Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения МБУ СОШ № 48

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры

образовательного учреждения МБУ СОШ № 48


Школа расположена на окраине города, где располагается частный сектор, у оживленной транспортной магистрали. Участок образовательного учреждения оборудован в соответствии с рекомендациями СанПиН. Здание школы, построенное по типовому проекту 1964 году, оборудованное подсобными и подвальными помещениями. Косметический ремонт в школе проводится регулярно, капитального ремонта не было. МБУ СОШ №48 располагается в трех зданиях, которые обеспечены системами отопления, вентиляции водоснабжения, канализации и пожарной безопасности. В основном здании занимаются 18 классов второй и третьей ступени; в двух других по 8 классов начальной школы. В школьных зданиях созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Кабинеты информатики оснащены современными компьютерами. Воздушно-тепловой режим, освещенность в помещениях школы регулярно контролируются комиссией по охране труда, и проверяются органами государственного надзора. Кабинеты оснащены ростомерной мебелью. В наличии информационные стенды, материалы о деятельности классов, правила поведения, игротеки, выставки детских рисунков, поделок.

Школа работает по режиму 6-дневной рабочей недели. Продолжительность учебных занятий - 40 минут. Перерыв между учебными занятиями - не менее 10 минут. Предусматриваются два перерыва для организации питания по 20 минут. Учебный год традиционно поделен на 4 четвертных периода.

В каждом здании работают оснащенные спортивные залы, по габаритам соответствующие требованиям. Спортивное оборудование и инвентарь имеются в достаточном количестве, в основном, для проведения уроков по игровым видам спорта (волейболу, баскетболу, футболу, теннису), легкой атлетике и лыжам. Имеется в наличии тренажерный зал, оборудованный бегущей дорожкой, шагомерами, велотренажерами (всего тренажеров - 8 штук), имеется спортивная площадка, с необходимым игровым и спортивным снаряжением.

В школе работает медицинский кабинет, на который в 2010 году были подготовлены документы для лицензирования. Имеется процедурный кабинет, используемый во время массовых вакцинаций школьников. Прививки от различных инфекционных заболеваний ставят детям только с письменного согласия родителей. Вакцинацию, обязательно, проводят в присутствии врача и фельдшера. В школе работает медицинская сестра. Она готовит детей к медосмотру, к прививкам, выпускает медицинские бюллетени о различных заболеваниях и их профилактике, ведет необходимую документацию, осуществляет мониторинг заболевания детей, заполняет листы здоровья по классам, имеет связь с больницей, следит за качеством приготовления пищи, сертификацией продуктов питания, поставляемых в школу. Один раз в неделю осмотр детей осуществляет фельдшер, один раз в месяц детский врач. Все медицинские работники находятся в штате Муниципальной детской поликлиники. Медицинский кабинет работает каждый день с 9-30 до 16-00. В каждом здании школы, в учительской, у дежурного по школе, в кабинетах химии, физики, информатики, спортивном зале имеется в наличии аптечка для оказания первой медицинской помощи. Занятия в школе проводятся в две смены, что нарушает важное гигиеническое требование к условиям обучения и условиям сохранения здоровья учащихся.

В здоровьесберегающей деятельности школы используются следующие формы: дни здоровья, школьные спортивные праздники, витаминизация, профилактические прививки, беседы о здоровье с учащимися, родителями и педагогами. Работают спортивные секции: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, русская лапта, настольный теннис, секция спортивного ориентирования, клуб «Турист», в которых занимаются 46% учащихся. Выпускаются стенгазеты, санитарные бюллетени. Проводятся беседы, мероприятия по профилактике вредных привычек. Среди форм просветительско-воспитательной работы с учащимися можно назвать: занятия по программам, направленным на формирование здорового образа жизни «Разговор о правильном питании», «Полезные навыки и привычки», «Полезная прививка».

Школьный логопед осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся школы с 1-5 класс, содействует охране их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка. В 2010 -2011 учебном году ею были сформированы «Пакет документов, регламентирующих работу школьного логопункта», «Основные направления коррекции нарушений речевого развития у детей младшего школьного возраста в школе с логопунктом». В 2011 году провела практикум «Развивающая среда логопедического кабинета» для учителей школы. Активно способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Учитель планомерно работает над темами «Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у младших школьников», «Дизорфография младших школьников и пути ее преодоления», «Актуальные проблемы психологического, педагогического сопровождения детей», «Как помочь слабоуспевающему ученику». Аналитические материалы, рекомендации всегда представляются на педагогическом совете, методическом совещании учителей начальных классов школы, на заседании методического объединения учителей - логопедов муниципального района. Принимает меры по оказанию различных видов помощи: коррекционной, реабилитационной, консультативной. Проводит диагностику учащихся 1-5 классов, опираясь на достижения в области педагогической, логопедической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, используя современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Участвует в планировании и разработке развивающих программ, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, уровня подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного стандарта. Ежегодно занимается обследованием первоклассников по вопросу адаптации их к школе, по результатам составляет рекомендации для учителей и родителей. Формирует группы развития для дальнейшей работы. Анализ готовности обучающихся первого класса к школе в 2010-2011, 2011-2012 учебных годах показал, что 49% первоклассников легко адаптируются: активны на уроках, с удовольствием идут в школу, участвуют в делах класса; имеют высокий уровень адаптации. 28% обучающихся имеют средний уровень адаптации. 23 % уровень ниже среднего; они не активны на уроках, пассивны и равнодушны к делам класса, отказываются от поручений, не дружат с детьми. У большинства из них наблюдается речевая патология, слабо развито словесно-логическое мышление. В результате работы, проведенной учителем-логопедом, выпущены из логопедического пункта в 2011 - 2012 учебном году: с речью в норме -

91 % обучаюшихся; со значительным улучшением - 9 %.

Учитель проводит занятия в группах, подгруппах, индивидуально. Использует в своей работе технологии уровневой дифференциации, индивидуализации и коррекции, ИКТ, развивающие. В 2011 - 2012 учебном году занималась изучением «Совершенствования фонематических процессов у детей младшего школьного возраста». Особое место в работе школьного логопеда занимает индивидуальная работа и диагностирование детей, для которых готовятся документы на МППК.

Для учителей начальных классов школы подготовила и провела в 2011 - 2012 году цикл лекций и практических занятий: «Звуко - слоговой анализ речи первоклассников», «Виды трудностей при обучении письму, их возможные причины и способы преодоления», «Логопедические приемы, применяемые на уроках каллиграфии и русского языка», «Логопедические приемы, применяемые на уроках чтения и развития речи», «Приемы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки», «Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте».

Дала открытые занятия: ноябрь 2011 года - «Звук Л. Автоматизация в прямых слогах и словах» для первоклассников; «Словосочетание и предложение. Связь слов в предложении» для второклассников; 2012 год - «Звук Р. Автоматизация в словах и предложениях» для первоклассников; «Способы постановки звука Ш» для первоклассников.

Постоянно выступает на родительских собраниях, ведет индивидуальные консультации. За 2011 - 2012 год было проведено: для родителей - 41; для педагогов -17; для учащихся - 63 консультации.

Большая работа ложится на плечи школьного психолога, который принимает меры по оказанию психокоррекционной, реабилитационной, консультативной помощи детям группы риска, которых в школе 8; 28 опекаемым, 144 обучающимся из 118 неполных семей, а так же их родителям. Проводит психологическую диагностику различного профиля: определяет уровень комфортности детей в школе на различных ступенях обучения; уровень воспитанности обучающихся всех классов; уровень тревожности каждого школьника, выявляет причины ее возникновения. Делает анализ проведенной диагностики, представляет полученные результаты классным руководителям. Оказывает помощь обучающимся, их родителям, членам педагогического коллектива в решении конкретных психолого-педагогических проблем. Проводит тренинги для обучающихся основной школы по культуре общения. Осуществляет поиск и психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействует развитию посредством тренингов их творческих способностей. Это помогает педагогическому коллективу в реализации школьной программы «Одаренные дети».

По результатам анализа готовности обучающихся первого класса к школе в 2011-2012 учебном году были даны рекомендации учителям и родителям, составлен план дальнейшей работы. Было запланировано 8 групповых занятий, проведено 9. Работа проводилась по программам Л.Ф. Ануфриева, С.Н. Кострицкого «Как преодолеть трудности в обучении детей», Т.Н. Князевой «Я учусь учиться». Работа продолжалась целый год, на основании ее был сделан вывод: к концу учебного года 87 % первоклассников успешно адаптировались к школе и с удовольствием ее посещают. Особое место в работе психолога занимает индивидуальная работа с обучающимися, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Периодически осуществляется диагностика детей, для которых педагог готовит документы на МППК.

Успешно проводится работа, которая помогает выявить уровень адаптации к школе 2 ступени пятиклассников, к школе 3 ступени десятиклассников. Для чего используются авторские методики Филипса, метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся, «Шкала тревожности» Е.И. Рогова. По итогам проведенной работы в 2011-2012 учебном году 89% обучающихся 5, 10 классов показали высокий уровень адаптации к школе. Проводится ежегодное обследование детей группы риска по методике «Психологические исследования склонности к риску» А.Г. Шмелева, составляются диагностические листы для выявления характера отклонений в поведении, по результатам которого работают группы развития. В конце учебного года составляются психологические представления на каждого учащегося группы риска, где указываются типы рассогласования, даются рекомендации по дальнейшей работе. В работе с данной группой учащихся использовались развивающие занятия на компьютере (внимание, память, усидчивость), что дало возможность увеличить эффективность занятий. Изучались следующие параметры: ведущий анализатор, особенности темперамента и работоспособности, учебная мотивация, статус ребёнка в школьном коллективе. Основные направления психо-коррекционной деятельности, которые использует учитель - психолог: развитие познавательной сферы, снятие страхов, формирование толерантного поведения.

В школе создана служба социально - психолого - педагогического сопровождения, в состав которой входят: Дряшина Т.Д. - заместитель директора по воспитательной работе; Новикова Л.Ф. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе; Худоногова О.В. - психолог; Васечкина Л.М. - логопед; Жукова Е.В. - социальный педагог; Таскаева А.А. - учитель начальных классов; Горбунова Л.Е. - учитель начальных классов - психолог; Лукашова И.В. - педагог дополнительного образования, прошедшая курсы по Программе «Полезные навыки, полезные привычки»; Францева Т.В. - учитель биологии - психолог, работает по Программе «Полезная прививка», ведет школьный элективный курс для девочек 8 и 9 классов по теме «Половое воспитание девочек», Морозов Н.В., Андронова И.В.. - учителя физкультуры.

Большая работа проводится педагогическим коллективом школы, с целью активизации деятельности коллектива по здоровьесбережению. В 2011 - 2012 году были рассмотрены вопросы «Основные направления работы школы в условиях интенсификации образования»; проведены методические совещания вопросам: «Возможности личностно-ориентированного обучения для решения проблем школьной дезадаптации», «Синдром гиперактивности», «Физическая культура и здоровье». Организация здоровьесберегающего педагогического сопровождения учащихся осуществляется на основе: индивидуального подхода, нормализации учебной нагрузки и режима дня, психологической разгрузки, коррекции нарушений осанки, развития физкультурно-оздоровительной работы, соблюдению гигиенических нормативов школьной мебели.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Большая часть кабинетов оснащены современными ТСО. На премию в размере 3 000 091 рублей были приобретены в каждый школьный кабинет ноутбуки, проекторы, экраны, электронные учебники по предметам учебного плана. Также в школе имеется два компьютерных класса. Все педагоги были обучены на курсах по теме «Современные образовательные технологии и ИКТ». Использование компьютерной техники строго дозировано, режим работы проверяется школьной комиссией по технике безопасности и органами государственного надзора. В настоящее время, школа является участником общероссийского проекта «Школа цифрового века», разработанного в соответствии с программой модернизации системы общего образования и направленного на комплексное интернет - обеспечение образовательных учреждений цифровыми предметно-методическими материалами; участником Международной исследовательской программы «Будущее за ИКТ!» Российской Академии образования, НОУ «Открытый молодежный университет» Образовательного центра «Школьный университет».

В период с 2006 по 2010 годы школа являлась муниципальной инновационной площадкой по теме «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на первой ступени». В настоящее время данная работа продолжается.

В сотрудничестве с Центром ПППРиК «Доверие» в 2009-2010 году был реализован эксперимент по теме «Использование психологических знаний и валеологических навыков при выполнении домашних заданий младшими школьниками». В результате проведенной работы были выяснены причины стрессов, возникающих у обучающихся; проблемы при подготовке домашних заданий; оказана соответствующая помощь всем нуждающимся детям. Периодически осуществляется проверка дозировки домашнего задания.

Приказом Министерства образования Иркутской области от 02 ноября 2009 года № 835-мпр распоряжения Министерства образования Иркутской области от 03 июня 2010 года № 376 МБУ СОШ № 48 участвует в реализации регионального инновационного проекта «Охрана здоровья в условиях интенсификации образования». Тема собственно школьного проекта «Охрана здоровья школьников в условиях муниципальной школы». Количество и % обучающихся, задействованных в проекте по отношению ко всем обучающимся составляет 240 человек и 37%. Все остальные учащиеся охвачены мероприятиями по здоровьесбережению на основании школьного воспитательного плана. В рамках реализации инновационного проекта в школе была проведена следующая работа: 1) созданы организационные условия - учебные программы, программы элективных курсов соответствуют требованиям ФГОС, методам, средствам обучения и возрастным особенностям; 2) социально - психологические условия - осуществляется формирование групп здоровья учащихся на основе медицинского осмотра; 3) коммуникативные условия - заключен договор с «Детской районной поликлиникой», «Детской районной больницей», «Центральной районной больницей» о проведении углубленных осмотров учащихся и учителей, проводится мониторинг физического развития детей.

Объектом исследования стали: гигиенические условия в классах; расписание уроков, учебная нагрузка, физкультминутки и физпаузы, формы, методы и средства работы по здоровьесбережению, мотивационная стимуляция учащихся, использование видео-экранных технических средств, правильное использование динамических пауз, соблюдение гигиенических условий в классах, правильное использование здоровьесберегающих педагогических технологий, творческий потенциал обучающихся и педагогов.

Целью исследования стало создание соответствующей здоровьесберегающей среды, условий для занятий физкультурой и массовыми спортивными мероприятиями, организация педагогического сопровождения, разработка уроков здоровья и гимнастических комплексов.

Средства контроля в процессе эксперимента: мониторинг физического развития школьников. Анализ показателей общей заболеваемости, анализ травм по школе.

Организация физкультурно-оздоровительной работы:

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию работы клуба «Здоровье» на первой ступени, руководитель Лукашова И.В.;

  • организацию работы по программе «Полезные привычки» на первой ступени, руководитель Лукашова И.В.

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками на первой ступени;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности на первой ступени;

  • организацию работы по программе «Равный, равному» на второй ступени;

  • организацию работы школьного наркопоста «Здоровье+»;

  • организацию работы волонтерского движения;

  • встречи с работниками больницы, беседы на профилактические темы;

  • организацию туристической работы;

  • работу спортивных секций: баскетбола, тенниса, футбола, волейбола, в которых ежегодно занимаются 25-35% учащихся. Учащиеся школы посещают бассейн, который принадлежит лечебно-оздоровительному комплексу «Истоки» ВСЖД, детскую юношескую спортивную школу, школу бокса, секцию борьбы дзюдо в подростковом клубе «Витязь». Это составляет 15%-20% от общего числа обучающихся;

  • конкурсы стенгазет на тему «Здоровый образ жизни»;

  • конкурс плакатов на тему «Вредным привычкам нет!»

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий:

- уроков здоровья, один раз в неделю;

- утренняя гимнастика ежедневно перед 1 уроком на первой ступени;

- спортивные и музыкальные перемены;

- спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья!»;

- «Веселые старты»;

- Дни здоровья;

- ежегодный туристический слет;

- экскурсии в природу в течение года;

- прогулки на свежем воздухе.

Школа активно участвует во всевозможных акциях по профилактике вредных привычек, распространению положительного опыта по здоровьесбережению. В рамках областной профилактической акции «Мы выбираем здоровое будущее» были проведены следующие мероприятия с большим охватом учащихся:

Класс, учитель

Мероприятия в рамках акции «Мы выбираем здоровое будущее»

Количество обучающих, принявших участие

1 -7 классы,

Конкурс плакатов «Мы выбираем здоровое будущее», творческая защита


60

4 классы, Лукашова И.В., педагог дополнительного образования

Спортивный праздник

«Веселые старты»

100

7-8 классы

«Профилактика табакокурения»- презентации волонтеров

100

9-11 классы

«Миф и реальность» беседа

120

9-11 классы

Встреча с врачом гинекологом «Мое здоровье - здоровье моей семьи»

53

8 классы

«Об этом должен знать каждый» - круглый стол

47

10 классы

«ВИЧ - СПИД и закон» беседа на правовую тему

39

11 классы

«Твой выбор - твоя судьба» - презентация волонтеров

42

1-5 классы

«Если хочешь быть здоров!?» - классные часы

170

6 классы

«День здоровья» - спортивная программа

71

В марте 2012 года были проведенны мероприятия по профилактике туберкулеза среди учащихся и их родителей, в рамках Всероссийской акции борьбы с туберкулезом, в организацию которых большой вклад вложили: Жукова Е.В., социальный педагог; Лютикова Л.В., библиотекарь; Францева Т.В., учитель биологии; Лукашова И.В.; учителя начальных классов.

Название

Мероприятия в рамках профилактики туберкулеза

Количество, охваченных мероприятиями детей и родителей

МБУ
СОШ
№ 48

Оформлены стенды по профилактике туберкулеза в двух зданиях начальной школы, в средней школе.

750 обучающихся

«Как избежать заражения туберкулезом» - школьные линейки для 1-6 классов.

420 обучающихся

Беседы «Из истории распространения туберкулеза. Методы борьбы с тяжелым инфекционным заболеванием. Роль иммунизации в борьбе с туберкулезом» для 7 -10 классов

220 обучающихся

Презентация «Это должен знать каждый. О мерах борьбы с туберкулезом». 8 -11 классы

180 обучающихся

Беседы «Все на борьбу с невидимым врагом» для учащихся 1-4 классов

320 обучающихся

Презентация «Это должен знать каждый. О мерах борьбы с туберкулезом» для родителей 1-11 классов

480 родителей и 60 педагогов

В апреле мероприятия в рамках «Европейской недели иммунизации в 2012 году» педагогическим коллективом школы также был проведен цикл мероприятий, по разъяснению значения вакцинации детей и подростков в настоящее время:


Название

Мероприятия в рамках «Европейской недели иммунизации в 2012 году»

Количество, охваченных мероприятиями детей и родителей

МБУ
СОШ
№ 48

Оформлены стенды «Зачем нужны прививки? Против чего делают прививки?» 1 -11 классы

750 обучающихся

«Необходимость и важность профилактических прививок» - школьные линейки для 1-6 классов.

420 обучающихся

Беседы «Мифы и факты о вакцинации» для 7 -10 классов

220 обучающихся

Круглый стол «»Правовые аспекты вакцинопрофилактики» 8 -11 классы

180 обучающихся

Беседы «Что необходимо знать о вакцинации и прививках? В каком возрасте ставят прививки» для учащихся 1-4 классов

320 обучающихся

Уроки «Каждый ребенок имеет право на защиту от болезней, жизнь и здоровье» 6 - 11 классы

475 обучающихся

«Практические советы родителям. Как сделать прививку безопасной?» 1 - 11 классы

490 родителей, 50 педагогов


В январе - феврале 2012 года на спонсорские средства выпускника школы, преуспевающего предпринимателя, руководителя крупнейшей в России транспортной строительной компании Т.Р. Сагдеева была проведена массовая школьная акция по борьбе с негативными явлениями и вредными привычками «Мы за здоровый образ жизни!». В нем приняли участие школьники 1-11 классов. Это был конкурс сочинений «Нет вредным привычкам», конкурс рисунков, конкурс плакатов, конкурс презентаций на эту же тему. По итогам по 10 лучших работ из каждой номинации были отмечены премиями в размере от 500 рублей до 3000 рублей. Клубы, работающие по реализации принципов здорового образа жизни, также были отмечены премиями. Все участники получили специальные сертификаты.

Близится лето и в очередной раз распахнет свои двери летний школьный лагерь дневного пребывания, в котором ежегодно отдыхает 80 учащихся первой ступени. Витаминизированное питание, организованный отдых, спортивнее мероприятия, походы в лес дают зарядку организму детей на все последующие месяцы.

Коллектив школы будет продолжать работу в данном направлении, используя приемлемые в рамках муниципальной школы формы и методы работы по охране здоровья школьников, тем самым приобщая их к принципам здорового образа жизни.


© 2010-2022