Инновации: природа и типология

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 Инновации: природа и типология

1. Природа инноваций. Организация инновационного процесса

Рассмотрим некоторую модель возникновения противоречий; выделим семь этапов:

1 Научное познание явлений, процессов, систем, отношений, вскрытие взаимоотношений.

2 Научные принципы, правила, стандарты, методы, технологии, формирующиеся на первоначальном этапе.

3 Практическая деятельность в различных системах (экономической, социальной и др.).

4 Причина - игнорирование законов, стандартов, их несоблюдение, субъективизм мнений, волюнтаризм.

5 Следствия, начало застойного периода (стагнация), возникающие на базе четвертого этапа, могут иметь три стадии:

- начальная, связанная с возникновением, зарождением новой техники;

- вызревание (или развитие) противоречий;

- обострение противоречий.

6 Разрешение (преодоление) противоречий, завершение стагнации.

7 Прогресс, развитие как благополучная фаза завершения. Однако, в ходе прогресса возникают новые противоречия, и в соответствии с законами диалектики разрешение противоречий идет по спирали развития.

Между шестым и седьмым этапами необходимы инновации (базисные, радикальные) как форма разрешения противоречий.

Организация инновационного процесса или сфера инновационной деятельности.

Особенностью инновационной деятельности является ее прикладной характер, практическая (предпринимательская) направленность. В условиях рынка как системы экономических отношений купли продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновацию) требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента образуют инновационной деятельности.

РИнновации: природа и типология

исунок 1 - Сфера инновационной деятельности

Рассмотрим схему инновационной цепи

Инновации: природа и типология


Научно-техническое нововведение начинается с генерации новой, перспективной идеи. Это может быть как совершенно оригинальная, так и общеизвестная идея, наполненная новым экономическим содержанием.

Второй этап - проверка технической осуществимости идей и анализ возможных потребностей рынка - важный этап инновационного процесса, поскольку от него во многом зависят дальнейшая судьба новой идеи и выделение средств на ее воплощение. Именно на этом этапе забраковывается большая часть потенциальных новшеств, а те, которые отбираются, закладывают основу будущего успеха (или предопределяют неудачу) на рынке.

Если идея благополучно миновала стадию проверки, наступает этап создания опытного образца продукта или технологической установки. В ряде случаев для этого требуется проведение дополнительных прикладных исследований и разработок.

Третий этап тесно смыкается с четвертым, в ходе которого проводятся комплексные испытания опытного образца или новой технологии, совершенствуются основные технические характеристики, иными словами, формируются необходимые (но еще не достаточные) условия коммерческого успеха на рынке.

Для того, чтобы убедиться в правильности сделанных на ранних этапах оценок, избежать непредвиденных трудностей и улучшить нововведение - продукт с учетом пожеланий потребителей, нередко осуществляется зондирование рынка малыми партиями нового товара.

Если и это испытание проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению на рынок. Оно ведется по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания соответствующих мощностей для резкого увеличения объемов производства или предоставления услуг. Во-вторых, через маркетинговые подразделения проводится сильная рекламная компания новшества и организуется сбытовая сеть, в том числе, с привлечением других коммерческих структур и дилеров.

Третий и четвертый этапы часто осуществляются параллельно, однако в некоторых случаях маркетинговые подразделения идут несколько впереди производственных, прокладывая дорогу новой технологии, продукции или виду услуг. Такая ситуация может возникнуть, в частности, при отсутствии на рынке близких аналогов оригинального новшества. Фирма, выступающая инициатором нововведения, бывает вынуждена в этом случае создавать рынок сбыта, формируя потребности покупателей. Характерный пример - реклама возможностей телевидения высокой четкости.

2. Понятийный аппарат инноваций

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание "нововведение" в буквальном смысле "введение нового" означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией).

Новация (лат. novation) в соответствии с толковым словарем Даля (XIX в.) трактуется как изменение, обновление.

Инновация (нововведение) - комплексный процесс создания распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием закономерного развития общества, а также сопряженные с данным новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Инновации - внедрение новых идей, технологий, видов продукции и др. в области труда производства, управления на предприятии, в отрасли.

Таким образом, термин "инновация" как понятие - это любые идея, орудие, процедура, метод, продукт, которые впервые производятся, употребляются и применяются в данной организации. Новшество (инновация) является результатом процесса нововведения.

Инновационный процесс - процесс разработки и реализации нововведения, совокупность множества фаз, стадий нововведения.

Фазы - это части, из которых складывается инновационный процесс; обычно различают три или пять фаз. (разработка теоретических подходов, исследование, проектирование (разработка), производство продукта, сервисное обслуживание)

Например, при нематериальных нововведениях различают три фазы:

- возникновение (создание);

- разработка;

- реализация.

Инноватор - лицо, работник активно участвующий в какой-либо одной фазе (стадии) нововведения.

Наряду с ключевыми понятиями существуют частные. Такие как:

Инерционное и инновационное мышление, инновационная политика, инновационный замысел и другие.

3. Типология классификации инноваций

Первый признак - источник инициативы. Виды:

- заказные инновации (по заказу инвестора, фирм, государственный заказ и др.);

- авторские (инициативные) как результат индивидуальной инновационной деятельности, переходящие в редких случаях в форму крупного инновационного бизнеса; однако, статистики по ним не ведется; имеет место априория: больше заказных, чем авторских.

Второй признак - масштабы нововведений. Виды:

- единичные (локальные) инновации - осуществляются на одном объекте, например, рационализаторские предложения;

- диффузные инновации - широко распространенные, например, используемые в виде ноу-хау, лицензий и т.д.

Третий признак - по местам возникновения, разработки и распространения инноваций. Виды:

- внутриорганизационные, т.е. внутри организации, фирмы, предприятия;

- внутриотраслевые, т.е. внутри какой-либо отрасли хозяйства;

- внутригосударственные, т.е. внутри государства;

- межорганизационные, т.е. между предприятиями, организациями, учреждениями;

- межотраслевые;

- межгосударственные, т.е. когда изобретение запатентовано в других странах, применяются лицензии;

-межнаучная кооперация инноваций - сложный объект управления, пока белое пятно науки инноватики.

Четвертый признак - научно-инновационный потенциал. Виды:

-радикальные (базовые) инновации, лежащие в основе перехода к новым поколениям и направлениям техники, формирования новых отраслей, подотраслей, классов продукции;

- модифицирующие (улучшающие) инновации, направленные на обновление моделей и улучшение параметров выпускаемой, пользующейся спросом на рынке продукции для повышения ее конкурентоспособности;

- псевдоинновации (квази-инновации) - усилия по улучшению и обновлению продукции, находящейся на последней фазе цикла, устаревшей в своей основе; в этом случае вложения могут не дать эффекта и привести к утере конкурентоспособности фирмы, ее банкротству.

Пятый признак - степень завершенности. Виды:

- завершенные и незавершенные инновации, т.е. приведение или неприведение к положительному результату

Шестой признак - уровень результативности. Виды:

- результативные и нерезультативные, т.е. получение результата или нет.

Седьмой признак - содержание инновации. Виды:

- продуктные - наиболее распространенный вид инноваций, хотя статистики не имеет, например, новая техника, машины, приборы, инструменты, предметы потребления;

- технологические (процесс-инновации) - связанные с разработкой или модификацией способов производства; широко распространены, но уступают техническим;

- экономические инновации, т.е. новые методы, показатели, подходы в экономике (экономиксинновэйшен);

- управленческие инновации связаны с организацией труда, управлением, техникой менеджмента;

- правовые инновации связаны с разработкой новых систем, норм правовых актов;

- социальные инновации связаны с мотивацией труда, внутриколлективных отношений, формированием инновационного мышления у работников предприятий, фирм;

- психологические инновации связаны с психологическим отбором и оценкой кадров (хьюманрэлейшен);

- педагогические инновации связаны с новыми методами образования, технологиями преподавания;

- информационные инновации связаны с новыми информационными системами и технологиями.


© 2010-2022