Программа элективного курса Основы бизнеса и предпринимательства

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы «Основы бизнеса и предпринимательства, программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», автор – И. В. Липсис( Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. М.: 2008. Издательство Вита-Пресс).Цель преподавания: формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их ...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11

Программа элективного курса

Основы бизнеса и предпринимательства


для 11 класса

общеобразовательных учреждений



Бояновской Полины Владимировны,

учителя обществознания и права



Орехово-Зуево

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы «Основы бизнеса и предпринимательства, программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», автор - И. В. Липсис( Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. М.: 2008. Издательство Вита-Пресс).

Цель преподавания: формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.

Задачи преподавания:

  • формирование у учащихся систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса;

  • осознание ими требований, предъявляемых этим типом деятельности к тем выпускникам школы, которые пожелают выбрать его в качестве сферы своего будущего трудоустройства;

  • ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса, и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этой сфере;

  • воспитание навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой деятельности в России.

Преподавание курса наиболее рационально именно в старших классах (не менее 9-го), поскольку желательно, чтобы учащиеся до начала занятий по данному курсу или параллельно его изучению получали знания в области основ экономики и права. В силу этих соображений наиболее предпочтительными следует считать 10-11 классы.

Общий объем аудиторных занятий по данному курсу рекомендуется устанавливать не менее 34ч на протяжении одного года. При этом желательно, чтобы собственно аудиторные занятия дополнялись внеклассной работой с учащимися

Преимущественно практическая направленность курса диктует необходимости использования различных методических приемов в деятельности учителя. Имеющиеся отечественных и зарубежный опыт преподавания позволяет рекомендовать применение следующих способов преподнесения и активизации занятий учащихся с целью формирования у них навыков коммерческого мышления:

  1. Проведение установочных занятий (уроков) по темам курса.

  2. Домашний разбор публикации в деловой прессе с целью выработки у учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в сфере бизнеса, и поиска путей их решения

  3. Решение задач на закрепление конкретных прикладных навыков, необходимых предпринимателю.

  4. Проведение конкурсов на лучшую идею созданию школьной фирмы(лучший бизнес-план).

  5. Создание школьных фирм с заранее заданным сроком деятельности и четко определенным целям функционирования.

  6. Организация встреч с известными местными предпринимателями, сотрудниками экономических служб местной администрации, представителями налоговой службы.

Преподавание всех тем желательно строить на сочетании исторического и современного материала из отечественной действительности, привлекая в качестве примера информацию о деятельности предпринимателей и фирм зарубежных стран.

Часы резерва(2 часа), считаю необходимым отвести на итоговое повторение и обобщение полученных знаний. Форма работы - конкурс на лучшую идею созданию школьной фирмы (лучший бизнес-план).













Содержание программы

Тема 1. Понятие о предпринимательстве.

Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Роль предпринимательства в хозяйственной жизни общества. Предпринимательские способности и их сущность.

Тема 2. История развития предпринимательства.

Возникновение предпринимательства. Предпринимательство в средние века и в средневековой Европе. Промышленная революция и развитие предпринимательства. Возникновение предпринимательства в России.

Тема 3. Партнерские связи предпринимательства

Предпринимательство как форма кооперирования хозяйственной деятельности. Партнеры предпринимателя: поставщики ресурсов, торговые посредники, сервисные организации.

Тема 4. Предпринимательская идея

Понятие о предпринимательской идее как основе коммерческого успеха. Факторы успешности предпринимательской идеи. Методы поиска предпринимательской идеи.

Тема 5. Условия развития предпринимательства

Общеэкономические условия, способствующие или препятствующие развитию предпринимательства. Правовые условия развития предпринимательства. Морально-этический климат в обществе как фактор развития предпринимательства.

Тема 6. Производство и эффективность фирмы

Понятие о производительности. Виды производительности и способы её измерения. Понятие об эффективности фирмы и способы её оценки. Понятие о добавленной стоимости как основном измерителе эффективности фирмы.

Тема 7. Производственная политика предприятия

Производственная деятельность и основные принципы её организации. Типы производственной деятельности. Понятие о технологии и её влияние на организацию производственной деятельности. Технология и запросы покупателей как основные факторы формирования производственной политики предприятия.

Тема 8. Маркетинг

Реализация как самая сложная из задач предпринимателя. Причины возникновения маркетинга. Сущность и основные инструменты маркетинга. Маркетинговые услуги для предпринимателей.

Тема 9. Реклама

Экономический смысл рекламной деятельности. Типы рекламы и критерии выбора наиболее эффективного для предпринимателя типа рекламы. Рекламные фирмы и их деятельность в России.

Тема 10. Менеджмент и менеджеры

Понятие о менеджменте. Причины обособления функций менеджера и предпринимателя. Основные понятия современного менеджмента.

Тема 11. Основы бухгалтерского учета и отчетности

Понятие о бухгалтерском учете и его роль в управлении фирмой. Функции бухгалтера в фирме. Типы бухгалтерского учета. основные принципы бухгалтерского учета. бухгалтерская документация в России.

Тема 12. Финансовое планирование

Понятие о финансах фирмы основные типы финансовых проблем, с которыми сталкивается предприниматель. Организация финансового планирования в фирме.

Тема 13. Финансы и кредит

Источники финансовых ресурсов для создания и развития фирмы. Участники финансового рынка и их роль в экономике. Принципы привлечения собственного и заемного капитала. Понятие о цене капитала и ее роль в развитии предпринимательства.

Тема 14. Цена и ценообразование

Цена как важнейший инструмент маркетинга. Опасность затратного подхода к установлению цены. Цена как инструмент конкурентной борьбы.

Тема 15. Прибыль, доходы, издержки

Выручка от реализации как результат деятельности предпринимателя. Издержки, с которыми связана предпринимательская деятельность. Классификация издержек. Прибыль как разница между выручкой и издержками предпринимателя. Прибыль как предпринимательский доход и источник развития фирмы.

Тема 16. Налогообложение

Роль налогообложения в жизни государства. Способы налогообложения предпринимательских доходов. Система налогов на юридические лица в России. Возможности законного сокращения налогооблагаемого дохода. Налоговые органы, их права и ответственность.

Тема 17. Основы бизнес-планирования

Понятие о бизнес-планировании и его роль в реализации предпринимательской идеи. Бизнес-план и привлечение финансовых ресурсов для развития фирмы. Структура бизнес-плана. Основные правила составления бизнес-плана.

Тема 18. Риски, банкротство

Понятие о риске в деятельности предпринимателя. Эконмический смысл коммерческого риска как опасности получения доходности ниже цены капитала. Типы рисков, с которыми сопряжена деятельность предпринимателя. Способы управления рисками и страхование рисков. Понятие о банкротстве как коммерческой несостоятельности собственника. Регулирование процессов банкротства в России.

Тема 19. Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в России

Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности. Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности. Правовая защита предпринимательства. Органы, контролирующие деятельность предпринимателей. Гражданский кодекс как основа правового регулирования предпринимательской деятельности.

Тема 20. Право собственности и имущество

Собственность как основа частнопредпринимательской деятельности. Формы собственности. Правовая защита собственности. Имущество фирмы и его структура.

Тема 21. Индивидуальное предпринимательство и основные организационно-правовые формы предприятий

Формы организации предпринимательской деятельности, допускаемые российским законодательством. Предпринимательство с образованием и без образования юридического лица. Достоинства и недостатки различных форм предприятий.

Тема 22. Малое предпринимательство

Понятие о малом предпринимательстве. Плюсы и минусы малого предпринимательства. Льготы для малого предпринимательства, предоставляемые по российскому законодательству.

Тема 23. Предпринимательская этика

Деловая этика как основа построения эффективных коммерческих связей. Основные принципы деловой этики. Сложности формирования новой деловой этики в современной России.

Тема 24. Современное состояние и проблемы развития российского предпринимательства

Возрождение российского предпринимательства в 80-90 гг. XX века. Трудности и барьеры на пути развития отечественного предпринимательства. Криминализация бизнеса и «теневой бизнес» как основные проблемы развития предпринимательства в переходной экономике России.



Учебно-тематический план

п/п

Название темы

кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Понятие о предпринимательстве

1

2

История развития предпринимательства

1

3

Партнерские связи предпринимательства

1

4

Предпринимательская идея

1

5

Условия развития предпринимательства

1

6

Производительность и эффективность фирмы

1

7

Производительность и эффективность фирмы

1

8

Производственная политика предприятия

1

9

Производственная политика предприятия

1

10

Маркетинг

1

11

Маркетинг

1

12

Реклама

1

13

Менеджмент и менеджеры

1

14

Основы бухгалтерского учета и отчетности

1

15

Основы бухгалтерского учета и отчетности

1

16

Финансовое планирование

1

17

Финансовое планирование

1

18

Финансы и кредит

1

19

Цена и ценообразование

1

20

Прибыль, доходы, издержки

1

21

Налогообложение

1

22

Основы бизнес-планирования

1

23

Основы бизнес-планирования

1

24

Риски, банкротство

1

25

Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в России

1

26

Право собственности и имущество

1

27

Индивидуальное предпринимательство и основные организационно-правовые формы предприятий

1

28

Малое предпринимательство

1

29

Малое предпринимательство

1

30

Предпринимательская этика

1

31

Современное состояние и проблемы развития российского предпринимательства

1

32

Современное состояние и проблемы развития российского предпринимательства

1

33

Конкурс на лучшую идею созданию школьной фирмы(лучший бизнес-план)

1

34

Конкурс на лучшую идею созданию школьной фирмы(лучший бизнес-план)

1

































Список используемой литературы:

Симоненко В. Д. и другие Основы предпринимательства: Учебное пособие.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.

Черняк В. З. Введение в предпринимательство.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.

Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.

Ахапкин С. Ю. Лоция бизнеса: Учебное пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

Согласовано»

Руководитель ШМО

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

«___»_____________2014 год



© 2010-2022