Рабочие программы по обществознанию 7-11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Кедрового

(МБОУ СОШ №1г. Кедрового)

1-ый мкр., д. 61, г. Кедровый, 636615

Тел./факс (38250) 35-413. E-mail: [email protected]

ПРИНЯТО

На заседании МО учителей

Протокол заседания №

Руководитель МО

_____________________


"___"_________20____г


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР


________________________


"___"_________20____г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №1

Г. Кедрового

________________________


"___"_________20____г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 10 класса



Составил: учитель истории

и обществознания

Кирилюк Олеся Геннадьевна



г. Кедровый

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по обществознанию Министерства образования РФ 2004 г. , примерной программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень

Данная программа ориентирована на учебник:

Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М., «Просвещение», 2011г.

Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 10 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

-определяет сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивает, сопоставляет, оценивает и классифицирует объекты по указанным критериям;

-объясняет изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;

-решает познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации;

-применяет полученные знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка --действий в конкретных ситуациях;

-умеет обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

-владеет навыком поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделяет основную информацию от второстепенной, критически оценивает достоверность полученной информации, передает содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-выбирает вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-работает с текстами различных стилей, понимает их специфику; адекватно воспринимает язык средств массовой информации;

-самостоятельно создает алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-участвует в проектной деятельности, владеет приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

-формулирует полученные результаты;

-создает собственные произведения, идеальные модели социальные объекты, процессы, явления, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

-пользуется мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз --данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-владеет основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следует этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 10 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 68 учебных часа, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени, который может быть использован для повторения наиболее сложных тем.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по обществознанию


По содержательной линии «Общество»

  • Знать термины: цивилизация, научно- техническая революция, система, общество.

  • Характеризовать: общество, как динамичную систему. Взаимодействие всех сфер общества. Взаимосвязь современного мира.

  • Сравнивать деятельность человека и животных. Различные типы общественных групп.

  • Описывать: значение природы для существования общества.

По содержательной линии «Человек»

  • Знать термины: деятельность, материальная и духовная деятельность, индивид, индивидуальность, социализация, личность.

  • Называть: элементы структуры деятельности, основные виды и формы деятельности человека, основные сферы общества и их взаимосвязь, этапы социализации.

  • Описывать: биосоциальную сущность человека, роль мировоззрения

  • Интерпретировать: процесс социализации человека, социальные изменения в современном обществе.

  • Оценивать, исходя из заданных критериев ценностные ориентации и направленность личности.

По содержательной линии «Духовно - нравственная сфера»

  • Знать термины: духовная сфера, наука, творческая деятельность, культурные ценности, национальная культура, религия.

  • Называть: особенности развития образования в современных условиях. Важнейшие закономерности развития науки в современном обществе. Моральные стимулы труда. Виды религий.

  • Характеризовать пути создания, передачи и освоения духовных ценностей обществом и личностью. Основные элементы духовной сферы и связи между ними. Дифференциацию и интеграцию наук. Вечные моральные ценности. Содержание морального долга и моральной ответственности. Связь религии и морали. Религию как часть культуры

  • Сравнивать: основные черты культуры различных групп. Различные религиозные моральные учения. Различные подходы к пониманию морального выбора. Различные виды религий.

  • Интерпретировать: соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Диалог культур. Закономерности воспроизводства культуры. Основные направления культурной политики. Связи основных элементов духовной культуры. Взаимосвязь элитарного и массового в культуре. Методы взаимообогащения культур. Роль в науке в современном мире. Связь деловой этики с моралью.

  • Оценивать, исходя из заданных критериев: общественную значимость искусства. Роль культуры и религии в регуляции и саморегуляции деятельности человека в обществе. Особенности развития образования в современных условиях. Религия в современном мире. Религия в России.


По содержательной линии «Экономика»

  • Знать термины: производительность труда, рабочая сила, конкуренция, рынок, издержки производства, деньги, обмен, доход, рациональное производство, ресурсы, реклама, монополия.

  • Называть: основные виды налогов, критерии прожиточного минимума, признаки экономической культуры, функции денег, значение экономики в жизни человека.

  • Характеризовать : экономику как систему. Содержание экономических интересов. Предприятие как субъект экономической деятельности. Многообразие форм собственности. Капитал как фактор производства. Структуру общих издержек. Сущность и структуру экономических интересов. Причины общественного разделения труда. Экономические признаки частной, государственной и коллективной собственности. Сущность рынка, структуру и качество рабочей силы, прибыль, сущность производительности труда, статьи семейного бюджета. Роль государства и его политики в экономике.

  • Сравнивать: особенности рыночной и командной экономики. Конкуренцию и монополию в условиях современного рынка. Экономическую и социальную эффективность экономической деятельности.

  • Интерпретировать: взаимосвязь основных элементов экономической сферы. Причины инфляции. Предпринимательскую деятельность. Основные направления экономической политики. Положение человека в системе экономических отношений. Роль государства в экономической жизни, методы государственного регулирования экономики. Взаимосвязь общих издержек и результатов экономической деятельности. Роль и место цены в условиях рынка.

  • Оценивать, исходя из заданных критериев: влияние налогов на экономику. Влияние инфляции на экономическое развитие. Причины и общественные последствия разделения труда. Современные возможности экономического выбора. Значение экономической культуры в экономической жизни. Социальные ориентиры экономических преобразований.

По содержательной линии «Социальная сфера»

  • Знать термины: социальная группа, социальные интересы, социальная свобода, социальный статус, социальная роль, образ жизни, этнос.

  • Называть: основные элементы социальной структуры. Основные направления социальной политики. Признаки этноса. Показатели уровня жизни. Виды социальных противоречий.

  • Характеризовать: многообразие социальных групп. Социальные программы поддержки населения. Причины социальных различий. Основные элементы социальной структуры, их взаимосвязи. Содержание социальных интересов. Структуру и функции семьи. Социальную свободу и ответственность. Факторы, определяющие социальный статус. Сущность социального статуса. Основные социальные движения в современном обществе.

  • Сравнивать: различные формы и проявления социальной активности. Проявления дегуманизации и гуманизации труда в процессе общественного развития. Основные подходы к трактовке социальной структуры общества.

  • Интерпретировать: связи основных элементов социальной сферы. Причины и проявления социальных конфликтов. Лидерство как социальное явление. Содержание основных социальных ролей. Сущность социальных гарантий. Динамику общества и социальную мобильность. Маргинальность в современном обществе. Особенности толпы как социального явления. Условия труда, их социальную обусловленность. Содержание образа жизни. Сущность социальной свободы, ее границы. Социальную интеграцию в современном обществе. Изменения содержания труда под влиянием научно-технического прогресса. Виды социальных противоречий. Теорию и практику социального партнерства. Взаимосвязь экономической и социальной политики.

  • Оценивать, исходя из заданных критериев: значение социальных интересов. Программы социальной поддержки населения. Условия социальной свободы. Причины и формы отклоняющегося поведения. Результаты социальной политики. Роль семьи в современном обществе.

По содержательной линии «Политико-правовая сфера».

  • Знать термины: политическая система, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, самоуправление, плюрализм, оппозиция.

  • Называть: типы партийных систем. Основные принципы правосудия.

  • Характеризовать: структуру политической системы. Признаки гражданского общества. Структуру и функции аппарата в политической системе. Политическое участие как деятельное включение в политический процесс. Взаимодействие политического сознания и политического поведения. Политические конфликты и средства их разрешения. Отличительные черты плюрализма. Сущность политической оппозиции. Условия, цели и средства политических реформ. Международные нормы, относящиеся к правам человека, закрепленные в конституции РФ. Отрасли права. Правовое государство как одну из высших социальных ценностей. Основные элементы политической культуры.

  • Интерпретировать: сущность, причины и пути разрешения политических конфликтов. Социальную природу власти. Сущность политических партий. Содержание внутри- и внешнеполитической деятельности. Разделение и взаимодействие трех ветвей власти. Политический статус личности.

  • Сравнивать: Особенности демократических тоталитарных и авторитарных политических режимов. Виды юридической ответственности.

  • Оценивать, исходя из заданных критериев: Роль политических партий и движений в жизни общества. Значение консенсуса в политических отношениях. Роль оппозиции в политической жизни. Значение политики для личности и роль личности в политике. Значение правового государства. Значение права.

Учебно-тематический план

п.п

Наименование тем, разделов

Кол-во

часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Общество

4

-

-

2

Человек

12

-

1

3

Духовная культура

9

-

2

4

Экономическая сфера

4

-

-

5

Социальная сфера

15

-

1

6

Политическая сфера

10


1

7

Право как особая система норм

10


1

8

Итоговое повторение

1


1

9

Общество в развитии

1


-

10

Резерв

2


-

Содержание учебного предмета.

Тема1. Общество(4ч.)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Тема 2. Человек(12ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, культурной и социальной эволюции. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения

Деятельность как способ существования человека. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.

Познание и знание. Познание мира. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности человека.

Тема 3. Духовная культура (9ч.)

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Наука. Основные особенности научного мышления. Методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Тема 4. Экономическая сфера (4ч)

Экономика в жизни общества. Взаимосвязь экономики, политики, культуры, социальной сферы. Экономическая культура. Социальная структура и социальные отношения. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и экономическая ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5.Социальная сфера (15ч)

Социальная структура. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Тема 6. Политическая сфера (10 часов)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системы. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство, его признаки. Средства массовой информации и х роль в политической жизни. Политическая жизнь в современной России. Демократические выборы и политические партии. Участие гражданина в политической жизни.

Тема 7. Право как особая система норм.(10 часов)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Общество в развитии 1 час

Итоговое повторение 1 час

Резерв 2 часа

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ уро-ка

Наименование тем, разделов

уроков

Элементы содержания,

Основные понятия

Тип урока,

форма урока

Домашнее

задание

Оборудование,

демонстрации

дата

Тема 1. Общество (4 часа)

  1. 1

Что такое общество

Определение понятия общество. Связь с природой. Науки об обществе. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Культура- вторая природа. Культурные универсалии.

Основные понятия: Общество (в узком и широком смысле), культура, материальная и духовная культура.

Урок изу­чения нового мате­риала

§ 1, ответить на во­просы

Записи на доске, текст учебника



  1. 2

Что такое общество

Комби­нирован­ный урок

§ 1, мини-эссе, практикум


  1. 3

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Основные понятия: система, динамичная система, институт, институциализация

Комби­нирован­ный урок

§ 2, задание в тетради

Записи на доске, текст учебника, презентация


  1. 4

Общество как сложная динамическая система

Комби­нирован­ный урок

§ 2, ответить на вопросы


    Тема 2 Человек ( 12 часов )

    1. 5

    Природа человека

    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

    Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды

    Основные понятия: природа, биосфера, антропогенез, смысл жизни.

    Комби­нирован­ный урок

    §3, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника, терминологический диктант


    1. 6

    Природа человека

    Комби­нирован­ный урок

    § 3, ответить на вопросы,

    подготовить сообщения.


    1. 7

    Человек как духовное существо

    Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека

    Основные понятия мировоззрение, бездуховность, патриотизм, ценности, духовная жизнь человека, патриотизм, категорический императив, гражданственность.

    лекция

    Записи в тетради,§4

    Записи на доске


    1. 8

    Человек как духовное существо

    Комби­нирован­ный урок

    §4, анализ документа

    Карточки, текст учебника


    1. 9

    Деятельность-способ существования людей

    Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности.

    Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения

    Основные понятия деятельность, мотив, цель, игра, труд, общение, социализация.

    Комби­нирован­ный урок

    §5, вопро­сы, за­дания, подбор мате­риалов СМИ

    Записи на доске, текст учебника


    10

    Деятельность-способ существования людей

    Комби­нирован­ный урок

    § 5, вопро­сы, за­дания.

    Записи на доске, текст учебника


    11

    Познание и знание

    Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Что такое мировоззрение

    Основные понятия: познание, знание, истина, критерии истины, агностицизм, гносеологизм, вера, ложь.

    Изучение нового материала

    § 6, задания, заполнить таблицу

    Записи на доске, текст учебника, таблица


    12

    Познание и знание

    Комби­нирован­ный урок

    §6,записывать тезисы, доклады

    Записи на доске, текст учебника


    13

    Познание и знание

    семинар

    Мини-эссе «Познаваем мир или нет?»

    Текст учебника, доклады.


    14

    Человек в системе социальных связей

    Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка

    Основные понятия социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности, самосознание, самореализация, социальное поведение, свобода личност

    Проблемная беседа; работа в группах

    § 7, повторить понятия

    Записи на доске, текст учебника


    15

    Человек в системе социальных связей

    Комби­нирован­ный урок

    § 7,ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, таблица


    16

    Человек и природа

    Повторительно-обобщ


    тест


    Тема 3. Духовная культура ( 9 часов )

    17

    Культура и духовная жизнь общества

    Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

    Основные понятия: культура, обычаи, привычки, традиции, культурный комплекс, диалог культур.

    Изучение нового материала

    § 8, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, схема


    18

    Культура и духовная жизнь общества

    Комби­нирован­ный урок

    § 8, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника


    19

    Наука. Образование

    Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Гос. и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функция, история и формы высшего образования.

    Основные понятия: школа, наука, образование. система образования, гимназия, ученик, университет, академия.

    Комби­нирован­ный урок

    § 9, основные понятия.Анализ ситуаций.


    Таблица


    20

    Наука. Образование

    Комби­нирован­ный урок

    § 9

    подготовиться к обобщающему уроку

    Записи на доске, текст учебника


    21

    Мораль.

    Религия

    Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях

    Понятия: мораль, нравственность, религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

    Изучение нового материала

    § 10, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, схема


    22

    Мораль.

    Религия

    Комби­нирован­ный урок

    § 10, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника


    23

    Искусство и духовная жизнь

    Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства

    Понятия: искусство, художественная культура.

    Комби­нирован­ный урок

    §11, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, схема


    24

    Искусство и духовная жизнь

    Комби­нирован­ный урок

    § 11, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника


    25

    Духовная сфера

    Повторительно-обобщающий урок


    тест


    26

    Полугодовая контрольная работа по теме: «Человек. Общество. Духовная сфера»

    Контрольный


    тест


    Тема 4. Экономическая сфера (4 часа)

    27

    Роль экономики в жизни общества

    Влияние эк-ки на поведение людей. Основные ресурсы эк-ки. Роль труда и капитала в развитии эк-ки. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной эк-ки. Понятие структуры эк-ки. Пр-во, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции Фирмы и рынок -основные институты современной эк-ки. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров

    Основные понятия: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок, инвестиции.

    Изучение нового материала

    §12, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, схема


    28

    Роль экономики в жизни общества

    Комби­нирован­ный урок

    § 12, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника


    29

    Экономическая культура

    Эк-кая культура: сущность и структура. Эк-кая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль эк-кой культуры и деятельности Основные понятия: Экономическая культура.

    Комби­нирован­ный урок

    § 13, основные понятия.

    Заполнить таблицу

    Таблица


    30

    Экономическая культура

    Комби­нирован­ный урок

    § 13, анализ документа

    Записи на доске, текст учебника


    Тема 5. Социальная сфера (14 часов )

    31

    Социальная структура

    Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейки в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Основные понятия: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность.

    Изучение нового материала

    §14 , ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника,


    32

    Социальная структура

    Комби­нирован­ный урок

    § 14, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника,


    33

    Социальная структура

    семинар

    ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, схема


    34

    Социальные взаимодействия

    Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «Новые» богатые.средний класс и приличествующий уровень жизни Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.

    Основные понятия: дифференциация, бедные, богатые, прожиточный минимум.

    лекция

    § 15, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, таблица


    35

    Социальные взаимодействия

    Комби­нирован­ный урок

    § 15, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника


    36

    Социальные нормы и отклоняющееся поведение

    Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль . Причины отклоняющегося поведения.Наркомания, преступность, их социальная опасность

    Основные понятия: Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Преступление. Проступок. Юридическая ответственность

    Комби­нирован­ный урок

    §16, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, таблица



    37

    Социальные нормы и отклоняющееся поведение

    Комби­нирован­ный урок

    § 16, выполнить за­дания.


    38

    Социальные нормы и отклоняющееся поведение

    семинар

    Найти в дополнительной литературе, СМИ об уровне преступности в России


    39

    Нации и межнациональные отношения

    Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления

    Основные понятия: народ, нация, национальность, этноцентризм, толерантность, конфликт

    Комби­нирован­ный урок

    §17, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника



    40

    Нации и межнациональные отношения

    Комби­нирован­ный урок

    § 17, выполнить за­дания.


    41

    Семья

    Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль

    Основные понятия: семья, брак, развод, малая социальная группа

    Комби­нирован­ный урок

    § 18, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, презентация


    42

    Социальное развитие и молодежь

    Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежь как особый слой населения, проблемы молодежи.

    Основные понятия: молодежь.

    Комби­нирован­ный урок

    § 19, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника



    43

    Социальное развитие и молодежь

    Комби­нирован­ный урок

    § 19, выполнить за­дания.


    44

    Экономика. Социальная сфера.

    Повторительно-обобщающий


    тест


    Тема 6. Политическая сфера (10 часов)

    45

    Политика и власть

    Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

    Основные понятия: политика, власть, сила, авторитет, политическая элита.

    Изучение нового материала

    § 20, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, таблица


    46

    Политика и власть

    Комби­нирован­ный урок

    § 20, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника, документ


    47

    Политическая система

    Структура и функции политической системы. Государство в полит.системе. Полит.режимы. Определение полит.системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства.

    Основные понятия: политическая система.

    Комби­нирован­ный урок

    §21, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, схема



    48

    Гражданское общество и правовое государство

    Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

    Основные понятия: гражданское общество, правовое государство, местное самоуправление.

    Изучение нового материала

    § 22, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника,


    49

    Гражданское общество и правовое государство

    Комби­нирован­ный урок

    § 22, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника,


    50

    Демократические выборы и политические партии

    Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы

    Основные понятия: партия, политическая программа, партийный лидер

    Комби­нирован­ный урок

    §23, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника,


    51

    Демократические выборы и политические партии

    Комби­нирован­ный урок

    § 23, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника


    52

    Участие гражданина в политической жизни

    Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

    Основные понятия: избирательное право, политические выборы, электорат, референдум

    Изучение нового материала

    § 24, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника,


    53

    Участие гражданина в политической жизни

    Комби­нирован­ный урок

    § 24, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника


    54

    Политическая сфера

    Повторительно-обобщающий урок


    тест


    Тема 7. Право как особая система норм(10 часов)

    55

    Право в системе социальных норм

    Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно- правовых актов

    Основные понятия: естественное право, право, мораль, система права, отрасли права, норма права, институт права.

    Изучение нового материала

    § 25, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, документ



    56

    Источники права

    Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов

    Основные понятия: источник права, правовой обычай, нормативно-правовой акт, закон, подзаконный акт, конституция

    Комби­нирован­ный урок

    § 26, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, схема


    57

    Источники права

    Комби­нирован­ный урок

    § 26, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника


    58

    Правоотношения и правонарушения

    Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

    Основные понятия: правоотношение, правомерное поведение, преступление, проступок, юридическая отвественность

    Семинар

    § 27, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника, таблица


    59

    Правоотношения и правонарушения

    Комби­нирован­ный урок

    § 27, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника,


    60

    Современное Российское законодательство

    Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право

    Основные понятия: Административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, экологическое право

    Комби­нирован­ный урок

    § 28 ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника,


    61

    Современное Российское законодательство

    Комби­нирован­ный урок

    § 28, выполнить за­дания.


    Записи на доске, текст учебника



    62

    Предпосылки правомерного поведения

    Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Неправомерное поведение.

    Основные понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая культура, маргинальное правомерное поведение, конформизм, правовой нигилизм.

    Лекция

    § 29, ответить на вопро­сы, выполнить за­дания.

    Записи на доске, текст учебника,схема


    63

    Предпосылки правомерного поведения

    Комби­нирован­ный урок

    § 29, вопро­сы, за­дания

    Записи на доске, текст учебника,схема


    64

    Право как особая система норм

    Повторительно-обоб


    тест


    65

    Годовая контрольная работа

    Человек и общество

    Контрольный




    66

    Общество в развитии

    Многовариантность обществ.развития. Целостность и противореч-ть соврем.об-ва Проблема обществ прогресса. Общественный прогресс. Его критерии. Формы общественного прогресса

    семинар

    § 30



    67-68

    Резерв

    Учебно-методическое обеспечение

    Дидактические материалы:

    I. Учебные пособия

    1. Учебник Обществознание. 10 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., «Просвещение» , 2011г

    II. Методические пособия

    1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: Пособие для учителя. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. М., «Просвещение», 2003

    2. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы.-М.:Просвещение,2010;

    3. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву: 10-11 классы. - М.:Глобус, 2009;

    4. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. Стандарты второго поколения: 5-9 классы.- М.: Просвещение,2010.

    Интернет сайты:

    uchportal.ru/, nayrok.ru/, festival.1september.ru/

    /zavuch.info/, school-collection.edu.ru, alleng.ru/edu/social2.htm


    © 2010-2022