Урок обществознания 5 класс по теме: Семья и семейные отношения

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок обществознания 5 класс по теме: Семья и семейные отношения


Урок обществознания 5 класс по теме: Семья и семейные отношения

Урок обществознания 5 класс по теме: Семья и семейные отношения

Урок обществознания 5 класс по теме: Семья и семейные отношения


Урок обществознания 5 класс по теме: Семья и семейные отношения


Урок обществознания 5 класс по теме: Семья и семейные отношения




Тема: «Семья и семейные отношения» (слайд № 1)

Цели: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

Доведение до сознания детей, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи - это фундамент благополучия(слайд №2).

Задачи:

Обучающие

- Раскрыть понятие «семья», «члены семьи», «домочадцы»,

«старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья»,

«культура общения семьи». Выявить особенности семьи, обратить

внимание на характерные особенности этого института

Развивающие

- Развивать речь, внимание, мышление, память,

формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Воспитательные

- Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к

окружающему миру. Формирование у учащихся стремления

помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства

ответственности и заботы за семью(слайд № 2)

Оборудование:

мультимедиапроектор, компьютер, экран, учебное пособие под редакцией Л. Н. Боголюбова, раздаточный материал.

Ход урока

I. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II. Подготовка к изучению нового материала

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна… (Семья!)(слайд № 3)

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

Учитель: Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Зачем люди создают семьи?

Запишите в тетради план нашего урока(слайд № 4)

1. Зачем люди создают семьи?

2. Какие бывают семьи?

IV. Решение учебной задачи

Учитель: Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре(с. 126 учебника)

Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

А для чего человеку семья? (Ответы детей)

Учитель: В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль - для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н. Толстой.

«Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар.

«Свет в окне - пусть не гаснет никогда» с этих слов можно было бы начать эту притчу:

Послушайте притчу:

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Вопрос классу - Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас?(предпологаемые ответы детей)

- Радость что вас ждут.

- Облегчение: «Ну, вот я и дома»

- Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».

Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.

Как появилось слово «семья» мы узнаем, услышав стихотворение:

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

"Кто деток родит мне, богиня моя"?

И Ева тихонько ответила "я",

"Кто их воспитает, царица моя"?

И Ева коротко ответила "я"

"Кто пищу сготовит, о, радость моя"?

И Ева все так же ответила "я"

"Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!"

"я", "я" …тихо молвила Ева - "я", "я"…

Сказала она знаменитых семь "я"

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?(слайд № 5)

Об этом мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

Учитель: Скажите, дети, какая семья называется дружной?

(Дети называют признаки дружной семьи). О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».

Давным -давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание, Любовь, Уважение Доверие. Доброта, Забота, Помощь. Дружба.(слайд № 6)

Учитель: Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

Но, наверное главная особенность семьи- чувство любви и привязанности , которое объединяет её членов. Недаром в народных поговорках и пословицах подчёркивается, как хорошо чувствует себя каждый член семьи, когда в ней царит лад и дружба: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет- так и горя нет», «Вся семья вместе- так и душа на месте».(слайд № 7)

Ребята продолжите пословицы о семье(домашнее задание было)

(«Семья не без урода», «Мужем жена хороша», «Замуж выходи-в оба гляди», «Женаты- богаты, холосты- бедны», «Муж -голова, жена - душа», «Жениться - не напасть, как бы замужем не пропасть»)

Учитель: Рассмотрите рисунки учебника(стр.26-27).какие из событий напоминают о твоей семье?

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?(работа в парах)(текст на слайде №8)

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи - своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье. Семья - это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: слезы и смех

Взлет и падение, радость, печаль.

Дружбу и ссоры, молчанья.

Семья - это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года

Но стены родные, отчий твой дом

Сердце навеки останется в нем.

Учитель: Семья образуется тогда, когда мужчина и женщина вступают в брак. (Брак - это союз мужчины и женщины)(слайд № 9)запишите в тетрадь.

Главной обязанностью семьи является воспитание детей.(слайд № 10)

В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства. Вот, что записано в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации : « Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав»(слайд № 11)

А к большому нашему сожалению в семьях бывают и проблемы. Например-невысокий уровень доходов семьи, невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей.

Если семья не выполняет своих обязанностей, тогда вмешивается государство, потому что такая семья нарушает Конституцию России.

Каждый несовершеннолетний ребёнок имеет права, которые прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации.

Вот некоторые из них:

- право ребёнка жить и воспитываться в семье;

- право знать своих родителей, право на их заботу о себе;

-право на совместное проживание с ними;

- право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

- право на имущество.(слайд № 12)

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав.

А сейчас мы узнаем какие бывают семьи, но сначала ответьте мне на вопрос.

Ребята, а с кем живёте вы? (ответы детей)

Вывод: Итак, все ваши семьи двухпоколенные, но есть ещё семьи трёхпоколенные, полные и неполные (слайд № 13)

Что это за семьи?( найдите ответ в тексте параграфа с. 29)

А что вы знаете о своей семье?

Тренинг «Моя родословная»(как зовут ваших родителей-имя и отчество, назовите дату рождения своих родителей, как зовут ваших бабушек и дедушек, а может ещё кто то знает имена своих прабабушек и прадедушек (слайд № 14)

- Ребята, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье?(отв.детей)

- Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали?(отв.детей)

Но мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья».

Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).

Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.

Следующий кирпичик «Сотрудничество».

Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.

Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».

Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.

Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Выкладываем кирпичик «Здоровье».

Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.

Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

«Счастье - это когда тебя понимают».

Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям - ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.

Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.

«Тайна сия великая есть» - говорили древние о любви.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».

Вот мы и построили дом

Дом, как известно всем давно -

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом - это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом -

Это твой дом.

- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

Заключение. Итак давайте подведём с вами итоги нашего урока. (слайд 14)

Вывешивается на доске рисунок звезды. На лучах звёздочки надо написать своё определение семьи (примерные ответы детей)

Семья - это дружба,

крепость,

забота,

дружба,

любовь.

Викторина.(слайд 15)

  • Что означает слово «фамилия»?

  • Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).

  • Назовите папу и маму одним словом? (родители).

  • Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).

  • Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).

  • Девочкина дочка? (кукла).

  • Учреждение куда отдают неграмотных? (школа).

  • Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)

  • При помощи чего можно сделать из Бабы - Яги Василису Прекрасную? (косметика).

- Ребята, у каждого из вас есть ангел - хранитель, который вас оберегает. Предлагаю выбрать из картинок, которые у вас лежат на столе ангела, который бы охранял ваш дом, семью.

Аппликация «Ангел- хранитель» (приклеить его на тот дом, который мы построили)

Домашнее задание. (слайд 16)

(к следующему уроку принесёте мне, генеалогическое древо своей семьи)

Раздать заготовки древа.

В заключении, я хочу, прочитать вам стихотворение.

Мы семья.
Моя семья - моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

Всем спасибо за урок. Давайте дневники выставим оценки. (слайд 17)








Урок обществознания 5 класс по теме: Семья и семейные отношения



















© 2010-2022