Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для обучающихся 9 класса

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по обществознанию для обучающихся 9-х классов


Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  2. Примерной программы основного общего образования по обществознанию

  3. Авторской программы по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений

  4. Учебного плана МАОУ Гимназии № 47 на 2013/2014 учебный год


Цели и задачи курса

Цели изучения:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её

познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в

социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Основное содержание курса


ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (9 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государст­венное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути ста­новления гражданского общества и правового государства в Россий­ской Федерации. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

ПРАВО (21 ч)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановле­ния). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотно­шения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устрой­ство России. Президент Российской Федерации. Органы законода­тельной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федера­ции. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конс­титуционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Вза­имоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Пра­ва и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конститу­ционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы лич­ности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несо­вершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные ви­ды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения бра­ка. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Пра­во на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополни­тельное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несо­вершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное право­нарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и осво­бождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания учебному плану в 9 классе.


Формы организации учебного процесса


Формы работы с обучающимися:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая, ИКТ.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по задан­ной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);

- письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).

Комплекс используемых технологий:

1. Проблемно - диалогическая технология

2. Технология оценивания учебных успехов

3. Технология продуктивного чтения

Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.


Учебно-методический комплект


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

  1. Программа по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007

    1. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2010.


Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы


Методические пособия для учителя:

Боголюбов JI. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Jl. Н. Боголю­бов, J1. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Вакуленко В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.

Гордеева В. В. Правовое воспитание : 9-11 классы : разработки организационно - деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.

Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Мавлютова Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы препода­вания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.

Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.

Прутченков А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражне­ния для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

Кравченко А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. уч­реждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

Кацубо С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, соци­альных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

Суворова Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2006.

Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Систе­ма конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.

Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компо­нента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 123 с.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Вла­димирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

Ибрагимов Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. обра­зования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Сиделъникова Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Дыдко С. Н. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М.: ACT : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.

Иоффе А. Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. - М.: ACT: Хорвест : Астрель, 2006.

Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.

Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

Чернышева О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М.: Легион, 2009.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1) «Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. -М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».

2) УМК «Обществознание 9-11 классы» (разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал). -М.: издательство «Учитель», 2010 г.

3) Интернет-ресурсы.

© 2010-2022