- Преподавателю
- Обществознание
- Социальный проект по профориентации Моё будущее
Социальный проект по профориентации Моё будущее
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тонкова С.М. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Нешкан»
Социальный проект профориентационной направленности
«Моё будущее»
Автор проекта:
Тонкова Светлана Михайловна
учитель истории и обществознания
Нешкан
2014
-
Обоснование актуальности проекта.
Процесс модернизации российского образования коренным образом изменил отношение к содержанию воспитания в современной школе. Сейчас под воспитанием всё больше понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно - нравственного становления и подготовки к жизненному и профессиональному самоопределению.
Проект «Гымнин вальылкыл» («Моё будущее»), направленный на социально-экономическое развитие села Нешкан Чукотского района Чукотского автономного округа направлен на социально - экономическое развитие села через развитие различных форм профориентации и механизмов самоопределения молодежи.
Село Нешкан основано бывшими жителями села Тойгунен в 50 - е годы XX века, которые обосновались на берегах косы, отделяющей лагуну Нэскэнпильгын от Чукотского моря. Новое место проживания имело удобное расположение для занятия традиционными чукотскими промыслами: рыболовством, оленеводством и морским зверобойным промыслом. На сегодняшний день в селе проживает 732 жителя, из них около 276 детей. 94 % населения являются коренным малочисленным народом Севера - чукчами.
В соответствии с федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года» в селе Нешкан на сегодняшний день уже построены магазин и больница; утверждён проект новой школы, строительство которой начнётся в ближайшем будущем. В дальнейшем планируется обновление жилищного фонда, строительство Дома культуры и других социальнозначимых объектов. Учитывая данные мониторинга занятости населения села, проведённого автором проекта, и растущие потребности рынка труда региона в целом и села Нешкан в частности, насущной проблемой является развитие кадрового потенциала и подготовка специалистов различных профессий, в которых нуждается село уже сейчас и будет нуждаться в ближайшем будущем: учителя, парикмахеры, медицинские работники среднего звена, воспитатели, повара, электрики - дизелисты, специалисты по обработке и выделке шкур морских животных, связисты, участковый уполномоченный, специалисты в сферу жилищного хозяйства и т.п. В связи с этим уже сейчас имеется необходимость профессиональной ориентации молодёжи, проживающей в селе, для того, чтобы молодые люди выбирали нужную профессию и возвращались в родное село. Как говорится в народной поговорке: «Где родился, там и пригодился!». С учетом вышесказанного и был разработан и принят к исполнению данный проект.
-
Цель проекта.
Привлечение обучающихся к участию в развитии и совершенствовании экономики и социальной сферы села Нешкан через применение различных форм профориентации и механизмов профессионального самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и этнокультурного состава региона в соответствии с государственной политикой в области образования.
-
Задачи проекта:
-
разработать перечень мер и мероприятий, направленных на профориентацию обучающихся с учётом региональной специфики и этнокультурного состава населения села;
-
обеспечить необходимые условия для реализации проекта;
-
провести мероприятия профориентационной направленности среди обучающихся МБОУ «ЦО с. Нешкан»;
-
провести мониторинг эффективности реализации проекта.
-
Сроки реализации проекта.
Проект реализуется в течение 2014 - 2015 учебного года.
-
Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы конкретными предлагаемыми автором методами.
Содержание проекта предусматривает использование следующих форм профориентационной работы: конкурсы, конференции, презентации, тематические классные часы, круглые столы, ролевые игры, диспуты, встречи с интересными людьми и т.п.
Все мероприятия проекта будут ориентированы на изучение языка, местных народных традиций и обычаев чукотского народа и направлены на воспитание любви и уважения к малой Родине - Чукотскому краю, на восприятие детьми семейных, национальных и общечеловеческих ценностей.
С целью развития социального партнёрства к реализации проекта будут привлечены администрация и общественность с. Нешкан, Родительский комитет, представители правоохранительных органов, специалисты МБУЗ «Больница с. Нешкан», специалисты жилищно - коммунальной сферы, т.е. все те, кто заинтересован в развитии кадрового потенциала села.
Для формирования ИКТ - компетенций у обучающихся проект предусматривает активное использование Интернет - ресурсов и сайта общеобразовательной организации.
-
План реализации проекта.
№
Мероприятия
Содержание
Сроки
1
1 этап: информационно - прогностический
1.1
Изучение Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период
до 2018 года»
Изучение Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период
до 2018 года» с целью определения направлений развития региона в целом и села Нешкан в частности.
2 неделя октября 2014
1.2
Мониторинг занятости населения села
В ходе мониторинга проводится анализ занятости населения села с целью определения потребностей рынка труда.
16 - 18.
10.2014
1.3
Социологическая учебно - исследовательская работа «Профессия моей мечты»
Анкетирование обучающихся МБОУ «ЦО с. Нешкан» с целью выявления профессиональных предпочтений.
4 неделя октября 2014
1.4
Составление плана мероприятий профориентационной направленности
Инициативная творческая группа под руководством автора проекта и кураторством руководителя проекта составляет план мероприятий профориентационной направленности
27.10.
2014
2
2 этап: деятельностный
2.1
Классные тематические часы в 1-6 классах:
- «Профессии моего края»;
- «Профессии моей семьи»;
- «Семейные династии».
Классные тематические часы в 1-6 классах проводятся классными руководителями с участием инициативной группы с привлечением родительской общественности.
12 - 14.
11.2014
2.2
Диспут для учащихся 7-9 классов «Как стать успешным?»
Диспут проводится членами инициативной группы с целью повышения учебной мотивации учащихся старших классов и содействия в духовно - нравственном становлении и подготовки к жизненному и профессиональному самоопределению.
13.11.
2014
2.3
Библиотечный час - презентация «Профессии XXI века»
Библиотечный час - презентация проводится в рамках внеурочной деятельности заведующей библиотекой с применением ИКТ - технологий с целью знакомства учащихся с профессиями, актуальными в XXI веке».
28.11.
2014
2.4
Встречи с интересными людьми села Нешкан «Моё призвание»
Встречи с интересными людьми села Нешкан проводятся с целью популяризации дефицитных на рынке труда села Нешкан профессий.
03 - 05.
11.2014
2.5
Конкурс рисунков «Моя любимая профессия»
В творческом конкурсе рисунков участвуют все обучающиеся. Конкурс проводится с целью выявления профессиональных предпочтений.
1 неделя декабря
2014
2.6
Конкурс загадок о профессиях
«Угадай - ка!»
Конкурс загадок направлен на развитие читательской активности обучающихся и популяризацию профессий, распространённых в регионе.
08.12.
2014
2.7
Экскурсии «Предприятия и организации моего села»
В ходе экскурсий учащиеся посещают предприятия и организации села, знакомятся с работой повара, продавца, медицинского работника, специалистов ЖКХ и т.д.
23 - 25.
12.2014
2.8
Книжная выставка «Слово о профессии»
Книжная выставка направлена на развитие читательской активности обучающихся.
4 неделя декабря
2014
2.9
Общешкольное мероприятие
«Ярмарка профессий»
Общешкольное мероприятие
«Ярмарка профессий» проводится педагогом - организатором с привлечением членов инициативной группы, классных руководителей. В ходе мероприятия учащиеся каждого класса проводят презентацию какой - либо профессии.
30.01.
2014
3
3 этап: информационно - аналитический
3.1
Мониторинг эффективности проекта
В ходе мониторинга проводится анализ выполнения плана профориентационных мероприятий и их влияния на профессиональное самоопределение обучающихся. Делается вывод об эффективности проекта.
06 - 08.
02.2014
3.2
Социологический опрос выпускников 2014 года «Мой выбор»
Социологический опрос проводится с целью выявления профессионального самоопределения выпускников 2014 года.
15.03.
2014
3.3
Планирование профориентационной работы среди обучающихся на 2014 - 2015 уч. год
Планирование профориентационной работы среди обучающихся на 2014 - 2015 уч. год осуществляется на основании выводов о результатах реализации проекта
«Гымнин вальылкыл» («Моё будущее») с целью продолжения и повышения качества профориентационной работы в следующем учебном году.
4 неделя апреля
2014
-
Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории. География проекта:
Механизм реализация проекта предусматривает организацию профориентационной работы среди молодёжи в виде мероприятий различной формы. Проект охватывает обучающихся 1 - 9 классов МБОУ «ЦО с. Нешкан», проживающих на территории села Нешкан, Чукотского района, Чукотского автономного округа.
-
Кадровое обеспечение проекта с описанием количественного и качественного потенциала команды проекта.
В реализации проекта принимают участие специалисты МБОУ «ЦО с. Нешкан»:
- заместитель директора по УВР
- заместитель директора по МР
- заместитель директора по ИКТ
- заместитель директора по АХЧ
- педагог - организатор
- социальный педагог
- заведующий библиотекой
- учителя - предметники
- учителя начальных классов
- педагоги дополнительного образования
- классные руководители
-
Критерии оценки эффективности проекта.
Кретерием оценки эффективности проекта является количество выпускников МБОУ «ЦО с. Нешкан», которые выбрали актуальную для рынка труда села и региона профессию и вернулись на работу в село Нешкан.
Показателем эффективности проекта будет являться отсутствие вакансий на рынке труда села Нешкан.
-
Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.
В результате реализации авторского проекта «Гымнин вальылкыл» («Моё будущее»), направленного на социально-экономическое развитие села Нешкан, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно - нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.
Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2015 - 2016, 2016 - 2017 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. В 2018 году будет проведён итоговый мониторинг профессионального самоопределения выпускников Центра образования.
Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала села Нешкан через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.
-
Ресурсное обеспечение проекта.
Реализация проекта предполагает самофинансирование и использование ресурсов образовательного учреждения. Для реализации проекта в МБОУ «ЦО с. Нешкан» имеется следующее ресурсное обеспечение:
- кадровое обеспечение (см. п. 8);
- материально - техническое обеспечение:
-
№
Наименование
Количество
1
Компьютер
31
2
Проектор
3
3
Экран
1
4
Интерактивная доска
2
5
Телевизор
3
6
Микрофоны
8
7
Акустическая система
2
8
Фотоаппарат
1
9
ЦОРы
23