Статья: «О гражданско - правовом образовании и воспитании школьников»

Гражданское образование – это одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом. Воспитание подлинной гражданственности – это такая же важная задача, как и обучение в целом. Но гражданское образование – это вовсе не школьный предмет. Это вся окружающая нас жизнь, это совместные со взрослыми проекты, это реальное участие в жизни своего города, это дискуссии учителя и ученика, по вопросам, на которые учитель не всегда, к сожалению, имеет ответы. Авто...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О гражданско - правовом образовании и воспитании школьников


Запорожченко Елена Викторовна, МБОУ СОШ № 7, г. Новый Уренгой, Ямало - Ненецкий АО

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путем правильного воспитания

сделались хорошими - это в нашей власти»

Плутарх

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.

Гражданско - правовое образование - это одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности, а юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства.

Правовое образование это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания.

Правовое образование должно стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и государством.

У одного из героев М. Твена есть слова: «Если не знаешь, куда идёшь, обязательно окажешься не в том месте». Так и воспитание всегда должно начинаться с понимания того, кого мы хотим воспитать.

Задача учителя, - воспитывая граждан России, воспитать в них гордость и любовь к своему Отечеству, быть открытыми для всякой информации, уметь общаться друг с другом. Учитель должен ученику не только дать правовые знания, но и научить его пользоваться своими правами и свободами, грамотно защищать свои интересы, предупреждать от неправомерного поведения.

Появление новых программ и технологий, обусловленных осуществлением компетентностного подхода к образованию, требует от современного учителя умения выбрать те из них, которые позволят ему в условиях модернизации и развития правового образования оказаться в «том месте», т. е средствами предмета воспитать творческую личность, успешного человека, обладающего нравственными качествами, правовыми знаниями.

Но гражданско - правовое образование - это вовсе не школьный предмет. Это вся окружающая нас жизнь, это совместные со взрослыми проекты, это реальное участие в жизни своей школы, своего города, это дискуссии учителя и ученика по вопросам, на которые учитель не всегда, к сожалению, имеет ответы.

Принято считать, что каждого человека можно чему-либо научить. На этом утверждении построена вся система образования и воспитания. Но в настоящее время главной задачей учителя становится не столько передача знаний, сколько формирование базовых компетенций, универсальных способов деятельности, умения в условиях развития непрерывного образования совершенствовать полученные знания и успешно их применять.

В связи с этим темой программы моего саморазвития стала тема «Гражданско - правовое обучение и воспитание школьников через использование проектно - исследовательской технологии». В рамках программы саморазвития мною был разработан элективный курс «Предпрофильная правовая подготовка».

Чтобы у обучающихся выработалась собственная позиция по отношению к вопросам власти, личной свободы, гражданской ответственности, законности, кроме уроков, я использую различные формы внеурочной, внеклассной работы. Это даёт возможность более эффективно решать проблемы гражданско - правового воспитания.

Актуальность данной Программы состоит в том, что начало XXI века ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:

- практико - ориентированный подход к изложению содержания правовых курсов;

- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности обучающихся;

-решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения школьников.

На занятиях элективных курсов, внеклассных занятиях школьники приобретают навыки коллективной работы по достижению общих целей, учатся применять полученные ранее знания, обсуждать проблемы современного общества, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его. С целью повышения гражданской социализации учащихся, их активности я использую проектно - исследовательскую технологию, технологию развития критического мышления, технологию погружения. Различные формы и методы обучения дают возможность учащимся получать сведения практического характера и углублять знания в области права. У учащихся появляется желание участвовать в проектно- исследовательской деятельности, во внеклассной и внеурочной работе, направленной на изучение правовых вопросов. Правовые знания становятся для большинства из них внутренней необходимостью, что позволит им в будущем самоопределить себя в окружающем мире, нести ответственность перед государством и обществом.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. - № 6.- 2002.

  2. Закон РФ «Об образовании». М.: Ось - 89, 2002

  3. Элисберг Н.И. Изучаем законы Российской Федерации.- СП б.: Союз, 2004

  4. Обществознание. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. Т.А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2007

  5. Ряписов Н. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании // Сибирский учитель. 2007. № 6. С. 26-28.

  6. Чабанова С.С. Авторитет учителя: генезис педагогических подходов. Знание. Понимание. Умение. № 3. 2009. С. 202-205.




© 2010-2022