Рабочая программа по Обществознанию 6-9 класс

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы. Обществознание. 5-9 классы М.:Просвещение, 2011)   Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником  типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных об...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яхромская средняя общеобразовательная школа №2



Утверждено

Приказом МОУ Яхромской СОШ №2

от «____» ________20____г. №______

Директор школы

_______________/Н.В.Шашкова/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя истории и обществознания первой категории


Родионова Георгия Вячеславовича





Обществознание


6-9 классы





2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы. Обществознание. 5-9 классы М.:Просвещение, 2011)

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащийся только начинает систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6 - 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII - 35 часов, YIII класс 36 часов, IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Согласно действующему в МОУ Яхромской средней общеобразовательной школе №2 учебный предмет «Обществознание» изучается в объеме 35 годовых часов в 6-9 классах, что позволяет выполнить в полном объеме федеральный государственный стандарт основного общего образования.

Преподавание осуществляется при помощи учебников: Обществознание. 6 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013. Обществознание. 7 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013. Обществознание. 8 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;- М.: Просвещение, 2013. Обществознание. 9 класс: Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др. М., 2013.

Тема и содержание занятия № 34 9 класса совмещена с занятием № 35 в связи с началом государственной итоговой аттестацией. В течение года возможны коррективы календарно-поурочного планирования, связанные с объективными причинами. Срок реализации учебной программы по каждому классу один год

Результаты усвоения конкретного учебного предмета, курса


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. Использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

  5. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной коммуникативной ситуации;

  6. Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

  7. Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

6 класс (35 часов)


Тема 1. «Человек»

Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность - биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность - плохо или хорошо? Сильная личность - какая она?
Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество - пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека - по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Учимся правильно организовывать свои занятия.
Что человек чувствует, о чем размышляет.
Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
Учимся размышлять.

Тема 2. «Семья»

Семья - ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Делу время - потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Тема 3. «Школа»

Профессия - ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. «Труд»

Труд - основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.

Тема 5. «Родина»

Что значит быть патриотом. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну.
Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин - Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы - многонациональный народ. Что говорит закон. Мы - дети разных народов, мы - один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.

Тема 6. «Добродетели»

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Учимся делать добро.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Учимся быть терпимыми.
Что такое человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Заключительное занятие.

7 класс (35 ч)

Тема 1. Человек и другие люди

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Тема 2. Человек и закон

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики - потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа

Человек - часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу - значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв - 5 часа

8 класс (35 часов)
Тема 1. Личность и общество

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.


Тема 4. Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизн.

Резерв 5 часов

9 класс (35 часов)

Тема 1. Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция - основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Резерв 2 часа









Наименование раздела программы
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 класс

(количество часов)

урока

Тема урока

Д/з


Примерные сроки

Корректировка

6 А

6 Б

6 А

6 Б

Введение в обществознание.
(1 час)

1

Введение в обществознание. Как работать с учебником

стр. 4-8

04.09

04.09



Тема 1. Человек в социальном измерении
(12 ч.)


2

Человек родился

§1

11.09

11.09



3

Человек - личность

§1

18.09

18.09



4

Особый возраст: отрочество Учимся общаться

Страница 24

25.09

25.09



5

Познай самого себя

Учимся узнавать и оценивать себя

§2

2.10

2.10



6

Человек и его деятельность

Учимся правильно организовывать свои занятия

§2

9.10

9.10



7

Что человек чувствует, о чем размышляет. Учимся размышлять

§3

16.10

16.10



8

Урок-практикум по теме «Человек»

§§1-3

23.10

23.10



9

П/о урок по теме «Человек»

Тест 1

30.10

30.10



10

Семья - ячейка общества

§4

13.11

13.11



11

Семейное хозяйство

Учимся помогать вести семейное хозяйство

§5

20.11

20.11



12

Делу - время, потехе - час

§5

27.11

27.11



13

П/о урок по теме «Семья»

§§4-5

4.12

4.12



Тема 2. Человек среди людей
(10 ч.)

14

Межличностные отношения

§6

11.12

11.12



15

Межличностные отношения

§6

18.12

18.12



16

Человек в группе

§7

25.12

25.12



17

Человек в группе

§7

15.01

15.01



18

Общение

§8

22.01

22.01



19

Общение

§8

29.01

29.01



20

Конфликты в межличностных отношениях

§9

5.02

5.02



21

Конфликты в межличностных отношениях

§9

12.02

12.02



22

Практикум. «Человек среди людей»

Страница 84

19.02

19.02



23

ПОУ «Человек среди людей»


26.02

26.02



Тема 3. Нравственные основы жизни
(12 ч.)

24

Человек славен добрыми делами

§10

5.03

5.03



25

Человек славен добрыми делами

§10

12.03

12.03



26

Будь смелым.

§11

26.03

26.03



27

Будь смелым.

§11

2.04

2.04



28

Человек и человечность

§12

9.04

9.04



29

Человек и человечность

§12

16.04

16.04



30

Нравственные основы жизни

Презентации

23.04

23.04



31

Нравственные основы жизни

Сообщения

30.04

30.04



32

Нравственные основы жизни

Понятия

7.05

7.05



33

Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс

Страница 104

14.05

14.05



34

Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс


21.05

21.05



35

Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс


28.05

28.05



Наименование раздела программы
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
7 класс

(количество часов)

урока

Тема урока

Д/з


Примерные сроки

Примерные сроки

7 А

7 Б

7 А

7 Б

Тема 1. Человек в обществе (6 ч.)

1

Отношения между людьми

§1

1.09

3.09



2

Ты и твои товарищи

§2

8.09

10.09



3

Зачем люди общаются

§3

15.09

17.09



4

Почему нужно быть терпимым (2)

§4

22.09

24.09



5

Пр/р «Конфликт и выход из него»

§§1-4

29.09

1.10



6

П/о урок по теме «Человек в обществе» (0)

к/р№1

6.10

8.10



Тема 2. Человек и закон (12 ч.)

7

Что такое этикет

§5

13.10

15.10



8

Пр/р «Правила этикета и сетикета»

§5

20.10

22.10



9

Права и обязанности граждан (2)

§6

27.10

29.10



10

Пр/р «Права ребенка и их защита»

§6

10.11

12.11



11

Почему важно соблюдать законы

§7

17.11

19.11



12

Защита Отечества

§8

24.11

26.11



13

Что такое дисциплина(2)

§9

1.12

3.12



14

Виновен - отвечай (1)

§10

8.12

10.12



15

Пр/р «Преступление и наказание»

§10

15.12

17.12



16

Кто стоит на страже закона (2)

§11

22.12

24.12



17

Пр/р «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»

§§5-11

29.12

31.12



18

П/о урок по теме «Человек и закон» (1)

к/р №2

12.01

14.01



Тема 3. Человек и экономика (11ч.)

19

Экономика и ее основные участники (2) Что такое экономика и зачем она нужна

§12

19.01

21.01



20

Основные участники экономики

§12

26.01

28.01



21

Золотые руки работника (2)

§13

2.02

4.02



22

Пр/р «Все работы хороши - выбирай на вкус»

§13

9.02

11.02


23

Производство, затраты, выручка, прибыль (2)

§14

16.02

18.02



24

Пр/р «Предпринимательство»

§14

2.03

25.02



25

Виды и формы бизнеса

§15

9.03

4.03



26

Обмен, торговля, реклама

§16

23.03

11.03



27

Деньги и их функции. Карманные деньги: за и против

§17

30.03

25.03



28

Экономика семьи. Бюджет моей семьи.

§18, §§12-17

6.04

1.04



29

П/о урок по теме «Человек и экономика»

к/р №3

13.03

8.04



Тема 4. Человек и природа (6 ч.)

30

Воздействие человека на природу

§19

20.04

15.04



31

Охранять природу - значит охранять жизнь

§20

27.04

22.04



32

Закон на страже природы (1)

§21, §§19-20

4.05

29.04



33

П/о урок по теме «Человек и природа» (0)

к/р №4

11.05

6.05



34

Итоговое повторение (2)

Ит. тест

18.05

13.05



35

Анализ теста. Работа над ошибками


25.05

20.05



Наименование раздела программы
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
8 класс

(количество часов)

урока

Тема урока

Д/з


Примерные сроки

Примерные сроки

8 А

8 Б

8 А

8 Б

Тема 1. Личность и общество (5 ч.)

1

Что значит быть личностью

§1

5.09

5.09



2

Общество как форма жизнедеятельности людей

§2

12.09

12.09



3

Развитие общества

§3

19.09

19.09



4

ПОУ по теме «Личность и общество»

§§3-4

26.09

26.09



5

К/р по теме «Личность и общество»

Тест 1

3.10

3.10



Тема 2. Сферы духовной культуры (9 ч.)

6

Сферы духовной жизни

§4

10.10

10.10



7

Мораль

§5

17.10

17.10



8

Долг и совесть

§6

24.10

24.10



9

Моральный выбор - это ответственность

§7

31.10

31.10



10

Образование

§8

14.11

14.11



11

Наука в современном мире

§9

21.11

21.11



12

Религия как одна из форм культуры

§10

28.11

28.11



13

ПОУ по теме «Сферы духовной культуры »

§§4-10

5.12

5.12



14

К/р по теме «Сферы духовной культуры »

Тест 2

12.12

12.12



Тема 3. Экономика (14 ч.)

15

Экономика и ее роль в жизни общества

§11

19.12

19.12



16

Главные вопросы экономики

§12

26.12

26.12



17

Собственность

§13

15.01

16.01



18

Рыночная экономика

§14

22.01

23.01



19

Производство - основа экономики

§15

29.01

30.01



20

Предпринимательская деятельность

§16

5.02

6.02



21

Роль государства в экономике. Государственный бюджет РФ.

§17

12.02

13.02



22

Распределение доходов

§18

19.02

20.02



23

Потребление

§19

26.02

27.02



24

Инфляция и семейная экономика

§20

5.03

6.03



25

Безработица, ее причины и последствия

§21

12.03

13.03



26

Мировое хозяйство и международная торговля

§22

26.03

27.03



27

Банковская система РФ. Пенсионные программы.

§§11-22

2.04

3.04



28

К/р по теме «Экономика»

Тест З

9.04

10.04



Тема 4. Социальная сфера (7 ч.)

29

Социальная структура общества

§23

16.04

17.04



30

Социальные статусы и роли

§24

23.04

24.04



31

Нации и межнациональные отношения

§25

30.04

1.05



32

Отклоняющееся поведение

§26

7.05

8.05



33

ПОУ по теме «Социальная сфера»

§§23-26

14.05

15.05



34

К/р по теме «Социальная сфера»

Тест 4

21.05

22.05



35

Итоговое повторение (1 ч.)


28.05

29.05



Наименование раздела программы
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
9 класс

(количество часов)

урока

Тема урока

Д/з


Примерные сроки

Примерные сроки

Введение (1 ч.)

1

Вводное повторение курса «Обществознание», изученного в 8 классе. Как работать с учебником

Конспект

5.09


Тема 1. Политика( 9 ч.)

2

Политика и власть

§1

12.09


3

Государство

§2

19.09


4

Политические режимы

§з

26.09


5

Правовое государство

§4

3.10


6

Гражданское общество и государство

§5

10.10


7

Участие граждан в политической жизни

§6

17.10


8

Политические партии и движения

§7

24.10


9

Гражданин - человек, имеющий права

§§1-7

31.10


10

П/о урок по теме «Политика»

К/р №1

14.11


Тема 2. Право (21 ч.)

11

Право, его роль в жизни общества и государства

§8

21.11


12

Правоотношения и субъекты права

§9

28.11


13

Правонарушение и его признаки

§10

5.12


14

Юридическая ответственность

§10

12.12


15

Правоохранительные органы

§11

19.12


16

Конституция Российской Федерации

§§12-13

26.12


17

Основы конституционного строя РФ

§§12-13

16.01


18

Права и свободы человека и гражданина

§§14-15

23.01


19

Система защиты прав. Права ребенка

§§14-15

30.01


20

Гражданские правоотношения

§16

6.02


21

Право на труд

§17

13.02


22

Трудовые правоотношения

§17

20.02


23

Потребность человека в семье. Юридические понятия семьи и брака

§18

27.02


24

Семейные правоотношения

§18

6.03


25

Административные правоотношения

§19

13.03


26

Особенности уголовного права

§20

27.03


27

Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних

§20

3.04


28

Социальные права

§21

10.04


29

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

§22

17.04


30

Правовое регулирование отношений в сфере образования

§23

24.04


31

П/о урок по теме «Право в жизни человека»

К/р №2

1.05


Итоговое повторение
(4 часа)

32

Итоговое повторение «Политика и право»

семинар

8.05


33

Итоговое повторение «Правовое государство и его граждане»

семинар

15.05


34

Итоговое повторение «Права ребенка и их защита»

Деловая игра

22.05


35

Итоговое тестирование «Политика и право»

Ит./тест

29.05


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

  2. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Обществознание. 6 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Обществознание. 7 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011.

  5. Поздеев А.В., Биянова Е.Б. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 6 кл. М., 2011.

  6. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 кл. М., 2012.

  7. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Котова О.А., Лискова Т.Е./ М., 2011

  8. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;- М.: Просвещение, 2011.

  9. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;- М.: Просвещение, 2011.

  10. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О.А. Котова, Т.Е. Лискова), М.: Просвещение, 2011.

  11. Задания и тесты по обществознанию: 8 класс /Боголюбов Л.Н. и др. - М., 2001.

  12. Обществознание. 8 класс. 36 диагностических вариантов /О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М., 2011.

  13. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др. М., 2011.

  14. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Котова О.А., Лискова Т.Е./ М., 2011

  15. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

  16. И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.

  17. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.

  18. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

19. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

20. Прутченков, А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

21. Кравченко, А. И. Введение в социологию учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

  1. Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. М., 2011.

  2. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Ю.И.Аверьянов и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;- М.: Просвещение, 2011.

  3. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Н.И.Городецкая и др. М., 2011.

  4. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;- М.: Просвещение, 2012.

  5. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Обществознание: краткие конспекты уроков для учителя. М., 2005.

  6. Задания и тесты по обществознанию: 11 класс /Аверьянов Ю.И., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. М., 2000.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащийся только начинает систематическое изучение содержания курса, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6 - 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

14


© 2010-2022