Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Рабочая программа создана на основе федерального Государственного стандарта основного общего образования и по учебнику «Обществознание», авторов О.Б. Соболева и О.В. Иванова издательства «Вентана-Граф», входит в систему УМК «Алгоритм успеха». Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией Г.А. Бордовского, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.Пр...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 7

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

на 2014-2015 учебный год

Класс - 6

Количество часов:

всего - 34, в неделю - 1

Учитель Астафьева Татьяна Владимировна



Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и системы УМК «Алгоритм успеха»

Барабанов В.В.

Б12 Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В. В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.: Вентана - Граф, 2013.- 192с.: ил.












Пояснительная записка


Рабочая программа создана на основе федерального Государственного стандарта основного общего образования и по учебнику «Обществознание», авторов О.Б. Соболева и О.В. Иванова издательства «Вентана-Граф», входит в систему УМК «Алгоритм успеха». Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией Г.А. Бордовского, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»;

- программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора О.Б. Соболевой, О.В. Медведева - М. Вентана - Граф, 2012г.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной, исследовательской деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является вторым этапом в изучении обществознания.

Цель курса:

- ориентирование учащихся на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.

Задачи курса:

- познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного раз вития;

- пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования;

- ознакомить с различными проявлениями человеческой индивидуальности - характером, темпераментом, способностями, что даст возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

-индивидуальная (консультации);

-групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по теме усвоения - при изучении нового материала, по уровню учебных достижений - на обобщающих по теме уроках);

- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

На уроках обществознания применяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

- методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

- словесный, наглядный, практический.

Формы контроля:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- тестирование;

- контрольная работа;

- анализ источников;

- эссе;

- работа с документами;

- творческие работы и их защита.

Сроки реализации: программа рассчитана на один год.

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения предмета

3. Содержание учебного курса

4. Описание учебно - методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

5. Календарно - тематическое планирование

Планируемые результаты освоения предмета


В соответствии с ФГОС результаты обучения по обществознанию, как и другим предметам, подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Нормы оценки знаний и умений

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Содержание учебного курса


Введение (1 час).

Глава I. Человек часть природы (5 часов).

Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы. Похожие и непохожие. В гармонии с природой. Коллективный проект «. Самый лучший рассказ».

Глава II. Познавая мир и самого себя (8 часов).

Как человек познает мир. Как человек познаёт мир. Память. Эмоциональный мир человека. Воспитываем характер. Способности человека. Человеком рождаешься, личностью становишься. Практикум «Познаю себя и других»

Глава III. Деятельность человека (9 часов).

Поведение и поступок. Потребности и интересы. Что такое деятельность. Как общаются люди. Отношения между людьми. Мораль в жизни человека. Художественный проект «Притчи из жизни».

Глава IV. Жизненный путь человека (4 часа).

Легко ли быть молодым. На пике активности. От зрелости к старости. Исследовательский проект «Три возраста».

Глава V. Человек в мире культуры (4 часа).

Наше наследие. Во что мы верим. Искусство и наука. Информационный проект «Духовная культура народов»

Заключение (1 час). Жизненные ценности человека.

Итоговое повторение 2 часа.

Резерв учебного времени 3 часа.

Описание учебно - методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:

Барабанов В.В.

Б12 Обществознание: мир человека :6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В. В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.: Вентана - Граф, 2013.- 192с.: ил.

Дополнительная литература:

1. О89 Обществознание: программа:5-9 классы общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. О.Б. Соболева, О.В. Медведева.- М.: Вентана- Граф,2012.-136с.

2. Соболева О.Б.

С54 Обществознание: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Б. Соболева. - 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана - Граф, 2013. - 80с.: ил.

Интернет-ресурсы:

history.standart.edu.ru/ - Обществознание. История России: Учебно-методический комплект для школы (Проект издательства «Просвещение»).

Интернет-сообщество учителей истории и обществознания в Проекте «Сеть творческих учителей»

lesson-history.narod.ru - Компьютер на уроках истории, обществознания и права

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Темы урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся


Домашнее задание

Дата

план

факт

1

Вводный урок

1

Осуществлять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

Прочитать стр. 3-5

03.09


2

Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы

1

Читать, осмысливать и пересказывать текст учебника, подтверждать примерами мысль о том, что человек - часть природы, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать необходимую информацию из различных видов наглядности, анализировать различные теории

Прочитать §1, выполнить задание16

10.09


3

Похожие и непохожие

1

Называть особенности внешнего облика представителей различных рас и народностей, устанавливать межпредметные связи с географией, историей, находить необходимую информацию из текста учебника и картографической наглядности, высказывать и обосновывать собственные суждения

Прочитать, подготовить

пересказ §2

17.09


4

В гармонии с природой

1

Перечислять составляющие среды обитания человека, приводить примеры преобразовательной деятельности людей, раскрывать на конкретных примерах сходство и различия человека и животных, извлекать информацию из фотографической наглядности, привлекать дополнительные источники информации регионального характера

Прочитать §3, знать основные понятия

24.09


5

Коллективный проект

«Самый лучший рассказ»

1

Написать небольшой рассказ или стихотворение, придумать один вопрос для класса, связанный с изученной темой, презентовать свой проект

Выполнить коллективный проект стр. 25

01.10


6

Путешествие вглубь сознания

1

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного, выявлять, какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека, сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми

Прочитать §4, выполнить задание 13

08.10


7

Как человек познаёт мир

1

Устанавливать межпредметные связи с курсом «Окружающий мир», привлекать ранее изученный материал по обществознанию, называть основные психические процессы, определять, какую роль в процессе познания играет мозг, на конкретных примерах показывать различие ощущений и восприятий, определять роль органов чувств как источника информации, сравнивать полученную информацию

Прочитать§5,

выполнить задание 13

15.10


8

Память

1

Устанавливать межпредметные связи с историей, характеризовать на конкретных примерах виды памяти, устанавливать связь между процессом запоминания и вниманием, осуществлять поиск информации по заданной тематике в дополнительных источниках, включая Интернет

Прочитать§6, выполнить задание 8

22.10


9

Эмоциональный мир человека

1

Называть основные эмоции человека, определять, какими способами человек выражает своё эмоциональное состояние, давать общую характеристику понятию «внутренний мир человека», извлекать необходимую информацию из художественной и фотографической наглядности

Прочитать §7, знать основные понятия

29.10


10

Воспитываем характер

1

Устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой, устанавливать внутрикурсовые связи, раскрывать на конкретных примерах сущность понятия «индивидуальность», характеризовать типы темперамента других людей, определять свой тип темперамента, устанавливать связь темперамента и характера, определять, какие факторы влияют на формирование характера человека, извлекать информацию из художественной наглядности и дополнять её собственными знаниями

Прочитать§8, составить таблицу «Типы темперамента»

05.11


11

Способности человека

1

Осуществлять последовательно-смысловое чтение текста, объяснять, что такое способности, называть виды способностей, иллюстрируя примерами из личного опыта и наблюдений, оценивать собственные способности, определять, какие факторы влияют на развитие способностей, в том числе собственных

Прочитать §9, выполнить задание 7

12.11


12

Человеком рождаешься, личностью становишься

1

Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни;

Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным.

Прочитать §10, подготовиться к проекту

26.11


13

Практикум «Познаю себя и других»

1

Найти в дополнительных источниках информации тесты и задания, разбиться на группы, провести тестирование, организовать обработку информации, проанализировать информацию

Выполнить проект по одной из тем стр.75

03.12


14

Поведение и поступок

1

Устанавливать межпредметные связи с историей и внутрикурсовые с обществознанием, характеризовать произвольное и непроизвольное поведение, определять, что такое поступок, и конкретизировать примерами результаты поступков, оценивать собственное поведение и поступки, определять личные мотивы поведения

Прочитать §11, задания 1, 4, знать основные понятия

10.12


15

Потребности и интересы

1

Классифицировать и иллюстрировать примерами потребности человека, устанавливать взаимосвязь потребностей, интересов и активности человека, соотносить личный опыт с полученной теоретической информацией, моделировать ситуацию выбора и делать выводы

Прочитать §12, выполнить задание 8

17.12



16

17

Что такое деятельность

2

Осуществлять смысловое чтение текста, определять и конкретизировать примерами свою деятельность, объяснять роль мотивов в деятельности человека, приводить примеры основных видов деятельности человека, анализировать дополнительные источники информации

Прочитать § 13-14,

выполнить задание 11

24.12

14.01



18


Как общаются люди

1

Определять и иллюстрировать примерами основные средства и формы общения, моделировать и анализировать предлагаемые учебные ситуации, соотносить личный опыт с теоретическим материалом, выявлять факторы, влияющие на межличностные отношения, осуществлять совместную деятельность со сверстниками для решения учебной задачи

Прочитать §15, выполнить задание 8

21.01



19

20

Отношения между людьми

2

Определять и иллюстрировать примерами качества, необходимые человеку для жизни в обществе, устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой. Работать с дополнительными источниками информации литературно-художественного, наглядно-изобразительного характера, соотносить личный опыт с теоретическим материалом

Прочитать §16 -17 выполнить задание 14

28.01

04.02


21

Мораль в жизни человека Ненасилие. Милосердие. Благотворительность

1

Различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали, анализировать типичные социальные ситуации с морально-нравственных позиций, давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей, объяснять и конкретизировать фактами из социальной жизни роль морали в жизни общества, использование элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека, приводить примеры ситуаций морального выбора

Прочитать §18, выполнить задание 6

11.02


22

Художественный проект «Притчи из жизни»

1

Ознакомиться с понятиями «притча» и «басня», используя материал учебника и дополнительные источники информации, написать притчу, лучшие проекты зачитать и обсудить в классе

Выполнить проект стр.129

18.02


23

Легко ли быть молодым

1

Давать характеристику детству, отрочеству, юности как этапам жизни человека, определять особенности развития в переходном возрасте, приводить примеры трудностей подросткового возраста на основе личного опыта и наблюдений за сверстниками, давать определение явлению инфантилизма, использовать дополнительные источники информации

Прочитать § 19, выполнить задание 14

04.03


24

На пике активности

1

Устанавливать межкурсовые связи с обществознанием, выявлять особенности наиболее активного периода жизни человека и иллюстрировать их примерами, извлекать информацию из дополнительных источников (материалы СМИ, сети Интернет)

Прочитать, пересказать § 20

11.03


25

От зрелости к старости

1

Определять и иллюстрировать примерами особенности людей пожилого возраста, на основе текста параграфа, дополнительной информации и личного опыта делать выводы - почему важно с уважением относиться к пожилым людям, оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям пожилого возраста

Прочитать §21,выполнить задание 4

18.03


26

Исследовательский проект «Три возраста»

1

Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализировать полученные данные и сделать выводы

Выполнить исследовательских проект стр. 150-151

25.03


27

Наше наследие

1

Устанавливать межпредметные связи с историей, давать определение толерантности, осуществлять смысловое чтение текста, различать и описывать явления материальной и духовной культуры, осознавать значение духовных ценностей для человечества, определять, как сохраняются и передаются духовные ценности, извлекать из дополнительных источников (иллюстрации учебника, СМИ, Интернет, материалы краеведческого музея, общение с людьми и т. д.) информацию по теме

Прочитать § 22, выполнить задание 12

01.04


28

Во что мы верим

1

Определять, что такое вера и в чём особенности религиозной веры, раскрывать значение понятий «свобода совести», «атеизм», «гуманизм», «толерантность», сопоставлять и анализировать различные точки зрения, соотносить собственный жизненный опыт с теоретическим материалом, обращаться к дополнительным источникам информации юридического, художественного, краеведческого характера

Прочитать § 23, ответить на вопросы 1-6 (устно)

08.04


29


Искусство и наука

1

Давать определение понятиям «искусство» и «наука», объяснять связь науки и искусства с творчеством, характеризовать и конкретизировать примерами виды искусства, классифицировать известные науки и определять роль науки в жизни человека, работать с дополнительными источниками различного характера и анализировать полученную информацию, оценивать влияние произведений искусства на себя самого

Прочитать § 24, подготовиться к информационному проекту

15.04



30

Информационный проект «Духовная культура народов»

1

Разделиться на группы. Определить тематику с учётом региональных особенностей и подготовить презентацию по плану

Выполнить информационный проект. 174

22.04


31

Заключение. Жизненные ценности человека

1

Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализировать полученные данные и сделать выводы

Прочитать стр. 176 - 177, повторить пройденный материал

29.04


32-34

Резерв

3



06.05

13.05

20.05





© 2010-2022