Интерактивные методы обучения на уроках обществознания

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект «Применение интерактивных методов обучения на уроках обществознания»

Автор:
Хачаева Тамара Султановна
учитель истории и обществознания
МБОУ "Школа развития №24",

г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра



СОДЕРЖАНИЕ

1.

Краткая аннотация проекта………………………….…………….........

3

2.

Обоснование необходимости проекта………………………………….

3

3.

Цели и задачи проекта……………………………………………..........

4

4.

Содержание проекта:


4.1 Технология применения интерактивных методов обучения истории и обществознанию с целью повышения качества образования………………………………………………........................

4.2 Интерактивные стратегии или методы кругового воздействия……………………………………………..………………..

4.3 Работа в группах…………………………………….……………….

5

10

16

5

Ресурсное обеспечение педагогического опыта………………………

24

6

Партнеры……………………………………………………………......

25

7

Целевая аудитория………………………………………………………

26

8

Этапы реализации проекта……………………………………………..

26

9

План реализации проекта……………………………………………….

27

10

Ожидаемые результаты и социальный эффект………………………..

28

11

Перспективы дальнейшего развития………………………………...

30

12 Список литературы…………………………………………………

31



1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использование интерактивных методов обучения для обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, успешной социализации выпускников.

В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий, направленных на формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.

Исследованием охвачены учащиеся 6-9 классов, учителя-предметники, родители учащихся.

В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание, источники, этапы, представлены результаты диагностик, результаты учебной и внеучебной деятельности.


2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Использование интерактивных методов на уроках обществознания дает наиболее успешное обучение. Так как школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:

- учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их пути к решению исамо решение является правильными или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;

- учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что не логично построенные заключения будут оспариваться;

- учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше чем знания любого отдельного ученика.


3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Необходимость решения проблемы определило Основная цель педагогической деятельности - это развитие способностей учащихся к интегрированному мышлению, которое поможет им увидеть новые стороны явления, формирует целостное видение мира, а значит, облегчит поиск своего места в нем.

Противоречия, проблема и цель определили объект исследования.

Объект исследования: педагогический опыт по использованию технологии интерактивного обучения в процессе урочной и внеурочной деятельности обучающихся по обществознанию.

Предмет исследования: технология интерактивного обучения как средство повышения мотивации познавательной деятельности, формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.

Гипотеза исследования: если систематически использовать технологию интерактивного обучения, то следует ожидать повышения уровня успеваемости обучающихся, увеличение активности во внеурочной деятельности, так как ее применение способствует формированию ключевых компетенций, продуктивному усвоению учебного материала, развитию творческого подхода к учебному материалу, обогащению социального опыта обучающихся.

  • Цель и гипотеза определили задачи проекта

  • изучить и обобщить передовой опыт проведения уроков с использованием активных и интерактивных методик;

  • описать технологию применения интерактивных методов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи учащимся в реализации познавательного творческого потенциала;

  • выявить, все ли необходимые компоненты и средства имеются в наличии для реализации данной технологии;

  • ориентировать учащихся на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения;

  • учить детей применять полученные знания на практике.го гуманитарного образования, научной литературы в области педагогики;

  • наблюдение педагогического процесса; изучение школьной документации старшеклассников;

  • проведение диагностических письменных работ;

  • анализ сформированности ключевых компетенций учащихся, анкет учителей и обучающихся;

  • анализ личного опыта преподавания.

  • Основные принципы, которыми должен руководствоваться учитель в своей педагогической деятельности:

  • Побуждать интерес к учебе и желание мыслить.

  • Стремиться понять своих учеников, быть тактичным, уважать себя и окружающих, общаться с детьми на равных, но без панибратства.

  • Знать свой предмет и всегда приходить на урок с удовольствием, быть эрудированным, интересным, не повышать голос без причины и не грузить на полдня заданиями.

  • Быть строгим, общительным, но не болтливым, понятно объяснять, давать советы, когда это нужно ученику.

  • Быть наставником, единомышленником, уметь зажечь искру интереса и повести за собой.

  • Давать знания не только интересные, но и имеющие практическую направленность.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

4.1. Технология применения интерактивных методов обучения

истории и обществознанию с целью повышения качества образования:

Теоретические основы построения интерактивного обучения.

«Учитель всегда невольно стремится к тому,

чтобы выбрать самый для себя удобный

способ преподавания. Чем способ

преподавания удобнее для учителя,

тем он неудобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики.

Будем же искать, и примерять те способы

обучения, которыми будут довольны

ученики».

Л.Н. Толстой

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном меняется взаимодействие учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выдвинуты новые социальные требования к системе образования, которые должны подготовить современных, образованных, предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивным потенциалом. Данные требования нашли свое отражение в государственных стандартах, позволяющих отслеживать уровень подготовленности выпускников средней школы через компетентностный подход. Он включает в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации главную роль играют такие предметы как история и обществознание, позволяющие учащимся:

  • овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические навыки школьников, умения использовать характерные для исторической науки методы познания, в результате чего происходит формирование исторического мышления;

  • освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;

  • развить коммуникативную культуру, помочь стать толерантным, способным к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;

  • определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;

  • овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является интерактивный метод в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъект жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации,

позволяют такие интерактивные методы обучения: групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и обучение с использованием информационно- коммуникационных технологий (электронный учебник, репетитор, электронная энциклопедия, авторские мультимедийные учебные пособия).

Традиционно в педагогике метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению конкретных дидактических целей учебного занятия. Необходимо создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях; проверки уровня усвоения системы знаний и умений, обобщения и систематизации знаний и умений; создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной деятельности школьников, в которой выделяют две группы. Первая группа - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные; вторая - продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения в комитетах, приглашение специальных докладчиков, а также новаторские подходы к устным и письменным заданиям. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.

Учеников нужно вовлекать в дискуссии и поощрять вопросы. Это делает обстановку в классе более демократичной. Учитель должен быть посредником, организовывая и направляя дискуссии. Если ученики робеют, не задают вопросы и не выступают с замечаниями, учитель, прежде всего, должен попытаться стимулировать дискуссию. Чем активнее учащиеся будут участвовать в работе, тем более выражено у них будет чувство хозяев и устремленность, более глубокой будет их приверженность целям как учебного, так и демократического процессов.

Учитель должен быть подобен цветку на лесной лужайке- ярким и приятно «пахнущим». Тогда и только тогда он сможет привлечь к себе огромное количество учеников, словно пчел, для передачи своих знаний. На уроках он выступает в разных ролях, не всегда он должен сам руководить работой в классе. Ученики также могут играть роль учителя, выступая с докладом, ведя в классе дискуссии или вместе работая в небольших группах над подпроектами или решением проблем. Такого рода смена ролей позволяет детям приобретать навыки лидерства и внушает мысль о том, что все члены демократического общества имеют право участвовать в его жизни и право быть выслушанными.

Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории и обществознания пока преобладают два основных источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира. Поэтому необходимо расширять кругозор школьников, научить их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, а также оценивать свои действия индивидуальные и в группе (рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок и успехов).

Немаловажная роль отводится и позиции учителя. Учащиеся должны ощущать его открытость в общении, веру в способности каждого ученика, доверие, умение увидеть ситуацию глазами школьника, поставить себя на его место, сопереживать и сочувствовать. Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» сформулировал следующие основные принципы работы учителя, стремящегося добиться эффективного взаимодействия со своими учащимися:

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

  2. Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

  3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

  4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

  5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.

  6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

  7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

  8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства.

  9. Он должен стремиться к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.

  10. Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Таким образом, процесс взаимодействия преподавателя с учащимися и учащихся между собой представляется одним из важнейших элементов любого занятия. Следует отметить, что идет это взаимодействие по-разному не только у разных преподавателей, но и у самого педагога в зависимости от темы, степени сложности материала, подготовленности учащихся, наличии времени и источников информации, собственной компетентности в рассматриваемой проблеме.

Андрей Иоффе предлагает классифицировать стратегии преподавания на пассивные, активные и интерактивные. Более интересны две последних.

4.2. Интерактивные стратегии или методы кругового воздействия


Характер взаимодействия преподавателя и учащихся меняется, хотя учитель и остается центральной частью занятия. Он остается главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен взрослыми, занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения. На схеме показан двусторонний характер общения взрослого руководителя и школьников. Вместе с тем роль преподавателя в активных методах остается ключевой, без него невозможно дальнейшее проведение занятия или проекта. Именно поэтому данный подход также несколько иной технологии.

Формы воплощения

  • любые виды дискуссий;

  • круглые столы; можно отнести к воздействию преподавателя на учеников, хотя и происходящему по

  • «мозговые штурмы»;

  • различные беседы (эвристические, сократические и т. п.).

Условия выбора стратегии

  • средний уровень подготовленности аудитории;

  • рассматриваемые вопросы привлекают повышенный общественный интерес или основаны на распространенном социальном опыте;

  • развитое у учащихся умение задавать вопросы;

  • необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал;

  • аудитория средних размеров;

  • объем материала позволяет развивать обсуждение;

  • у преподавателя достаточное количество времени для пояснений и уточнений;

  • аудитория достаточно однородна по уровню подготовленности;

  • высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме.

Положительные и отрицательные стороны активной стратегии.

Достоинства

Недостатки

Не требуется большого количества дополнительных ресурсов

Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов

Учащиеся приобретают умение формулировать свои потребности и вопросы

Ряд учащихся остается пассивными из-за стеснения, неумения быстро сформулировать вопрос, волнения, дефектов речи и т. п.

Преподаватель определяет генеральную линию занятия, имея возможность предотвращать уклонение от темы занятия

Возможен уход в сторону от темы занятия или сознательный увод в сторону отдельными учащимися

Повышается мотивация

Ограничен круг источников информации

Преподаватель является компетентным источником информации

Возможно давление педагога, остающегося центральной фигурой занятия

Тем а занятия определяется совместно

Стратегия требует определенного лимита обучаемых

Возрастает индивидуальность преподавания



Метод кругового воздействия

При использовании данной формы роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации - книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту - своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложение ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга. На схеме показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще не характерно для российской системы образования. Подростки чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии.

Формы воплощения

- ролевые и деловые игры;

- дебаты;

- проектная деятельность;

- обсуждение альтернативных решений;

- моделирование,

Условия выбора стратегии

Выбор стратегии преподавания является ответственным делом, от которого зачастую зависит успех или неудачи занятия. Необходимо также умелое сочетание раз личных
стратегий в процессе преподавания, что поможет сделать обучение более разнообразным и интересным. К таким условиям и факторам выбора стратегии преподавания могут быть отнесены следующие:

- уровень теоретической подготовки учащихся;

- наличие социального опыта по рассматриваемой теме;

- наличие или отсутствие умений строить активную коммуникацию;

- степень мотивации учащихся к учению;

- количество дополнительных источников информации;

- количество учащихся;

- индивидуальные особенности преподавателя темперамент, уровень владения материалом, интерес;

- внешние ограничения (количество времени, общий объем материала, способы оценки успешности работы - тесты, экзаменационные вопросы, устные ответы, эссе или другие).

Данной классификацией определение всех видов, форм и методов учебной работы не ограничивается.

Методики и формы обучения можно разделить на:

- ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации);

-дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями);

- рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы);

- поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования);

- ассоциативные (опора на ассоциативное мышление»:

- аналитические (критическое мышление - дедукция - от частного к общему и индукция - от общего к частному);

- репродуктивные (воспроизводство готовых сведений)

- игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций);

- проектные (цель - способы деятельности, а не закрепление знаний).

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии

Достоинства

Недостатки


Расширение ресурсной базы


Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной

поверхностно при недостаточном

уровне подготовленности учащихся.

Высокая степень мотивации

Трудности установления

дисциплины и ее поддерживания

Максимальная индивидуальность

преподавания

Строгий лимит учащихся

Акцент на деятельность, тактику

Объем изучаемого материала небольшой

Высокие возможности для творчества

Требуется большое количество

времени

Прочность усвоения материала

Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности, только при желании аудитории получить что-то новое возможен положительный результат, т. е. должна быть определенная мотивация

Применение определенной стратегии преподавания должно определяться готовностью всех участников процесса образования к подобному роду взаимодействия. Применяемые на уроке методы определяются поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя.

Метод должен "работать" на выполнение определенной задачи, а не применяться ради технологии. Всегда стоит задать себе вопрос: "Почему занятие будет построено именно так, а не по-другому?". При использовании любого метода следует соизмерять ожидаемый результат затраченным временем и силами, подчас очень интересный и "красивый" методологический подход может быть чересчур энергоемким и затратным по времени.

Описание системы работы

Изученная технология применения интерактивных методов для повышения качества образования позволяет сделать определенные выводы. В школе есть все необходимые компоненты, создающие условия для реализации данной технологии: опытные педагоги, учащиеся и их родители, заинтересованные в повышении качества образования, а также средства для ее реализации.

Чтобы работа стала системной, необходима кропотливая ежедневная работа и контроль ее качества по разработанным критериям. Средств для реализации поставленных задач достаточно много: компьютерные и видеоклассы с мультимедийным оборудованием, достаточное количество литературы в школьной библиотеке, школьный краеведческий музей.

Но необходимо помнить, что не следует слишком часто злоупотреблять даже самым эффективным и успешным способом работы, в преподавании необходимо максимальное разнообразие, как содержания, так и методики, на уроке следует добиваться смены форм деятельности учащихся, она должна быть максимально разнообразной, но это разнообразие не должно быть искусственным.

Классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:

  • изучение и первичное закрепление нового учебного материала;

  • комплексное применение знаний;

  • комбинированное;

  • обобщение и систематизация знаний и умений;

  • актуализация знаний и умений;

  • контроль и коррекция знаний и умений.

4.3. Работа в группах

Такая форма познавательной активности школьников как работа в группах эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффективна при использовании на уроках всех типов.

К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.

Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Учитель становится координатором, консультантом, советчиком. Во время выполнения заданий учитель наблюдает за работой команд, подходя поочередно к каждой группе, задает наводящие вопросы, требует прояснить отдельные моменты, рекомендует четче формулировать выводы. Но ни в коем случае, подойдя, к группе, нельзя подсказывать, диктовать, следует лишь направлять ее поиск. На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала, обычно класс разбивается на 4 группы, получающие четыре вида заданий:

  • на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего);

  • на основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;

  • придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);

  • сформулировать вопросы к материалу учебника, начинающиеся со слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» (возможны иные варианты вопросов). Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же текстом, получили совершенно разные задания. Ученики других групп получают возможность ответить на эти вопросы и получить отметку.

  • Использование метода группового обучения на уроках обществознания весьма эффективно, если используется пусть небольшой социальный опыт самих учащихся. При изучении нового материла по теме: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» класс разбивается на 5 групп, каждой определяется свое проблемное задание:

  • расположить виды социальных норм поведения по степени убывания их важности;

  • расположить виды преступлений по степени их опасности для личности и общества;

  • определить причины нарастающей преступности в России? Расположить их по степени убывания важности;

  • каковы причины того или иного явления? Расположить их по степени убывания важности. Оживленную дискуссию в группах вызывает постановка проблемы «Степень важности», а, следовательно, изучение нового материала становится эффективнее. Для активизации внимания других групп, при заслушивании результатов, всему классу задаются поставленные вопросы, но без второй части о степени важности. Так повышается внимание учеников в течение всего урока.

Для успешной работы в группе необходимо постоянно обращать внимание школьников на то, какие качества и умения важны для того, чтобы

совместно выполнять задания, а именно: умение слушать друг друга, умение доверять друг другу, умение учить друг друга, умения разрешать споры, умение руководить работой, умение приходить к согласию, умение работать в команде.

Использование методов проблемного обучения обеспечивает: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения; 2) овладение методами познания и научного мышления; 3) овладение опытом, особенностями, процедурами творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель вводит в проблему, при этом совместно с учащимися находят пути ее решения в доступных учащимся противоречиях. Элементы проблемности могут применяться на всех видах учебных занятий.

Для использования данного метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач. Берется важное историческое или обществоведческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся; осуществляется поиск альтернативного ему положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в соответствии с первым; на основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос. Например. Изучаемое положение: в русско-турецкой войне 1853 - 1856 годов на Балканах Россия победила Турцию. Был заключен выгодный для России Сан - Стефанский мирный договор. Альтернативное положение: вскоре по инициативе ведущих европейских стран состоялась Берлинская конференция с участием России, пересмотревшая условия Сан - Стефанского договора в свою пользу. Проблемная задача: В войне участвовала Россия и Турция. Россия одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают другой кворум, в работе которого участвует и Россия, пересматривают условия договора не в пользу России, и она соглашается с этим. Почему?

Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как уроки проходят интересно, интенсивно, у учащихся вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать свою точку зрения.



Игра

Следующий интерактивный метод, используемый на уроках - это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить телеграмму от имени исторического лица. Это такие игры, как «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши телеграмму», «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в классе. Если на традиционных уроках преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством.

При изучении игровых форм на уроках более приемлем опыт работы Андрея Иоффе, а именно его отношение к игре на уроках.

Игра является важным элементом учебной деятельности и является наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Почему? Причин довольно много: возможность проявить свой артистизм; наличие избытка энергии, которая особенно накапливается после уроков традиционного плана; проба сил и способностей в условиях конкуренции; возможность действовать, не боясь ошибок; приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях; любопытство и страсть к исследованию; в игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстраненно», от имени выдуманного героя. Самостоятельность действий является ключевым элементом игры, что несомненно привлекает подростков. При этом игра может превращаться в соревнование, процесс, решение определенной задачи или самореализацию внутренних потребностей и склонностей человека.

Однако при использовании игр в учебном процессе следует опасаться ряда трудностей и проблем: соревновательность и стремление к победе могут вылиться в агрессию и привести к серьезному межличностному или межгрупповому конфликту; интерес в игре является определяющим моментом ее эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом. Важным этапом организации занятия с использованием игровых методик является формирование групп, при котором нельзя допускать доминирования отдельных учащихся в группе или отдельных групп в игре, роли должны быть распределены в соответствии с интересами и способностями; внимательно надо следить за правом меньшинства на выражение своего мнения, не допускать давления окружающих на отдельного человека, вырабатывать умение противостоять этому давлению.

Основными элементами игры являются: имитация (действие в определенной ситуации по заранее известным правилам и с соблюдением уже установленных ритуалов; подражание поведению других, которое дает возможность познакомиться со многими аспектами этого поведения и понять их значение), ролевой элемент (роли участников и их действия в этой роли; ролевая игра не требует точной имитации) деловой элемент (постановка задачи и шаги по ее выполнению) и моделирование (создание определенной модели ситуации, при этом правила и ритуалы вырабатываются участниками игры, а не даются изначально; метод исследования объектов на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих в природе и обществе предметов, при этом устанавливается сравнительно большое количество правил и остается меньший простор для изменения внешних условий). Учебная игра может проводиться как при наличии всех перечисленных элементов, так и с использованием некоторых из них.

Наиболее распространенные характеристики игры:

- добровольность;

- отсутствие направленности на достижение какой-либо явной цели - подразумевает повторение уже усвоенных действий;

- может сопровождаться «игровыми сигналами» - определенным тоном голоса, подчеркнутыми движениями и жестами.

Поведение детей во время игры предоставляет важную информацию об их проблемах и скрытых чертах личности, поэтому давайте возможность учащимся выражать свои чувства и эмоции в свободных фантазиях.

Значение игры:

- развитие творческих способностей;

- овладение определенными действиями (они повторяются в игре);

- выработка навыков контроля в повседневных ситуациях, игра используется как инструмент общения (символическая игра);

- развитие навыков социального взаимодействия, разработка и усвоение правил, обеспечивающих соперничество и «честную игру» (игра с правилами);

- использование игры для преодоления неприятных ситуаций, решения эмоциональных проблем.

Возвращаясь к проблеме различия деловых и ролевых игр, можно взять пример из реальной жизни, который не расставит всех точек над «и», но позволит задуматься над тем, как это различие понимают сами дети:

5-летняя девочка и ее 3-летний брат примчались на кухню, собираясь вымыть кукольную коляску и игрушечный автомобиль. Тщательно вытерев игрушки, девочка сказала: «Теперь мы будем играть». На вопрос-удивление: «Неужели вы не играли до сих пор?» она ответили: «Нет, мы работали. Игра - это только тогда, когда ты притворяешься». Данная ситуация наглядно характеризует разницу между ролевой и деловой игрой - в первом случае (ролевая игра), ребенок ощущает, что его действия определяются предложенной ролью и отличаются от его собственного миропонимания, а во втором случае (деловая игра), ребенок «играет в самого себя», поступаете вымышленной ситуации «по-настоящему».

Рационально трактовать игру расширенно и определить следующие ее признаки:

- ситуация может быть не только вымышленной, но и реальной (в зависимости от поставленных задач);

- следует как можно реже прибегать к выявлению победителей и проигравших;

- не обязательна предварительная подготовка учащихся к игре;

- ролевые и деловые игры возможны в самых различных формах: моделирования, учебного суда, рассмотрения моральной дилеммы и др.;

- ролевая и деловая игра должна быть интересной школьникам.


Мозговой штурм

Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использован такой прием, как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Организация такой деятельности должна основываться на определенных правилах: на обдумывание решений конкретной проблемы выделяется маленький промежуток времени, не более 2 минут; предлагаемые способы разрешения ситуации нельзя критиковать, оценивать; отбираются и анализируются наиболее подходящие решения. Данный прием, познавательную самостоятельную активность делает максимальной.

Мультимедийные уроки

Формировать у учащихся информационную компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных учебников, электронных энциклопедий, медиатеки цифровых образовательных ресурсов, мультимедийных учебных пособий. Такие элементы социального опыта как практические умения, нормы поведения в типовых ситуациях передаются через демонстрацию образцов и упражнения электронных интерактивных тренажеров. Наглядность демонстрации, четкость комментариев и инструкций обеспечивают усвоение образцов поведения. Используя новые электронные средства обучения у учителя отпадает необходимость быть единственным источником знаний, он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.

Соглашаясь с мнением И.В.Шалыгиной, высказанным в работе «Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологий», можно утверждать, что сегодняшний мультимедийный урок - это все-таки традиционный урок с использованием электронных дидактических средств обучения, компьютеров и компьютерных сетей (технического обеспечения учебного процесса). Новые электронные средства обучения выполняют традиционные дидактические функции, обогащая возможности традиционных средств обучения.

Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, - основной источник информации для учеников. При этом использование электронной энциклопедии или электронного учебника в контексте рассказа учителя включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении. Основные дидактические возможности аудиозаписи - формирование звукового образа, источник информации. Особенно эффективны аудиозаписи при работе с персоналиями. Интерактивная карта выполняет основную дидактическую функцию - формирование наглядных представлений, источник информации, позволяющий получить самую разнообразную информацию о ходе исторических битв, военных походах и сражениях и т.д. Мультимедиалекция - источник информации, формирование наглядных представлений, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации, обеспечение необходимой эмоциональной насыщенности учебного материала. Мультимедиалекции, интерактивные карты, схемы, таблицы, аудио и видеозаписи, интерактивный тренажер дают возможность использовать активные методы обучения и делают изучение курса истории и обществознания занимательным и увлекательным, активизируя познавательную деятельность учащихся на учебном занятии.


Дискуссия и поисковая деятельность

Другой формой обучения, которая может развивать умение логично, доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия - это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Например: «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо.

Поисковая деятельность - это особый вид деятельности. Она позволяет учащимся внести свои, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, приобрести набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущем

В заключение отметим, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще, использование интерактивных технологий на уроке, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Организационный «административный ресурс»:

Координаторы проекта

Директор школы.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по научно-методической работе. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений.

Кадровое обеспечение проекта:

  • администрация, педагогический коллектив школы, психологическая

    • служба школы, родительская общественность;

  • уровень квалификационной подготовки педагога.

  • Информационное обеспечение проекта осуществляется посредством информирования педагогов о существующих информационных ресурсах в области исследовательских технологий.

  • Материально - технические условия:

  • кабинет, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, видеокамера;

  • бюджетные и внебюджетные средства (спонсорские) для представления работ на региональном и всероссийском уровнях;

  • учебно-методический материал (словари, справочники, учебные пособия, практикумы);

  • информационно-правовой материал;

  • кабинет является информационным центром, подключен к сети Интернет

  • В кабинете создана и в системе пополняется электронная библиотека, ресурсы которой свободно используются обучающимися в ходе самоподготовки и самоконтроля знаний и умений по предмету.


6. ПАРТНЕРЫ

1. Родители:

- участие родителей во внеклассных мероприятиях;

- привлечение их к работе над социальными проектами в качестве консультантов и членов жюри при проведении конкурсов.

2. Социальные партнеры:

- службы Администрации города (предоставление данных городской статистики).

- специалисты органов социальной защиты, городская Комиссия по делам несовершеннолетних, школьные психологи и социальные педагоги.

3. Сотрудничество с коллегами - для формирования общеучебных умений и развития навыков научно-исследовательской деятельности, что реализуется через проведение интегрированных мероприятий с учителями-предметниками и классными руководителями.

7. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Обучающиеся 6-9 классов, изучающие обществознание, экономику, право, историю России. Возраст 13-16 лет.

8. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на 5 лет (2013-2017гг.) и включает 3 этапа:

1 этап (2013-2014гг). Подготовительный: изучение и анализ исследовательских компетенций обучающихся, составление программы по реализации проекта, создание УМК.

2 этап (2014-2016гг). Реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности. Проведение открытых уроков. Представление опыта педагогическому сообществу в форме мастер-классов. Промежуточный контроль за реализацией проекта. Участие в конкурсах.

3 этап (2016-2018гг.). Заключительный (итоговый). Осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации. Обобщение, распространение педагогического опыта (публикации). Проведение семинара. Подготовка и презентация аналитического доклада.



9. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 1

Этап

Цели и задачи

Предполагаемые результаты

I этап


2013-2014

1.Изучение и анализ уровня сформированности познавательных компетенций обучающихся.

2.Диагностика школьным психологом с целью выявления одаренных детей (диагностика творческого мышления (тест Гилфорда);

- измерение уровня интеллектуального развития (тест структуры интеллекта -TSI) Р. Амтхауэра;

- психогеометрический тест)

3. Формирование первичного банка данных одаренных детей.

4.Организация работы с одарёнными детьми: подготовка к творческим конкурсам, олимпиадам и научно - практическим конференциям.

5.Работа над темой по самообразованию в системе развивающего обучения «Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории».

7.Взаимодействие с педагогами единомышленниками на семинарах, мастер-классах, конференциях.

8.Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.

1.Создание учебных презентаций по курсу не менее 40% .

2.Разработка методических рекомендаций, материалов не менее 40%.

3. Участие в муниципальных предметных олимпиадах.

4.Участие в окружных конкурсах и конференциях:

- «Шаг в будущее»;

-«Рождественские чтения»;

- «Моя законодательная инициатива»

5.Участие в федеральных и международных конференциях и конкурсах, олимпиадах:

«Золотое Руно»;

«Наше наследие»;

«Волжские встречи»;

«Основы православной культуры» и т.д.

II этап


2014-2016

1.Накопление и систематизация учебно- методических материалов.

2.Активное применение технологии проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности.

3. Создание банка интерактивных учебных материалов, в том числе ЦОР.

4.Повышение учебной мотивации и результативности участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах.

5. Мониторинг реализации проекта.

1.Создание методической копилки заданий олимпиад, технологий выполнения проблемных заданий, презентаций участников научно-исследовательских конференций, не менее 80% .

2.Участие в олимпиадах, дистанционных конкурсах:

- Международная дистанционная олимпиада «Эрудит».

3. Проведение научно-практических конференций.

4.Представление опыта на школьном и муниципальном уровне

III этап


2016-2018

1. Завершение создания методического обеспечения курса «Технология проблемного обучения».

2. Организация эффективного профессионального взаимодействия, в том числе в сети Интернет и социальными партнерами.

3.Создание клуба старшеклассников «Малая научная академия».

4. Анализ результативности проекта.

1.Выведение познавательных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования на оптимальный уровень.

2.Повышение учебной мотивации и качества обученности.

3. Формирование комплекта методических и дидактических материалов по курсу «технология проблемного обучения в подготовке к олимпиадам и конкурсам» для 7-9 классов.

4. Аналитический доклад.

10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Проверкой эффективности педагогической деятельности по формированию исследовательских познавательных компетенций являются изменения в учебной мотивации, в достижении требований к уровню подготовки учащихся, предусмотренным федеральным образовательным стандартом по предметам обществознание, история, право, ростом результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня, готовность и умение использовать механизмы и средства исследовательской деятельности.

Реализация настоящего проекта должна привести к созданию эффективной системы преподавания предметов обществоведческого цикла, способной быстро выявлять и разрешать проблемы и противоречия достигнутого уровня преподавания, моделировать уровень достижения качественного обществоведческого образования старшеклассников, адекватного запросам социума, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям.

Ожидаемые результаты:

  • Прямые:

  • создание образовательных продуктов педагогической деятельности автора и участников проекта;

  • банк методических разработок по направлениям проекта;

  • обеспечение 100%-й успеваемости по предмету;

  • повышение качества обученности, в том числе по результатам независимой оценки;

  • повышение результативности участия во Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию, праву, истории, конференциях, смотрах и конкурсах;

  • повышение профессионального уровня учителя, а в результате изменение качества и содержания урока.

  • Косвенные:

  • изменение отношения детей к образованию, повышение их мотивации к обучению;

  • повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся;

  • осознанное определение учащимися выбора элективных курсов;

  • рост количества детей и родителей, удовлетворенных деятельностью школы;

  • вовлечение родителей в образовательный процесс.

11. ПЕРСПЕТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

- Для организации планомерной систематической работы по выявлению одаренных детей и формированию познавательной компетенции школьников необходимо вовлечение в этот род деятельности учащихся (5-7 классов), работая над привлечением этой категории учащихся в конференциях школьного и городского уровня.

- Проблемы, выявленные в ходе описания проекта, могут стать темой самообразования для дальнейшей работы. Среди них могут быть такие, как: «Проблемы применения проблемной технологии в процессе преподавания предметов социально-гуманитарного цикла»,

Исходя из данных диагностики, можно сделать вывод о том, что при четко спланированной и обоснованной деятельности по развитию у одаренных обучающихся познавательной компетентности, при условии создания специальной внешней среды изменяется и уровень социализации выпускника, а внедрение в образовательный процесс проблемной технологии действительно способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению и качество усвоения материала, развивает у школьников творческие, коммуникативные способности и приобщает к самостоятельности, что и подтверждает гипотезу исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

2. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности.pish.ru/blog/articles/2009.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011.

5. Поливанова К.Н.. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011.

6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное обучение. М., «Просвещение», 2011.

7.. Г.К. Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006г.

8. Г.Д. Шкарлупина. «Преподавание истории и обществознания», Ростов-на Дону «Феникс», 2005г.

9. Г.В. Партицкая. «Игровые формы на уроке истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», № 10, 2005 г.

10. Л.Н. Алексашкина. «Учебные лекции по истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания», № 8, 2006 г.

11.Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе.- М.: Педагогика, 1981

12. Интернет. Сеть творческих учителей.

13. pedsovet.su/load 16 Российский образовательный форум.

14. albina4et.ucoz.ru/load/ped_sovety Педагогические советы.

1


© 2010-2022