- Преподавателю
- Обществознание
- Нам на одной земле не тесно
Нам на одной земле не тесно
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булгутов В.Д. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Нам на одной Земле не тесно» Булгутов Владимир Доржиевич 2014 г.
Эколого-краеведческий маршрут:
«Нам на одной земле не тесно»
1 . Маршруты:
а) с. Барагхан - Баргутское кочевье;
б) с. Могойто - Русское поселение;
в) с. Арзгун - Татарский аул;
г) с. Аргада - Шанхайская деревня;
д) с. Алла - Эвенкийское стойбище;
е) с. Курумкан - Радуга друзей.
БАРГУТЫ И БАРГУДЖИН - ТОКУМ.
По легенде Барагхан или Бархан происходит от имени человека, который проживал в этой местности в незапамятные времена. Это был человек по имени Бархан, обладающий богатырской силой. Однажды к нему приехал устроитель бухэ-барилдана (бурятская борьба), который начал просить Бархана поехать в южные районы нашей Бурятии и помериться с силой с другими силачами. Бархан не соглашался. Тогда хитрый уговорщик напоил силача молочной водкой тройной перегонки ( хорзо). Когда бархан пришел в себя, как человек добродушный, он не мог отказаться, тка как прещелыга показал бумагу, на котором стоял оттиск его руки. Оказавшись на большом наадане (играх) Бархан сошелся с монгольским силачом, таким огромным, как скала. Не успел противник моргнуть, как Бархан обхватил ногу силача и дернул с силой. Раздался хруст ломающейся кости, крик противника и негодование монголов. Не медля Бархан отправился в обратный путь, так как монголы могли отомстить за своего силача.
ПОСЕЛЕНИЕ « ТАТАРСКИЙ АУЛ»
Первые переселенцы из Татарии появились в селе Арзгун 67 лет назад. Нелегкими выдавались довоенные годы в Татарии. Засуха и голод вынудили жителей, двинуться в разные регионы страны на заработки. Билет давал право на проезд: и до места назначения, и обеспечивал питание в пути. 10 марта 1941 они добрались до Гарги. По установленному порядку они должны были прожить 5 лет. Но внезапно начавшаяся война в корне изменило судьбу переселенцев. И стала Гарга им второй Родиной.
ПОСЕЛЕНИЕ «ШАНХАЙ».
В начале 20-х годов группа молодых китайцев из местности Шаньдунь прибыла в Россию на заработки. Они завербовались в старательные артели на золотые прииски в Баунтовской тайге. Работали на приисках Цыпикана, Карафтита, Варваринска, Суванихи. В 1930 году после закрытия границы между Китаем и СССР молодые люди были вынуждены остаться в России.
Люди начали обживать места, заниматься огородничеством. Постепенно ассимилировались, создавали смешанные браки. Семьи были большие и дружные. Имелось где-то 30 дворов. Свои дома имели семьи Ку-тан-цай, Бин-Чжан-Вен, Ян-фа, Лю-ци-юн, Ва-ши-тун, Ма-ка-е, Чо-ё, Суй-чин, Ван-сяо-шин, Ли-фу, Ян-зы-хо, Тун-фу-ли, Ен-шин-фо, Лю-ичин, Ма-за-ли, Ма-си-ли. Жили так же в Шанхае русские и буряты : Шотхоев Б.Ш. Молчанова И.Д. Баторов Б.Д. Бадмаева Т.О. Бальжинимаев Д-Д. Р. Очирова Д.Н. Будаева Ж.О. Цыбикова Ц. С.
Китайцы незаметно начали осваивать бурятский язык. Вечерами, после работы собирались вместе, беседовали, вспоминали о своей родине. Китайцы хорошие кулинары, готовили острые салаты, стряпали пампушки на пару, пельмени.
В местности Иликчин , также выращивали огород, где вместе с семьей работали Лю-до-фун. В состав бригады входили местные люди. Бригадиром работал Лю-до-фун, он обучал их к агротехническим приемам - посадке , прополке, окучиванию, поливу. Площадь огорода увеличивалась из в года в год.
Лю-до-фун был не только бригадиром - практиком , он занимался научной селекцией, выводил морозостойкое сорта овощей, и добился в этом огромных успехов.
В самые предвоенные годы и первые годы Великой отечественной войны овощи здорово поддерживали колхозников. За картошку меняли одежду, обувь , чай, и т.д.
Небольшой уютный Шанхай в 40-е , 50-е годы, окруженный лесом, рекой, горами, где шумела и играла многоголосая, босоногая детвора, остался в памяти каждого…
И эта Память всегда с ними… В целом китайская диаспора внесла значительный клад в развитие экономики и культуры нашего района, республики, в стране целом.
ПОСЕЛЕНИЕ « ЭВЕНКИЙСКОЕ СТОЙБИЩЕ»
Село Алла уникально не только своей первозданной природой, великолепными озерами и реками, но и своими людьми.
На протяжении веков в мире и согласии живут эвенки, буряты и русские.
Щедрая природа Аллы наделила характер народов, населяющих этот край, открытостью, миролюбием, щедростью и богатством души. Для Дырена характерно и мирное, уважительное сосуществование различных религий и верований: шаманизма, буддизма и православия. Взаимное доверие и согласие, межнациональное сотрудничество и дружба вплетены в духовную и нравственную канву, мысли и дела нашего поселения.
Все это делает опыт Дырена неоценимым и актуальным, в наше непростое время, вызывает интерес ученых, исследователей, туристов, политиков.
В поселении «Дырен - эвенкийское» проживает 955 человек. Национальный состав населения: эвенки - 126 человек, буряты - 743 человека, русские - 86 человек.
2