Статья «Здоровый образ жизни как нравственная основа существования человека»

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Здоровый образ жизни как нравственная основа существования человека»

Пашкова Анна Вадимовна студентка 1 курса ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»

Руководитель Венедиктова Елена Ивановна

Сегодня любой человек стремится быть счастливым. Но как говорил В.Г. Белинский «Без здоровья невозможно и счастье». За всю свою историю существования человечество накопило большой опыт сохранения и укрепления собственного здоровья. Культура здоровья - это неотъемлемая часть общей культуры образованного человека. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Наиболее значимое определение здоровья дано Всемирной организации здравоохранения: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном. Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами своей страны. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, но не менее важным является и нравственная основа жизни человека. Образ жизни - это совокупность действий и привычек человека, влияющих на его здоровье и длительность жизни. В свою очередь, здоровый образ жизни - это отсутствие вредных привычек и активные действия человека, укрепляющие его здоровье, увеличивающее длительность жизни. Культура личности включает в себя много направлений, одно из них - культура ЗОЖ, а среди аспектов данного течения главным является духовность. Нравственная целостность определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, жизни в определенном человеческом обществе. Это, прежде всего, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, это этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами. Такие этические нормы и правила поведения человека призваны сохранить человечество как вид на планете Земля от внешних и внутренних угроз в реальной окружающей среде. Несомненно, решающая роль в этом процессе принадлежит семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, уровня их образования, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок. Часто у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух». Задача семьи уже в раннем детстве приобщать ребенка к здоровому образу жизни, помогая ему осваивать нормы и этику семейных отношений, воспитывая на лучших семейных традициях. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека - это важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Вероятнее всего, многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы родители уделяли достаточно внимание формированию здорового образа жизни у детей. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого раннего детства. С рождения ребенка родители должны создавать необходимые условия для достижения гармонии духовного и физического развития. Как показывает практика, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Влияние родителей на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут, именно здесь осуществляется социализация личности, являющаяся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Этот институт воспитывает и гражданина, и патриота, и будущего семьянина, и, наконец, законопослушного члена общества! Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи. Важность учета данной закономерности обусловлена тем, что, выступая социальным институтом воспитания подрастающего поколения, семья определяет не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Данная проблема издавна интересовала представителей философской, психологической и педагогической мысли. Так, формулируя философские основания духовного становления личности, В.В. Зеньковский подчеркивал, что «моральное здоровье детской души является самым важным, самым глубоким фактором ее духовного развития». Семья для ребенка - это ячейка, микромодель общества. Она оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, формирования жизненных планов, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. В процессе принятия детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания, существенная роль принадлежит идентификации. Как показано современными исследователями, в основе идентификации стоят, прежде всего, процессы подражания. Здесь важно отметить связь между поведением родителей и их подходом к оценке поступков детей. Родители должны обладать тем престижем или социальной властью, которая вызывает у ребенка желание подражать. Таким образом, совершенно очевидным становится то, что создание нравственно здорового общества возможно исключительно при наличии желания изменить свою жизненную позицию к лучшему, то есть систематически работать над своими моральными установками, совершенствуя при этом и духовный мир, и физическое здоровье.

Невозможно изменить весь мир, но, чтобы изменить людей, окружающих нас, не требуется невозможного, важно только начать с себя. Одним из основных направлений нравственного поведения человека должны стать его духовные качества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений. Прекращение смены поколений людей в рамках их любой общности означает наступление конца её истории.

В настоящий момент я обучаюсь в Воронежском юридическом техникуме и мне отрадно заметить, что в ВЮТе много внимания уделяется мотивации здоровья и здорового образа жизни студентов техникума, созданию здоровьесберегающей образовательной среды. Это различные мероприятия: участие в районном конкурсе плакатов «За здоровый образ жизни», городском фестивале социальной рекламы «Мы за жизнь», областной акции «Живи ярко и стильно без наркотиков» и других. Генриху Гейне принадлежит удивительное высказывание: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Считаю, что с этим высказыванием знаменитого немецкого поэта, публициста и критика трудно не согласится.

Литература



  1. Общественное здоровье и здравоохранение. - М., 2002. - 544 с.

  2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Сост. Е.А.Калюжный, В.Ю.Маслова, С.В.Михайлова, Н.И.Ниретин, С.Г.Напреев, М.В.Пищаева. - Арзамас: АГПИ, 2009. - 284 с.

  3. Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 132 с.

  4. Евграфова Н. Ю. Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 51-52.

  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр.. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.

  6. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183.

© 2010-2022