- Преподавателю
- Обществознание
- Информационно-творческий проект: Моя школа будущего
Информационно-творческий проект: Моя школа будущего
Раздел | Обществознание |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дмитриева С.В. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 г. Павлово
Проектная работа
Моя «Школа будущего»
Социально-экономическое отделение
Секция: обществознание
Работу выполнила:
Ученица 5 класса «Б»
Рыбакина Дарья Ильинична,
11 лет
Руководитель:
Дмитриева С.В. - учитель истории и обществознания
Павлово, 2016 год
Оглавление:
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Образование в России__________________________________5
-
Школа Древней Руси______________________________________5
-
Русская школа XVII века___________________________________6
-
Чему обучались русские в допетровское время_________________7
-
Школа в ХХ веке__________________________________________8
Глава 2. Наша школа__________________________________________10
Глава 3. Инновационные технологии_____________________________13
Глава 4. Практическая часть____________________________________14
Глава 5. Моя «Школа будущего» - идеальная школа________________16
Заключение__________________________________________________18
Сноски_______________________________________________________19
Список использованной литературы____________________________20
Интернет-источники___________________________________________20
Приложения__________________________________________________21
Введение.
Российская школа прошла длительный исторический путь развития. Ее история началась с первых школ Киевской Руси, после веков неграмотности и культурного отставания от Западной Европы получила продолжение в жизненно необходимых реформах XVIII и XIX вв. В ХХ в. Россия вступила со сложившейся, многопрофильной системой образования и стремлением общества и государства развивать и совершенствовать ее. Образование росло и развивалось вместе со страной, как в зеркале отражая все ее успехи и поражения, оказывая, в свою очередь, сильное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие России.
Обоснование проблемы:
От обыкновенной деревянной доски мы постепенно перешли к новым информационно-коммуникативным технологиям. Они помогают нам быстро находить информацию, готовиться к урокам, переписываться с друзьями из других стран и вообще экономят наше время. Безусловно, что эти изменения будут происходить и в дальнейшем - школы будут меняться. Задумывались ли вы о том, как будет выглядеть школа будущего? Нет?
Актуальность проблемы:
Тема актуальна, так как школа - камень в основании общества. Так было во все времена за период её существования. Каждая школа соответствовала своему времени. И между школами прошлого и настоящего можно провести чёткую черту различия. Ведь каждый год, каждое десятилетие школы совершенствуются. Существующие здания школ скучные, устаревшие. Многое в процессе обучения не соответствует современным требованиям. Активно ведется работа над созданием современных школ нового поколения и мне интересно принять в этом участие.
Цель: Создать свой проект «Школы будущего».
Задачи:
-
Изучить информацию по данной теме;
-
Сравнить школу прошлого, настоящего и будущего;
-
Придумать свою идею школы;
-
Провести опрос среди сверстников с целью знакомства с их идеями;
-
Оформить презентацию;
-
Представить свой проект.
Целеполагание:
Я каждый день хожу в школу, и мне стало интересно, какая же школа была раньше? Я взялась за эту проектную работу, с целью узнать, какие были школы на Руси. В своем исследовании я хочу отразить ответы на интересующие меня вопросы:
-
Какая она школа прошлого?
-
Какая она школа настоящая?
-
Какой видят «школу будущего» мои сверстники?
-
Какой вижу «школу будущего» я?
Мероприятия:
-
Сходить в библиотеку, подобрать нужную информацию;
-
Спросить у родителей, взрослых об интересующей меня информации;
-
Сравнить и проанализировать полученную информацию;
-
Провести опрос среди своих сверстников об их идее «школы будущего»;
-
Представить свою идею «школы будущего».
Тип проекта: информационно-творческий с элементами исследования.
Форма проекта: индивидуальная.
Предметно-содержательная область: межпредметный.
Область исследования: школьная жизнь.
В проекте используется:
-
Самостоятельный поиск;
-
Индивидуальная работа по плану;
-
Проведение опроса;
-
Обсуждение полученной информации с руководителем проекта;
-
Создание презентации;
-
Защита проекта.
Глава 1. Образование в России.
1.1. Школа Древней Руси.
История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Крещение с 988 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени начинается история образования на Руси. В эти века (XI и XIII) школа на Руси носила церковный характер, она являлась для детей началом пути в храм Божий. Ярослав создал первую на Руси библиотеку, собрав много книг при Киевском Соборе. Школы были частные, не правительственные, при церквах или на дому у частных лиц.
Предметы, как и в учебных заведениях Запада, составляли взятые еще из античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы - например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Образование носило демократический (внесословный) характер. Грамоте учили не только одних боярских детей, но и всех желающих, учились и миряне. [1]
1.2. Русская школа XVII в.
Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой - была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.
В XVI-XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии (именно туда, в Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван Федоров после бегства из Москвы); создавались и издавались учебники.
С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся.
Важно подчеркнуть демократический (внесословный) характер образования уже в допетровское время. Так, при создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или «школы словенского книжного писания»), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и «всякого чина москвичи» вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха. [2]
1.3. Чему обучались русские в допетровское время?
Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.). В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика. Очень высок был интерес к истории. Как пишет П.Н. Милюков, «историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением древнерусского грамотея. Но удовлетворить потребности исторического знания в Древней Руси было довольно мудрено. При всем обилии летописей и исторических сказаний о русских исторических событиях разобраться в них было нелегко, так как ни общего руководства, никакой-либо цельной системы в изображении хода русской истории не существовало».
На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населения России это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовым явлением. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. (Необходимо отметить, что и буквари, и грамматика описывали не живой разговорный русский язык, а литературный старославянский (церковно-славянский). В XVII веке появились первые учебники риторики и логики. [3]
-
Школа в XX веке.
После революции 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа стала единой, бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Обеспечивалось преемственность ступеней образования и равенство для всех возможностей образования. Участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибкий учебный план - все это было осуществлено в целях демократизации школы. Советское образование 20-х гг. ввело всеобщее обучение, провозгласило движение за ликвидацию неграмотности. Уровень грамотности вырос скачком. Именно в Советском Союзе появилось впервые всеобщее бесплатное образование. Вместе с тем в работе советской школы был целый ряд недостатков: формализм, чиновничий подход к решению многих школьных проблем, неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и нравственных ценностей. Образование было ярко идеологически окрашенным, огромное место в учебном процессе занимали предметы идеологического цикла - история КПСС, диалектический и исторический материализм, политэкономия социализма и т.п. Свободное развитие ребенка как активной личности категорически не приветствовалось, фактически игнорировались индивидуальные особенности детей и подростков, весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего «среднего» ученика. И отстающие (независимо от действительных причин такого отставания), и одаренные дети учились вместе по одной программе, по одним учебникам. Дисциплина имела большое значение, а усвоение фактического материала, как правило, считалось более важным, чем воспитание в ребенке творческого подхода. Тогда не стоял вопрос о воспитании личности, индивидуума - учащиеся должны были прежде всего стать грамотными и активными членами коллектива. Знания, которые получали школьники того времени, были достаточно глубокими и разнообразными, в программу включалось много технических и гуманитарных дисциплин.
В конце 80-90-х гг. параллельно с реформой государства осуществлялась и реформа образования. Новый социально-экономический и политический контекст Российской Федерации потребовал радикального преобразования системы образования. Реформа системы и образовательной политики правительства, главным образом,
- нацелена на укрепление и развитие демократии, объединяя национальное самосознание,
- и облегчение перехода к рыночной экономике. Самая важная цель
- реформа должна была создать основные условия для перехода от централизованной,
- стандартизированной и однородной системы образования, к дифференцированному и открытому. Этот переход подразумевал:
-
большее разнообразие: дифференцирование сети образовательных учреждений; разнообразие образовательного содержания и свободы выбора учебников, программы, курсов и специализации;
-
разбиение на области и муниципализации системы образования;
-
поддержка национальной школы, обеспечение ее развития, в то же самое время, развитие общего образовательного пространства; это означает право учеников перейти в другое образовательное учреждение и продолжать обучение на всем пространстве Российской Федерации, и право учеников продолжить их образование на более высоком уровне без существенных дополнительных требований.
Государственные образовательные стандарты и контроль над их выполнением были основным средством для поддержания и развития общего образовательного пространства.
Реформы повлияли на всю систему образования:
-
содержание и учебные планы на всех уровнях (возобновление, разнообразие, введение новых предметов и дисциплин);
-
сеть образовательных учреждений (реструктурирование и поддержка инновационных учреждений независимо от формы собственности);
-
обучение и назначение учителей (переходят к многоуровневой системе педагогического образования, новая договорная система);
-
финансирование управленческой схемы. [4]
Глава 2. Наша школа.
3 октября 1930 года учащиеся школы имени В. И. Ленина, имени К. Маркса, имени А. Луначарского переступили порог новой школы. Школе было присвоено имя В. И. Ленина, о чем говорила надпись, сделанная каменщиками, и 16 октября 1930 года состоялось торжественное открытие средней школы № 1 уже имени В. И. Ленина.
Школа в 30-е годы стала центром культуры. Ей было присвоено звание «образцовой», потому что ее выпускники отличались хорошими знаниями. Интересно здесь проходила и внеклассная работа. Были предметные кружки.
В довоенные годы школа была женской с обязательным семилетним образованием. Для того чтобы продолжить обучение, нужно было платить деньги, потому что в старших классах обучение было платное. Но не все имели возможность заплатить за обучение. Те, кто мог, зарабатывали на свое дальнейшее обучение, а другие продолжали обучение в техникуме. Платное обучение давало стимул учиться хорошо. Учебники также покупали на свои деньги, поэтому к ним относились очень бережно. По окончании учебного года их можно было сдать за деньги в библиотеку.
Определенный этап в жизни школы № 1 имени В. И. Ленина заканчивается в 1939 году, когда началась война с Финляндией, и здание ее было отдано под госпиталь.
Великая Отечественная война изменила жизнь страны. Произошли изменения и в школе № 1 имени В. И. Ленина. С самого начала войны новое благоустроенное здание школы было занято под госпиталь № 1743: освобождали классы от мебели и учебных пособий, на их место расставляли кровати, медицинское оборудование.
Многие ученики старших классов прямо со школьной скамьи были отправлены на фронт.
Несмотря на военное время в школе проводились экзамены, которые показывали прочные глубокие знания. Школа сумела выстоять и продолжать обучение детей во время войны.
После окончания Великой Отечественной войны оставшиеся в живых учителя вновь вернулись в родную школу. В 1946 году коллектив школы был награжден медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». Многие учителя были удостоены высшей награды - Ордена Ленина. Труд 34 учителей был отмечен правительством нагрудным значком «Отличник просвещения».
В 1954 году произошло объединение женских и мужских школ. По мнению учителей, работать стало легче. До объединения учителям приходилось за 10 минут из женской школы перейти в мужскую, а многие учителя также работали и в других школах (была нехватка учителей).
С 1957 года школой стал руководить Ануфриев Евгений Васильевич. Заслуженный учитель РФ, возглавлявший школу в течение 21 года.
В 60-е годы школа продолжала традиции 30-х, стала лучшей в городе. Коллектив, пополненный новыми учителями, целенаправленно творчески работал, чтобы дать учащимся глубокие и прочные знания, чтобы воспитать из них лучшие гражданские и человеческие качества.
В 70-е годы школа всегда участвовала в проведении праздников, которые отмечала вся страна. Например, к 100-летию со дня рождения Ленина в школе был создан музей, посвященный жизни и революционной деятельности вождя.
Современная школа переехала в новое здание в 1984 году. Ее строили 10 лет. В это время школу возглавлял Щедриков Анатолий Александрович, отличник народного просвещения, проработавший в качестве директора 25 лет.
Школа на современном этапе развития продолжает активно развиваться, этому способствует требование времени. В 2006 году был принят национальный проект по народному образованию, который поставил новые задачи перед общеобразовательной школой. Это улучшение материально-технической базы, совершенствование учебно-воспитательной работы с детьми, повышение квалификации педагогических кадров. Многое для его реализации школой уже сделано. Имеется высоко квалифицированный педагогический коллектив школы. В школе создана хорошая учебно-материальная база. В школе есть туристическая секция. Туристическая команда школы успешно выступала в областных и районных соревнованиях по туризму.
В школе развиваются новые направления в учебной деятельности: техническое, общеобразовательное, гуманитарное. С 2007 года реализуется профильное обучение.
90-е годы внесли существенные изменения в жизнь школы и работу учителей. Появились новые программы, новые учебники, качественно менялось содержание обучения и воспитания детей, возникали проблемы финансирования. Многие меняли профессию и уходили в другие сферы деятельности. Но коллектив сохранил стабильность в работе, сохранил и приумножил материальную базу. В школе сохранился педагогический коллектив, в котором активно используется опыт ветеранов и молодых учителей, не произошло разрыва поколений, что является базой для дальнейшего развития обучения и воспитания детей.
В 2009 году впервые в районе организован профильный 10 класс, обучающийся по индивидуальным учебным планам. Перефразируя В.В.Маяковского:
Я знаю: школа будет!
Я знаю: школе цвесть,
Когда на Павловской земле
Такие люди есть! [5]
Глава 3. Инновационные технологии.
В настоящее время мы живем в информационную эпоху, когда информация - ключ и двигатель прогресса. Будущее - скорость и мощь. Интернет, телефоны, телеграф, сотовые телефоны. Радио, ТВ больше не являются символами престижа. 60 лет назад люди даже не слышали о компьютерах, а сегодня мы не можем представить нашу жизнь без них.
В настоящее время практически каждый имеет компьютер у себя дома. Компьютеры играют весьма важную роль в нашей жизни. Они используются людьми всех возрастов: от подростков до профессиональных бизнесменов. Мы не можем представить нашей современной школы без использования компьютера. Мы можем сделать проекты, слайд шоу и даже фильмы на наших уроках с помощью компьютера. Ученики могут использовать компьютеры для подготовки докладов, чтобы найти информацию, необходимую им для записи композиции, чтобы найти новых друзей с помощью Интернета.
И теперь я хочу сказать несколько слов об Интернете. На мой взгляд, это самое большое изобретение человечества. Сегодня Интернет является очень популярным во всем мире. Вы можете виртуально побывать в разных странах, городах, музеях. Вы можете играть в игры и принять участие в конференции вместе с людьми из разных стран.
Этот взрыв в компьютерной технологии привел к спешке для установки компьютеров в каждом классе и Интернет в каждой школе. Педагоги и ученики были вынуждены идти в ногу с этой новой волной технологий. [6]
Глава 4. Практическая часть.
В ходе реализации проекта, я провела опрос среди учащихся 5-х классов нашей школы (Приложение 1). Я опросила 58 человек.
По результатам опроса большинство пятиклассников - 52 человека (90%) считают, что необходимо изменить архитектуру школы и только 6 человек (10%) считают, что изменения не нужны (Приложение 2).
Какие изменения ребята предлагают внести в архитектуру. Вот некоторые из них: Поставить лифт, сделать спортивный зал побольше, перестроить здание, сделать больше раздевалку, покрасить школу, сделать футбольный зал, бассейн, сделать школу новее и просторнее, сделать школьный парк, комнату развлечений, сделать больше этажей, холл, нарисовать граффити и многое другое…
В «школе будущего» необходимо изменить учебу считает 21 человек (36%), изменить общение - 18 человек (31%), питание - 45 человек (78%) (Приложение 3).
В «школе будущего» должны развиваться физкультура и спорт считают - 57 человек (98%) опрошенных и только 1 человек (2%) считает, что без этого можно обойтись (Приложение 4).
На вопрос, что нужно изменить в школе, ребята предложили: Мебель, двери, покрасить стены, заменить окна, парты, стулья, сделать современные доски во всех классах, добавить урок «Футбол», изменить расписание, сделать площадку, стадион, изменить питание, заменить отопление, увеличить перемены и многое другое…
Также ребята отметили качества лучшей школы. Вот они:
Лучшая школа!
-
удобное и просторное школьное здание;
-
хорошая школа оснащена всем необходимым;
-
высококвалифицированные и творческие учителя;
-
дружелюбная атмосфера;
-
хорошая библиотека с видео и аудио материалами;
-
хорошие спортивные сооружения;
-
хорошая столовая с большим количеством вкусной еды;
-
детские клубы;
-
хороший медицинский центр;
-
психологическая помощь;
-
большой сад с клумбами и теплицами;
-
современные информационные технологии и компьютерные лаборатории;
-
плавательный бассейн;
-
отношения с другими школами, включая школы за рубежом;
-
проверенные временем традиции;
-
хорошая школьная мебель;
-
эффективные правила и положения;
-
школьный автобус;
-
умный и эффективный директор школы;
-
понимание и забота учителей.
Ну и конечно качества великого учителя, без которого «школу будущего» нельзя представить:
Что делает великий учитель? Великие учителя понимают магию обучения!
-
Сострадание
-
Творчество
-
Посвящение
-
Энтузиазм
-
Этика
-
Воображение
-
Руководство
-
Прослушивание
-
Терпение
-
Уважение
Великие учителя понимают, что уважение является то, что они должны дать для того, чтобы получить. Потому что они ценят умы (и личности).
Глава 5. Моя «Школа будущего» - идеальная школа.
Ну и, наконец, я готова представить свою «Школу будущего»!
Архитектура.
Здание имеет овальную форму (без острых углов) с внутренним двориком и спортивной площадкой (это обеспечивает безопасность). Окна различных форм и цветов выполнены по типу витражей. Установлены утепленные стеклопакеты. Двери тоже стеклянные, на фотоэлементах. Гордость проекта - раздвигающаяся крыша - трансформер, которая позволяет в зимнее время сохранить зеленые растения в садике.
Экология.
Во-первых, в строительстве будут использованы прочные, экологически чистые, легкие и негорючие материалы: кирпич, стеклопластика, металл, бетон. Во-вторых, на крыше будет разбит садик. Он будет надежно огорожен, и в нем можно будет отдохнуть. В-третьих, внутри здания большое внимание будет уделено озеленению, будут установлены аквариумы и несколько живых уголков.
Учеба и общение.
Учиться в моей школе будет легко и интересно. Все будут дружить (дети, учителя, родители). Что-то появится новое, что-то останется, как традиция. Главные принципы: учебный диалог, свободное творчество, собственные исследования и открытия, знакомство с историческими находками, новые средства информации, удобная стильная форма, нанотехнологии…
Отдых и питание.
В школе будут созданы зоны отдыха, игровые комнаты. Вместо обычной столовой предлагаю сделать несколько уютных кафе. В меню обязательно должны быть фрукты, пирожные и мороженое и другие сладости. Интерьеры будут украшены картинами, созданными самими детьми.
Спорт и здоровье.
Физкультура и спорт будут занимать одно из самых важных мест в жизни будущих школьников. Поэтому в моем проекте предусмотрен крытый бассейн, несколько спортзалов, две спортивных площадки (одна во дворе, другая на крыше здания).
Главное в школе будущего - это люди (дети, учителя, родители и другие). Поэтому нужно сделать так, чтобы всем в школе было удобно и интересно. Снаружи она будет компактной, чтобы не занимать много места. Зато внутри будет много пространства. Внутренние помещения будут большими и свободными. Мне хотелось бы учиться в такой школе.
Заключение.
Я просмотрела и изучила историю развития школы. Несомненно, школа кардинально изменилась. Возможность получить образование не составляет трудностей. Было бы желание и интерес к учебе.
Без сомнения, школа - наш второй дом. Мы проводим много времени в школе. Получаем глубокие знания, которые помогут нам понять нашу жизнь лучше. Школа играет важную роль в нашей жизни. Школа помогает нам освоить компьютер, интернет, совершать хорошие действия и принимать решения. А также школа помогает нам выбрать будущую профессию.
Поэтому мне и нам немаловажно какой будет наша «будущая школа». Пусть не мы, но наши дети, внуки смогут поучиться в моей «школе будущего».
Сноски:
[1] - Вакс Э. П. Дух России. Учебное пособие, - Детство - Пресс, 1998.
[2] - Что такое? Кто такой? Том 3, - М.: Педагогика, 1990.
[3] - Что такое? Кто такой? Том 2, - М.: Педагогика, 1990.
[4] - it-n.ru
[5] - pavschoolone.ru/
[6] - it-n.ru
Список используемой литературы:
-
Вакс Э. П. Дух России. Учебное пособие, - Детство - Пресс, 1998.
-
Что такое? Кто такой? Том 2, 3, - М.: Педагогика, 1990.
Интернет-источники:
-
it-n.ru
-
pavschoolone.ru/
Приложение 1.
Анкета для учащихся 5-х классов.
-
На ваш взгляд, нужно изменить архитектуру будущей школы?
А) Да
Б) Нет
-
Какие изменения нужно внести в архитектуру?
-
Какие изменения нужны для школы будущего?
А) Учёба
Б) Общение
В) Питание
4. В школе будущего должны развиваться физкультура и спорт?
А) Да
Б) Нет
5. Что на ваш взгляд нужно изменить в школе?
6. Назовите 5 качеств лучшей школы.
7. Назовите 5 качеств великого учителя.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
23