- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию в 7 классе на тему Золотые руки работника
Урок по обществознанию в 7 классе на тему Золотые руки работника
Раздел | Обществознание |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Изратова В.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по обществознанию
Класс: 7
Тема урока: Золотые руки работника. (2 урок)
Цели:
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности и возможности, стремление к получению знаний, уважение к труду человека, понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии.
- познакомить учащихся с основными условиями качественного труда, с понятиями «высококвалифицированный труд»;
- подвести учащихся к пониманию причин в различии оплаты труда мастеров прошлого и настоящего;
- продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, выставка работ Николаева А.М., компьютерная презентация к уроку.
Оформление класса:
-
Выставка изделий учителя технологии Николаева А.М.
-
Оформление раздела стенда «К уроку», в котором даны новые понятия к данному уроку.
Оформление доски: на доске записана тема урока и план урока.
Задание на урок: 3 учащимся подготовить сообщения о мастерах нашей деревни.
Приглашенные на урок: Николаев А.М.
Ход урока
-
Организация урока.
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы параграфа «Золотые руки работника». Желаю нам всем плодотворной работы.
Актуализация изучения темы:
Начать урок хотелось бы с ознакомления с
Указом Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева от 7 сентября 2015 г. № 119 в Чувашии2016 год объявлен Годом человека труда.
К О М М Е Н Т А Р И Й к Указу Главы Чувашской Республики «Об объявлении
в Чувашской Республике 2016 года Годом человека труда»
Чувашская Республика славится трудолюбивым народом. Труд является основой благополучия семьи и общества. «Eçчен çын eмeр мухтавра - трудолюбивый человек испокон в почете», - говорится в чувашской пословице. Поэтому как нельзя кстати будет изучение этой темы урока.
Для начала разгадаем кроссворд
-
Одно из основных проявлений (элементов) экономики (Обмен)
-
Трудовое денежное вознаграждение (Зарплата)
-
Знаменитый скрипичный мастер (Антонио Страдивари)
-
Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей (Потребитель)
-
Обмен одного товара на другой без помощи денег (Бартер)
-
Тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг (Производитель)
-
Специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения, навыки. (Квалификация )
-
Экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли (Бизнес)
-
Продукт труда, произведенный для продажи или обмена (товар)
-
Хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров (экономика)
-Какое слово получилось?
-Мастерство
-Каждый ли может стать мастером?
Ответы детей
-Для чего нужно стремиться стать мастером своего дела?
-В том числе, чтобы получать достойную зарплату
План урока на доске:
1. Из чего складывается мастерство работника.
2. Труд и зарплата.
3. Количество и качество труда.
Основополагающий вопрос нашего урока:
Вспомнить из чего складывается мастерство работника и выяснить от чего зависит заработанная плата работника?
Раздаются карточки для актуализации знаний. В них необходимо отметить знаками Знаю+, не знаю-, хочу узнать -смайлик
Вопрос
Из чего складывается мастерство работника?
Что называют трудовым денежным вознаграждением?
Чем определяется размер заработанной платы?
Можно ли судить по объему произведенного продукта и затрачиваемого на труд времени о количестве труда работника?
Что такое резюме?
Начало урока
Окончание урока
Отложите карточки в сторонку. В завершении урока посмотрим, получили ли вы ответы на свои вопросы.
-
Проверка домашнего задания.
Сейчас я раздам некоторым ребятам карточки. На подготовку дается 3 минуты.
-
Выполнение работы по карточкам (выполняют 4 ученика);
Карточка №1
На какие вещи согласно притче можно смотреть бесконечно долго?
О ком говорят «мастер - золотые руки». Можно ли это выражение применять к людям разных специальностей?
Карточка №2
Как сохраняются секреты старинных ремесел?
Где можно увидеть изделия народных умельцев?
Карточка №3
Какими чертами характера обладают мастера - ремесленники?
Приведите примеры мастеров прошлого.
Карточка №4
Какие качества работника ценятся в современном обществе?
Где можно получить профессиональные знания?
В каких областях для работы человеку нужны особые способности?
2)В это время беседа с учащимися:
Работа с пословицами и поговорками.
- Ребята, кто придумал выражение "Мастер - золотые руки"?
(народ)
- Также народ придумал много пословиц и поговорок о труде. Какие вы можете назвать? Я буду называть часть пословицы, а вы доскажите другую часть.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Делу - время, а потехе - час.
Кто не работает, тот не ест.
Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
Слаще всех плодов - плод человеческого труда.
Развернутый ответ учащихся по карточкам.
Слайды к 2 карточке
-И сегодня продолжают жить искусство золотого дерева Хохломы (слайд), жостовских подносов (слайд), гжели (слайд ярких, нарядных дымковских игрушек (слайд) финифти (слайд) лаковой миниатюры Палеха (слайд №).
- К представителям каких профессий можно применить выражение «Мастер - золотые руки»?
- На прошлом уроке мы познакомились с Антонио Страдивари. Можно ли назвать его мастером, у которого золотые руки? Почему?
- В нашем селе тоже есть мастера?
- Кого вы можете назвать, чем они занимаются?
На наш урок приглашен один из умельцев - это учитель технологии и ИЗО нашей школы Николаев Александр Михайлович
- Когда, где и как вы научились творить такие чудеса?
- Кто Вас этому научил?
- Какие изделия вам нравится больше всего «творить»?
Выступление Николаева А.М.
-
Изучение новой темы
1. Вводная беседа с учащимися:
Задача для учащихся:
- Как вы думаете, ребята, чем же необходимо овладеть человеку, чтобы стать мастером своего дела?
- Нужно получить знания, овладеть умениями и навыками.
Вспомним, из чего складывается мастерство работника:
Ответ ученика
1. Квалификация - специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения, навыки.
Учитель: В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта различают какой труд?
Труд:
Высококвалифицированный (сложный)
Например: врач, учитель, инженер, системный администратор;
Малоквалифицированный (простой)
Например: дворник, грузчик, официант.
Работа в группах:
- Сейчас мы с вами побываем в театре пантомимы. Знаете, что это такое?
Работаем в группах. Учитель раздает карточки. Ребята, ничего не говоря, с помощью мимики и жестов изображают профессию, которая там написана. А остальные ребята, должны отгадать какую профессию нам они покажут. И какая это профессия: высококвалифицированная или малоквалифицированная?
1. Дворник
- Эта профессия высококвалифицированная или малоквалифицированная?
Почему малоквалифицированная?
- А сейчас это же самое проделает вторая группа. А остальные ребята угадайте, какую профессию они показывают.
2. Официант
- Какая это профессия: высококвалифицированная или малоквалифицированная?
3. Врач
- Какая эта профессия?
4. Ветеринар. Какая это профессия: высококвалифицированная или малоквалифицированная?
5. Учитель
Какая это профессия: высококвалифицированная или малоквалифицированная? Докажите, что высококвалифицированная.
Учитель:
-Какой труд наиболее востребован? Высоко или малоквалифицированный?
-Высококвалифицированный.
-Ребята, сделайте вывод, почему в современном обществе растет спрос на высококвалифицированный труд?
Вывод: В современном обществе растет высококвалифицированный труд, поскольку растет компьютеризация производства, появляются новые отрасли и новые специальности, развивается робототехника и автоматизация.
Цитата председателя кабинета министров России Д.А. Медведева
-Ребята, а для чего человек трудится?
-Ответы учеников (чтобы удовлетворять потребности, получать зарплату)
3. Труд и зарплата.
Запись в тетради
28.01.16 г.
Труд - целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Заработанная плата - это плата за выполненную работу или трудовое денежное вознаграждение.
Система оплаты труда:
А) Повременная - заработанная плата работника за отработанное время.
Б) Сдельная - заработанная плата за выполненный объем работы или за количество произведенной продукции работником.
Существует дифференциация (различие) оплаты труда в зависимости от вида экономической деятельности. То есть все работники получают не одинаковую зарплату. Почему? От чего она зависит?
Причины повышения заработанной платы: (работа по учебнику с.101)
Запись в тетради
-
Сложность труда и уровень квалификации
-
Условия труда.
-
Социальная значимость труда.
-
Степень риска при занятиях данным трудом.
-
Уникальность труда.
-
Качество и количество труда.
4. Количество и качество труда.
Количество труда - это объем произведенного продукта.
Качество труда - это качество произведенного продукта.
-Квалификация работника влияет на количество и качество труда. Квалифицированного работника, который трудится быстро и качественно, люди с уважением называют мастером. Среди таких мастеров
Калашников Иван Тимофеевич-создатель стрелкового оружия.
И наши земляки
Григорьев Фирс Григорьевич-врач
Андреев Николай Степанович-руководитель сельскохозяйственного предприятия.
V. Самостоятельная работа учащихся с текстом рубрики «Знания на каждый день» с. 104-105
-Проанализируйте данные рубрики. Какие знания и умения требуются на рынке труда?
-Наличие образования, лучше высшего, умение работать с компьютером, желателен опыт работы, знания иностранных языков и др.
Резюме (от фр. - «течение жизни», жизнеописание) -документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
IV. Закрепление изученного. Подведение итогов урока.
-
Какие качества требуются от современного работника?
-
Чем определяется размер зарплаты людей разных профессий?
-
Какие системы оплаты труда существуют? описаны:
За свой труд рабочий завода получает заработанную плату независимо от результата выполненной работы. Отработав смену, он идет домой, уверенный в том, что получит всю зарплату, хоть и не уверен в качественно выполненном задании.
(Повременная оплата труда)
Выполняя работу по сборке компьютеров, рабочий решил задержаться по окончании смены, так как из-за аварии на линии электропередачи не успел выполнить заказ. Он знает, что будет получать зарплату в размере 1%от каждого собранного компьютера.
(Сдельная оплата труда)
V.Анализ урока. Выставление оценок.
Возьмите карточки, где вначале урока вы отмечали насколько знаком вам материал урока. Получили ли ответы на вопросы, которые вызывали у вас сомнения?
VI. Домашнее задание
Прочитать параграф 9. Вопрос 8 с. 107 письменно
Завершить урок хотелось бы стихами Михаила Исаковского
Пройдут года, настанут дни такие,
Когда российский трудовой народ,
Вот эти ваши руки молодые
Руками золотыми назовет!