Закон и право

Учащиеся 11 классов большинство сдают ЕГЭ по обществознанию. Этот урок является фактически подготовкой к ЕГЭ. Урок проводится после прохождения раздела " Право" как повторительно- обобщающий. На уроке используются различные формы работы: решение группами проблемных задач, заполнение таблиц, выбор из четырех вариантов правильного ответа (задание типа А), Записать пропущенное слово в схеме, вставить слова в текст(задания типа В), установление соответствия между различными примерами, а также подгот...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Закон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоЗакон и правоТухбатуллина Л.Р., учитель МАОУ-СОШ №15 г.Альметьевска Республики Татарстан



Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Закон и право» (повторительно - обобщающий урок)

Цели:

  1. Повторить, обобщить и закрепить материалы правового блока (подготовка к сдаче ЕГЭ).

  2. Развивать у учеников умение работы в группах, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию.

  3. Развивать навыки решения практических задач.

  4. Развивать умение составления сложного плана (С8).

  5. Продолжить формировать и развивать у уч-ся культуру учебного труда.

Оборудование: мультимедийный проектор для заданий 1,2,4,8, карточки с заданиями для групп (решение правовых задач), бланки №1 ЕГЭ (для внесения ответов).

Ход урока.

  1. Работа над основными понятиями блока (Кто быстрее?)

а) Право, частное право, публичное право, юридическое ответственность, прецедент.

б) Дееспособность и правоспособность, источники права, институт права, отрасли права, нормативно- правовой акт, виды юридической ответственности.

в) Конституционный суд, Арбитражный суд, Верховный суд.

  1. Вставить пропущенные слова (задания типа В) (соревнование групп)

Нормативные правовые акты

……………..

Указы

Распоряжение

Постановления

Федеральное собрание



Правовая норма

Санкция

Юридические факты (по характеру наступающих последствий)



Юридические факты







По политическому режиму

Формы государства

По государственному устройству

По форме правление

12

9

1

2

13

10

3

6

14

11

4

7

5

8



  1. Составление плана по теме «Право в системе социальных норм» группами (задание типа С8). Составить план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (группы составляют планы и представляют).

  2. Вставить в пропуски слова. Ниже текста дан список слов (задание типа В6-работа групп) и проверка задания.

«Юридические факты подразделяются на--------------(1) (порождаемые ими правовые последствия не зависят от воли людей - рождение человека, природное стихийное явление) и -------------(2) (порождаемые ими правовые последствия зависят от воли людей - договоры, правонарушения и т.д.). Действия в свою очередь подразделяются на правомерные и ------------------------------(3). Неправомерные действия называются -----------------(4). Наиболее опасная их разновидность -----------------------------(5). ------------------------(6), напротив, есть разновидность правомерных действий»

а) событие

б) преступление

в) неправомерные

г) закон

д) действия

е) правонарушение

ж) факты

з) поведение

и) поступок

5. Решение правовых задач группами (4 группы - 4 задачи. На партах Конституции РФ, УК РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ).

  1. Иванов был зачислен заместителем начальника отдела с месячным испытательным сроком. Через 23 дня он заболел и отсутствовал 17 дней, а через день после выхода на работу он был уволен по ст.23 КЗОТ, как не выдержавший испытания. Иванов обратился с иском о восстановлении на работе.

Вопросы:

  1. В каком порядке и какой продолжительности устанавливается испытательный срок при приеме на работу?

  2. Как исчисляется испытательный срок и когда может быть уволен работник, не выдержавший его?

  3. Куда может обратиться Иванов для разрешения спора?

  4. Правильно ли уволен Иванов?

  1. Гражданин Б. напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и , сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем происшедшего Артем, чтобы помешать Б. скрыться, бросил подвернувшийся под руку брус по ходу движения велосипеда. Падая, Б. сломал руку, был поврежден велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали Б.

Вопрос: Должен ли нести ответственность за вред, причиненный гражданину Б. Артем. Обосновать ответ.

  1. Гражданин А., находясь в разводе с женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Вопрос: Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь?Приведите один аргумент, в обосновании своего ответа. Приведите три нормативно-правового акта, в которых содержится соответствующая норма.

  2. К репродукциям картин, разложенным на прилавке магазина, одновременно подошли Иванов и Петров. Иванов взял в руки репродукцию картины художника Б. Светлова «Космос» и начал ее рассматривать. Петров, выяснив у продавца стоимость этой же репродукции, оплатил ее через кассу и после предъявления чека продавцу попросил завернуть ему покупку. Иванов настаивал, чтобы имевшийся в магазине экземпляр репродукции «Космос» остался за ним, так как он первый взял ее в руки. Продажа репродукций в магазине производилась без выписки товарных чеков.

Вопросы: 4.1.Что называется договором купли- продажи и каково его применение? 4.2. С какого времени договор розничной купли- продажи считается заключенным и когда наступает момент перехода правоспособности на купленный товар?

4.3.Кому из покупателей должна быть передана репродукция?

6. Решение заданий на выбор ответа ( задания типа А, ответы занести в бланк №1)

  1. Получение наследства, дарение имущества относятся к правоотношениям

а) гражданским

б) административным

в) трудовым

г) семейным

2) Что относится к источникам права?

а) газетная статья о военной службе

б) доклад начальника Генерального штаба РФ

в) обращение в комитет солдатских матерей

г) приказ министра обороны РФ.

  1. Обязательное соответствие и непротиворечие всех остальных нормативных актов Конституции отражает такой ее признак, как

а) нормативность

б) справедливость

в) высшая юридическая сила

г) соответствие нормам международного права.

4) Административным правонарушением является

а) неявка на работу бригады строителей

б) санкционированная забастовка авиадиспетчеров

в) распитие студентами пива в здании института

г) захват заложников в здании театра.

  1. Найти в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями.(В4)

а) гражданка С.отравилась купленным в магазине кефиром

б) по достижении 14 летия подросток получил паспорт

в) в результате скоропостижной смерти господин Х. не смог вернуть долг

г) супруги К. купили загородный дом в кредит

д) в результате урагана в офисе были разбиты все окна

е) предприниматель взял в аренду офис

  1. Работа с текстом и выполнение задания (С1, С2)

«Участники правоотношений должны обладать правосубъектностью. Правосубъектностью называют предусмотренную нормами права способность лица быть участником правоотношений. Правосубъектность включает такие юридические свойства, как правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобретать права и обязанности, осуществлять права и исполнять обязанности. Правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И, напротив, все дееспособные люди являются правоспособными. Содержание и объем дееспособности зависят от нескольких факторов, в том числе: а) от возраста субъекта б) от законопослушности субъекта (лицо, совершившее преступление и находящееся в местах лишения свободы, ограничивается в дееспособности и не может реализовать ряд гражданских, политических и иных прав, составляющих объем его дееспособности.

Вопросы:

  1. Какой смысл авторы текста вкладывают в понятие правосубъектность? Приведите два юридических свойства, необходимые для правосубъектности.

  2. Назовите три отличия правоспособности от дееспособности.

  3. В тексте говорится , что «лицо, совершившее преступление и находящееся в местах лишения свободы, ограничивается в дееспособности и не может реализовать ряд гражданских, политических и иных прав, составляющих объем его дееспособности». Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите два гражданских и два политических права, в осуществлении которых ограничено данное лицо.

9. Подведение итогов, оценка.

10. Домашнее задание. Написать эссе, выбрав одну из тем.

  1. «Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение)

  2. «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ)

  3. «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескье)

  4. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)

Источники, используемые учителем при подготовке к уроку:

  1. А.Ф.Никитин «Правоведение», М.2007г.

  2. А.И.Кравченко «Обществознание», М.2010г.

  3. Обществознание (поурочные планы) по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание», Волгоград, 2008г.

  4. Задания для самостоятельной работы по курсу «Основы государства и права» (составитель Я.В.Соколов), М.2006г.

  5. А.Певцова «Обществознание». Книга для учителя, М.2008г.

  6. Учебно- тренировочные тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ, 2009-2011г.

© 2010-2022