Творческое задание по предмету Обществознание по разделу «Социальные отношения»

Методические рекомендации по выполнению творческого задания.   1. Общие положения.  1.1. Творческое задание рассчитано на усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении учебного материала. 1.2. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор обучающихся. Весь комплекс заданий поможет усвоить учебный материал по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания. 2. Требования к содержанию ответов. 2.1. Ответы на проблемные вопросы д...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческое задание по предмету Обществознание по разделу «Социальные отношения»

Составитель: преподаватель гуманитарных дисциплин, преподаватель высшей категории И.В. Фролова

Темы для повторения:


  1. Социальные отношения.

  2. Понятие о социальных общностях и группах.

  3. Социальная стратификация.

  4. Социальная мобильность.

  5. Социальная роль.

  6. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.

  7. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

  8. Социальный статус и престиж.

  9. Престижность профессиональной деятельности.

  10. Социальный контроль.

  11. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

  12. Девиантное поведение, его формы, проявления.

  13. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

  14. Социальный конфликт.

  15. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.

  16. Пути разрешения социальных конфликтов.

  17. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

  18. Молодежь как социальная группа.

  19. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

  20. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

  21. Семья как малая социальная группа.















Методические рекомендации по выполнению творческого задания.


1. Общие положения.

1.1. Творческое задание рассчитано на усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении учебного материала.

1.2. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор обучающихся. Весь комплекс заданий поможет усвоить учебный материал по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.

2. Требования к содержанию ответов.

2.1. Ответы на проблемные вопросы должны быть развернутыми, автор должен высказать свою точку зрения.

2.2. Пиктогра́мма (от лат. pictus - рисовать) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль (например, дорожные знаки, значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ и др.), в отличие от привычного нам алфавитного письма, способного отображать многоуровневый характер естественного языка. Пиктограмма параграфа автор должен защитить в устной форме.

3. Требования к оформлению индивидуальных заданий.

3.1. Ответы на индивидуальные задания должны быть представлены в напечатанном виде на белой бумаге формата А4. Размещение текста на листе должно осуществляться с отступом 2,5 см по каждой стороне листа. Размер шрифта не менее 12 и не более 14. Межстрочный интервал - 1,5. При наборе на персональном компьютере рекомендуемый тип шрифта «Times New Roman». Если нет возможности напечатать ответы на индивидуальные задания, то можно сдать их в письменном виде, при этом учитывая размер шрифта и объем ответов.

3.2. Ответы на индивидуальные задания должны быть четко пронумерованы. Также должны быть пронумерованы страницы. Счет страниц должен вестись от титульного листа, которому присваивается номер 1 (печатать номер страницы на титульном листе не требуется).





Задания к разделу


Задание 1. Используя публицистическую литературу (книги, газеты, журналы, интернет и т.д.) проанализируйте этническую обстановку в г. Москве.

Задание 2. Прочитайте параграф «Этнические общности» в учебнике А.Г. Важенина «Обществознание». Составьте пиктограмму текста этого параграфа.

Задание 3. Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет автор? В чем автор видит противоречивость познания? В чем заключается конечная цель знания?

Прочитайте текст. В чем, по мнению автора, проявляется кризис семьи? В чем состоят причины этого кризиса? Согласны ли вы с такой пессимистической точкой зрения на семью? Аргументируйте спой ответ.

Е. Вроно: «Суждение о том, что семья как общественный институт переживает кризис, давно уже стало общим местом. Во всем мире традиционную, с родителями и детьми, живущими под одной крышей, семью извне теснят другие общности, а изнутри разъедают непонимание, конфликты, война поколений, взаимная враждебность.

Особенно это заметно в России, что не странно: все устоявшееся сильнее шатается в период пере мен.

Приземистый, основательно сбитый сруб патриархальной русской семьи обветшал и рассохся; в щели задувает ветер с запада, по углам гуляют сквозняки и выметают наружу мусор неприятия, унижений, жестокости. Вопреки традиции сор выносится из избы, раскрываются домашние секреты, разрушаются хранившиеся поколениями семейные мифы, развенчиваются авторитеты, разваливаются иерархии, нарушаются заповеди.

Оказывается, сын совсем не всегда готов почитать отца своего только потому, что он отец. Дом мало походит на крепость, а семья на тихую гавань. Более того, зачастую семья, как пишет известный английский психиатр и психолог Рональд Лэнг, это « ... скорее база штурмовиков, которые, оставаясь под одной крышей, шпионят за мыслями, чувствами друг друга и отчаянно защищают существующий порядок вещей». Семья живет по законам военного времени, во вражду вовлечены все: и стар, и млад, и братья наши меньшие. Агрессоры - все; жертва - каждый; оборона сменяется наступлением, трофеи переходят из рук в руки, роли членов семьи меняются, сущность происходящего остается прежней: они - враги».


Задание 4. Одной из проблем современного общества является подростковый алкоголизм. Прочитайте высказывания. Докажите пагубность этой вредной привычки. Приведите примеры негативного влияния пьянства на человека.

Василий Македонянин: «От вина утомленный ум становится подобен плохому конюху, который не может повернуть колесницу: сам дергается, коня туда и сюда задергал и видящих то забавляет; так у страдающего от вина всегда есть потребность в нем, и душа его пребывает в грехе».

Авиценна: «Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть».

У. Аль-Маали: «Друзей чарки за друзей не считай, ибо они друзья твоей чарки, а не твои друзья».

Абу-ль-Фарадж: «Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи».

Д. Чосер: «Кто пьет, тот стал на путь разврата».

Леонардо да Винчи: «Вино мстит пьянице».

Б.Джонсон: «В вине тоска ищет облегчения, малодушие - храбрости, нерешительность - уверенности, печаль - радости и находят лишь гибель».

Ф. Честерфилд: «Если кто уверяет, что выпил шесть или восемь бутылок вина за один присест, то из одного только милосердия я буду считать его лжецом, не то мне придется думать, что он - скотина».

Ж.Ж. Руссо: «Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное».

Г. С. Сковорода: «В пьянстве нет ни ума, ни добродетели».

И. Т. Посошков: «Безмерное питие ничего доброго не приносит, но токмо приносит ума нарушение и здоровья повреждение, пожитков лишение и безвременную смерть».


Задание 5. Прочитайте отрывок из книги современного социолога П. Бергера:

«Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содержит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, - ястреб на вечеринке с коктейлями, устроенной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамеренное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или застенчивым, или калекой - это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконформистом - это акт выбора. < >

Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация. Как мы увидим далее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако среди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к такому поведению, которое является нарушением правил, выработанных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отличие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, которые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь.

Типичное - это то, о чем думают как о нормальном. Отклонение от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. - Представления людей о нормальности упорядочивают их опыт».

Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту:

  1. Какие из приведенных автором примеров относятся к девиантному поведению?

  2. В чем различие между девиантным поведением и другими поведенческими актами?

  3. Сформулируйте определение понятия «девиантное поведение».

  4. Какое поведение, по мнению автора, является девиантным?

  5. Приведите примеры (из жизни или литературы), когда индивид отказывался от моральных норм, преобладающих в какой-то социальной группе.

  6. Приведите примеры (из жизни или литературы), когда индивид был неспособен выполнять моральные нормы, преобладающие в какой-то социальной группе.

  7. Как по-вашему, в чем причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением?

  8. Какую причину отторжения социумом людей с девиантным поведением называет автор?

  9. Чем автор объясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением?

  10. Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие утверждение автора.















ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ

И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ № 20


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПО РАЗДЕЛУ __________________________________________________________

________________________________________________________________________



Шифр _____________________________

Специальность _____________________

___________________________________

___________________________________

Группа ____________________________

Студент ___________________________




Москва 20___

6


© 2010-2022