управлять личными финансами при помощи различных финансовых инструментов.

  3. Приобрести умение получать из разных источников и критически осмысливать экономическую информацию, а так же анализировать полученные данные.

  4. Сформировать основы экономической культуры.

Предполагаемым результатом данной программы является:

Планируемые результаты для учащегося:

По окончании курса учащиеся должны

знать:

  1. Основы управления личными финансами, оптимизация доходов и расходов.

  2. Основы построения семейного бюджета: доходы и расходы семьи, способы пополнения семейного бюджета.

  3. Финансовые инструменты управления личными деньгами.

  4. Финансовые институты: банки, управляющие компании, паевые инвестиционные фонды, биржи, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и правовые основы их функционирования.

уметь:

  1. Находить и оценивать экономическую информацию о происходящем на мировых финансовых рынках и в России.

  2. Составлять личный и семейный бюджет на различные периоды..

  3. Находить наиболее эффективные в данный момент инструменты для сохранения личных финансов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

  1. Владеть элементами экономической культуры и экономического поведения.

  2. Вступать в экономические отношения с другими субъектами рыночных отношений.

  3. Следить за состоянием экономических институтов общества, находить информацию об их благополучии.

  4. Умение видеть и предотвращать экономические риски для личных финансов.

  5. Знать основные термины, применяемые в практике деятельности финансовых институтов.

  6. Уметь ставить жизненные цели и находить пути к их осуществлению.

Требования к метапредметным результатам:

  1. Формирование в процессе занятий образа мира как единого и целостного при разнообразии мировых экономик.

  2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, а также находить средства ее осуществления.

  1. Адекватное использование речевых средств и средств информационно -

коммуникативных и познавательных задач.

  1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения различных учебных заданий.

  2. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;

  3. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь и излагать собственную точку зрения, умение вести диалог и дискуссию.

Требования к предметным результатам:

1. Знание, понимание учащимися экономических понятий и правовых документов по курсу.

2. Формирование представлений об истинных и мнимых ценностях общества и отдельного человека.

3. Знание содержания Конституции РФ, как основного правового акта России.

4. Осознание истинных ценностей в экономике государства, семьи, личности.

Компетенции, формируемые у учителей- предметников:

1.Универсальные:

- общенаучные;

- инструментальные;

- социально-личностные;

- общекультурные.

2.Профессиональные:

- педагогическая деятельность;

- методическая деятельность;

- проектная деятельность;

- научно-исследовательская.

Методы организации учебно- познавательной деятельности:

-словесные: беседа, лекции;

-практические: практическая творческая работа, исследовательская деятельность, проекты, презентации;

-проблемно- поисковые: диспуты, дискуссии.

Способы проверки результатов освоения программы:

самостоятельные творческие работы по темам, выполнение практической работы, семинары, составление проектов и презентаций.

Формы проведения занятий: лекция, беседа, рол, дискуссии, урок творчества, экскурсии, семинары, проекты, исследовательская деятельность.

Материально-техническое обеспечение занятий.

  1. Мультимедийный проектор

  2. Персональный компьютер.

  3. Экспозиционный экран.

  4. Аудио-видео записи в соответствии с тематикой курса.

  5. Электронные образовательные ресурсы.

Тематическое планирование занятий.

п/п

Тема занятий

Форма проведения занятия

К-во часов

1

Введение. Что такое личные деньги. Как мы ими распоряжаемся.

Беседа. «Мозговой штурм».

Дискуссия.

2


2

История денег. Виды денег. Функции денег.

Познавательная беседа. Презентации.

2

3

Личный бюджет. Доходы и расходы.

Жизненные цели человека.

Познавательная беседа. Практическая работа. Проект.

2

4

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Налоги.

Познавательная беседа. Практическая работа.

2

5

Способы накопления и сбережения денег: банки, паевые инвестиционные фонды, биржи.

Лекция. Практическая работа.

Экскурсии.

3

6

Способы накопления и сбережения денег: страховые компании, инвестирования.

Беседа. Экскурсии.

Практическая работа.

2

7

Семейное предпринимательство. Правовые основы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

Лекция. Экскурсии.

2

8

Обобщающее занятие.

Круглый стол. Защита проектов.

1

Итого 18 часов.








Содержание программы


Занятие 1

Основные изучаемые понятия: финансы, личные деньги, управление личными накоплениями.

Цели и задачи данного элективного курса.

Что такое личные финансы. Сложившиеся практики управления личными финансами.

Дискуссия на тему: «Что бы я сделал с деньгами, если бы у меня был миллион?»

Занятие 2.

Основные изучаемые понятия: деньги, виды денег, роль денег в жизни человека.

Деньги. Роль денег в жизни человека как инструмента для достижения целей.

Истории денег.

Составление и обсуждение проекта «С какого возраста приучать ребенка к личным деньгам?».

Занятие 3.

Основные изучаемые понятия: личный бюджет, личный финансовый план, жизненные цели.

Понятие личного бюджета. Доходы и расходы человека. Личный финансовый план (ЛФП). Создание личного финансового плана. Постановка и уточнение целей. Этапы

построения личного финансового плана.

Практическая работа «Составление отчета о доходах и расходах за день, за месяц, за год».

Индивидуальная работа «Мои жизненные цели» (построение дерева целей).

Занятие 4.

Основные изучаемые понятия: семейный бюджет, источники доходов и расходов семьи, бюджетный дефицит и профицит, актив, пассив.

Основы семейной экономики. Бюджет семьи. Рациональное экономическое поведение семьи. Понятие активов и пассивов семьи.

Источники доходов семьи: заработная плата, доходы от собственности, доходы от

предпринимательской деятельности, трансферты, прочие доходы. Пенсия. Пенсионная

система РФ. Пенсионная реформа.

Основные статьи расходов семьи. Планирование семейного бюджета. Первоочередные и второстепенные платежи. Оптимизация семейных расходов.

Налоги. Оптимизация налогов семьи.

Практическая работа «Создание таблицы доходов и расходов семьи. Определение инвестиционной суммы».

Занятие 5

Основные изучаемые понятия: способы финансовых накоплений, финансовые институты, финансовые инструменты, банки, депозит, фондовый рынок, ПИФы, негосударственные пенсионные фонды.

Банки. Банковский депозит. Характеристики банковского депозита. Капитализация.

Фондовый рынок. Особенности работы фондового рынка.

Ценные бумаги. Основные виды ценных бумаг. Акции. Облигации. Виды акций и

облигаций. Сравнение акций и облигации по критериям инвестирования.

Коллективное инвестирование.

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы): структура, виды, особенности работы. Общие фонды банковского управления. Сравнительный анализ работы ОФБУ и ПИФов.

Способы увеличения пенсии. Возможность распоряжения накопительной частью

пенсии.

Негосударственные пенсионные фонды: структура, особенности работы, цели, задачи,

возможности. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

Занятие 6.

Основные изучаемые понятия: страхование, виды страхования, страховые компании, инвестиции, валютные и рыночные риски.

Страхование. Виды страхования. Выбор страховой компании.

Инвестирование. Стратегии инвестирования: консервативные, умеренные,

агрессивные. Выбор стратегии. Распространенные ошибки при инвестировании.

Доходность инвестиций. Дивиденды. Рост стоимости активов.

Определение надежности инвестиций. Критерии, по которым определяется

надежность компании.

Альтернативные виды инвестиций. Недвижимость. Способы инвестирования в

недвижимость.

Понятия валютного и рыночного рисков. Способы защиты от рисков. Управление

рисками и план финансовой защиты.

Экскурсии в коммерческий банк, в страховую компанию, в агентство недвижимости,

в негосударственный пенсионный фонд.

Занятие 7.

Основные изучаемые понятия: предпринимательство, предприниматель, менеджер,

акционер, наемный работник, разрешенные и запрещенные виды предпринимательской деятельности, предпринимательская идея.

Предпринимательство как одно из средств реализации своих жизненных целей.

Семейное предпринимательство. Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности. Бизнес-идея и бизнес-план. Риски предпринимательства. Виды предпринимательских фирм.

Экскурсия на предприятие (встреча с руководителем).

Занятие 8.

Составление и корректировка личного финансового плана.

Защита и обсуждение личных финансовых планов.



Методические рекомендации.


Учитывая социальную значимость данного курса элективных занятий, необходимо как можно больше уделять внимание практической самостоятельной деятельности учащихся на занятиях. Основная цель курса - научить молодое поколение россиян, которые ещё не имеют личных денежных накоплений не только зарабатывать деньги, но грамотно ими распоряжаться. Поэтому время на беседы и лекции здесь должно быть минимально. Основное время учащиеся должны уделить практическим работам: построение жизненных целей и приоритетов, умению планировать и составлять личный и семейный бюджет, находить основные финансовые институты и применять финансовые инструменты для сохранения и сбережения личных финансов.

Не менее интересными, а иногда и более продуктивными могут стать встречи с предпринимателями, законодателями, банковскими служащими, финансовыми и

кредитными консультантами, сотрудниками инвестиционных и страховых компаний.

Приглашенные в класс гости могут быть проинтервьюированы учащимися, общение с ними расширит кругозор школьников.

Важным условием успешности реализации и повышения социальной значимости курса является вовлечение в образовательный процесс родителей учеников. Необходимо, чтобы в проектной или творческой работе принимали участие и родители учеников. Это даст стимул родителям по-другому взглянуть на свои личные и семейные финансы.

Важны отдельные встречи с родителями (тематические родительские собрания), на которых целесообразно обсудить цели, задачи и планируемые образовательные результаты изучения курса, вопросы семейной педагогики, связанные с формированием финансовой культуры подростков, правовые вопросы совершения подростками финансовых сделок.

Можно пригласить родителей на встречи со специалистами, на презентации итоговых проектов школьников.

Список литературы


Для учащихся

1. Берзон Н. И. Основы финансовой экономики: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений - М.: Вита-Пресс, 2011.

2. Берзон Н. И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Предпрофильная подготовка учащихся. - М.: Вита-Пресс, 2008.

3. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента. Учебное пособие. 8-9 кл. - М.: Вита-Пресс, 2006.

Для учителя

1. Архипов А. П. Методическое руководство по изучению элективного курса «Азбука страхования»: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2005.

2. Бик С. И. Береги деньги смолоду, или Почему школьнику пора думать о пенсии Экономика в школе. - 2007. №2. - С. 83-87.

3. Бик С. И. Учимся жить не в убыток Экономика в школе. - 2007. №3. - С. 83-85.

4. Бик С. И. Финансовая грамотность- не роскошь, а средство выживания Экономика в школе. -2007. №1. - С. 75-78.

5. Бик С. И. Финансовые инструменты: коротко о главном Экономика в школе. - 2007. №3. - С. 86-99.

6. Кириллов К. В., Обердерфер Д. Я. Разбогатеть, сохранить, преумножить. Практический курс для россиян. - СПб: ИК «Невский проспект»; Вектор, 2007.

7. Кириллов К. В., Обердерфер Д. Я. Как сделать бизнес в России и не прогореть. - СПб.: «Невский проспект»; Вектор, 2008.

8. Кириллов К. В., Обердерфер Д. Я. Как сколотить капитал в России: руководство для гениев и не только.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.

9. Кириллов К. В., Обердерфер Д. Я. Как стать богатым в России, или Чему не учат в российских школах. - СПб: ИК «Невский проспект», 2007.

10. Кириллов К. В., Обердерфер Д. Я. Как стать миллионером на одну зарплату. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2007.



8

© 2010-2022