Конспект урока по теме: «Гражданин России»

"Описание материала: "Урок обществознания предназначен для учащихся 5 класса по программе ФГОС. Методическая разработка содержит карточки. тест для актуализации и проверки знаний учащихся. Содержит технологическую карту урока c подробным описанием этапов урока, деятельности учителя и учащихся. "Выдержка из материала: "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Гражданин России "Цель урока "Изучение понятий «гражданин», «гражданственность», «выборы», «референдум». Формирование представления о том, что выборы – это од...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Гражданин России

1.

ФИО

Негода Ольга Юрьевна

2.

Место работы

филиал МКОУ СОШ с. Красавка в с. Полоцкое

3.

Должность

учитель истории

4.

Предмет

обществознание

5.

Класс

5

6.

Тема и номер урока в теме

Гражданин России

№ 26

7.

Базовый учебник

Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 127 с.: ил., карт.

8.

Цель урока

1. Изучение понятий "гражданин", "гражданственность", "выборы", "референдум".

2. Формирование представления о том, что выборы - это одна из наиболее массовых форм участия граждан в управлении страной.

3. Развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, работы в группе и в парах.

4. Формирование у учащихся понимания роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.
5. Воспитание у учащихся гражданских и социально значимых качеств, чувства патриотизма, любви к Родине.

9.

Задачи

1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия "гражданин", "гражданственность", "выборы", "референдум" и выявление их существенных признаков. 2. Развивать умение учащихся работать с различными источниками информации, применять знания в новой учебной ситуации, отрабатывать навыки самостоятельной работы. 3. Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации работы в парах и групповой работы. 4. Развивать у учащихся способности изложения собственного отношения к государственной и общественной сферам, давать оценку событиям, происходящим в обществе и государстве. 5. Развивать творческие способности учащихся.

10.

Ожидаемые результаты

Личностные: 1. Учащиеся понимают, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека, и что они уже сейчас являются гражданами своей страны. 2. Учащиеся приводят примеры проявления гражданственности нашими современниками, могут объяснить, кого можно считать достойными гражданами своей страны. 3. Учащиеся понимают, что они имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны; и что они могут действовать как настоящие граждане России. Метапредметные: 1. Учащиеся могут сравнивать, обобщать факты и понятия, самостоятельно работать с различными источниками. 2. Учащиеся умеют работать в парах, в группе, с наглядным материалом при формулировке понятий. 3. Учащиеся могут самостоятельно искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках. 4. Учащиеся умеют формулировать и высказывать собственную точку зрения и собственное отношение к явлениям со­временной жизни. Предметные 1. Учащиеся умеют работать с различными источниками информации, знают понятия: гражданин, гражданственность, выборы, референдум. 2. Учащиеся могут определять главные нрава и обязанности гражданина, а также связь между словами "гражданин" и "патриот".

11.

Тип урока

урок "открытия нового знания"

12.

Формы работы учащихся

групповая, индивидуальная, работа в парах, работа с учебником и электронным приложением к нему, работа с карточками-иллюстрациями, работа со словарями и дополнительной литературой, работа в Интернете, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование

13.

Необходимое техническое оборудование/ оборудование

компьютеры, приложение к учебнику на электронном носителе, магнитная доска, магнитики, карточки-иллюстрации, карточки с пословицами, Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», словари, учебник, рабочая тетрадь

14.

План

1. Гражданин - кто это?

2. История появления понятия "гражданин".

3. "Гражданство" и "подданство".

4. Выборы и референдум.

5. Права и обязанности граждан России.

6. Достойный гражданин своей Родины.

15.

Структура и ход урока

См. таблица 1.

Таблица 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Мотивация

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

Послушайте стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе - слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

- Какие здесь ключевые слова?

Мозговой штурм:

- Кто такой гражданин и какими чертами он должен обладать?

Учитель предлагает работая в группах выбрать из разных картинок, разложенных на столах, свой портрет гражданина. Картинки (Приложение 1):

1. изображение девочки с государственным флагом

2. портрет М. И. Кутузова

3. портрет Александра Невского

4. изображение митинга политической партии

5. изображение людей, сидящих в ресторане

6. изображение вооружённых людей экстремистской направленности.

7. изображение военных.

Представить для других групп выбранный портрет.

Учитель организует дискуссию.




Учащиеся прослушав стихотворение, делают вывод, отвечают:

- Гражданин своей страны





Рассматривают картинки, совещаются в группе, анализируют, выдвигают гипотезы, делают выводы, а затем представляют выбранный портрет для других групп, словесно мотивируя его выбор.

Выбирают

1. изображение человека с государственным флагом

2. портрет М. И. Кутузова

3. портрет Александра Невского

4. изображение митинга политической партии

5. изображение людей, сидящих в ресторане

6. изображение военных

Дети участвуют в дискуссии.

Выражают своё отношение к данному понятию, выражают своё мнение. Объясняют смысл своего выбора, оценивают на основе общечеловеческих и российских ценностей.

Умеют организовываться к работе

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Овладение понятием "гражданин"

Умеют анализировать текст (П). Умеют работать в группе, с наглядным материалом при формулировке понятия (К).

Могут осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках (П). Определяют собственное отношение к явлениям со­временной жизни, формулируют свою точку зрения (Л). Общаются и взаимодействуют с партнёрами по совместной деятельности и обмену информацией (К). Умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (Р).

Умеют адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание (К).

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.







Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает обсудить вместе: слово "достойный"означает "заслуживающий похвалы, уважаемый, почтенный".

- Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?

Учитель предлагает вспомнить:

- Что значит быть патриотом?

- Как человек может служить Отечеству?




Дети совместно обсуждают, выдвигают свои предположения, аргументируют их. Дети вспоминают пройденный материал, обдумывают данные вопросы, предлагают свои ответы.

- Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ.

Патриот - это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины. Слово патриот заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков - соотечественники. Место рождения именуют по-разному: Родина, Отечество, Отчизна.

Чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Настоящему патриоту свойственно видеть не только достоинства, но и недостатки. Истинный патриот постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. В трудные времена, когда грозит опасность Родине, человек должен встать на её защиту.

Владеют ценностными ориентирами, основанными на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Объясняют смысла своего ответа, оценивают на основе общечеловеческих и российских ценностей.

Умеют находить нужную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей. Работают с понятием "патриот", повторяют изученный материал.

Умеют сознательно организовывать свою познавательную деятельность (Р). Умеют осуществлять подкрепление изученных положений конкретными примерами . Используют элементы причинно-следственного анализа (П). Умеют определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения (Л).

Известный французский философ Декарт сказал: «Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений».

Выскажите своё мнение: - - Патриот и гражданин - это идентичные понятия?

- Мы знаем, что всегда можем обраться к дополнительным источникам.






- Как выдумаете, какое определение больше подходит нашему уроку? - Как будет звучать тема урока?

- Какие цели можно определить на данный урок?

Учитель уточняет тему и цели.

Учащимся предлагается занять свои места за компьютерами и начать работу с учебным диском.

- Давайте узнаем, где же впервые появилось понятие гражданин?

- Обратите внимание на выделенные слова, какие выводы вы можете сделать?





Учитель предлагает записать в словарь понятие "гражданин"


- Как вы думаете, что такое гражданство?

- Как вы думаете гражданство и подданство - это одно и то же?

Учитель предлагает проанализировать два этих определения. - Сходны они или различны?

Работа со словарями в парах. Учащиеся находят в различных словарях искомое понятие, пользуются Интернетом, сопоставляют исходные понятия и делают выводы.

В словаре В.И.Даля слово "гражданин" обозначает:
- человек как городской житель;
- человек как член общины;
- каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова значения дополняются следующими:
-лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав;
-взрослый человек, мужчина, а также форма обращения;
В "Словаре современного русского литературного языка" есть значения:
-гражданин-человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе;
-невоенный;
-нецерковный.
Толковый словарь Д.Н.Ушакова
Сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным.
В учебнике: Н.А. Некрасов «А что такое гражданин? - Отечества достойный сын».
- Гражданин-человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе.
Для гражданина небезразлична судьба страны, народа, своих друзей, близких. Гражданин влияет на то, что и как происходит в стране.

Определяется тема урока и формулируются его цели.

Тема: Гражданин России.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Учащиеся выбирают главу 5 "Родина", параграф 13 "Гражданин России", выбирают в активном поле "Путешествие в прошлое".

Изучают текст, составляют логическую цепочку и отвечают на заданный вопрос:

- Данное понятие сложилось в Древнем Риме и Древней Греции. афинское государство было демократическим. Слово "демократия" означает "власть народа". Важнейшие решения в этом государстве принимались голосованием на народном собрании. Однако в этом собрании могли участвовать не все жители Афин, а только граждане. Рабы не были гражданами. Не имели права голоса женщины. Только граждане могли участвовать в управлении государством, голосовать в народном собрании, занимать государственные должности, входить в состав суда.

Дети находят в словаре электронного учебника данное понятие и записывают его в свои словари: гражданин - человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

После записи данный термин ещё раз проговаривается. Дети знакомятся с терминами в электронном словаре, строят умозаключения, анализируют, ищут черты сходства и различия в данных понятиях.

- Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью.

Термин подданство применяется для обозначения гражданства в государствах с монархической формой правления.

Выражают своё отношение к данному понятию, выражают своё мнение. Объясняют смысл своего выбора, дают оценку на основе общечеловеческих и российских ценностей. Устанавливают целевые приоритеты. Выполняют постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Знают о своей этнической принадлежности, осваивают национальные ценности, традиции, культуру. Осуществляютсравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «гражданин». Работают с понятиями и по эталону. Усваивают понятия "гражданство" и "подданство".

Умеют сознательно организовывать свою познаватель­ную деятельность поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (П). Умеют поставить тему и цель урока (Р). Выдвижение версий и прогнозирование результатов (Р). Устанавливают причинно-следственные связи, выявляют аналогии (П). Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (К).

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое контекстное высказывание (К).

Реализация проекта

Фронтальная беседа.

- Можно ли в России участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в Древних Афинах?

- Каков главный закон нашего государства?



- Самые важные вопросы государственной жизни могут быть решены путём голосования всех граждан России.

- Как называется такое голосование?

- Знакомо ли кому-нибудь понятие референдум?

- Что оно обозначает?









- Граждане нашей страны имеют равные права и обязанности.

-А как вы понимаете слова: права и обязанности?

-С какого возраста человек становится гражданином?


- Сознательное участие в выборах - первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины. А кого мы выбираем?

Учащиеся отыскивают ответ на вопрос в активном поле электронного приложения:

- Россия - огромная страна, не сравнимая с небольшим Афинским государством, существовавшим в Древней Греции. В наше время гражданин - это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

- Основным законом нашей страны является Конституция России. Слово Конституция в переводе с латинского обозначает "установление". Конституция - это основной закон, по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции. В Конституции РФ записано, что её граждане имеют право участвовать в управлении делами государства.

Учащиеся обдумывают, отвечают, затем обращаются к тексту учебника с. 108:Выборы - это избрание лиц, а референдум - это решение вопросов.

Гражданин влияет на то, что и как происходит в стране. И это влияние осуществляется через выборы.

Обращение к словарю, озвучивают данные термины.
Политический словарь:
Выборы - способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.
Выборы- это процесс, в ходе которого происходит избрание либо переизбрание кандидатов на какой-либо пост, например, выборы на пост главы государства, на пост губернатора. Выборы происходят посредством голосования граждан в специальных пунктах.
Участие в выборах - проявление социальной ответственности, совести, правовой и политической культуры человека. Дети записывают определения в словарь.

Учащиеся обращаются к тексту учебника с. 108, читают:

- Если ты родился в России и твои родители граждане этой страны, то ты становишься гражданином с рождения. Самостоятельно осуществлять свои права и обязанности граждане могут с 18 лет. Права - это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет

Дети обращаются к электронному приложению и в активном поле находят ответы на данные вопросы, сопоставляют полученную информацию, затем отвечают, записывают в словарь данные термины.

Дети обдумывают и отвечают:

- Президента страны, депутатов Государственной думы, депутатов муниципального собрания.

Оценивают на основе общечеловеческих и российских ценностей, объясняют смысл своих оценок, осознают себя гражданами России

Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «выборы», "референдум". Работают с понятиями и по эталону. Осуществляют усвоение понятий.

Приводят примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводят примеры и дают оценку проявлениям гражданственности. Отбирают в тесте необходимую информацию.

Владеют различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) (П) и следуют этическим нормам и правилам ведения диалога(Л). Умеют сознательно организовывать (Р) свою познаватель­ную деятельность, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (П). Умеют поставить тему и цель урока (Р). Выдвигают версии и прогнозируют результаты (Р). Устанавливают причинно-следственные связи, выявляют аналогии (П).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На избирателе лежит большая ответственность. От его воли, компетентности, прозорливости зависит будущее страны. Представим ситуацию «Выборы в лесу»
Выборы Царя зверей
Кандидаты:
Медведь - сильный, выносливый
Волк- хищный, коварный, злой
Лиса - модная, хитрая
Заяц -трусливый, хвастливый
Тигр- мудрый, справедливый, честный
Как вы думаете, кто из зверей достоин победы? Почему?
Какими качествами должен обладать кандидат?
А в человеческом обществе на какие качества мы должны обращать внимание?
Но на выборы пришли не все звери леса: кого-то запугал Волк, кто-то поленился прийти, кто-то заболел. И выиграл не самый достойный, а самый коварный - Волк.
Почему так получилось?
Но через неделю звери захотели переизбрать своего царя. Выбрали Лису. Через 2 дня - Зайца. На выборы не пустили старого волка, но зато пришли 3 зайчонка. А хитрая лиса проголосовала целых 4 раза! И началась в лесу чехарда. Почему так произошло в лесу? Чего зверям не хватает? Что им нужно, чтобы был порядок?
- Давайте посмотрим, какими законами обеспечиваются выборы в нашей стране.
- Назовите эти законы.

Какие гражданские права и обязанности вы знаете?

Найдите статью 41 Конституции РФ

- О чём говорится в этой статье?



Предлагает динамическую паузу и гимнастику для глаз.

- Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны - это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.

Обратимся к тексту учебника с.109. "Моя хата с краю".

- Подумайте над фактами, приведёнными в тексте и ответьте на поставленные вопросы:

-Каких людей можно назвать достойными гражданами? Можно ли их перечислить, кто они?






Дети представляют ситуации, ставят себя на место избирателей.

Дети, подумав, проанализировав, отвечают - тигр.

- Выбирать надо самого достойного. Кандидат должен быть мужественным, сильным, умным, уметь отстоять свои взгляды, быть защитником, быть патриотом, любит свою Родину.




Дети проанализировав, отвечают: - На выборы надо ходить обязательно.

Дети проанализировав, опираясь на жизненный опыт, отвечают:

- Не хватает закона. Нужны хорошие законы и система правосудия.

Учащиеся рассматривают, читают и озвучивают:

- Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
Работа со схемой учебника с. 109. Главные гражданские права: Право на жизнь

Право на свободу

Право на личную неприкосновенность

Право на труд

Право на отдых

Право на свободу слова

Право на свободу совести

Право на образование

Право на медицинское обслуживание (работа с Конституцией РФ)

Граждане РФ обязаны: соблюдать Конституцию и другие законы РФ; защищать Отечество; платить законно установленные налоги; бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры.

Гимнастика для глаз.

Выполняют физические упражнения.

Учащиеся работают с тестом, анализируют его, находят главную мысль теста, отвечают на поставленные вопросы:

-Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире. Среди нас есть люди, которых мы видим каждый день, живем, учимся, работаем вместе с ними. Эти люди смело могут носить почетное звание «Гражданин России». Это могут быть и дети - ученики нашей школы. Они прославили город, село, школу, семью, себя.

Умеют устанавливать целевые приоритеты. Осуществляют целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры. Умеют осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Заботятся о здоровье, соблюдают правила ЗОЖ.

Называют и иллюстрируют примерами основные права граждан РФ.

Называют основные обязанности граждан РФ. Получили представление о том, какими законами обеспечиваются выборы в нашей стране.

Умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности (Р).

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач (К); владеют устной речью; строят монологическое контекстное высказывание.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.

Учитель проверяет правильность составления пословиц, корректирует


Теперь обратимся к рабочей тетради с. 69 № 4 - заполните таблицу (найдите не менее 3х отличий).

Учитель направляет, комментирует, поправляет ответы и готовые записи учащихся.


- Индивидуальная работа. Вам предлагается небольшой тест (5-7 мин.)

Раздаёт тестовые материалы и критерии оценивания (Приложение 3).

После выполнения теста полученные результаты сверяются с ключом. Учитель озвучивает критерии оценивания теста и предлагает провести взаимопроверку.

Дети анализируют записи пословиц, сопоставляют их, формулируют, соединяют части в целое (синтез): Человек без Родины … (что соловей без песни). Родина-мать, …( умей за нее постоять). Для Родины своей…( жизни не жалей). На чужой стороне и…(весна не красна). Жить -…(Родине служить). Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй) (Приложение 2). Восстановленные пословицы дети прикрепляют на доску и читают.

Учащиеся работают в рабочих тетрадях, выполняют упражнение №4, на основании изучения текста учебника заполняют таблицу сравнения граждан Древнего Рима и граждан РФ. Читают текст, анализируют, оценивают, сопоставляют, выбирают нужный материал, заносят его в таблицу. Работают в парах, затем озвучивают полученные результаты. Сравнивают данные своих таблиц с продуктами деятельности других групп учащихся, исправляют и дополняют свои записи, если это необходимо.

Дети получают тестовые материалы и индивидуально выполняют их. После истечения отведённого времени, учащиеся меняются бланками и совместно с учителем сверяют свои ответы, осуществляют взаимопроверку. При необходимости исправляют и, затем учащиеся выставляют друг другу отметку на основании критериев.

Заинтересованы не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов. Умеют осуществлять взаимопроверку согласно нравственным нормам, правилам поведения.

Умеют объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий: «гражданин», "гражданственность", "выборы", "права", "обязанности", "Конституция РФ". Называют и иллюстрируют примерами основные права граждан РФ и граждан Древнего Рима. Называют основные обязанности граждан РФ и граждан Древнего Рима. Умеют приводить примеры, давать оценку гражданам Рима и гражданам России.

Умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (Р), умеют адекватно оценить работу другого учащегося (Л).

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью; умеют строить монологическое контекстное высказывание (К). Умеют самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров, действия в новом учебном материале (П).

Включение в систему знания и повторения

- Обсудим в группе и выскажем своё мнение о том, что означает термин «Гражданин России».


- Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражданин?

- А кто из вас может про себя сказать, что он является гражданином России и почему? Выскажите свою личностную позицию и объясните её.

- А какими правами вы уже пользуетесь?

- Как осуществляется решение важных вопросов в государстве?

- Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны на­шей великой страны, ее многовековой истории и подви­гов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достой­ными гражданами своей страны.

Домашнее задание на выбор: написать мини-сочинение "Каким гражданином я хочу стать" или рассказ о том, кого из известных россиян - современников или предков ты считаешь настоящими гражданами.

Учащиеся работая в группе, высказывают каждый своё мнение о значении термина:

- Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.

Дети высказывают собственные точки зрения:

- 1. Прилежно учиться. 2. Выполнять требования учителя, дежурных. 3. Соблюдать технику безопасности. 4. Беречь школьное имущество. 5. Выполнять распорядок дня. 6. Придерживаться правил культурного поведения. 7. Уважать права других.

Каждый ребенок имеет право: на жизнь, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на свободу слова и веры, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на собственное мнение.

Голосованием: выборы и референдум, всенародный опрос.


Выбирают домашнее задание.


Записывают домашнее задание в дневники.

Учащиеся понимают, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека, и что они уже сейчас являются гражданами своей страны. Учащиеся приводят примеры проявления гражданственности нашими современниками, могут объяснить, кого можно считать достойными гражданами своей страны. Учащиеся понимают, что они имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны; и что они могут действовать как настоящие граждане России.

Развивают умение работать с различными источниками. Учащиеся знают понятия: гражданин, гражданственность, выборы, референдум. Учащиеся могут определять главные обязанности гражданина, а также связь между словами "гражданин" и "патриот". Умеют объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ, называть основные обязанности граждан РФ. Умеют приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей, имеют представление о то, что выборы - это одна из наиболее массовых форм участия граждан в управлении страной.

Развивают речь; умеют сравнивать, обобщать факты и понятия; развивают самостоятельность работы с различными источниками информации (П). Умеют работать в группе (К), с наглядным материалом при формулировке понятия (П). Умеют осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках (П). Могут выразить собственное отношения к явлениям со­временной жизни, сформулировать свою точку зрения (Л).

Рефлексия

-Что понравилось на уроке?

-На что не хватило времени?

-Что хотели бы ещё узнать?

- Что было наиболее трудным? Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни? Где?

Учитель озвучивает отметки за урок с комментариями.

- Правда приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства. Всем спасибо за урок!

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность, высказывают своё отношение, переживание, предложения.

Урок:

-привлек меня тем,…

-взволновал меня тем,...

-заставил задуматься...

-для меня было интересным то, что…

Подают дневники для выставления отметок.



Учащиеся встают, распрямляют плечи, поднимают подбородок выше и гордо произносят:

- Я - гражданин России!

Способность оценить себя, самоанализ.

Фиксация новых знаний по теме.

Приобретение дополнительных знаний (П).














Приложение 1.

Конспект урока по теме: «Гражданин России»



Конспект урока по теме: «Гражданин России»



Конспект урока по теме: «Гражданин России»

Конспект урока по теме: «Гражданин России»


Конспект урока по теме: «Гражданин России»


Конспект урока по теме: «Гражданин России»


Конспект урока по теме: «Гражданин России»





Приложение 2.

Человек без Родины

что соловей без песни

Родина-мать,

умей за нее постоять

Для Родины своей

жизни не жалей

На чужой стороне и

весна не красна

Жить -

Родине служить

Родной свой край

люби и знай, делами прославляй


Приложение 3.

Тест "Гражданин России" Вариант 1

Тест "Гражданин России" Вариант 2

1. Человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, подчиняющийся его законам и имеющий определённые права и обязанности:

1. Форма правления, означающая в переводе "власть народа":

1. патриот

2.депутат

3.делегат

4. гражданин

1. аристократия

2.демократия

3.монархия

4. анархия

2. Решение важных государственных вопросов путём всенародного опроса:

2. Представитель народа, избранный в Государственную Думу:

1. выборы

2.референдум

3.анкетирование

4.перепись

1. президент

2.делегат

3.депутат

4.сенатор

3. Участвовать в выборах Президента Российской Федерации имеют право: а) все граждане Российской Федерации; б) все постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

3. Гражданином России может стать ребёнок: а) ребёнок, родившийся в России; б) любой человек, желающий получить её гражданство.

1. верно только а

2. верно только б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

1. верно только а

2. верно только б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

4.Заполните пропуск в предложении.

Граждане Российской Федерации выбирают своих представителей в Государственную думу, так же ими выбирается..............................................................Российской Федерации

4. Для осуществления каких прав и обязанностей, приведённых ниже, гражданину необходимо достичь 18-летнего возраста?

1. право на охрану здоровья 2. обязанность защищать Отечество

3. право на получение образования 4. обязанность платить налоги 5. право на участие в управлении государством

Критерии оценивания

За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. За задания 1-3 выставляется 1 балл, если задание выполнено верно и 0 - неверно; за 4 задание при правильном ответе - 2 балла.

Критерии оценивания

За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. За задания 1-3 выставляется 1 балл, если задание выполнено верно и 0 - неверно; за 4 задание при правильном ответе - 2 балла.

Ответы:

Вариант

Номер задания

1

2

3

4

Вариант 1

4

2

4

Президент

Вариант 2

2

3

1

2, 5

Используемые источники

1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ


2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

3. Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание./ М.: Астрель АСТ: Хранитель, 2008

4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 5 класс/ Сост. А.В. Поздеев. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. - 112 с.

5. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 127 с.: ил., карт.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.

7. consultant.ru/popular/cons/#info

8. nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/urok-po-fgos-5klass-obshchestvoznanie

9. ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=51911a32-ac2e-4658-8f49-8aa9e9685b83 (Толковый словарь русского языка: В 4 т. - М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ)

10. mirslovarei.com/ (Политический словарь)

30

© 2010-2022