Тесты по обществознанию 10 класс профиль

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тесты «Познание».

1.Способность человеческого мозга отображать объективный материальный мир в субъективных идеальных образах составляет сущность

1) знания 2) сознания 3) познание 4) признание

2.Художественное (эстетическое) познание основано на

1)

выдвижении научных гипотез

2)

обобщении данных, полученных экспериментальным путем

3)

накоплении и обобщении жизненного опыта

4)

отображении мира в художественных образах


3.Какие из категорий характерны для научного познания мира?

1)

доброе - злое

2)

объективное - субъективное

3)

справедливое - несправедливое

4)

прекрасное - безобразное

4.Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Познавательная деятельность человека в качестве своей главной, конечной цели выдвигает постижение абсолютной истины.

Б. Познавательная деятельность обязательно предполагает использование определенных научных приборов, носит орудийный характер.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

5.Примером какого знания служит следующее утверждение:

«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом»?

1)

теоретического

2)

астрологического

3)

житейского

4)

мифологического

6.Укажите верное высказывание:

1)

Добросовестно заблуждающийся ученый, равно как и лжеученый, сознательно искажающий истину, неспособны придти к истинному знанию.

2)

Относительная истина равна заблуждению, и то и другое представляют собой недостоверное знание.

3)

Абсолютная истина отличается от относительной тем, что представляет собой полное исчерпывающее знание о мире, о познаваемых объектах.

4)

Знания, полученные в результате опытов и экспериментов, истинны по определению.

7.Ученые-социологи на протяжении ряда лет проводили исследование среди молодых ученых и ученых зрелого возраста с целью выяснить мотивы их прихода в науку. Респондентам (ученым, участвующим в опросе) задавали вопрос: «Почему вы пришли в науку, избрали построение карьеры в научной сфере?»

Были получены результаты (в%), представленные в таблице:

Варианты ответов

% отвечавших

молодые

ученые

ученые зрелого

возраста

мне интересно постижение истины, наука дает такую возможность

17

23

наука позволяет максимально развивать свои интеллектуальные способности

20

26

научная карьера - это уважаемая и престижная деятельность

10

30

работа в научной сфере позволяет получать гранты и открывает доступ в зарубежные центры

35

11

наука дает возможность зарабатывать достаточно много и содержать семью

18

10

Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.

1)

мотивы прихода в науку молодых ученых практически не отличаются от мотивов их более старших коллег, для обеих групп важнее всего постижение истины

2)

если старшее поколение более ценит в научной деятельности возможность реализовать себя, занять уважаемую позицию, то молодое поколение, прежде всего, ищет возможность получить гранты, работать за рубежом

3)

старшее поколение лучше адаптировалось к условиям рыночных реформ и научилось «зарабатывать» на своих научных исследованиях и разработках

4)

для молодых ученых, в большей мере, чем для ученых старшего возраста, характерна романтическая увлеченность научными поисками, материальная сторона их волнует незначительно.

8.Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.

1)

мотивы прихода в науку молодых ученых практически не отличаются от мотивов их более старших коллег, для обеих групп важнее всего постижение истины

2)

если старшее поколение более ценит в научной деятельности возможность реализовать себя, занять уважаемую позицию, то молодое поколение, прежде всего, ищет возможность получить гранты, работать за рубежом

3)

старшее поколение лучше адаптировалось к условиям рыночных реформ и научилось «зарабатывать» на своих научных исследованиях и разработках

4)

для молодых ученых, в большей мере, чем для ученых старшего возраста, характерна романтическая увлеченность научными поисками, материальная сторона их волнует незначительно.

9.Верны ли следующие суждения о ступенях познания?

А. Рациональное (логическое) познание предполагает, с одной стороны, отвлечение, отрыв от конкретных предметов и явлений, а с другой стороны, связано с проникновением во внутреннюю, скрытую их сущность.

Б. Формулирование сущности познаваемых явлений в системе понятий характерно для чувственной ступени познания.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба ответа 4) оба невены

10.Научное познание, в отличие от познания эстетического, характеризуется

1)

нацеленностью на поиск истины

2)

выделением эмпирического и теоретического уровней

3)

наличием познаваемого объекта и познающего субъекта

4)

отображением мира в субъективных чувственных образах

11.Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях составляет сущность метода познания

1) сравнения 2) гипотезы 3)

12.Студент социологического факультета университета провел по заданию своего научного руководителя курсовое исследование. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в своей деятельности он опирался не только на теоретические, но и на эмпирические методы познания?

1)

Студент изучил круг научных источников и литературы по исследуемой проблеме.

2)

Студент провел репрезентативный опрос респондентов, необходимый ему для формулирования выводов.

3)

Студент выдвинул и обосновал собственную гипотезу проводимого исследования.

4)

Студент сформулировал ряд научных выводов и доложил их на заседании университетского научного клуба.

13.Какая область научного знания исследует природу прекрасного и безобразного?

1)этика 2) эстетика 3) психология 4) логика

14.Верны ли следующие суждения о сущности познания?

А. Непосредственные чувственные ощущения, в результате которых люди постигают отдельные внешние стороны и качества предметов и явлений, представляют собой единственный источник достоверной информации об объекте.

Б. Одним из критериев истинности знания выступает его логическая обоснованность и доказательность.

1.верно А 2. верно Б 3. Верны оба ответа 4. Оба неверны

15.Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен эмпирическим путем?

1)

Выдвижение философами концепции глобального общества и новых угроз и вызовов его стабильному развитию.

2)

Признание учеными-историками факта расселения протоиранских племен, родственных скифам и сарматам, на территории Тувы и Горного Алтая на основе проведенных археологических раскопок.

3)

Составление прогноза развития мировой экономической системы после финансового кризиса.

4)

Историками выдвинута новая версия происхождения государства у славянских племен.

16.Философ Ян Снядецкий писал: «Без материальных предметов нет чувственных восприятий, а без них нет понятий и мышления: это первое и несомненное начало нашего познания». Какова главная мысль его высказывания?

1)

Чувственное познание возможно и без материальных познаваемых объектов.

2)

Сначала человек формулирует идеальный образ предмета, понятие о нем, а потом уже непосредственно ощущает его.

3)

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой, представляя целостный единый процесс.

4)

Мир и человек непознаваемы, человек живет ощущениями и познает только ощущения.

17.Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Человеку свойственно ошибаться. Преподаватель - человек. Следовательно, преподаватель тоже может ошибаться в своих суждениях» является примером:

1) представления 2) восприятия 3) понятия 4) умозаключения

18.Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Одним из методов самопознания выступает самонаблюдение.

Б. Осуществляя процесс самопознания, каждый человек изучает отношение к себе других людей.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

19.Запишите слово, пропущенное в схеме:

о

методы научного познания

Выдвижение гипотез

Построение математической модели результата

Построение логичной и непротиворечивой системы доказательств

Формулировка выводов и заключений


20.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «научное познание».

Доказательность, гипотеза, моделирование, обоснованность, объективность, иррационализм, эксперимент, исследование.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

21.Установите соответствие между видами знаний и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ


ВИДЫ ЗНАНИЙ

1)

«Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни»

А)

житейское знание

2)

«Находки золотых фигурок, исполненных в характерном зверином стиле, свидетельствуют о пребывании протоиранских племен на Южном Урале и на юге Сибири»

Б)

научное знание

3)

«С глубокой древности китайцы сохранили рассказы о том, что первые люди на земле были созданы богиней Нюйвой из речной глины»

В)

мифологическое знание

4)

«Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин»

5)

«В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях, твердом, жидком или газообразном»

6)

«Находясь лесу, следует соблюдать определенные правила поведения, громко не кричать, иначе можно заблудиться, так как лесное эхо искажает звуки»

22.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (Б) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (В) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (Г) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.

Определите, какие положения текста носят

1)

фактический характер

2)

характер оценочных суждений

23.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) предметы 2) субъекты 3) социальная группа 4) человек

5) жизненные позиции 6) рассудок 7) способности

8) представления 9) основной вопрос.

© 2010-2022