• Преподавателю
  • Обществознание
  • Конспект урока по курсу «Обществознание» 9 класс Конспект урока по курсу «Обществознание» 9 класс Конспект урока по курсу «Обществознание» 9 класс

Конспект урока по курсу «Обществознание» 9 класс Конспект урока по курсу «Обществознание» 9 класс Конспект урока по курсу «Обществознание» 9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по курсу «Обществознание»

9 класс


Тема: «Моральный выбор - это ответственность»


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса - моральный выбор, свобода, ответственность;

  • создать условия для осознания того, что человек - существо, призванное творить самого себя.

Задачи урока:

- образовательные

1) показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок;

2) подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием;

- развивающие

1) продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социально-одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

2) помочь осознать, кто может считаться личностью.

- воспитательные

1) воспитание мотивов самосовершенствования;

2) дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, компьютер, флеш-карта, карточки с раздаточными материалами.

СОТ, используемые на уроке:

- проблемное обучение и эвристическая беседа;

- анализ визуального и аудио-материала;

- работа с понятиями;

- информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые результаты:

-предметные:

иметь представление о понятиях: «моральный выбор», «свобода» и «ответственность»; наполнить конкретным содержанием тезис о том, что моральный выбор - это ответственность.

В результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода - это не вседозволенность, а возможность выбора.

- метапредметные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию.

Умение планировать свою деятельность.

- личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Основные понятия:

Моральный выбор - это нравственный конфликт в самом человеке.

Свобода - уникальное духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Домашнее задание: § 7, «Проверь себя» с. 58-59, вопросы 3 и 5.


Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

Что такое долг? (Объективные обязанности, которые связывают человека с другими людьми, обществом)

Какие стороны долга вы знаете? (Долг общественный и долг моральный)

Каково происхождение слова «совесть»? (Совместное знание; внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека)

Что значит «иметь совесть»? (Т. е. поступать честно, правильно, выступать на стороне добра)

Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? (Она умеет подсказать, какой сделать выбор, умеет дать внутреннюю оценку выбору человека, его поступку)

Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью? (Моральный долг)

III. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О чем будет разговор? Послушаем песню на стихи Юрия Левитанского, выделим главную мысль.

(Звучит фонограмма песни «Каждый выбирает по себе») (Слайд 2)

В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и вы это знаете - учит: всегда поделись с ближним - лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка и, точнее, моральный выбор. Но случаи бывают посложнее.

Так существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок? И что же делает наш выбор нравственным деянием? На эти вопросы нам и предстоит ответить на уроке. Попробуйте самостоятельно определить тему, над которой мы будем работать.

Определяют и записывают тему урока «Моральный выбор - это ответственность» (Слайд 3)


Домашнее задание: §7, «Проверь себя» с. 58-59, вопросы 3 и 5. (Слайд 4)

IV. Изучение новой темы.

1. Пользуясь текстом учебника, раскройте смысл понятия «Моральный выбор» (с. 53 - 55).

Находят в учебнике определение понятия, записывают его в тетрадь: Моральный выбор - это нравственный конфликт в самом человеке, это внутренний выбор человека между моральным и аморальным. (Слайд 5)

В ситуации морального выбора огромное значение приобретает проблема ответственности. Это прежде всего ответственность человека перед самим собой, перед своей совестью, его внутренний выбор. Но, совершая поступок, человек становится ответственным и перед своей семьей, обществом, потомками.

Всегда ли совпадает разумное и нравственное?

Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации?

Этот поступок обладает высшей разумностью, ибо поддерживает в обществе саму идею чести, справедливости, готовности помочь попавшим в беду. Выигрывает не этот мужественный человек, а все общество: сохраняется его нравственный потенциал, основа его единства и целостности. Таковы смысл и цена жертв, которые приносят лучшие люди страны.

Так почему же человек в одном случае поступает аморально, а в другом честно, по-доброму?

Человеку в его действиях дана свобода выбора - между добром и злом, моральным и аморальным.

Кившенко «Военный совет в Филях» (Слайд 6)

В чем суть картины?

На чем основан выбор? (на вере, патриотизме, чувстве ответственности)

Кутузов просчитывал, делал выбор на основе моральной оценки, т. е. брал ответственность на себя.

Моральный выбор - это внутренний выбор на основе внутренней среды и действий во внешней среде.

Притча о птичке. Приложение 1.

О чем притча? (О предопределении и свободном выборе)

А на самом деле присущ ли выбор птице?

Нет, выбор присущ только человеку. Именно человек делает свободный выбор, опираясь на моральные ценности.

Физкультминутка.

V. Групповая проектная работа.

2. Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Но некоторые люди, увы, не видят разницы между свободой и анархистской вседозволенностью. Они рассуждают так: «Зачем мне подчиняться правилам, которые придуманы другими? Многие правила, нормы несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимания?».

Эти люди ошибаются. Чтобы понять причины их заблуждений, ответим на вопрос: «Что такое свобода?». Дать строгое определение можно, но полезнее рассмотреть те признаки свободы, без которых она невозможна.

Выписывают в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».

Осуществляют взаимопроверку.

Приложение 2.

Дают определение понятия «свобода», исходя из тех понятий, которые посчитали с ним связанными.

Понятия, связанные со словом «свобода»

Понятия, не связанные со словом «свобода»


  • ответственность

  • выбор

  • долг

  • независимость от чужой воли

  • строгое соблюдение законов

  • уважение прав других людей

  • совесть

  • взаимопонимание

  • сила воли

  • способность к самоограничению


  • независимость от общественного мнения

  • возможность реализовать любое желание




Вывод: свобода - это не вседозволенность, а возможность выбора. Свобода - это ответственность.

Сейчас поработаем в группах. Каждой группе я предлагаю совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом. (Приложение 3)

Итак, как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Также абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения.

3. Формирование понятия «Ответственность».

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

Что же такое «ответственность»? (Учащиеся на основе текста учебника формулируют определение данного понятия)

Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага. (Слайд 7)

Итак, общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность.

Поэтому, ответственность - это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность.

4. Формирование понятия «Самосовершенствование».

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно? Ведь одно дело знать нормы морали, а другое - действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? Большинство всегда право. Может быть в этом выход?

Лев Николаевич Толстой так отвечал на этот вопрос: «Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся». Как вы понимаете эти слова? (Нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна - она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально)

VI. Закрепление. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки за урок.

Очень выразительно определял личность великий немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам.

Способность быть господином самому себе. Что это значит?

Учащиеся: подразумевается то, что мы называем «иметь характер». То, что это умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, т.е. как теперь говорят автономным. Автономность достигается в процессе воспитания и самовоспитания. Автономность требует, во-первых, хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, во-вторых, умения управлять собой, своим поведением.

Но И.Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твёрдые принципы, а к твёрдым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что все эти прекрасные качества - способность быть господином самому себе, иметь твёрдые принципы - с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причём добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Подчеркну близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся.

Рефлексия «Сегодня я понял…» Продолжите мысль.

Притча «Всё в твоих руках» (Слайд 8)


© 2010-2022