- Преподавателю
- Обществознание
- Развернутое планирование по обществознанию по теме Познание для 10-11 класса
Развернутое планирование по обществознанию по теме Познание для 10-11 класса
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Эсаулова В.В. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Познание
1. Определение познания.
Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отображение обьективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.
2. Виды познания:
• Обыденное;
• Научное;
• Философское;
• Художественное;
• Социальное.
3. Определние субьекта.
• В узком смысле:
Познающий человек, наделенный волей и сознанием.
• В широком смысле:
Все общество.
4. Определение обьекта.
- В узком смысле:
Познаваемый обьект
- В широком смысле:
весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
5. Определение самопознания.
Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. Самооценку.
6. Определение рефлексии.
Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.
7. Ступени познавательной деятельности:
- Чувственное познание
- Рациональное познание
8. Формы чувственного познания:
А) Ощущение (зрительное, слуховое, осязательное и т.д.)
Б) Восприятие ( формирование целостного образа )
В) Представление ( сохранение образа в сознании )
• Типы памяти:
Иконическая (зрение)
Эхоническая ( слух)
• Типы памяти по времени удерживания информации:
Долговременная;
Кратковременная;
9. Роль чувственного познания:
1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его
4) органы чувств дают тот минимум первичной информации
10. Недостатки:
Физиологическая ограниченность органов чувств человека;
Недостаточно для глубокого познания мира.
11. Формы рационального познания:
Понятие;
Суждение;
Умозаключение
12. Определение понятия.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
• Классы понятий:
1) понятия, отражающие общее в предметах;
2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;
3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
4) понятияидеи.
13. Определение суждения.
Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо
14. Определение умозаключения.
Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления
• Методы рассуждения:
Дедуктивный (от общего к частному)
Индуктивный ( от частного к общему)
15. Функции рационального познания:
• Существует в сознании в знаковых формах или в языке;
• Обладает способностью к отражению существенного в предметах;
• Процесс конструирования понятий-идей
• Определение интуиции.
Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию.
16. Черты интуитивной способности:
1) неожиданность решения поставленной задачи;
2) неосознанность путей и средств ее разрешения;
3) непосредственный характер постижения истины.