- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка к уроку Изучаем Конституцию РФ
Методическая разработка к уроку Изучаем Конституцию РФ
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кондалова Н.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка к уроку: «Изучаем Конституцию РФ»
Учебный предмет
обществознание
Класс
9 класс
Возможная личностно значимая проблема
для успешной реализации жизненных замыслов необходимо знание и соблюдение закона
Задачи урока
образовательные: сформировать представление о Конституции как основном законе страны, ее основных положениях и значении для общества;
развивающие: развитие у учащихся умения извлекать информацию из нормативных документов, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах;
воспитательные: формирование у учащихся уважительного отношения к закону, правам и свободам человека
Тип урока
комбинированный урок
Метод урока
частично-поисковый
Приемы деятельности учителя
объяснение, беседа, составление кластера, организация фронтальной и групповой работы, обучение учащихся решению познавательных задач и предъявлению результатов своей деятельности
Источники информации/ оборудование
Учебник «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, 9 класс; презентация «Изучаем Конституцию РФ»; текст Конституции РФ
Планируемые результаты изучения темы
Учащиеся узнают о понятии и признаках конституции, ее месте в правовой системе, структуре и содержании Конституции РФ; приходят к пониманию того, что конституция - закон, закладывающий правовые основы государства и общества, знание и соблюдение ее положений представляет несомненную актуальность.
Этап урока
Ход
1. Организационный этап
Вступительное слово учителя, учащиеся настраиваются на совместную работу.
2. Актуализация знаний и постановка темы урока
Решение кроссворда по теме «Политико-правовая сфера общества» с использованием ИКТ, подведение учащихся к пониманию темы урока.
Слово учителя:
- Сегодня мы начнем занятие с повторения пройденного материала, решения кроссворда «Политико-правовая сфера общества». Изучением этого раздела мы занимаемся уже ни один урок и выяснили, что он включает в себя немало важных и интересных вопросов. Одному из таких вопросов будет посвящено и сегодняшнее занятие. Что это за тема урока, вы узнаете, правильно разгадав кроссворд и прочитав его ключевое слово (см. презентация «Изучаем Конституцию РФ»).
Определив ключевое слово кроссворда - «конституция», учащиеся формулируют тему урока.
3. Изучение нового материала
Лабораторная работа с нормативно-правовым документом
Изучение нового материала начинается с дискуссии: «Нужно ли изучать конституцию?» Учитель отмечает, что по результатам социологических опросов, с содержанием конституции знакомы примерно 35% респондентов. Почти каждый второй участник опросов, а это более 53%, признается, что не знает основных положений российской конституции, 12% затруднились оценить свою осведомленность в этом вопросе1.
Приведенные данные учитель анализирует с учениками по следующим вопросам: «О чем, по вашему мнению, свидетельствуют результаты опроса? Нужно ли изучать конституцию?»
Если учащиеся затрудняются ответить на последний вопрос, учитель предлагает вернуться к нему в заключение урока.
Учитель отмечает, что тема «Конституция РФ» является достаточно обширной и предлагает ученикам задать план совместной работы:
- Как вы думаете, какие вопросы необходимо рассмотреть, чтобы сформировалось целостное представление о конституции.
Учащиеся высказывают свои предложения, называют вопросы, которые предстоит рассмотреть на уроке (среди них, понятие конституции, ее признаки, назначение, структура и т.д.).
Изучение темы продолжается составлением кластера «Правовое поле "Конституция"».
- Сегодня доска - это правовое поле «Конституция». Чтобы его начать заполнять, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас рождает слово «конституция»?
Идеи учащихся корректируются учителем и записываются в виде понятий на доске. Учитель предлагает учащимся проверить их предположения и более подробно перейти к изучению основного закона.
Следует краткий рассказ учителя о конституции и ее основных положениях с использованием ИКТ (презентация «Изучаем Конституцию РФ»).
- Идея о конституции имеет глубокие исторические корни. Учащимся предлагается вспомнить, когда же появилась первая писаная конституция.
(в США в конце XVIII в.)
- Действующая конституция РФ была принята всенародным голосованием в 1993 г.
- Что же такое конституция?
Учитель отмечает, что учащиеся, возможно, уже встречались с этим понятием на других уроках, например, на уроках биологии, где рассматривали конституцию тела человека. На основе этого примера учащиеся подходят к пониманию того, что слово «конституция» в переводе с латинского языка означает «установление», «устройство». С этой точки зрения, конституция - закон, определяющий устройство государства, закладывающий его правовые основы.
- Почему же конституция - это закон и закон основной?
Ученики высказывают предположение, что роднит конституцию с другими законами.
Далее следует краткий рассказ учителя об отличительных чертах конституции как основного закона. Конституция определяет права и обязанности человека и гражданина, форму государства, высшие органы государственной власти. Конституция отличается прямым действием и высшей юридической силой (все принятые в стране нормативно-правовые акты можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится конституция; ни один нормативный акт не должен противоречить ее положениям).
Учитель и ученики возвращаются к составленному на доске кластеру. Учитель предлагает учащимся проанализировать, какие первоначальные предположения о конституции и связанных с нею понятиях были верны, а какие требуют корректировки. Учащиеся завершают работу над кластером, который позволяет систематизировать знания и представить их в виде опорной схемы.
- Чтение конституции дело достаточно непростое, но очень увлекательное. Текст конституции может быть напечатан в виде брошюры, опубликован в газете, размещен в интернете. Прежде чем начать чтение конституции, необходимо познакомиться с ее структурой.
Конституция начинается с преамбулы. Учащимся предлагается вспомнить, что значит слово «преамбула» (преамбула - вводная, вступительная часть нормативного акта). Затем ученики знакомятся с текстом преамбулы Конституции РФ и устанавливают, что в преамбуле определяются цели принятия основного закона.
Далее учащиеся знакомятся с названиями разделов и глав конституции и высказывают предположения, о чем в них может вестись речь (попутно учащиеся актуализируют знания по таким вопросам, как форма Российского государства, правовой статус человека, высшие государственные органы власти).
Большое значение конституции заключается в том, что она определяет основные права и свободы человека. С целью их результативного изучения учащиеся делятся на группы (по рядам). Каждая из групп получает выдержки из текста конституции и соответствующее задание: 1 группа выделяет в документе и анализирует личные права, 2 группа - политические права, 3 группа - социально-экономические права. Предварительно актуализируются знания учащихся о том, что представляют политическая и социально-экономическая сферы общества, а также сфера личных прав человека.
После завершения работы от каждого ряда определяется ученик, представляющий результаты практической деятельности, другие ученики могут выразить свое мнение, дополнить ответ.
Закрепление и обобщение полученных знаний
Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют проблемно-поисковое задание «Права от А до Я»: 1. даются иллюстрации на слайдах, учащиеся устанавливают, какое именно право человека отражает каждая из иллюстраций; 2. предлагаются проблемные ситуации, учащиеся обсуждают, какие статьи конституции были нарушены в перечисленных примерах (см. презентацию «Изучаем Конституцию РФ»).
Итог урока. Рефлексия
При подведении итогов учитель организует обобщающую беседу по вопросам: как изменилось представление учеников о роли и значении Конституции; есть ли связь между знанием конституции и уровнем культуры в нашей стране; каким образом полученные знания можно применить на практике (технология «чемодан - корзина»: какие знания, полученные на уроке, представляются наиболее актуальными и составят «багаж знаний» учащегося; есть ли новый материал, который ученик хотел бы «переместить в корзину»)
На последующем этапе рефлексии учащимся предлагается оценить свои знания, выполнив тест (см. презентацию «Изучаем конституцию РФ»).
В соответствии с результатами выполненного теста предлагается дифференцированное домашнее задание:
(одно из возможных заданий) учащимся, не допустившим ошибок в тесте, - практикум к теме «Конституция» из учебника «Обществознание»;
учащимся, допустившим 1 и более ошибок в тесте, - доклад «Конституция РФ», практикум к теме «Конституция» из учебника «Обществознание»; назначаются индивидуальные консультации.
Выдержки из Конституции РФ. Права человека и гражданина
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Граждане РФ имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование гарантировано.
Человек имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Человек имеет право на жизнь.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Физическое лицо, которое законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Право наследования гарантируется.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Человек имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
1 Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки // Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. М., 2014. С. 96-97.
4