Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»

На уроках обществознания, часто изучаются темы, которые хорошо запоминаются учащимся, только после бурных дебатов, которые придают личностный смысл теме, от которой ученики как правило далеко. Еще один способ, который позволяет сплотить единомышленников по определенной теме на уроке - это работа в группах, так назыемая технология сотрудничества.  Данный урок по обществознанию в 11 классе построен с применением элементов технологии сотрудничества. Для работы в группах необходимо учесть, в первую ...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

58

Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ «СТУПЕНИ»


Разработка урока


Предмет: обществознание

Тема: «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»

Класс: 11

Длительность урока: 45 минут

УМК:

Программа: Л.Н. Боголюбов, Программы общеобразовательных учреждений, история и обществознание 10-11 классы, М. «Просвещение», 2007 г.

Учебник: Обществознание, учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, базовый уровень. М.: «Просвещение»,2007г.

Технология сотрудничества, подход «пила»

Автор: учитель истории Сиводед Юлия Александровна







ХАБАРОВСК 2009 г.

Содержание

  1. Место данного урока в системе уроков обществознания за курс 11 класса

  2. Календарно-тематическое планирование по обществознанию 11 класс

  3. Цели урока

  4. Подготовка к уроку

  5. Ход урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

6. Технология сотрудничества: из опыта работы



1. Место данного урока

в системе уроков по обществознанию за курс 11 класса


Урок по теме «Роль СМИ в политической жизни общества» в V разделе «Проблемы социально-политического развития общества» занимает важное место в изучении курса обществознания. Данный раздел позволяет учащимся расширить кругозор на основе изучения проблем политической жизни. А представленная тема позволяет применить практические знания и умения в работе с теорией, а также с различными источниками социальной информации. Урок по теме «Роль СМИ в политической жизни общества» является одним из заключительных уроков по теме «Политическая сфера деятельности человека» и позволяет в полной мере увидеть позицию учеников по представленной проблеме, обобщить приобретенные знания и применить их к данной теме.

Технология и методика, выбранная для данного урока делает его интересным, дискуссионным, но, в то же время, сложным для понимания и требующим определенных знаний и навыков формирующихся на уроках обществознания.

Изучение данного урока «Роль СМИ в политической жизни общества» приходится на второй полугодие, примерно на февраль месяц. Традиционно, весной (в марте), в нашей стране происходят выборы - важное мероприятие в политической жизни России.

Поэтому:

  1. Тема «Роль СМИ в политической жизни общества» может быть актуальной для формирования у учащихся представлений о политической жизни современной России;

  2. Данная тема может послужить теоретической базой для проведения учащимися в дальнейшем исследований и создания исследовательских работ в области политологии и социологии, в изучении общественного мнения накануне выборов, в изучении и исследовании предвыборной «гонки» накануне выборов и т.д.

Проведение данного урока предполагает, что учащиеся согласно программам 8-11 классов (автор Л.Н. Боголюбов) имеют определенные знания и умения.

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

знания

Понятие общества

Власть и право

Средства массовой информации

Политическое сознание

Политика и её роль в жизни общества

Гражданское общество и государство

Политика и общество

Политическое поведение

Происхождение и развитие государства и права

Правовое государство

Политическая система

Роль СМИ в политической жизни


Гражданские и политические свободы

Политические режимы

Политическая элита



Политическая жизнь современной России

Политическое лидерство



Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества




Демократические выборы и политические партии




Политическая идеология




Участие граждан в политической жизни


умения

Формирование грамотной речи, умение аргументировать ответ

Умение использовать при ответах термины и понятия

Умение интегрировать теоретические знания и современную ситуацию.

Умение анализировать источники социальной информации

2.Календарно-тематическое планирование

по обществознанию 11 класс (Боголюбов Л.Н.)

Дата

Тема урока

часы

&

Раздел IV. Экономика

22 ч


1.

сентябрь

Экономика и экономическая наука


1

2.

сентябрь

Измерители экономической деятельности


1

3.

сентябрь

Экономический рост и развитие


2

4.

сентябрь

Экономические циклы


2

5.

сентябрь

Рынок и рыночные структуры


3

6.

сентябрь

Акции, облигации и другие ценные бумаги


3

7.

сентябрь

Роль фирм в экономике


4

8.

сентябрь

Налоги, уплачиваемые предприятиями


4

9.

сентябрь

Бизнес в экономике


5

10.

октябрь

Как открыть свое дело


5

11.

октябрь

Урок практикум. Работа с источником социальной информации.

1 ч

-

12.

октябрь

Слагаемые успеха в бизнесе


6

13.

октябрь

Основы маркетинга


6

14.

октябрь

Роль государства в экономике


7

15.

октябрь

Основы денежной и бюджетной политики


7

16.

октябрь

Банковская система


8

17.

октябрь

Виды, причины и последствия инфляции


8

18.

ноябрь

Рынок труда


9

19.

ноябрь

Безработица. Государственная политика в области занятости


9

20.

ноябрь

Мировая экономика


10

21.

ноябрь

Глобальные проблемы экономики


10

22.

ноябрь

Экономика потребителя


11

23.

ноябрь

Экономика производителя


11

24.

декабрь

Урок практикум. Работа с источником социальной информации.

1 ч

-

25.

декабрь

Тематический тест. Подготовка к ЕГЭ

1 ч

-

26.

декабрь

Повторительно-обобщающий урок по разделу IV: «Экономика»

1 ч

1-11


Раздел V. Проблемы социально-политического развития общества

13 ч


27.

декабрь

Свобода в деятельности человека


12

28.

декабрь

Что такое свободное общество?


12

29.

декабрь

Демографическая ситуация в РФ


17

30.

декабрь

Проблема неполных семей


17

31.

декабрь

Религиозные объединения и организации в РФ


18

32.

январь

Опасность тоталитарных сект


18

33.

январь

Урок практикум. Работа с источником социальной информации.

1 ч

-

34.

январь

Общественное и индивидуальное сознание


13

35.

январь

Социализация индивида


13

36.

январь

Политическое сознание


14

37.

февраль

Политическое поведение


15

38.

февраль

Роль СМИ в политической жизни


15

39.

февраль

Политическая элита


16

40.

февраль

Политическое лидерство


16

41.

февраль

Урок практикум. Работа с источником социальной информации.

-

42.

февраль

Тематический тест. Подготовка к ЕГЭ

1 ч

-

43.

февраль

Повторительно-обобщающий урок по разделу V: «Проблемы социально-политического развития общества»

1 ч

12-18


Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений

20 ч


44.

февраль

Современные подходы к пониманию права


19

45.

март

Законотворческий процесс в Российской Федерации


19

46.

март

Гражданин, его права и обязанности


20

47.

март

Права и обязанности налогоплательщика


20

48.

март

Экологическое право


21

49.

март

Экологические правонарушения


21

50.

март

Гражданское право


22

51.

март

Способы защиты имущественных и неимущественных прав


22

52.

март

Семейное право. Заключение и расторжение брака


23

53.

апрель

Правовое регулирование отношений супругов


23

54.

апрель

Урок практикум. Работа с источником социальной информации.

1 ч

-

55.

апрель

Занятость и трудоустройство


24

56.

апрель

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения


24

57.

апрель

Процессуальное право: гражданский процесс


25

58.

апрель

Арбитражный процесс


25

59.

апрель

Особенности уголовного процесса


26

60.

апрель

Суд присяжных


26

61.

май

Процессуальное право: административная юрисдикция


27

62.

май

Конституционное судопроизводство


27

63.

май

Международная защита прав человека


28

64.

май

Международное гуманитарное право


28

65.

май

Урок практикум. Работа с источником социальной информации.

1 ч

-

66.

май

Тематический тест. Подготовка к ЕГЭ

1 ч

-

67.

май

Повторительно-обобщающий урок по разделу VI: «Правовое регулирование общественных отношений»

1 ч

19-28

68.

май

Заключение

1 ч

29










3. Цели урока:



Цель образовательная:

  1. Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации;

  2. Проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества;

  3. Определить, почему СМИ называют «четвертой властью», почему телевидение является одним из главных средств массовой информации в современном обществе;

Цель развивающая:

  1. Развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника;

  2. Развитие умения анализировать и классифицировать информацию;

  3. Развитие самостоятельной познавательной деятельности;

  4. Развитие умения слушать друг друга;

Цель воспитательная:

  1. Создание условий для формирования толерантности и национального самосознания;



4. Подготовка к уроку:


  1. Составление списков. При составлении списков необходимо учитывать интересы учащихся, а так же их способности. В каждой группе должны оказаться ученики с различным уровнем усвоения знаний (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  2. Подготовка кабинета. Подготовка кабинета к уроку - сдвинуть по две парты так, чтобы образовалось пять рабочих мест для пяти групп (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

  3. Использование ЦОР. Презентация выводится на экран проектора для демонстрации общих моментов урока, конкретизации заданий.

  4. Использование литературы.

  1. К. С. Гаджиев Политология учебник для высших учебных заведений, М. 2002 г.

  2. Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке, книга для учителя, под ред. Л.В. Полякова

  3. Закон РФ «О средствах массовой информации», М., 2008 г.

  4. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 11 классов, под ред. Л.Н. Боголюбова, М., 2006 г.

  5. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов в 2-х частях, под ред. Л.Н. Боголюбова Ю.А. Лазебниковой, М., 2008 г.








5. Ход урока

Деятельность учителя и информационный момент

Деятельность ученика

1.Мотивационно-целевой этап урока (5 мин.)


Вопросы:

Какие заметные события происходят сегодня в мире?

Что происходит в Хабаровском крае?

Откуда мы узнаем о происходящих событиях?

Ответ: Мы живем в постоянно меняющемся мире, в эпоху перемен. И быть в курсе всех событий, особенно политических, нам помогают СМИ. Еще в XVIII в. французский просветитель Ш.Л. Монтескье (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3) предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). С переходом от постиндустриального общества к информационному, появилась версия, о том, что СМИ является четвертой ветвью власти (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Вопрос: Согласитесь ли вы с этой точкой зрения?

Ответ: Чтобы предоставить аргументы, отвечая на этот вопрос необходимо проанализировать ряд источников.

Учащиеся вместе с учителем посредством рассуждения определяют цель урока: Выяснить, является ли СМИ четвертой ветвью власти?

2. Изучение нового материала (37 мин.)

1.Раздача заданий. Расположение групп.(2 мин.)


Учащиеся по заранее составленным спискам рассаживаются на свои места по группам до начала урока. Всего 5 групп. В каждой группе по 5 человек. После оглашения темы и формирования целей урока учитель объясняет задание для каждой группы.

1 группа

Тема: понятие СМИ, его функции

вопросы: Что такое СМИ? Каковы функции СМИ? Что относится к СМИ? Чем и как регламентируется деятельность СМИ?





Учащиеся слушают учителя и получают задание в письменном виде

2 группа

Тема: власть СМИ и интересы общества

вопросы: Насколько сильна власть СМИ? Какую роль в обществе играют СМИ? Можно ли сделать СМИ независимыми?

группа

Тема: роль СМИ. «Четвертая власть»

вопросы: Почему СМИ называют «четвертой властью»? Каковы основные задачи СМИ? Каков практический опыт СМИ?

4 группа

Тема: политическое влияние СМИ. «Политическая пропаганда»

вопросы: Что такое политическая пропаганда? Каково политическое влияние СМИ на общество? Можно ли представить демократическое общество без СМИ?

5 группа

Тема: телевидение - одно из главных средств массовой информации в современном обществе

вопросы: Почему огромная роль в СМИ отводится ТВ? Как телевидение влияет на политическую активность граждан? Какие проблемы возникают в мире в связи с расширением аудитории СМИ?

У каждой группы на столе представлен блок необходимой информации, с помощью которой ученики выполняют задания. Общим для всех групп является:

  1. Словарь урока (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

  2. Статистические данные по СМИ (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 7-10)

  3. Материалы Закона РФ «О средствах массовой информации» (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

  4. Газета (как один из видов СМИ)

  5. Учебник «обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова

  6. Буклет о выборах (СМ. Приложение 12)

Первый этап работы: знакомство с материалом (10 мин.)

Учащиеся, получив задание, начинают работать в группах. Основная цель этого этапа - ознакомиться с представленной информацией, сообща выполнить задание.

1 группа

Понятие СМИ, его функции.

Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории. В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция - представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждение людей к определенным политическим действиям.

Наиболее распространенные СМИ - радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвертой властью» (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 13).

К СМИ относятся:

  • пресса,

  • массовые справочники,

  • радио,

  • телевидение,

  • кино- и звукозапись, видеозапись.

В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

Глоссарий

СМИ - один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции…, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию…

К. С. Гаджиев Политология учебник

для высших учебных заведений, М. 2002 г.

СМИ - общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.

Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке,

книга для учителя, под ред. Л.В. Полякова

Массовая информация - предназначенная для неограниченного круга лиц печатные, аудио -, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

СМИ - это периодическое печатное издание, радио -, теле -, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Закон РФ «О средствах массовой информации», М., 2008 г.

СМИ - это технические средства, обеспечивающие коммуникацию.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 11 классов,

под ред. Л.Н. Боголюбова, М., 2006 г.

СМИ - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Человек и общество. Обществознание.

Учебник для учащихся 10-11 классов в 2-х частях,

под ред. Л.Н. Боголюбова Ю.А. Лазебниковой, М., 2008 г.

Учащиеся первой группы должны выяснить:

  1. Что такое СМИ?

(работа с информационным листом, анализ глоссария)

  1. Каковы функции СМИ?

Информационная, политическая социализация, критика и контроль, представление различных общественных интересов, формирование общественного мнения, мобилизационная;

  1. Что относится к СМИ?

пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

  1. Чем и как регламентируется деятельность СМИ?

(работа с Законом РФ «о СМИ»)

Законом РФ «О средствах массовой информации».

Например, Закон запрещает цензуру СМИ, с другой стороны СМИ запрещается законом воздействовать на подсознание людей или оказывать вредное влияние.

2 группа

Власть СМИ и интересы общества.

Постоянное повышение политической роли СМИ в информационном обществе происходит под лозунгом защиты «независимости СМИ» как одной из главных демократических свобод и признания их роли как «четвертой власти» в демократическом обществе. Эту свободу и эту роль вынуждены признавать все государства. Однако сами СМИ вполне зависимы не только от своих читателей, на чьи интересы и вкусы они ориентируются, но и от позиции своих владельцев, своих главных редакторов, от узких групп людей, определяющих политику СМИ. И эти люди благодаря контролируемым ими каналам информации обретают огромную власть над обществом, власть, которой они обычно распоряжаются не в общественных, а в своих частных, личных, групповых интересах.

Сознавая это, правительства всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних случаях это делается через ужесточение законодательного регулирования сферы СМИ, в других - через прямой государственный контроль над телеканалами и газетами. А иногда через скупку важнейших СМИ близкими к правительству бизнес-группами. Применяются и скрытое размещение в газетах и на телевидении заказанных правительством пропагандистских материалов, и привилегированный доступ к государственной информации только лояльных правительству изданий и каналов. Отказавшись от такого вторжения в сферу свободы СМИ, демократические правительства рискуют лишиться общественной поддержки в своих важнейших мероприятиях, а то и столкнуться с «пятой колонной» внутри общества. Начатая в 2003 г. война США против Ирака на первом этапе пользовалась довольно широкой поддержкой американцев во многом благодаря массированной кампании размещения в СМИ скрыто оплаченных правительством материалов, подающих события в Ираке в нужном свете. А сам повод к вторжению в Ирак дало сфабрикованное английскими спецслужбами «иракское досье», сообщавшее о якобы ведущейся Ираком разработке оружия массового поражения. Утечка в СМИ этого «досье» резко усилила антииракские настроения в США и Западной Европе, на волне которых и было объявлено решение американской администрации отстранить от власти иракского президента Саддама Хусейна военным путем.

Напротив, разоблачения военных преступлений американских солдат в оккупированном Ираке, сделанные американской прессой в 2005-2006 гг., породили волну возмущения в самих США и сильно сузили базу поддержки иракской политики президента Буша.

Особую актуальность приобретают вопросы регулирования СМИ в ситуации антитеррористической войны, которую сегодня ведут многие страны мира. Главной задачей террористов является создание атмосферы страха и панического ужаса в атакуемом ими обществе, его деморализация, силовой шантаж власти. Сделать это они пытаются, заставляя СМИ вольно или невольно работать на себя.

Пропаганда воинствующего исламского экстремизма, подготовившая целую серию кровавых террористических актов по всему миру, стала возможной во многом благо-царя арабоязычному спутниковому телеканалу «Аль-Джази-ра». Хотя официально этот канал придерживается независимой политики и принципа «факты и только факты», именно он неоднократно предоставлял трибуну лидеру террористов из «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену, руководителям афганских талибов и других исламских террористов. Несмотря на все попытки США закрыть «Аль-Джазиру» или противопоставить ей альтернативные источники информации, она и сегодня является одним из наиболее популярных в арабском мире средств массовой информации.

Наиболее действенным и цивилизованным способом упорядочить работу СМИ, ограничив самоуправство их владельцев, вероятно, является внутренняя самоорганизация сферы массовой информации. Опираясь на авторитет профессионального сообщества, накладывающего на журналистов и издателей добровольные самоограничения и тщательно следящего за их исполнением, в разных странах государство пытается обеспечить саморегулирование СМИ. Средством для этого являются этические кодексы и хартии, добровольно принимаемые журналистскими союзами. Подписавшие их издатели обязуются следить за соответствием редакционной политики интересам всего общества, предотвращать невольное пособничество террористам, содействовать правоохранительным органам в борьбе с ними.

Тем не менее, именно СМИ, являясь средоточием политического влияния в информационном обществе, постоянно находятся в центре ожесточенных дискуссий о способах регулирования СМИ и непрерывной борьбы за контроль над ними (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 14).

Учащиеся второй группы должны выяснить:

  1. Насколько сильна власть СМИ?

Власть СМИ имеет большую силу, так как с помощью СМИ происходит формирование общественного мнения. Всякая власть стремиться контролировать СМИ (пример из газеты: В.В. Путин «Страна избежала кризисного шока» - может и нет никакого кризиса, а может страна не избежала кризисного шока, но судя по газете формируется определенное мнение).

  1. Какую роль в обществе играют СМИ?

С помощью СМИ можно управлять общественным мнением, а значит и обществом. Успокоить народ, или как делают террористы посеять панику - тоже во власти СМИ.

  1. Можно ли сделать СМИ независимыми?

Можно:

- ограничить самоуправство владельцев СМИ;

- добровольное принятие этических кодексов и хартий, журналистскими союзами;

3 группа

Роль СМИ. «Четвертая власть»

Основным инструментом воздействия на общество являются средства массовой информации. Демократическая теория отводит СМИ чрезвычайно важное место «четвертой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех официальных властей (исполнительной, законодательной и судебной). СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан».

На практике же СМИ зачастую действуют прямо противоположным образом. В одних случаях это позволяет гражданам узнать об истинной подоплеке действий власти, посмотреть на ее теневую сторону. В других случаях вмешательство СМИ мешает власти исполнять законно делегированные ей народом функции, заставляет ее принимать решения, исходя из неверных, чаще всего краткосрочных приоритетов. В такой ситуации, вместо того чтобы информировать власти о реакции граждан на те или иные ее планы и решения и тем самым гармонизировать отношения между властью и избирателями, СМИ многократно усиливают противоречия между ними. Превращают малозначительные инциденты в «скандалы века», а ошибки власти - в ее «преступления перед народом». Вместо того чтобы просвещать граждан, СМИ формируют у них искаженное, стереотипное представление о том, что происходит в стране и мире, искусственно раздувая одни события, темы, проблемы и «не замечая» других, быть может, гораздо более важных для страны и интересных для ее граждан.

Только то, о чем говорят СМИ, становится общественно признанным фактом, а то, о чем они умалчивают, как бы и «не происходит» вообще, во всяком случае, ничуть не влияет на политический процесс в стране.

Ярким примером такой манипулятивной политической роли СМИ стали события в югославском крае Косово в 1998 г. Представив дело так, что в Косово сербы безнаказанно и массово уничтожают мирных албанцев, западноевропейские и американские СМИ ничего не сообщали своим зрителям и читателям о деятельности албанских сепаратистов по изгнанию сербов из мест их исторического обитания в Косово. Ничего не говорилось о тесных связях сепаратистов с международной наркомафией и исламскими экстремистами. Эта интервенция нанесла стране громадный экономический и гуманитарный урон, привела к свержению ее законно избранного правительства, расчленению Югославии и превращению ее части - края Косово - в фактический протекторат НАТО (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 15).

Учащиеся третьей группы должны выяснить:

  1. Почему СМИ называют «четвертой властью»?

- согласно демократической теории СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех властей;

- на практике тот, кто владеет СМИ - тот владеет и тремя другими ветвями власти;

  1. Каковы основные задачи СМИ?

- информирование общества о политических и других событиях, а также обратная связь - информирование о мнении избирателей;

( пример из источника: на первой полосе газеты «Хабаровские вести» есть напоминание жителям Хабаровского края о предстоящем политически важном событии - это связь от правительства к народу. А вот результаты выборов - будут являться обратной связью в ходе которых будет ясно кому доверились избиратели. Из чего власти должны сделать определенные выводы.+ листовка о выборах)

  1. Каков практический опыт СМИ?

Практический опыт показывает, что не всегда манипуляция СМИ происходит в интересах общества.

  1. группа

Политическое влияние СМИ. «Политическая пропаганда»

Средством распространения идеологии является политическая пропаганда. Это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, ее неприятия. Широко используется устная, печатная агитация, в том числе наглядная (плакаты, карикатуры и т. П.)» с целью побудить население поддерживать правительство, определенные политические организации или, наоборот, выступать против них.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни одна политическая группа не добьется значительных успехов в политике, если не имеет доступа к СМИ, и прежде всего к электронным; ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определенным общественным силам сторону.

Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация.

Попытки тех или иных политических сил, используя новые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество и его развитие. Однако большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу действительности, не владеет научными методами социального познания, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание воспринимает идеологию на веру. Но независимо от того, является ли принятая идеология результатом ее критического осмысления или опирается на веру, она всегда становится существенной стороной любой политической деятельности.

Усиление политической роли СМИ происходит непрерывно на протяжении уже более чем ста лет. Свою первую войну газеты спровоцировали и развязали еще в 1898 г. Раздув незначительный инцидент с американским кораблем в бухте Гаваны, газеты Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии развязали в США милитаристскую истерию и добились объявления войны Испании (которой тогда принадлежала Куба). Результатом войны стал переход под контроль США испанских колоний - Кубы и Филиппин.

Но в демократическом обществе манипуляции часто обращаются и против самих манипуляторов. В 1972-1973 гг. журналистское расследование одной из американских газет, известное как «Уотергейтский скандал», полностью дискредитировало и вынудило уйти в отставку президента США Ричарда Никсона. Журналисты с подачи одного из агентов американских спецслужб опубликовали документы, доказывающие, что президент, принадлежащий к одной политической партии (республиканской), приказал организовать незаконный шпионаж за предвыборным штабом своих конкурентов из демократической партии. Тогда же война во Вьетнаме, где полумиллионной армии Америки и ее союзников противостояли партизанские отряды местных коммунистов, закончилась полным поражением США. Хотя в открытом бою победить США было невозможно, большие человеческие потери, красочно описываемые газетами и транслируемые телеканалами, деморализовали американское общество, привели к возникновению влиятельного антивоенного движения и в конце концов вынудили американцев уйти из Вьетнама. Не потерпев поражения от вьетнамцев на поле боя, США проиграли войну политически и морально - проиграли ее своим же телевидению и прессе. Так могущество средств массовой информации, созданных информационным обществом, может обращаться против самого этого общества и его властей (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 16).

Учащиеся четвертой группы должны выяснить:

  1. Что такое политическая пропаганда?

Политическая пропаганда - это средство распространения идеологии, это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании людей определенных ценностей;

  1. Каково политическое влияние СМИ на общество?

Политическое влияние СМИ на общество достаточно велико. С помощью СМИ можно осуществлять политические манипуляции - например ни одна политическая группа не добьется значительных успехов, если не будет иметь доступа к СМИ.

(пример из источника: согласно рейтингу СМИ по России центральное телевидение смотрят 90% жителей страны - а значит впитывают в себя предложенную им информацию. Если сравнить с США, то процент граждан которые смотрят новости на центральных каналах не превышает 29%. Этот факт может говорить о том, что граждане не доверяют мнению центрального телевидения.)

  1. Можно ли представить демократическое общество без СМИ?

Нет. Так как СМИ это средство выражения общественного мнения. А демократическое общество - это общество, основанное на таких принципах как свобода слова, свобода печати и тд.

  1. группа

Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.

Сто лет назад основным средством массовой информации были газеты. Они имели небольшой круг постоянных подписчиков и покупателей, ограниченный, с одной стороны, платежеспособностью (бесплатных газет не было), с другой - образовательным уровнем (вникнуть в смысл публикуемого мог только образованный человек, а таких было немного). Именно читателями газет в то время исчерпывался, по сути, состав «политического класса» - сообщества людей, которые интересовались политикой и чье мнение, в свою очередь, влияло на поведение власти.

Сегодня аудитория СМИ неимоверно расширилась, прежде всего, благодаря телевидению. Этот вид СМИ гораздо доступнее людям как технически, так и финансово, а самое главное - в культурном отношении. Телевидение предлагает больший спектр вариантов времяпрепровождения на любой вкус (различные тележанры - от новостей и аналитических передач до телефильмов и реалити-шоу). Оно не требует предварительной подготовки восприятия, специального образования, глубокого включения в смысл наблюдаемого зрелища. Телевидение развлекает зрителя, образовывает его, вводит в курс дела в стране и мире, формирует точку зрения на важнейшие события и идеи. Занимая все больше свободного времени человека, оно зачастую лишает его стимулов к общению с другими людьми, снижает общественную активность. Специальные исследования показали связь между уровнем распространения телевидения и насыщенностью общественной жизни в отдельно взятом местном сообществе.

Телевидение превращает политику в яркое шоу, заставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера в телефильме. Теледебаты политиков стали решающим событием в выборном процессе, именно от их исхода все чаще зависит победа или поражение той или иной партии или кандидата.

Первым «телевизионным президентом» США в 1960 г. стал Джон Кеннеди, выигравший теледебаты Ричарда Никсона, и с тех пор роль телевидения на выборах только возросла.

Одновременно с этим неуклонно снижается активность избирателей на выборах: граждане все больше относятся к политике как к шоу, не видя за ним серьезного содержания и интересуясь только красочным процессом борьбы за власть. Результат - разработка и реализация властью общественно значимых решений - интересует все меньшее число граждан до тех пор, пока эти решения не коснутся судьбы каждого из них. Политики ведут себя соответственно, все больше подлаживаясь под специфические требования «удачного имиджа» (образа) и телевизионной картинки» и все меньше думая о конкретных интересах страны и граждан, о серьезных вопросах жизни, о нашем общем будущем.

Во время вооруженной борьбы за власть в Москве в 1993 г. сторонники Верховного Совета первым делом отправились штурмовать телецентр «Останкино», так как были убеждены: стоит им взять под контроль телевидение, и их политическая победа обеспечена.

В 1970-1980-х гг. в СССР было принято любыми способами «глушить» передачи западных радиостанций, проповедовавших чуждые советскому человеку нормы и ценности. Но, например, в Восточной Германии (ГДР), союзнице СССР, это было технически невозможно: зона радио и телевещания Западной Германии охватывала всю территорию ГДР. Поэтому в 1989 г., когда были открыты границы на Запад, за короткое время туда перебрались сотни тысяч восточных немцев. Их сознание было полностью захвачено и колонизировано западным образом жизни, каким он преподносился с телеэкранов. «Потребительский рай», созданный на Западе, образ счастливого мира, где полки магазинов ломятся от разнообразных товаров, разложил изнутри социалистическое общество, испытывавшее жестокий дефицит качественных товаров широкого потребления. Именно западное телевидение и радио стали теми «ловцами душ», которые подготовили быстрый крах социалистических государств в Восточной Европе.

Сегодня похожую проблему решает Китай, успешно строящий рыночную экономику, но не желающий отказываться от однопартийной системы, единовластия коммунистической партии и государственного атеизма. Все западные средства массовой информации, распространяемые в Китае, тщательно цензуруются в той части, где речь идет о китайской внутренней политике. Однако китайские власти ничего не могут поделать с теми ценностями свободы и демократического устройства общества, которые непрерывно транслируются западными СМИ. Вопреки усилиям правительства, эти ценности постепенно усваиваются теми китайцами, кто смотрит западные телепередачи через спутниковую антенну. Китайская политическая система все больше кажется им устаревшей, антидемократичной и нуждающейся в радикальных изменениях по западному образцу.

Став главным средством массовой информации, телевидение приобрело целый ряд не свойственных другим СМИ функций и ролей. Телевидение производит смыслы, образы, оно создает новые для людей понятия и целый язык, на котором учит людей распознавать и понимать жизнь. Оно предлагает людям модели, стандарты, примеры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает планировать и строить свою жизнь. Таким образом, телевидение стало из просто разновидности СМИ важнейшим, базовым социальным институтом, влияние которого прослеживается на всех сторонах жизни общества (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 17).

Учащиеся пятой группы должны выяснить:

  1. Почему огромная роль в СМИ отводится ТВ?

- более доступно;

- сочетает картинку и слово;

- не требует подготовки;

- развлекает зрителя;

  1. Как телевидение влияет на политическую активность граждан в современном обществе?

+ освещает политические события;

+ дает анализ происходящему;

+ формирует точку зрения на политические события;

- превращает политику в шоу, что рождает недоверие к власти;

- лишает стимулов к общению;

(пример из источника: стр. 2 газеты «Хабаровские вести» статья «Сегодня школьник - а завтра избиратель».Эта статья яркий пример влияния СМИ на политическую активность граждан - даже дети принимают участие в деловой игре напоминающей выборы).

  1. Какие проблемы возникают в мире в связи с расширением аудитории СМИ?

-СМИ часто пропагандирует образ жизни других стран, более популярный и красивый (ГДР, Китай);

- Часто СМИ идут в разрез с государственной политикой;

Второй этап работы: консультирование или обмен информацией (10мин.)

После выполнения задания учащиеся выбирают из своей группы консультанта, который должен будет донести информацию до представителей других групп. Учитель строго регламентирует этот процесс. В каждой группе консультант находится 2-3 минуты. Переход из группы в группу осуществляется одновременно всеми консультантами (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ 18).

Третий этап работы: выступление (15 мин.)

Представитель от каждой группы в течение 2-3 минут отвечает на заданные группе вопросы урока. На этом этапе преследуется цель - закрепить изученный материал, дать возможность консультантам услышать ответы других групп, формировать монологическую речь учащихся(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 19).

3. Разрешение проблемы.(5 мин.)

Учитель возвращается к проблеме урока (цели) и выслушивает мнение учащихся: Являются ли СМИ четвертой ветвью власти?

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируют его.

4.Домашнее задание

&14, задания 3,4 устно

Написать эссе по проблеме урока, либо использовать высказывание: «Телевизор - распахнутое окно в мир, в которое иногда хочется выброситься». А. Кнышев, современный тележурналист

Учащиеся записывают домашнее

задание

На следующий урок возможно применение письменного опроса в трех вариантах (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 20).




















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Формирование рабочих групп на урок, учитывая уровни усвоения материала на уроках

В - высокий уровень усвоения материала , С- средний уровень усвоения материала , Н- низкий уровень усвоения материала

1 группа

Гончарова Елизавета

В

Волкова Александра

В

Глазунова Алина

С

Кошель Станислав

Н

Обуховский Михаил

Н

2 группа

Соловьев Никита

В

Пешков Юрий

С

Котельникова Анастасия

В

Когай Елена

С

Левина Евгения

С

3 группа

Нестерова Мария

В

Румянцева Виктория

В

Чепковская Елизавета

С

Обыденник Елизавета

Н

Романова Ольга

Н

4 группа

Аникевич Римма

В

Носиков Роман

С

Паневин Тарас

С

Калашникова Кристина

С

Кононенко Виктор

Н

5группа

Данченко Дарья

В

Карев Александр

В

Торосян Хорен

С

Матвеева Алена

С

Черноконь Семен

Н

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерная схема расположения учащихся по группам

















Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»



























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фото

Ш.Л. Монтескье




Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»
























ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Ветви власти по Ш.Л. Монтескье


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ветви власти. Современный взгляд



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Глоссарий

СМИ - один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции…, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию…

К. С. Гаджиев Политология учебник

для высших учебных заведений, М. 2002 г.

СМИ - общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.

Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке,

книга для учителя, под ред. Л.В. Полякова

Массовая информация - предназначенная для неограниченного круга лиц печатные, аудио -, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

СМИ - это периодическое печатное издание, радио -, теле -, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Закон РФ «О средствах массовой информации», М., 2008 г.

СМИ - это технические средства, обеспечивающие коммуникацию.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 11 классов,

под ред. Л.Н. Боголюбова, М., 2006 г.

СМИ - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов в 2-х частях, под ред. Л.Н. Боголюбова Ю.А. Лазебниковой, М., 2008 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Рейтинг программ-лидеров четырех основных каналов отечественного ТВ



Данные по России, период с 27 октября по 2 ноября 2008 года

"Россия"

Первый канал

НТВ

ТВ Центр

Ежедневные

новости



Политика в реале

Станет ли интернет-проект телевизионным?



Стыдно, батюшка

Телепузик недели - протоиерей Дмитрий Смирнов



Зрительское большинство собрал Первый

Рейтинг программ-лидеров четырех основных каналов отечественного ТВ



О плесени - это в прямом смысле слова

Телезрители о лучших (1) и худших (2) программах, показанных с 28 января по 4 февраля, а также о самой заметной телеперсоне (3)

Вести (17.00)

Время


Сегодня вечером (19.00)

-

Смотрели

ТВ. В это время

18,1%

22,4%

15,3%

-

Смотрели этот канал

3,8%

8,6%

4,9%

-

Кинофильмы

"Если свекровь -монстр"

"Единственному, до востребования"

"Максим Перепелица"

-

Смотрели

ТВ. В это время

26,2%,

26,9%

19,2%,

-

Смотрели этот канал

4,5%

4,7%

3,6%

-

Развлекательные программы

Звездный лед

Понять. Простить

Суперстар-2008

-

Смотрели

ТВ. В это время

20,1%

26,7%

15,7%

-

Смотрели этот канал

6,6%

3,8%

5,6%

-

Информационно-аналитическая передача (комментарии)

-

-

Главный герой

В центре событий с Анной Прохоровой

Смотрели

ТВ. В это время

-

-

12,3%

4,3%

Смотрели этот канал

-

-

4,2%

1,5%





ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Статистические данные по СМИ

В среднем, возраст людей, которые смотрят по ТВ новостные программы на американских телеканалах (на основных каналах) - 56, 59, 61, 62 года.
Средний возраст читателей американских газет - 53 года.

А средний возраст жителей США - 36 лет.

Еженедельно люди уделяют:

ТВ - 30 часов;

радио - 20 часов;

Интернет - 15 часов;

газетам - 3 часа.
Возьмем, к примеру, Францию. Это самая читающая страна в мире. Самое большое количество газет и журналов издается именно во Франции. Здесь самая лучшая в мире система образования.

Рейтинг СМИ (по популярности):

центральное ТВ


90%;

центральные газеты


30%;

областное ТВ


29%;

центральное радио


26%;

Интернет


9%.

газет не читают вообще

27%

не слушает радио


36%

Рейтинг интересующих граждан тем:

криминальная хроника, происшествия

51%;

международные отношения

48%;

события из мира культуры и искусства

46%;

политические новости

43%;

технические новинки

19%;

наука

14%;

компьютерные технологии

12%.

Рейтинг СМИ (по популярности) в столице:

центральное ТВ

82%;

центральные газеты

41%;

Интернет

36%;

центральное радио

35%.




ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Статистические данные по СМИ

Рейтинг популярности газет:

«Аргументы и Факты»

21%;

«Комсомольская правда»

16%;

Из рук в руки

8%;

МК

7%;

«Жизнь»

6%;

СПИД-Инфо

6%

Российская газета

5%.

Рейтинг популярности радиостанций:

«Русское радио»

20%;

«Европа Плюс»

16%;

«Маяк»

13%

«Авторадио»

11%;

радио России

11%

«Шансон»

10%;

Ретро FM

9%;

Хит FM

6%;

Наше радио

4%;

Милицейская волна

3%;

Love Radio

3%

Радио 7

3%

Максимум

3%

Юмор FM

3%

Эхо Москвы

2%.

Серебряный дождь

2%

«Какой канал вы бы оставили, если бы была возможность выбрать только один?»


Первый канал (ОРТ)

35%;

Россия (РТР)

22%;

НТВ

13%;

СТС

4%;

«Культура»

3%;

ТНТ

3%

Спорт

2%

Рен-ТВ

2%

«Домашний»

менее 1%.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Статистические данные по СМИ

По данным ВЦИОМ, в число лучших телепрограмм 2008 года впервые за три года вошла новостная программа "Вести"/Вести недели" (8%). Ранее всплеск зрительского интереса к новостям отмечался в августе 2008 года, во время вооруженного конфликта в Южной Осетии. На неделе с 8 по 10 августа 2008 года лидерами телерейтингов среди зрителей в Москве стали программы "Вести" (9,8%) и "Время" (9,4%). По России новости вышли на вершину топов на неделю позже, с 11 по 17 августа рейтинг программы "Время" составил 10 процентов. Следующий всплеск интереса к новостям приходится на начало декабря и продолжается вплоть до настоящего момента. С 8 по 14 декабря 2008 года программа "Время" в Москве набрала рейтинг 8,8 процента, а в России - 9,5, возглавив список ста наиболее популярных программ на телевидении.

Доля жителей США, которые регулярно получают новости из разных источников


1993

1996

1998

2000

2002

2004

2006

2008

Люди, которые вчера:

- читали газеты

58%

50%

48%

47%

41%

42%

40%

34%

- слушали радио

47%

44%

49%

43%

41%

40%

36%

35%

Люди, которые регулярно:

- смотрят новости на кабельных телеканалах

-

-

-

-

33%

38%

34%

39%

- смотрят новости на местных телеканалах

70%

65%

64%

56%

57%

59%

54%

52%

- смотрят вечерние новости на эфирных телеканалах

60%

42%

38%

30%

32%

34%

28%

29%

- смотрят утренние новости на эфирных телеканалах

-

-

23%

20%

22%

22%

23%

22%

- узнают новости в Сети 3 и более дней в неделю

-

2%

13%

23%

25%

29%

31%

37%

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Закон РФ «О средствах массовой информации»

Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, (вред. Федеральных законов от 19.07.1995№ 114-ФЗ, от 25.07.2002№ 112-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ)

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114ТФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.(вред. Федеральных законов от 19.07.1995№ 114-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 24.07.2007№ 211-ФЗ)

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами, (введена Федеральным законом от 20.06.2000№ 90-ФЗ; вред. Федерального закона от 16.10.2006№ 160-ФЗ)



















ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Буклет о выборах



Методическая разработка урока в 11 классе «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Понятие СМИ, его функции.

Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории. В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция - представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.

Наиболее распространенные СМИ - радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвертой властью».

к СМИ относятся:

  • пресса,

  • массовые справочники,

  • радио,

  • телевидение,

  • кино- и звукозапись, видеозапись.

В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).



















ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Власть СМИ и интересы общества. От регулирования СМИ - к их саморегулированию

Постоянное повышение политической роли СМИ в информационном обществе происходит под лозунгом защиты «независимости СМИ» как одной из главных демократических свобод и признания их роли как «четвертой власти» в демократическом обществе. Эту свободу и эту роль вынуждены признавать все государства. Однако сами СМИ вполне зависимы не только от своих читателей, на чьи интересы и вкусы они ориентируются, но и от позиции своих владельцев, своих главных редакторов, от узких групп людей, определяющих политику СМИ. И эти люди благодаря контролируемым ими каналам информации обретают огромную власть над обществом, власть, которой они обычно распоряжаются не в общественных, а в своих частных, личных, групповых интересах.

Сознавая это, правительства всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних случаях это делается через ужесточение законодательного регулирования сферы СМИ, в других - через прямой государственный контроль над телеканалами и газетами. А иногда через скупку важнейших СМИ близкими к правительству бизнес-группами. Применяются и скрытое размещение в газетах и на телевидении заказанных правительством пропагандистских материалов, и привилегированный доступ к государственной информации только лояльных правительству изданий и каналов. Отказавшись от такого вторжения в сферу свободы СМИ, демократические правительства рискуют лишиться общественной поддержки в своих важнейших мероприятиях, а то и столкнуться с «пятой колонной» внутри общества. Начатая в 2003 г. война США против Ирака на первом этапе пользовалась довольно широкой поддержкой американцев во многом благодаря массированной кампании размещения в СМИ скрыто оплаченных правительством материалов, подающих события в Ираке в нужном свете. А сам повод к вторжению в Ирак дало сфабрикованное английскими спецслужбами «иракское досье», сообщавшее о якобы ведущейся Ираком разработке оружия массового поражения. Утечка в СМИ этого «досье» резко усилила г антииракские настроения в США и Западной Европе, на волне которых и было объявлено решение американской администрации отстранить от власти иракского президента Саддама Хусейна военным путем.

Напротив, разоблачения военных преступлений американских солдат в оккупированном Ираке, сделанные американской прессой в 2005-2006 гг., породили волну возмущения в самих США и сильно сузили базу поддержки иракской политики президента Буша.

Особую актуальность приобретают вопросы регулирования СМИ в ситуации антитеррористической войны, которую сегодня ведут многие страны мира. Главной задачей террористов является создание атмосферы страха и панического ужаса в атакуемом ими обществе, его деморализация, силовой шантаж власти. Сделать это они пытаются, заставляя СМИ вольно или невольно работать на себя.

Пропаганда воинствующего исламского экстремизма, подготовившая целую серию кровавых террористических актов по всему миру, стала возможной во многом благо-царя арабоязычному спутниковому телеканалу «Аль-Джази-ра». Хотя официально этот канал придерживается независимой политики и принципа «факты и только факты», именно он неоднократно предоставлял трибуну лидеру террористов из «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену, руководителям афганских талибов и других исламских террористов. Несмотря на все попытки США закрыть «Аль-Джазиру» или противопоставить ей альтернативные источники информации, она и сегодня является одним из наиболее популярных в арабском мире средств массовой информации.

Наиболее действенным и цивилизованным способом упорядочить работу СМИ, ограничив самоуправство их владельцев, вероятно, является внутренняя самоорганизация сферы массовой информации. Опираясь на авторитет профессионального сообщества, накладывающего на журналистов и издателей добровольные самоограничения и тщательно следящего за их исполнением, в разных странах государство пытается обеспечить саморегулирование СМИ. Средством для этого являются этические кодексы и хартии, добровольно принимаемые журналистскими союзами. Подписавшие их издатели обязуются следить за соответствием редакционной политики интересам всего общества, предотвращать невольное пособничество террористам, содействовать правоохранительным органам в борьбе с ними.

Тем не менее, именно СМИ, являясь средоточием политического влияния в информационном обществе, постоянно находятся в центре ожесточенных дискуссий о способах регулирования СМИ и непрерывной борьбы за контроль над ними.
























ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Роль СМИ. «Четвертая власть»

Основным инструментом воздействия на общество являются средства массовой информации. Демократическая теория отводит СМИ чрезвычайно важное место «четвертой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех официальных властей (исполнительной, законодательной и судебной). СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан».

На практике же СМИ зачастую действуют прямо противоположным образом. В одних случаях это позволяет гражданам узнать об истинной подоплеке действий власти, посмотреть на ее теневую сторону. В других случаях вмешательство СМИ мешает власти исполнять законно делегированные ей народом функции, заставляет ее принимать решения, исходя из неверных, чаще всего краткосрочных приоритетов. В такой ситуации, вместо того чтобы информировать власти о реакции граждан на те или иные ее планы и решения и тем самым гармонизировать отношения между властью и избирателями, СМИ многократно усиливают противоречия между ними. Превращают малозначительные инциденты в «скандалы века», а ошибки власти - в ее «преступления перед народом». Вместо того чтобы просвещать граждан, СМИ формируют у них искаженное, стереотипное представление о том, что происходит в стране и мире, искусственно раздувая одни события, темы, проблемы и «не замечая» других, быть может, гораздо более важных для страны и интересных для ее граждан.

Только то, о чем говорят СМИ, становится общественно признанным фактом, а то, о чем они умалчивают, как бы и «не происходит» вообще, во всяком случае ничуть не влияет на политический процесс в стране.

Ярким примером такой манипулятивной политической роли СМИ стали события в югославском крае Косово в 1998 г. Представив дело так, что в Косово сербы безнаказанно и массово уничтожают мирных албанцев, западноевропейские и американские СМИ ничего не сообщали своим зрителям и читателям о деятельности албанских сепаратистов по изгнанию сербов из мест их исторического обитания в Косово. Ничего не говорилось о тесных связях сепаратистов с международной наркомафией и исламскими экстремистами. Эта интервенция нанесла стране громадный экономический и гуманитарный урон, привела к свержению ее законно избранного правительства, расчленению Югославии и превращению ее части - края Косово - в фактический протекторат НАТО.














ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Политическое влияние СМИ. «Политическая пропаганда»

Средством распространения идеологии является политическая пропаганда. Это вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, ее неприятия. Широко используется устная, печатная агитация, в том числе наглядная (плакаты, карикатуры и т. п.)» с целью побудить население поддерживать правительство, определенные политические организации или, наоборот, выступать против них.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни одна политическая группа не добьется значительных успехов в политике, если не имеет доступа к СМИ, и прежде всего к электронным; ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определенным общественным силам сторону.

Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация.

Попытки тех или иных политических сил, используя новые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество и его развитие. Однако большая часть людей в наше время не готова УЛ самостоятельному анализу действительности, не владеет научными методами социального познания, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание воспринимает идеологию на веру. Но независимо от того, является ли принятая идеология результатом ее критического осмысления или опирается на веру, она всегда становится существенной сторо-ой любой политической деятельности.

Усиление политической роли СМИ происходит непрерывно на протяжении уже более чем ста лет. Свою первую войну газеты спровоцировали и развязали еще в 1898 г. Раздув незначительный инцидент с американским кораблем в бухте Гаваны, газеты Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии развязали в США милитаристскую истерию и добились объявления войны Испании (которой тогда принадлежала Куба). Результатом войны стал переход под контроль США испанских колоний - Кубы и Филиппин.

Но в демократическом обществе манипуляции часто обращаются и против самих манипуляторов. В 1972-1973 гг. журналистское расследование одной из американских газет, известное как «Уотергейтский скандал», полностью дискредитировало и вынудило уйти в отставку президента США Ричарда Никсона. Журналисты с подачи одного из агентов американских спецслужб опубликовали документы, доказывающие, что президент, принадлежащий к одной политической партии (республиканской), приказал организовать незаконный шпионаж за предвыборным штабом своих конкурентов из демократической партии. Тогда же война во Вьетнаме, где полумиллионной армии Америки и ее союзников противостояли партизанские отряды местных коммунистов, закончилась полным поражением США. Хотя в открытом бою победить США было невозможно, большие человеческие потери, красочно описываемые газетами и транслируемые телеканалами, деморализовали американское общество, привели к возникновению влиятельного антивоенного движения и в конце концов вынудили американцев уйти из Вьетнама. Не потерпев поражения от вьетнамцев на поле боя, США проиграли войну политически и морально - проиграли ее своим же телевидению и прессе. Так могущество средств массовой информации, созданных информационным обществом, может обращаться против самого этого общества и его властей.


























ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.

Сто лет назад основным средством массовой информации были газеты. Они имели небольшой круг постоянных подписчиков и покупателей, ограниченный, с одной стороны, платежеспособностью (бесплатных газет не было), с другой - образовательным уровнем (вникнуть в смысл публикуемого мог только образованный человек, а таких было немного). Именно читателями газет в то время исчерпывался, по сути, состав «политического класса» - сообщества людей, которые интересовались политикой и чье мнение, в свою очередь, влияло на поведение власти.

Сегодня аудитория СМИ неимоверно расширилась, прежде всего, благодаря телевидению. Этот вид СМИ гораздо доступнее людям как технически, так и финансово, а самое главное - в культурном отношении. Телевидение предлагает больший спектр вариантов времяпрепровождения на любой вкус (различные тележанры - от новостей и аналитических передач до телефильмов и реалити-шоу). Оно не требует предварительной подготовки восприятия, специального образования, глубокого включения в смысл наблюдаемого зрелища. Телевидение развлекает зрителя, образовывает его, вводит в курс дела в стране и мире, формирует точку зрения на важнейшие события и идеи. Занимая все больше свободного времени человека, оно зачастую лишает его стимулов к общению с другими людьми, снижает общественную активность. Специальные исследования показали связь между уровнем распространения телевидения и насыщенностью общественной жизни в отдельно взятом местном сообществе.

Телевидение превращает политику в яркое шоу, заставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера в телефильме. Теледебаты политиков стали решающим событием в выборном процессе, именно от их исхода все чаще зависит победа или поражение той или иной партии или кандидата.

Первым «телевизионным президентом» США в 1960 г. стал Джон Кеннеди, выигравший теледебаты Ричарда Никсона, и с тех пор роль телевидения на выборах только возросла.

Одновременно с этим неуклонно снижается активность избирателей на выборах: граждане все больше относятся к политике как к шоу, не видя за ним серьезного содержания и интересуясь только красочным процессом борьбы за власть. Результат - разработка и реализация властью общественно значимых решений - интересует все меньшее число граждан до тех пор, пока эти решения не коснутся судьбы каждого из них. Политики ведут себя соответственно, все больше подлаживаясь под специфические требования «удачного имиджа» (образа) и телевизионной картинки» и все меньше думая о конкретных интересах страны и граждан, о серьезных вопросах жизни, о нашем общем будущем.

Во время вооруженной борьбы за власть в Москве в 1993 г. сторонники Верховного Совета первым делом отправились штурмовать телецентр «Останкино», так как были убеждены: стоит им взять под контроль телевидение, и их политическая победа обеспечена.

В 1970-1980-х гг. в СССР было принято любыми способами «глушить» передачи западных радиостанций, проповедовавших чуждые советскому человеку нормы и ценности. Но, например, в Восточной Германии (ГДР), союзнице СССР, это было технически невозможно: зона радио и телевещания Западной Германии охватывала всю территорию ГДР. Поэтому в 1989 г., когда были открыты границы на Запад, за короткое время туда перебрались сотни тысяч восточных немцев. Их сознание было полностью захвачено и колонизировано западным образом жизни, каким он преподносился с телеэкранов. «Потребительский рай», созданный на Западе, образ счастливого мира, где полки магазинов ломятся от разнообразных товаров, разложил изнутри социалистическое общество, испытывавшее жестокий дефицит качественных товаров широкого потребления. Именно западное телевидение и радио стали теми «ловцами душ», которые подготовили быстрый крах социалистических государств в Восточной Европе.

Сегодня похожую проблему решает Китай, успешно строящий рыночную экономику, но не желающий отказываться от однопартийной системы, единовластия коммунистической партии и государственного атеизма. Все западные средства массовой информации, распространяемые в Китае, тщательно цензуруются в той части, где речь идет о китайской внутренней политике. Однако китайские власти ничего не могут поделать с теми ценностями свободы и демократического устройства общества, которые непрерывно транслируются западными СМИ. Вопреки усилиям правительства, эти ценности постепенно усваиваются теми китайцами, кто смотрит западные телепередачи через спутниковую антенну. Китайская политическая система все больше кажется им устаревшей, антидемократичной и нуждающейся в радикальных изменениях по западному образцу.

Став главным средством массовой информации, телевидение приобрело целый ряд не свойственных другим СМИ функций и ролей. Телевидение производит смыслы, образы, оно создает новые для людей понятия и целый язык, на котором учит людей распознавать и понимать .жизнь. Оно предлагает людям модели, стандарты, примеры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, 'стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает планировать и строить свою жизнь. Таким образом, телевидение стало из просто разновидности СМИ важнейшим, базовым социальным институтом, влияние которого прослеживается на всех сторонах жизни общества.











ПРИЛОЖЕНИЕ 18

Движение консультантов по группам





























ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Выступление членов групп после информационного этапа





































ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Проверочная работа по пройденной теме

Вариант I

  1. Перечислите функции СМИ

  2. В чем выражается контроль государства за СМИ?

Вариант II

  1. Перечислите, что включает в себя СМИ

  2. В чем выражается политическое влияние СМИ на общество?

Вариант III

  1. Что такое политическая пропаганда?

  2. Почему СМИ называют «четвертой властью» в стране?













© 2010-2022