- Преподавателю
- Обществознание
- Олимпиада по обществознанию 7 класс
Олимпиада по обществознанию 7 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 7 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Алтухова Л.В. |
Дата | 12.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задания
школьного этапа Олимпиады 2015 - 2016 уч. г по обществознанию
7 класс (1 час 20 мин.)
Задание №1. Выберите правильный ответ. Свой ответ занесите в таблицу.
1.1. Свидетельство о рождении предоставляет:
а) возможность заключать сделки
б) все права гражданина
в) реализовывать право на получение образования
г) быть участником детской общественной организации
1.2. Семью, от других социальных групп отличает:
а) повседневное взаимодействие
б) кровнородственные отношения
в) устойчивые связи
г) общие традиции
1.3. В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет:
а) Указы Президента России
б) Уголовный кодекс России
в) Конституция России
г) Постановления правительства России
-
1.1
1.2
1.3
Задание №2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу.
2.1. Что из перечисленного относится к группам, образованным по демографическому признаку?
а) шахтеры;
б) филателисты;
в) молодежь;
г) авиадиспетчеры;
д) люди среднего возраста;
е) пенсионеры;
ж) мужчины.
2.2. Что из перечисленного относится к правовым нормам?
а) Государственная дума приняла Федеральный закон, налагающий запрет на курение в общественных местах
б) Директор школы провел линейку, посвященную началу учебного года
в) Постановлением Правительства установлен порядок отпуска лекарств льготным категориям граждан
г) Учитель приобрела билеты в театр для своего класса
д) В соответствии с Конституцией молодой человек 18 лет был призван в ряды Вооруженных сил
2.1
2.2
Задание №3. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.
Сфера общественной
жизни
Ситуации
А) экономическая
1)Представитель партии принял участие в теледебатах.
Б) политическая
2) В Третьяковской галерее открылась выставка работ
В. М. Васнецова
В) социальная
3) Благодаря развитию интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями.
Г) духовная
4) На химическом предприятии открыт новый цех.
5) В школе состоялся литературный вечер.
6) Государственная дума приняла новый Закон об образовании.
7) Фермер собрал большой урожай пшеницы
А
Б
В
Г
Задание № 4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
4.1. Край, область, автономный округ, республика - это __________________________________________________________________
4.2. Мораль, обычай, право - это
__________________________________________________________________
4.3. Герб, гимн, флаг - это
__________________________________________________________________
Задание № 5. Прочитайте известные пословицы и поговорки и определите, о какой деятельности человека идет речь. Что здесь лишнее?
«Делу время, потехе час»
«Кончил дело - гуляй смело»
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Задание №6. Вставьте пропущенные слова.
1) В утверждении римского философа Сенеки: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы», - идет речь о различии ______________ и
________________норм.
2) Вольтер, утверждая: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов», - выступал сторонником _________________государства.
Задание №7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) Гражданин - это лицо, наделенное правами и обязанностями, поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
2) Обществом можно считать весь материальный мир.
3) Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
4) Центром рыночного механизма являются отношения между продавцами и государством.
5) Лидером может быть только человек с сильным характером.
6) Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество.
1
2
3
4
5
6
Задание №8. Решите правовую задачу.
В юридическую консультацию обратился четырнадцатилетний Антон с просьбой разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на которую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого преступления и отбывает наказание.
1) Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери?
__________________________________________________________________
2) Куда ему следует обратиться с такой просьбой?
__________________________________________________________________
Задание №9. Решите социологическую задачу.
После неудачного матча с «К.» возле стадиона нападающего Артема дожидалась группа болельщиков, один из которых насел на него с вопросами о том, почему у команды нет характера, используя нецензурную лексику. Артём сначала предложил выйти и самому сыграть, а потом просто оскорбил фаната. Объединение болельщиков «Ф.» выступило с заявлением, в котором потребовало от нападающего публичных извинений за оскорбление поклонника команды. «Допустив в адрес болельщика нецензурную лексику, Артём в его лице оскорбил и всю «Ф.» в целом. Недовольство игрой команды выразил на пресс-конференции и главный тренер команды. «Нам непонятна реакция Артёма на совершенно справедливые вопросы к нему и команде в целом», - говорилось в нём. Официального примирения пока не состоялось, часть болельщиков продолжают освистывать Артема.
-
О каком социальном явлении идет речь в тексте?
-
Назовите стадии его развития.
-
Проиллюстрируйте их фрагментами текста.
-
Укажите стратегию поведения, которая используется в этой ситуации.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 10-12.
Семейное предпринимательство как социально-экономическое явление.
Типичная ситуация: бизнес открывался на совместные средства семьи. В этом случае доля родственников в бизнесе зависит от того материального и нематериального вклада, который они внесли в предприятие изначально.
Также бизнес может быть открыт на средства одного из членов семьи и на средства постороннего человека, который не является членом семьи, но почти всегда является её близким другом. Последний сценарий: стартовый капитал был сформирован не из собственных источников. В любом случае от источника стартового капитала зависит фориальное и неформальное распределение обязанностей и полномочий на семейной фирме.
Чаще всего оплата труда сотрудников - членов семьи является комбинированной (предполагает как сдельную оплату, так и повременную), включая бонусы за результативную работу. Зачастую система распределения доходов между сотрудниками - членами семьи не отличается от системы распределения доходов между остальными сотрудниками.
Со стороны государства сейчас можно наблюдать стремление к развитию малого бизнеса, много говорится о предоставлении кредитов малому бизнесу и вложении инвестиций в его развитие. Предприниматели, однако, говорят о том, что поддержка пока остаётся на словах, а не на деле. У семейных предприятий возникает довольно много проблем из-за неточности законодательства, позволяющей проверяющим инстанциям предъявлять повышенные требованиям и вымогать деньги.
Задание №10. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №11. В тексте указаны различные возможности организации семейной фирмы. Назовите три способа вложения средств для организации семейной фирмы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №12. Какие проблемы испытывают предприниматели в современной России? С опорой на текст и знания курса обществознания укажите три проблемы.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии оценивания
За каждый правильный ответ заданий №1 - №9 ставится 1 балл.
Задание №1
Ответ:
-
1.1
1.2
1.3
б
б
в
Максимальный балл-3.
__________________________________________________________________
Задание №2.
Ответ:
2.1
2.2
в е ж
а в д
Максимальный балл-6.
Задание №3.
Ответ:
А
Б
В
Г
4 и 7
1 и 6
3
2 и 5
Максимальный балл-7.
Задание №4.
Ответ:
4.1. Субъекты Российской Федерации
4.2. Социальные нормы
4.3. Символы государства
Максимальный балл - 3.
Задание №5.
Ответ: труд
Лишнее - пословица о дружбе «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
Максимальный балл-2.
__________________________________________________________________
Задание №6.
Ответ:
1) моральных и правовых
2) правового
Максимальный балл-2.
_________________________________________________________________
Задание №7.
Ответ:
1
2
3
4
5
6
да
нет
да
нет
да
да
Максимальный балл-6.
__________________________________________________________________
Задание №8.
Ответ: Антон вправе изменить свою фамилию по достижении четырнадцати лет.
Для этого ему нужно обратиться в орган записи актов гражданского состояния
Максимальный балл-2.
__________________________________________________________________
Задание №9.
Ответ:
1. Социальный конфликт.
2. Стадии развития конфликта:
а) назревание объективных причин - недовольство болельщиков игрой футбольной команды;
б) осознание сторонами - решение фанатов пообщаться с членом команды;
в) проявление конфликта - взаимные оскорбления;
г) разрешение конфликта - нет, не обязательная стадия конфликта
3. В этой ситуации участники конфликта придерживались стратегии соперничества как основной линии поведения.
Максимальный балл- 10.
__________________________________________________________________
Задание №10
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие пункты плана:
1) средства для открытия семейного бизнеса;
2) оплата труда в семейной фирме;
3) роль государства в развитии малого бизнеса.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Максимальный балл- 3.
__________________________________________________________________
Задание №11
В правильном ответе должны быть названы три способа вложения средств:
1)совместные средства семьи;
2) средства одного из членов семьи или близкого друга;
3) иные (несобственные) источники.
Содержание критерия (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Названы 3способа
3
Названы 2 способа
2
Назван 1 способ
1
Приведены общие рассуждения не в контексте задания.
Или ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Задание №12
В правильном ответе могут быть названы проблемы:
-неточности законодательства;
-административные барьеры;
-низкая культура в экономических отношениях;
-коррупция.
Могут быть названы другие проблемы.
Содержание критерия (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Названы 3 проблемы
3
Названы 2 проблемы
2
Названа 1 проблема
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Максимальное количество баллов - 50.