Лекция по философии на тему Предмет и формы философского знания

Лекция по философии на тему "Предмет и формы философского знания"содержит теоретический материал по вопросам: 1. Формы мировоззрения. 2. Мифологическая форма мировоззрения. 3. Религиозная форма мировоззрения. 4. Философия, как форма мировоззрения.По ходу лекции предусматриваются вопросы для рассуждения студентов
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Лекция по философии на тему Предмет и формы философского знанияЛекция по философии на тему Предмет и формы философского знанияЛекция по философии на тему Предмет и формы философского знания

Лекция 1. Предмет и формы философского знания

1. Формы мировоззрения.

2. Мифологическая форма мировоззрения.

3. Религиозная форма мировоззрения.

4. Философия, как форма мировоззрения.

1. Формы мировоззрения

Термин «философия» (от греческого «phileo» - любовь и "sofia" - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости» и впервые встречается у Пифагора (580-500 г.г. до н.э.).

Представления о сущности и предмете изучения философии эволюционировали на протяжении всей её истории. До сегодняшнего дня ведётся спор между философами: правильно ли считать философию наукой или типом мировоззрения наряду с мифологией и религией. В связи с этим, в словарях можно встретить множество определений философии. Приведем ниже некоторые из них. Философия - наука о всеобщих законах бытия. Философия - критическая форма мировоззрения.

  • (Д/з: найти в словарях и выписать 5 определений философии)

Мировоззрение индивидуальное. В узком смысле мировоззрение - восприятие мира индивидуумом. Индивидуальное восприятие мира у всех различное по тем или иным представлениям. Это связано с разнообразными причинами: образованием, воспитанием, нравственными ценностями,

физиологическими особенностями ( состоянием организма), здоровьем, средой обитания.



  • (Подумайте, с чем связаны особенности вашего индивидуального мировоззрения?

Мировоззрение общественное. Однако, самые разные «картины мира» индивидуумов всё же оказываются сходными в рамках одного сообщества (одной семьи, одной страны, эпохи. Мировоззрение общества - это общественное знание, характерное для данной эпохи. В нём отражается уровень развития, знания и ценности эпохи. Мировоззрение общества подвержено изменениям во времени и в пространстве.

Во времени выделяют мифологическое, религиозное и философское мировоззрение, а в пространстве - восточное и западное. Они отражают изменение общественного сознания, жизненных ценностей, стремлений людей.

Для Западного человека с древности характерна состоятельность, борьба, активная жизненная позиция в отношении окружающего мира, завоевательное отношение к природе: познать, чтобы использовать, чтобы подчинить человеку. Отсюда - в дальнейшем бурное развитие науки, техники, внедрение новшеств в жизнь. Горячие споры, революции, быстрая смена идеалов, изъяны нравственности.

Для Восточного человека с древности характерна созерцательность, терпимость, послушание, пассивная жизненная позиция в отношении окружающего мира. Здесь в первую очередь изучается сознание, психика. Природа познаётся посредством медитации, т.е. через погружение сознания в предметы осуществляется проникновение в сущность вещей. Для Восточного человека очевидны зависимость и взаимосвязанность Человека, Земли, Космоса. В отношениях с природой им важно найти гармонию, не навредить. В последствии - ярко выраженный научно- технический застой.

2. Мифологическая форма мировоззрения

Исторически исходным типом и предпосылкой философии выступало мифологическое мировоззрение. Современные исследователи древних мифов уже не считают миф просто выдумкой, забавной сказочкой, необоснованной фантазией. Посредством мифа древние предки передавали потомкам свои знания и представления о мире, об отношениях в обществе, о нравах, порядках, традициях, природных явлениях, исторических событиях, вождях и героях.

Мифология - это форма мировоззрения, характерная для ранних стадий общественного развития и смешивающая воедино мир реальный и потусторонний. Для мифологического мировоззрения характерно:

  1. Синтез зачатков знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Миф выражал мироощущение той эпохи, в которую создался.

  2. Отсутствие рациональных понятий, чтобы провести абстрактный анализ явлений, использование метафор, аллегорий, олицетворения. (Например, древние земледельцы Древнего Востока так переживают столкновение двух сил, от которых зависит их жизнь: «Нам на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо огромными чёрными крылами и пожрала Небесного быка, чьё горячее дыхание спалило все посевы».


  • (Подумайте, как бы современные синоптики рассказали об этом, какие бы они использовали современные научные понятия для выражения данной информации).



  1. Связь с коллективным опытом, передача из поколения в поколение мудрости предков, сложившихся моральных норм, обрядов. Для древних миф - это священная книга, которая обеспечивает связь поколений.

  2. Практическая направленность мифа проявляется в том, что мировоззренческие проблемы неразрывно связаны с житейскими: (проблемами семьи, здоровья, счастья, плодородия).

3. Религиозная форма мировоззрения

С угасанием первобытных форм жизни миф изжил себя, а вопросы о происхождении мира человека, тайне жизни и смерти, о социальном устройстве унаследовала религия.

Религия (с лат. - благочестие, святость) - форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. Религия делит мир на два непересекающихся мира: реальный и потусторонний. Религия и мифология сходны: образно-эмоциональной формой изложения, отсутствием рефлексии (сомнения, размышлений над собственными взглядами), практической направленностью (молитва за здравие, за упокой), ограниченностью рациональных понятий. Специфическими чертами религиозного мировоззрения являются:

Вера - особое религиозное настроение, переживание.

Культ - система ритуалов, догматов - это внешняя форма проявления веры.

Древнейшая из религий - язычество была политеистической (политеизм - многобожие) и включала в себя множество различных верований. Наиболее широко известны следующие:

Тотемизм - вера в мистическую родственную связь между всеми членами племени и «тотемом» (священным животным или растением). Возможно, традиция наложения табу и инцеста связана именно с тотемизмом. Тотемное родство считалось более важным, чем кровное.

Фетишизм - вера в мистическую силу вещей. Фетишами обычно становились предметы культа, кости, черепа, предметы, выделяющиеся своей красотой или уродливостью, всё, что связано с кладбищами и могилами.

Магия - вера в сверхъестественную силу заклинания и ритуала. А фактически манипуляции с психикой доверчивых соплеменников наблюдательного и коварного шамана.

Анимизм - вера в одухотворённость природы.

Культ предков - вера, что души умерших предков селятся рядом с потомками и охраняют их дом, если последние выполняют правильно культ.

С появлением первых древних государственных образований, стали формироваться монотеистические формы религии. Единобожие способствовало единению людей, упрощало управление массами со стороны властителей. Поэтому монотеизм был повсеместно поддержан правителями. Наиболее известными в наше время являются 3 мировые религии: буддизм (самая древняя), христианство (самая широко распространенная), ислам (самая молодая).

Роль религии в обществе неоднозначна:

  1. Сохранение преемственности духовной культуры. Но вместе с тем церковь задерживала развитие науки (астрономия, анатомия, генетика) и новых видов искусства, считая их сатанинскими (театр, балет, цирк).

  2. Формирование сознания единства человеческого рода (1380 г. - Куликовская битва, 988 г. - Крещение Руси). Но известны и религиозные войны из-за фанатизма верующих (крестовые походы, Вальпургиева ночь, Карабахская проблема).

  3. Социальная регламентация, упорядочение и формирование значимости общечеловеческих нравственных норм. Но церковь выступала и орудием социально- политического гнёта и возглавляла преследование инакомыслящих.

Пожалуй, главная миссия религии в современном мире в том, что она способствует развитию духовности человека, культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, совести, долга, справедливости, чем поднимает значение духовно - ценностной стороны жизни людей.

  1. Философия, как форма мировоззрения

Философия - это критическая форма мировоззрения. Для нее характерно:

  1. Форма изложения мысли не эмоционально-образная, а рационально-понятийная. Философские положения выводятся логически.

  2. Свободолюбие: сомневается, не берёт на веру все утверждения, пытается опровергнуть, изучать критически.

  3. Рефлексия, т.е. размышления над собственными представлениями.

Истоками философии являются, с одной стороны, унаследованные религиозно-этические концепции, а с другой - научные исследования. Подобно религии, философия размышляет о тех проблемах, которые не постижимы для точного знания. Но, подобно науке, философия взывает скорее к человеческому разуму (понять), чем к авторитету (поверить). Все определённые знания принадлежат науке. Все догмы принадлежат религии. Между ними - философия.

ЗАПАД

ВОСТОК

Античная философия (VIII - VI в.в. до н.э.)

Древневосточная философия (VIII-VIв.в.до н.э.)

Средневековая философия (V-XIII)

Философия Возрождения (XIV-XXI)

Философия Просвещения (XVII-XVIII)

Современная философия (ХIХ-ХХ)

Традиционная философия Востока (XIX-XX)

Следует сделать уточнение, относительно временной последовательности распространения мифологии, религии и философии. Обычно, говоря об изменении мировоззрения имеют в виду изменение человеческой истории. История же ведёт свой отчёт от Рождества Христова. Т.о., религиозное и философское мировоззрение приписывают человеку «историческому», живущему в «нашу эру»; а мифологическое мировоззрение - человеку доисторическому, т.е. живущему «до нашей эры».

Однако, для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, начавшийся за тысячелетие до н.э., т.е. до рождества Христова. В период между 800 и 200 гг.до н.э. происходит много необычайного. В Китае живут мыслители Конфуций, Лao- Цзы, Моцзы, и появляются все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране - Заратустра учил о борьбе добра со злом. В Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции - время Гомера и философии Парменида, Гераклита, Платона. Всё, что связано с этими именами (все философские направления от идеализма, до материализма и нигилизма) возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии, Древней Греции независимо друг от друга. В ту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий и сегодня определяющих жизнь людей. В глубокой древности были заложены культурные и нравственные ценности Востока и Запада, ценности, которые до нашего времени определяют различия в их развитии.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения «мир» - «человек» (субъект-объект, объективное - субъективное, материальное - духовное). В ней издавна наметился основной вопрос философии «об отношении мышления к бытию». Что является первичным: дух или материя? «Курица или яйцо?» Этот вопрос связан с двойственным характером человеческой практики (рядом с материальными явлениями - духовные: сознание, воля, мышление).

По решению этого основного вопроса, философию можно разделилились на материалистическую (материалисты первичной считают материю, а сознание считают вторичным, производным от материального мозга) и идеалистическую (идеалисты считают материю продуктом духа, а дух (сознание) считают изначальным и вечным.

Вокруг основного вопроса философии возникают и многие другие:

1.Проблемы устройства мира (проблемы онтологии)

Существует ли субстанция бытия.

Что есть время, пространство, движение.

Что такое сознание и как возникло.

Место человека в мире.

Существует ли цель эволюции.

Существуют ли законы природы.

2.Проблемы познания мира (проблемы гносеологии)

Познаваем ли мир в принципе.

Есть ли границы человеческого познания.

Как познаётся мир.

Критерии истины.

3.Проблемы ценностей (проблемы аксиологии)

Что такое добро - зло.

Быть - иметь.

4.Проблемы преобразовательной деятельности человека (проблемы праксиологии)

Способен ли человек преобразовать мир.

Где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы.

Принципы оптимальной деятельности.

5.Проблемы политики

Разумное устройство государства.

Взаимоотношения государства и личности.

Функции философии

Мировоззренческая: Разработка научной картины мира на основе современных научных знаний. Формирование представлений об устройстве мира и месте в нём человека. Обоснование ценностей и целей человеческой жизни.

Методологическая: Выработка всеобщих универсальных методологических принципов организации теоретической деятельности, всякого мышления или познания.

Познавательная: Выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется вся культура общества (универсалии культуры: бытие, материя, развитие, причина-следствие, часть-целое, случайное - необходимое). Обобщение конкретно-научных представлений во всеобщую картину знаний человечества.

Критическая: Критика заблуждений, предрассудков, стереотипов, стоящих на пути к истинному знанию. Развенчание устаревших взглядов, схем миропонимания. При этом философия сохраняет в отвергаемых учениях всё ценное, рациональное, истинное.



© 2010-2022