Конспект по обществознанию для 6 класса «Труд с точки зрения закона»

"Описание материала: Данный материал подготовлен для учащихся 6 класса. Материал включает в себя элементы структуры "Сингапурской методике преподавания. Учащиеся разделены на несколько групп. За каждым столом 4 человека. Урок начинается с прочтения притчи «Каждый видит свое», далее рассуждение о прочитанном материале. В ходе урока ребята работают как самостоятельно с материалами и документами, так и все вместе. На закрепление материала используется решение правовых задач. Физкультминутка ...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Теньковская средняя общеобразовательная школа»

Теньковского сельского поселения

Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан









Открытый урок

по обществознанию в 6 классе

Тема урока:

« Труд с точки зрения закона»









Учитель истории и обществознания

Осташкова Марина Павловна





































2013 год

Тема урока: Труд с точки зрения закона.

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями законодательства трудовых отношений, основными документами, закрепляющими право на труд.

Задачи урока:

Образовательная: сообщение учащимся знаний о трудовой деятельности человека с позиции законодательства, объяснение основных понятий урока.

Развивающая: Развитие умения работать с документами, анализировать их содержание.

Воспитательная: способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, уважения к трудовой деятельности и закону.

Структуры: РАУНД РОБИН

Структура КОНЭРС

СТЁ ЗЕ КЛАСС

МИКС -ПЭА-ШЭА

Ход урока.

Организационный момент. -Добрый день, ребята, какой сегодня прекрасный зимний день. Давайте подарим, друг другу хорошее рабочее настроение, улыбнулись друг другу, посмотрели, улыбнулись и поприветствовали гостей нашего урока, поприветствовали партнера по плечу, теперь поприветствуйте партнера по лицу, теперь посмотрите на меня, доброго всем дня, проверьте свои рабочие места. Садитесь.

Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

Время подумать 5 секунд. На стенах вы видите названия качеств, необходимых в жизни человека. Займите место у одной из надписей. Образуйте пару с тем, кто к вам ближе стоит, и объясните своё мнение.15 секунд. Кто выскажется от каждой группы?20 секунд.

Структура КОНЭРС

Дети встают у карточек «Сила, ум, доброта, смелость» в соответствии с выбранным мнением

Вывод. Учитель -

Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание - Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться. Займите, пожалуйста, свои места

2. Мотивация.

Притча.

«Однажды прохожий увидел, как по дороге группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?».

- Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

-Деньги зарабатываю.

А третий ответил:

-Строю Шартский собор!»

Вопросы:

  1. О чем эта притча?

  2. Как вы ее понимаете?

  3. В чем ее смысл?

- Как выстроить свою жизнь? На этот сложный вопрос вы не раз будете искать ответы. Для определения главных и второстепенных целей и задач я предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите задачи, которые вам предстоит решать в течение жизни, в качестве вершины обозначьте самую важную для вас цель.

РАУНД РОБИН

Подумайте 5 сек. Запишите на листочках.30 сек. Затем читают по очереди то ,что написали на своих листочках. Начинают с участника №1. Каждый читает по 15 сек.

Проверка: отвечает участник № .. стол №..

- Итак, что же у вас получилось? (варианты ответов)

Вы убедились, что жизненных задач на много, но самыми главными являются, задачи связанные с вашей трудовой деятельностью.

Но все ли мы знаем о ней? Особенно с точки зрения закона?

Тема нашего занятия: «Труд с точки зрения закона»

План изучения новой темя:

1. Право на труд.

2. Трудовой договор.

3. Право на отдых и социальное обеспечение.

4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

2. Изучение новой темы.

Учитель: С детства, слушая сказки, которые вам читали родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.

Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на вопросы.

  • Лентяй да шалопай - два родных брата

  • Хочешь есть калачи - не лежи на печи

  • Труд человека кормит, а лень портит

- Объясните смысл пословиц.

- О каком отношении к труду говорит народная мудрость?

- На примере этих пословиц попытайтесь сформулировать правила, жизни.

ТАЙМ ПЕА ШЕА

Участники №1 и3 берут желтый листочек, а участники 2 и 4-оранжевые листочки. Обдумывают смысл пословиц в течение 15 сек. Делятся ответом с партнером по лицу по 20 сек.

Изменились ли эти правила? Что об этом говорит закон? Давайте познакомимся с правилами современности и посмотрим совпадает ли народная мудрость с Российскими законами о труде.

1) Право на труд.

Что же такое труд?

Труд - это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей.

Право на труд в России закреплен в основных документах: Конституции РФ и Трудовом кодексе.

Учитель показывает детям Конституцию России и Трудовой Кодекс на слайде презентации.

Вопрос. Когда была принята действующая Конституция России? (12 декабря 1993 года)

Статья 37 Конституции Российской Федерации дает характеристику права на труд.

Охарактеризовать труд в нашей стране можно так:

- свободен, безопасен, доброволен.

Физкультминутка (музыка)

2) Трудовой договор.

Понятия трудового законодательства.

Работодатель - тот, кто предлагает работу .

Работник - тот, кто выполняет работу.

Трудовой договор (контракт) - документ, который определяет порядок и условия работы, размер и формы оплаты труда и т.д.

Прочитайте пункт 2 параграфа 12 (5 минут) и после прочтения выполните задания на карточках. (3минуты)

Задания.

1. Трудовую деятельность в РФ можно начинать с ____16_______ лет.

2. Работодатель обязан __Обеспечить условия труда и своевременную выплату заработной платы_.

3. Условия заключения Трудового договора: 1)ознакомиться с условиями трудового договора 2)на какой срок заключается трудовой договор3) какую работу предстоит выполнить и какая будет заработная плата.

4. Работник обязан---соблюдать дисциплину, выполнять свои обязанности, бережно относиться к имуществу.

5. За нарушения дисциплины труда предусматриваются _дисциплинарное взыскание-выговор, замечание, увольнение.

6. Документы, которые необходимо предъявить при заключении трудового договора: паспорт или если нет 16 лет согласие одного из родителей_.

(проверка)

Вывод: Как мы видим Трудовой кодекс Российской Федерации защищает человека труда. В трудовых отношениях все равны: и работник и работодатель.

Учитель: Но у нас в стране не все люди обеспечены работой - есть и безработные.

Задание. 1. Кто считается безработным?

2. Как государство помогает безработным?

3. Почему сейчас в нашей стране растёт число безработных?

3) Право на отдых и социальное обеспечение.

  • Продолжительность рабочего времени регулируется Трудовым кодексом.

  • В Российской Федерации рабочее время составляет:

  • не более 40 часов в неделю, т.е.

8 часов в день при 5-дневной рабочей неделе

  • Трудовой кодекс предусматривает время отдыха, которое включает:

    • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня;

    • предоставление одного (при 6-дневной рабочей неделе) или двух выходных дней (при пятидневной рабочей неделе);

    • предоставление всем работникам ежегодного отпуска;

    • на время отпуска сохраняется рабочее место, должность и средняя заработная плата;

    • минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней;

    • в Российской Федерации законом установлены праздничные дни. ( с. 79)

  • По достижении пенсионного возраста:

    • у женщин 55 лет

    • у мужчин 60 лет

граждане получают право на пенсию.

Социальное обеспечение предоставляется и тем, кто:

  • является инвалидом;

  • получил трудовое увечье;

  • не может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

СТЁ ЗЕ КЛАСС

  • Участники 1 и 3 берете лист А4, делите его пополам и отдаете партнеру по лицу. Подумайте и запишите на листочке за 20 сек ответ на вопрос… записали - прочертите линию. встаньте, задвиньте стулья. За 2 минуты обменяйтесь с большим количеством участников своими мнениями. Что увидите новое - запишите себе в листочек под чертой. По истечении 2 минут садитесь за столы. В группе обменяйтесь мнениями, проведите 2 линию. Читают по очереди. Остальные слушают и записывают что-то новое. Спросить один стол. Далее учитель обобщает

Памятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву»

  • Трудовая правосубъектность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.

  • Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения.

  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.

  • Данным лицам запрещается торговля спиртными напитками и табачными изделиями.

  • Применение их труда в игорном бизнесе, в ночных клубах запрещается.

  • Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни.

  • Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.

  • Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру.

  • Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  • При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной - по установленным расценкам.

Перед вами текст с ошибками. Исправьте их и объясните свой выбор.

Текст с ошибками «Золушка»

15-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его рас­страивать.

При приеме девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей

с 6.00 до 21.00. В течение трех месяцев она должна была проявить се­бя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогод­ний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для при­дворных, поэтому придется работать в выходные дни». Золушка про­работала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее пла­тье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хо­зяйка по поручению короля отправила её работать крупье в придвор­ный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала от­дыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много ра­боты, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь по лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалеку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил Золушке руку и сердце.

Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оста­вила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.

МИКС-ПЭА-ШЭА

Звучит музыка, ребята встают парами и образуют внешний и внутренний круг, двигаемся по кругу, приветствуя друг друга, музыка останавливается, учитель задает вопросы:

Образуйте группу учеников

  • День Конституции РФ минус День Победы = 9 человек;

  • День народного единства + день защиты детей = 5 человек

  • День защитников Отечества - день Конституции РФ -день 8 марта =3 человека;

  • День Рождество - второй день нового года =5 человек

Итак, всем спасибо, займите свои места.

Давайте подведем итог нашему уроку. Что мы с вами на уроке узнали нового?

Стол № участник № пожалуйста, ваш ответ ( опросить несколько участников)

Давайте закрепим наши полученные знания решением правовых задач:

Итог. Решение правовых задач

Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год.

  • Нарушен ли закон?

Почему

Маша, 14 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом.

  • Нарушен ли закон?

  • Почему?

Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день.

  • Нарушен ли закон?

  • Почему?

На уроке сегодня хорошо работали, стол № участник № (выставление оценок)

Итог урока.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я научился…

меня удивило…

мне захотелось…



Решение познавательных задач «Трудовые отношения».

Текст 1.

Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все свои дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.

Задание: проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями.

  1. Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора.

  2. Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю.

  3. Ленивица выполнила свои обязанности в соответствии с трудовым договором.

  4. Права Метелицы были нарушены.

Свои ответы аргументируйте.


Решение познавательных задач «Трудовые отношения».

Текст 3.

Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз годила в лес за хворостом.

Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.

Приближались новогодние праздники, девушка возлагала надежды встретить новый год дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушка не только купила цветы, но нашла себе хорошую работу.

Задание: проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями.

  1. Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора.

  2. Нарушены нормы труда несовершеннолетних.

  3. Договор предусматривает только права и обязанности работника.

  4. Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора.

Свои ответы аргументируйте.

Решение познавательных задач «Трудовые отношения».

Текст 2.

Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.

Трудовой договор.

«Кукольный театр, в лице Карабаса Барабаса, именуемые далее «Работодатель», и Буратино, именуемый в далее «Работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. Работник принимается на работу по профессии «актер».

  2. Договор является договором по основной работе.

  3. Вид договора: на неопределенный срок.

  4. Срок испытания: 3 месяца.

  5. Права и обязанности работника:

    • Участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;

    • Соблюдать трудовую дисциплину;

    • Бережно относиться к театральному имуществу.

  6. Права и обязанности работодателя:

    • Вовремя выплачивать заработную плату;

    • Обеспечить безопасные условия труда.

  7. Особенности режима рабочего времени:

    • Ненормированный рабочий день;

    • Работать 7 дней в неделю.

  8. Работнику устанавливается заработная плата в размере 2 золотых монет в месяц.

  9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.

Адреса и подписи сторон:

Работник:

Буратино, актер.

Адрес: дом папы Карло.

Подпись.

Работодатель:

Карабас Барабас, директор Кукольного театра.

Адрес: ул. Кукольная, 10.

Подпись.

Задание: проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями.

  1. Трудовой договор можно признать недействительным.

  2. Нарушены права работодателя.

  3. Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены полностью.

  4. В трудовом договоре указаны только обязанности работника.

Свои ответы аргументируйте


© 2010-2022