Разработка обобщающего урока для 9 - 10 класса «Дела семейные. .. »

Актуальность темы урока обусловлена необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РК.     Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям. Достижение поставленных целей предполагается через: • отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию).
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок в 9 классе

Ченцова В.Г., учитель истории и общественных дисциплин КГУ «ОШ № 11 акимата г.Шахтинска»

ТЕМА УРОКА: «Дела семейные…»


«Семья - это святое, шанырак - символ

семейного благополучия в мире»

(Из Концепции государственной молодежной политики до 2020г.)

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

  • осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного

  • отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества;

  • показать роль семьи как одного из условий благополучия общества, ее роль для человека

  • формирование компетенции решения проблем, коммуникативной, информационной, социализирующей;

  • воспитание чувства гражданского долга, справедливости, патриотизма;

  • воспитание правового сознания и личной ответственности за принимаемые решения;

  • развитие критического мышления;

ТИП УРОКА: комбинированный, с применением элементов игровой технологии, проектной деятельности в малых группах

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер и проектор; презентация урока; раздаточный материал;

демонстрация видеоматериалов, видеослайдов, командные плакаты

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Деление класса на 4 творческие группы по интересам;

  • Поиск и подбор учащимися правовой литературы;

  • Подготовка творческих проектов каждой группой, создание образовательного продукта.

СТРУКТУРА УРОКА:

  • Организационный момент. Психологический настрой. Представление жюри.

  • Просмотр видеоролика «Что такое семья»?

  • Озвучивание целей и задач урока. Разъяснение правил и условий игры, критериев оценивания конкурсных заданий.

  • Переход к игре. Объявление рубрик урока с определенными конкурсными заданиями

  • Защита командами проектов «Идеальной семьи» с использованием мультимедийной презентации

  • Составление общего свода правил счастливой семьи

  • Рефлексия

  • Подведение итогов членами жюри. Награждение победителей. Оценивание учителем.

  • Домашнее задание.

Актуальность темы урока обусловлена необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РК.

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества - счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Достижение поставленных целей предполагается через:

• отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию);

• атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на урок




"Я и мое имя"

"Я и мой оберег""

"Я и мое увлечение"

"Я и семейные традиции"

"Я и семейные заботы"

"Я и мое здоровье"

Я и моя родословная",

что символизирует 7 слагаемых

семейного счастья.

Ход :

Просмотр видеоролика «Что такое семья»

I рубрика: "Семья - это семь я".

«Семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота» (В.А. Сухомлинский).

    1. Постановочные вопросы:

- Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 - Я?

- Что такое семья? Каковы функции семьи?

«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи:

Музыкальная заставка: видеоролик «Каждый имеет право на семью»

Практическое задание № 1: «Соотнеси правильно».

Каждой группе раздается «спутанная таблица»:

Цель: закрепление усвоенных знаний.

Функция


Содержание

1.

Репродуктивная

1.

Передача детям определенного социального положения

2.

Социализации

2.

Психологическая поддержка членов семьи.

3.

Экономическая

3.

Биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

4.

Социально-статусная

4.

Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

5

Эмоциональная

5.

Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета


    1. Проблемные вопросы (распределяются по одному вопросу для каждой группы:

      1. Для чего человек создает семью? Может лучше жить вне семьи?

      2. Человек становится человеком только в семье - согласны или нет?

      3. Что вы получаете только в семье?

      4. Жить в семье благо или зло?

Заставка: видеоролик «Что дети знают о правах ребенка»?

Давайте подумаем: что же объединяет всех членов семьи?

Предлагается уч-ся самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения.

Практическое задание № 2:

«Найдите смысловые ошибки»

Подумайте, что из написанного в предложении, может быть признаком хорошей дружной семьи?:

1. члены семьи любят и уважают друг друга; 2. живут в одной квартире; 3. совместно распределяют деньги на покупки в хозяйство; 4. вместе отдыхают и проводят свободное время; 5. занимаются домашним хозяйством; 6. члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга; 7. для каждого члена семьи - своя отдельная квартира; 8. у каждого свой кошелек; 9. каждый член семьи отдыхает отдельно; 10. у каждого члена семьи своё хозяйство.

Музыкальная заставка: песня «Родительский дом».

II рубрика: Брак - ? «Хорошее дело браком не назовут…»

Постановочные вопросы:

- Каковы условия вступления в брак по действующему законодательству РК? Принципы создания семьи?

- Какие нормативные документы регулируют семейно-брачные отношения в РК? (перечислить)

- Какой брак признается государством, а какой нет?

Дискуссия о «гражданском» браке.

Практическое задание № 3:

Гражданский брак: «за» и «против»

(каждая команда заполняет таблицу)

Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

Отрицательные стороны гражданского брака

?

?

Видеоролик «Семья глазами детей»

III рубрика: Дети - это чудо света.

Фон: плач новорожденного ребенка

Дети в семье всегда считались предметом общего поклонения, любви и заботы, особенно материнской.

Постановочные вопросы:

- Какими нормативными документами регулируются взаимоотношения родителей и детей?

- Каковы права и обязанности ребенка в семье?

Проблемный вопрос.

- Дети в семье - это благо или бремя? (команды должны занять позицию)

Практическое задание № 4: «Дети в семье - да, благо; нет - бремя»

Дети в семье

Да, благо

Нет, бремя

Музыкальная пауза: Песня "Мама" ансамбля "Непоседы"

IV рубрика: Права ребенка и семейные отношения.

Прав ребенка достаточно много, и возникают они из тех отношений, в которых участвуют дети в семье. Все права детей в семье направлены на заботу о них, оказание помощи и защиты исключительно в интересах ребенка:

Практическое задание № 5: Перечислите основные права и обязанности детей и родителей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка в таблице:

Права ребенка в семье

Обязанности детей и родителей

Права и обязанности родителей по отношению

к детям

Музыкальный видеоролик «Права ребенка в мультиках».

Практическое задание № 6: Анализ ситуаций:

Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Каждая команда получает по жребию ситуацию, которую необходимо инсценировать для другой команды, проанализировать их ответ и дать свой).

Музыкальный видеоролик «Карта семейных взаимоотношений»

V рубрика: Тенденции развития современной семьи.

Постановочный вопрос:

- В чем проявляется кризис семьи проявляется?

Практическое задание № 7: «Расторжение брака»

Цель: Определить возможные причины развода.

Практическое задание для капитанов команд: Блиц-турнир

Для участия приглашаются капитаны команд, которым предлагается ответить на вопросы теста.

VI рубрика: Формула семейного счастья.

Музыкальное сопровождение: «Погода в доме»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - Л.Н.Толстой

Семья - наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

Постановочные вопросы:

- Какую семью можно считать счастливой?

- Что такое «психологический климат в семье»?

- Чем отличается благоприятный психологический климат в семье от неблагоприятного?

Практическое задание № 8: Защита проектов «Формулы семейного счастья»

Представители каждой команды обосновывают свое видение «Идеальной семьи», сопровождая свои пояснения мультимедийной презентацией.

Далее уч-ся предлагается составить словарь семейных ценностей:

Верность, Постоянство, Любовь, Уважение, Толерантность, Взаимный интерес, Понимание

VII Рефлексия:

- Какова же роль семьи в жизни человека:

1. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей.

  1. Для ребенка семья - это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития

  2. Возможно вы учтете полученные знания в будущем, когда перед вами встанет вопрос: «Создавать или нет семью?»

VIII рубрика: Домашнее задание: написать эссе на тему «Роль семьи в развитии личности».

Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

IX рубрика: Слово жюри. Подведение итогов. Награждение командных победителей и номинантов: «Лучший знаток обществознания».

Для жюри:

Практическое задание № 1: «Соотнеси правильно»

Каждой группе раздается «спутанная таблица»:

Цель: закрепление усвоенных знаний. 3 минуты



Функция


Содержание

1.

Репродуктивная

1.

Передача детям определенного социального положения

2.

Социализации

2.

Психологическая поддержка членов семьи.

3.

Экономическая

3.

Биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях


4.

Социально-статусная

4.

Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

5

Эмоциональная

5.

Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

Правильные ответы: 1 - 3; 2 - 4; 3 - 5; 4 - 1; 5 - 2.

Практическое задание № 2:

«Найдите смысловые ошибки» 2 минуты

Подумайте, что из написанного в предложении, может быть признаком хорошей дружной семьи?:

1. члены семьи любят и уважают друг друга; 2. живут в одной квартире; 3. совместно распределяют деньги на покупки в хозяйство; 4. вместе отдыхают и проводят свободное время; 5. занимаются домашним хозяйством; 6. члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга; 7. для каждого члена семьи - своя отдельная квартира; 8. у каждого свой кошелек; 9. каждый член семьи отдыхает отдельно; 10. у каждого члена семьи своё хозяйство. (верно: 1, 2, 3, 4. 5).

Практическое задание № 3: Гражданский брак: «за» и «против»

(каждая команда заполняет таблицу)

Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

Отрицательные стороны гражданского брака



Практическое задание № 4: Займи позицию. 5 минут

Дети в семье

Да, благо

Нет, бремя



Практическое задание № 5: Перечислите основные права и обязанности детей и родителей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка в таблице:

Права ребенка в семье

Обязанности детей и родителей

Права и обязанности родителей по отношению

к детям




Практическое задание № 7: «Расторжение брака»

Цель: Определить возможные причины развода.

Разработка обобщающего урока для 9 - 10 класса «Дела семейные...»

Практическое задание № 8: Защита проектов «Формулы семейного счастья»

Представители каждой команды обосновывают свое видение «Идеальной семьи», сопровождая свои пояснения мультимедийной презентацией:

Слово жюри для подведения итогов урока










© 2010-2022