Рабочая программа по обществознанию ФГОС

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области





"Утверждаю"

Директор ___________ Е.Б. Шипилова

Приказ №__164_ от "__29_"_08_2015г.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР___________

Кубрак Л.В.


Рассмотрено на заседании кафедры/МО

Протокол №___1___

от "__28___" __08____2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ

(базовый уровень)




Разработал: Лихобабина Е.П.

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория






р. п. Кантемировка

2015 -2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию в 11 классе создана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования")

-Примерной программы среднего общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание 10-11 классы. Базовый уровень», составители Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. М, Просвещение, 2013.

- учебного плана МБОУ «Кантемировский лицей».

Рабочая программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, содержащихся в основной образовательной программе среднего общего образования Учреждения. Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Изучение обществознания на уровне среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

2. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

Материал, изучаемый в курсе «Обществознание» (10-11 классы) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного курса является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

3. Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования учебный предмет «Обществознание » входит в предметную область «Общественные науки» и изучается в 10-11 классах на базовом и углубленном уровне.

Данная рабочая программа составлена для базового изучения предмета из расчета общей недельной нагрузки - 2 часа. Общее количество часов за два года обучения на базовом уровне составляет 140 часов (70 часов - за 10 класс и 70 часов - за 11 класс). Учебный год разбивается на равномерные циклы и строится следующим образом: три недели - учебные занятия, одна неделя - зачетная - это цикл. После двух циклов - каникулы. Тематическое планирование рабочей программы учебного предмета разбивается на тематические блоки по 8 часов каждый. Изучение блока завершается контрольными зачетными работами (зачетная неделя). Контрольные, зачетные работы проводятся только в зачетную неделю, при этом поурочные отметки не выставляются. Данная рабочая программа предусматривает восемь полных циклов по 8 часов, девятый цикл: неполный - 6 часов.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, учебным планом МБОУ «Кантемировский лицей» из содержания программы по обществознанию в 11 классе исключены тема раздела «Экономика» и «Право», так как обучающиеся изучают углубленно курс «Экономика» и «Право»,

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования отражают:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);

6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни - любви, равноправия, заботы, ответственности - и их реализации в отношении членов своей семьи.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования отражают:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Требования к предметным результатам освоения базового курса обществознания должны отражать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

5. Содержание учебного предмета «Обществознание»

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные

группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Политика как общественное явление.

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя

во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.





6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

№ урока, тема

Содержание урока

Виды деятельности ученика

I цикл (8 часов)

Тема 2. «Социальная сфера»

1-2-3. Социальная структура общества

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Структура общества. Социальная мобильность. Социальные интересы

Работать с источниками социальной информации, используя современные средства коммуникации.

4-5-6 Социальные нормы

Отклоняющееся поведение

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Преступность. Социальная опасность. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль

Работать с источниками социальной информации, используя современные средства коммуникации. Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений

7-8. Урок контроля образовательных достижений (зачет №1,

Контрольная работа за курс 10 класса

Зачет Работа с источниками, анализ источников

Умение работать с источниками, анализировать их и формулировать выводы.

II цикл (8часов)

9-10-11. Нации и межнациональные отношения

Этнос. Народ. Национальное самосознание. Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Самостоятельно формулировать собственные заключения и оценочные суждения

12-13-14. Семья и быт

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса (место жительства). Семейно-демографическая структура общества.

Характеризовать особенности современной семьи как базового социального института и как малой социальной группы

15-16. Урок контроля образовательных достижений (зачет №3, зачет №4.)

Зачет Социальная сфера

Умение работать с тестами

III цикл (8часов)

17-18.-19 Гендер - социальный пол.

Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.

Характеризовать особенности современных гендерных отношений

20-21-22. Молодёжь в современном обществе.

Молодёжь как социальная группа. Социальные роли. Молодёжная субкультура.

Характеризовать основные социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы, её социальные роли, особенности субкультуры молодёжи

23-24 Урок контроля образовательных достижений

Зачет Социальная сфера

Выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; умение проводить поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

IV цикл (8часов)

25-26. Демографиче­ская ситуация в современной России.

Изменение численности населения России. Возрастной состав населения. Рождаемость и смертность. Миграция.

Определять факторы, оказавшие негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России

27-30.Социальгная сфера

Решение тестов, написание эссе

Умение написания эссе

31-32Урок контроля образовательных достижений

Социальная сфера

V цикл (8часов)

Тема 3. «Политическая жизнь общества»

33-34-35 Политическая система

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России.

Характеризовать структуру и функции политической системы, анализировать типы политических режимов, подтверждая ответы конкретными примерами из истории и современности

36-37-38-Гражданское общество и правовое государство

Сущность правового государства. Гражданское общество. Соотношение правового государства и гражданского общества. Муниципальное образование. Местное самоуправление.

Называть и характеризовать признаки правового государства и гражданского общества

39-40 Урок контроля образовательных достижений

Зачет Политическая жизнь общества

Установление причинно-следственных связей, знание основных политологических понятий, процессов, явлений.

VI цикл (8часов)

41-42-43 Демократические выборы

Избирательное право. Избирательные системы. Избирательная кампания.

Работать с источниками политической информации, используя современные средства коммуникации

-44-45-46 Политические партии и партийные системы

Политическая жизнь современной России. Многопартийность

Работать с источниками политической информации, используя современные средства коммуникации.

47-48 Избирательная система

Зачет Избирательная система

Установление причинно-следственных связей, знание основных политологических понятий, процессов, явлений

VII цикл (8часов)

49-50-51. Политическая элита и политическое лидерство

Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.

Называть и характеризовать черты и особенности политической элиты и политического лидерства в современной России

52-53-54. Политическое сознание

Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.

Называть и характеризовать особенности политических идеологий ХХ века, определять роль СМИ в политическом сознании граждан

55-56 Урок контроля образовательных достижений

Зачет Работа с источниками, анализ источников

Умение работать с источниками, анализировать их и формулировать выводы.

VIII цикл (8часов)

57-58-59-Политический процесс и культура политического участия

Политический процесс. Политическое участие.

Политическая культура.

Самостоятельно формулировать собственные заключения и оценочные суждения

60 -61-62Политическая жизнь общества

Эссе по теме «Политическая жизнь общества»

Умение представлять результаты учебно-познавательной деятельности в свободной форме

63-64 Политическая система

Зачет Политическая система

Установление причинно-следственных связей, знание основных политологических понятий, процессов, явлений

XI цикл (6часов)

65 Взгляд в будущее.

Общество перед лицом угроз и вызовов. Возможная альтернатива. Информационное (постиндустриальное общество).

Называть и характеризовать глобальные вызовы человечеству

66 Урок контроля образовательных достижений (зачет №1, зачет №2.)

Зачет по курсу обществознания за 11класс

Выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; умение проводить поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

67-68-69-70 Индивидуальное консультирование

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


УМК

1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский под ред. Л. Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2014;

2. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский под ред. Л. Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2014;

3.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.-М «Просвещение», 2011;

4.Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М. «Просвещение», 2010.

5. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Учебно-методическое пособие: А.И. Николаев, Л.И. Николаева - Ростов н/Д. М.: Народное образование, 2013.

6. Чернышова О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ (С8, С9), Эссе, сложный план развёрнутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2012.

7. Баранов П.А. Обществознание: Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2012

8. Баранов П.А. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2011

9. Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2011

10. Баранов П.А. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2011

11. Баранов П.А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2012

12. Сборники тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Цифровые образовательные ресурсы.


1.allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.

2. fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

3. Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники.

4.rsnet.ru/-Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

5. alleng.ru/edu/social2.htm- Образовательные ресурсы Интернета-обществознание.

6.allpravo.ru - сайт "Право России" Разделы сайта: Электронная библиотека, Дипломные, Тесты on-line, Юридические словари, Рекомендации (студенту, начинающему юристу), Судебная практика, Каталог ресурсов.

7. law.pp.ru - "Юридический факультет" Все, что нужно студенту Юридического факультета - рефераты (мало), учебники (114), статьи, шпаргалки (много), лекции (оч. мало). Раздел шпаргалок - выбрать курс (с1-го по 5-ый) - вопросы, ответы. В английском языке - топики по праву, конституции, законодательству.

8.tarasei.narod.ru - "Все о праве". Рефераты, курсовые, учебники и пр. В частности: - эксклюзивная коллекция рефератов и курсовых по 23-м темам; - правовая библиотека (учебники, пособия, лекции); - большая коллекция ссылок "Все юридические ресурсы русского Интернета"

7



© 2010-2022