Рабочая программа по обществознанию. 6 класс

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Статус документа.


Рабочая программа по обществознанию для 6 класса ориентирована на обучающихся 6 класса общеобразовательной школы на базовом уровне и составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ №1897 от 17 декабря 2010 года) с последующими изменениями.

2. Примерной программы по обществознанию, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), разработанной на основе стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться, утверждена приказом Мин образования России.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических, необходимых для формирования личности, социальных знаний. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

3. Авторской программы по обществознанию. 5-9 классы. Автор - составитель Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев.- 2011.

Авторская программа Л. Н. Боголюбова по обществознанию для 5-9 классов общеобразовательных учреждений соответствует примерной программе по обществознанию для общеобразовательных учреждений и предлагает разные варианты тематического и поурочного планирования - при одном часе обществознания в неделю .

Учитывая особенности организации учебно - воспитательного процесса в МОУ Лаголовская ООШ, выбран вариант распределения учебного материала, который предусматривает 34 часа учебного времени.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 34 недели по 1 часу неделю.

Программа предполагает проведение:

Контрольных работ - 4

Практических работ - 16

Тестовых заданий -12

4. Годового календарного графика работы МОУ Лаголовская ООШ на 2015 - 2016 учебный год (приказ № ______ от ____________г.).

На выполнение образовательной программы по предмету Обществознание отводится 34 часа, что в полной мере соответствует объёму учебного времени для выполнения выбранной образовательной программы по обществознанию в условиях шестидневной учебной недели.

Структура документа.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки обучающихся на данном этапе обучения, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).

Цели и задачи программы.



Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой ) информации и определения собственной позиции: нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся подросткового возраста, курс призван решить следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, гражданин и т. д.);

  • обеспечить практическое овладение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе, рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных общестоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимовосприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования.

Общие задачи изучения предмета «Обществознание»:

- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о социальных процессах;

- овладение знаниями о своеобразии общества, мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «Обществознание»;

- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала;

- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких общественных деятелей;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать обществоведческими знаниями и применять их в разных социальных ситуациях;

- формировании у школьников способности применять знания об обществе, для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

На данной ступени образования происходит освоение следующих общепредметных компетенций:

Учебно-познавательная компетенция, которая включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из разных источников информации (учебник, адаптированные документы, первоисточник, Интернет и т. д.), владением приемами действий в нестандартных ситуациях.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

1. Сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным критериям.

2. Исследование социальных фактов и событий, выявление причинно-следственных связей.

3. Использование для познания различных методов.

4. Творческое решение учебных проблемных заданий.

5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ.

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, модем, принтер и т. д.) и информационных технологий (аудиозапись, видеозапись, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях:

1. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа документов, учебных изданий и т. д.

2. Умение готовить и делать сообщение.

3. Умение пользоваться Интернетом для поиска учебной информации.

4. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

2. Умение перефразировать мысль (объяснить ее иными словами).

3. Осознанное и беглое чтение текстов разных стилей и жанров.

4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:

1. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

2. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

3. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

4. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Общая характеристика учебного предмета.

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5-9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап - 5 - 7 классы; второй этап - 8 - 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 - 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 - 9 классов и далее для 10 - 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала - линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Содержание основного общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний , отражающих основные объекты изучения: человек, общество в целом, человек в обществе, познание, человек и экономика, социальные отношения, политика и социальное управление, духовно-нравственная сфера, человек и право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к курсу начальной школы «Окружающий мир» путем изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, литературы и др.

Обществоведческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса обществознания в 5 - 9х классах основывается на проблемном подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции обществознания:

- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическая функция, состоящая в том, что обществознание как наука, выявляет закономерности и тенденции развития общества;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания социальных фактов, процессов и явлений.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по обществознанию нацеливает на формирование систематизированных знаний о человеке и обществе. Содержание программы выстраивается на основе двух основных линий: человек и общество.

Содержание программы построено на основе проблемном принципе, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе обществознания многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность общества, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по обществознанию, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по обществознанию формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитии способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и социальных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.

Содержание курса по обществознанию конструируется на следующих принципах:

- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации;

- принцип социального подхода предполагает рассмотрение процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Содержание основного общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний , отражающих основные объекты изучения: человек, общество в целом, человек в обществе, познание, человек и экономика, социальные отношения, политика и социальное управление, духовно-нравственная сфера, человек и право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к курсу начальной школы «Окружающий мир» путем изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, литературы и др.

Особенности курса обществознания в 6 классе.


Изучение курса обществознания на первом этапе, в 6 классе, носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о Родине (России, своем крае), гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении в школе, в общественном месте, об уважении к старшим и т. д. Задача данной программы - закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале.

Важным основанием для построения программы курса обществознания для 6 класса основной школы являются особенности подросткового возраста.

Курс учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте:

  • освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;

  • развитие абстрактного мышления;

  • приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

  • становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;

  • выработка жизненной философии, системы ценностей;

  • постановка задач будущего.

Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в отношениях с другими людьми выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

Предлагаемая программа ориентирована на развитие моральных суждений, которое в это время осуществляется на конвенциональном уровне. Поэтому задача обществоведческого курса - содействовать становлению позитивных моральных установок.

Еще одной особенностью данной программы является ориентация на современные представления о развитии личности в возрасте 11-13 лет, которое предполагает развитие субъектности. Подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания. Для этой ступени становления субъектности характерен совместный поиск общих способов решения задач, которые ставит учитель. Ведущим новообразованием является чувство взрослости. Через него подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. В результате происходит разрушение отношений зависимости, возникает возможность построения отношений равенства. Вот поэтому в содержание курса включены значимые для актуальной и перспективной жизни подростков объекты и явления, ситуации, рассмотрение которых в процессе индивидуальной и групповой работы призвано помочь становлению субъектности.

Особую роль играет становление эмоциональной сферы подростков, что является необходимым условием развития человека как личности.

Программа строится с учетом того, что чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы и других общественных институтов.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются нереализуемыми тенденциями.

В структуре программы учитывается особая значимость так называемых высших чувств, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности.

Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами.

С учетом специфики подросткового эмоционального мира курс преимущественно ориентирован на создание позитивных образцов поведения, т. е. норм, которые становятся предметом осмысления и практического освоения.

Учебный план отводит на обществознание в 6 классе 1 ч. в неделю, всего 35 часов. Примерно 60 % времени отводится на изучение нового материала. Остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.).

Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека, раскрывающие отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению.В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности, значение и назначение самопознания. Тема позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, раскрывает такие качества человека, как альтруизм, великодушие и снисходительность к другим, деликатность, вежливость в обращении, доброжелательность к людям, отзывчивость.

Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность. стойкость, патриотизм , свободолюбие, стремление к независимости.

Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. К таким качествам прежде всего относятся: бережливость, расчетливость, экономность, бескорыстие, умеренность, трудолюбие, инициативность, добросовестность, усердие.

Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Внесение изменений в программу и их обоснование.


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Преподавание курса осуществляется в полном соответствии с авторской программой.

Место предмета в учебном плане.


Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для образовательных учреждений РФ на изучение обществознания в 6 классе отводится не менее 34 ч в год из расчета 1 час в неделю.

В соответствии с Учебным планом МОУ Лаголовской ООШ на изучение обществознания в 6 классе выделен 1 час в неделю. Всего за учебный год 34 часа.

Общие учебные умения и способы деятельности

Рабочая учебная программа по обществознанию в 6 классе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей

среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Аттестация обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МОУ Лаголовская ООШ. Контроль осуществляется в виде тестовых заданий, самостоятельных работ, контрольных работ по разделам учебника. На уроках используются и другие виды текущего контроля:

• понятийный (терминологический) и хронологический диктанты;

• анализ педагогически адаптированных текстов и документов;

• творческие задания-задачи;

• мини-проект;

• простейшие виды публичных выступлений;

• тесты;

• взаимопроверка, и др.

Всего будет проведено 4 контрольные работы (тематические, итоговые).

Формы организации учебного процесса.


Программа реализует межпредметные связи с курсами истории, литературы.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения как: диалог, беседа, дискуссия, диспут.

Основными формами организации учебного процесса являются индивидуальные, индивидуально - групповые, групповые, фронтальные, классные.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы и т. д.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: частично-поисковый метод и метод проблемного обучения. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, УДЕ, ИКТ, игровые технологии, технология дискуссии, проектная технология, проблемное обучение, технология развития критического мышления.


Учебно - методическое обеспечение программы.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно - методического комплекта:

1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 3-е изд. - М., 2014.

2. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./Под ред. Л. Ф Ивановой, Я. В. Хотеенковой. - М., 2014.




© 2010-2022