Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Социальные нормы и отклоняющееся поведение: преступность

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: "Социальные нормы и отклоняющееся поведение: преступность" (11 класс) может использоваться как внеурочное мероприятие по предмету. Урок обществознания был проведен в форме Гражданского форума. На него были приглашены представители родителей, работники органов государственной власти, партий Белгородского региона и общественных организаций, а так же представители Белгородской епархии. В работе Форума принемало участие Уполномоченный по права...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»










Методическая разработка для проведения гражданского форума:

«Детская преступность: где выход?»







Разработано:

преподавателем высшей категории

Панченковой И.И..








Оглавление

стр.

Введение

3

Гражданский форум «Детская преступность: где выход?»

4-18

Заключение

19-

Список литературы

20

Приложение 2

21

Приложение 3

22-24

Введение

Методическая разработка форума на тему: «Детская преступность: где выход?» актуальна в настоящее время. Актуальность данной разработки не вызывает сомнения, является необходимым средством в воспитании нравственных качеств личности, формировании и развитии умений анализировать проблемы взаимоотношения между людьми и находить оптимальные решения.

Гражданский форум - это один из способов участия студентов в общественной жизни путем обсуждения важных, общественно значимых проблем.

Суть методики заключается в тщательном многостороннем анализе трех-четырех подходов к решению какой-либо общественно значимой проблемы в ходе направленного диалога.

Технология организации и ведения гражданского форума - это технология диалогового общения. Участники гражданского форума должны быть открыты к восприятию идей других людей. Важно то, что в ходе форума появляется возможность обсудить проблему с разных сторон, обсудить последствия разных подходов к ее решению. При этом кто-то из участников может в чем-то изменить свое мнение.

В результате проведения форума участники не обязательно должны прийти к какому-то единому мнению. Цель его проведения - в том, чтобы найти общую основу для совместных действий.

Проделана большая подготовительная работа со студентами. Для проведения форума привлечены множество членов различных организаций, которые выступили с актуальными, интересными фактами по заданной теме.

Материал теста «Агрессивен ли я?» разработан с учетом особенностей образа жизни подростков в настоящее время, их норм поведения в подростковой среде. Проведенное тестирование позволило подросткам оценить свои психологические качества относительно заданной ситуации.

Детская преступность: где выход?

Цели:

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

формирование основ российской гражданской идентичности;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, выставка информационных материалов, выставка творческих работ учащихся, таблички для голосования, анкеты.

Ход мероприятия

Показ отрывка из художественного фильма «Педагогическая поэма».

Ведущий. Вопрос к аудитории: «Как Вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего обсуждения?»

Сегодня мы проводим мероприятие, которое назвали Гражданский форум. Тему его нам подсказала сегодняшняя действительность: «Детская преступность: где выход?» (Слайд 1, Приложение 1)

Разрешите представить гостей нашего форума:

1.Уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области - Пятых Галина Анатольевна.

2. Депутат Областной Думы-

3.Член молодежной первичной организации партии ЛДПР Белгородского регионального отделения - Савинова Дарья Анатольевна.

4. Член молодежной первичной организации партии ЛДПР Белгородского регионального отделения - Чернявский Дмитрий Анатольевич.

5.Священослужитель-отец Димитрий Лукьянов.

6.Руководитель военно-патриотического клуба «Отечество» Фонда «Поколение» Депутата Государственной Думы РФ А.В. Скоча - Вайнгольц Михаил Александрович.

7. Инспектор отделения по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН ОП №2 УМВД России по г. Белгороду лейтенант полиции Захарова Арина Юрьевна.

8. Работник УФСКН по г.Белгороду и Белгородской области - Спесивцева Анна Олеговна .

9. Представитель Управления молодежной политики г. Белгорода -

10.Социальный работник БСК - Тимошенко Л.А.

Шаг 1. Обозначение проблемы

Учащийся 1. Вопросы преступности давно будоражат умы человечества. Что такое преступление, почему люди их совершают. На эти и другие вопросы пытались ответить еще ученые древности.

Учащийся 2. Так древнегреческий ученый, философ Платон, анализируя мотивы преступлений, указывал среди них стремление к наслаждениям, праздности, гнев, ревность, заблуждение и др.(Слайд 2, Приложение 1)

Много внимания он уделял наказанию, считал, что оно должно быть индивидуальным, соответствовать характеру содеянного с учетом побудительных мотивов, которыми преступник руководствовался.

Учащийся 1. Закон, по его мнению, призван оказывать на человека предупредительное воздействие и люди под воздействием закона должны становится лучше.

Огромное значение он придавал воспитанию "... добродетели учить можно... и нет ничего удивительного, когда у хороших родителей бывают худые, а худых хорошие дети" - писал он.

Учащийся 2. Важное значение предупреждению преступлений уделял также Аристотель. (Слайд 3, Приложение 1) При этом во главу угла он ставил силу закона, полагая, что люди воздерживаются от дурных поступков из страха наказания, а преступник становится порочным только по своей воле. Вместе с тем причины преступлений он видел вне преступника. Это: беспорядки в государстве, нищета, слабость наказания, нарушение принципа неизбежности наказания. Он активно выступал против произвола судей, считал, что судьи должны служить только закону.

Учащийся 1. Среди ученых древнего Рима, размышлявших о преступности следует назвать Цицерона, Сенеку, Лукреция, Публия Сира и других.

В их идеях выражены взгляды на преступность как на дурное поведение, связанное с такими человеческими грехами, как корыстолюбие, честолюбие, злобность, гордость, зависть, гнев, а также с бедностью, отчаянием, бесправием.

Учащийся 2. В эпоху первобытнообщинного строя, когда не было государства и права, не было и понятия преступления, наказания. Если совершались какие-либо эксцессы, действия, вредные, опасные для рода и племени, отдельного лица, то с ними боролись посредством применения мер принуждения, исходящих от рода, племени, например, изгнание из рода, племени, лишение мира, лишение воды.

Учащийся 1. Преступность - это отклонение поведения, которое представляет высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону.

Учащийся 2. Преступность несовершеннолетних - это опасные действия несовершеннолетних, ответственность за которые предусмотрена уголовным законом. Нижний возрастной порог уголовной ответственности в России - 14 лет. Несовершеннолетие завершается на следующий день после исполнения восемнадцати лет и наступает совершеннолетие каждого гражданина России.

Учащийся 1. Следует отличать преступность несовершеннолетних от детской преступности. Детская преступность - это общественно опасные действия малолетних, которые не могут по возрасту нести уголовную ответственность. Демонстрация видеосюжета «Такая жизнь. Малолетние преступники.» (Приложение 2)

  1. Дискуссия по вопросам детской преступности

Ведущий. Детская преступность. Преступность несовершеннолетних. Стоит задуматься, насколько это словосочетание звучит чудовищно и несколько парадоксально. Ведь что общего может быть между детьми и понятием «преступность». Но, к сожалению, с каждым годом это проблема становится все более явной, и бороться с ней становится труднее. Это - дети, слишком рано пошедшие по неверному пути. Что лежит в «истоках» этой преступности? И как с ней бороться? На эти два вопроса сложно ответить.

Дети воруют, убивают, одним словом делают то, что может разрушить их жизнь и жизнь окружающих. Дико звучит выражение «детская преступность», но страшнее реальность, в которой все наглядно можно увидеть и ужаснуться.

Предоставим слово социальному педагогу, которая познакомит нас со статистическими данными по России, области, городу, учебному заведению.

Социальный педагог. В Российской Федерации на протяжении ряда лет отмечается тенденция роста преступности среди несовершеннолетних. По сравнению с 2000-м годом почти на 30% возросло число выявленных несовершеннолетних преступников. Подростками ежегодно совершается свыше 300 тысяч преступных деяний, из них около 100 тысяч - детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. (Слайд 4, Приложение 1)

Помимо этого регистрируется более миллиона административных правонарушений, совершаемых ими. Количество "приводов несовершеннолетних" в милицию ежегодно возрастает в среднем на 12-15%. В российских мегаполисах до 30% социально опасных деяний совершается людьми моложе 14 лет. За 5 лет на 25% увеличилось число несовершеннолетних, находящихся в розыске. (Слайд 5, Приложение 1)

Ведущий. За свои преступления в 62 воспитательных колониях сейчас сидят более 10 тысяч несовершеннолетних преступников. 29% из несовершеннолетних осужденных имеют психические отклонения, 8% страдают алкоголизмом и наркоманией. За последние 10 лет число 14-15-летних осужденных увеличилось более чем в двое. И, по его словам, Россия явно идет на увеличение подростковой преступности. (Слайд 6, Приложение 1) Шаг 2. Поиск подходов к проблеме

Каков же выход из сложившейся ситуации? Попытаемся найти ответы в дискуссии. (Слайд 7, Приложение 1)

Беспризорность и преступность в среде несовершеннолетних захлестнули общество и выросли до угрожающих размеров. Такой вердикт вынес В. Путин и поручил правительству принять незамедлительные меры по выходу из сложившегося положения.

Государственные деятели, юристы, психиатры, социологи, писатели, учителя, родители - все отмечают огромный рост преступности среди несовершеннолетних. Детская и юношеская преступность - это трагедия современной действительности, которая приобрела вполне явные очертания катастрофы.

Детская и юношеская преступность принимает все более грубые и жестокие формы. Юные преступники, которые 25 лет тому назад разбивали уличные фонари, теперь разбивают черепа людей. Размеры детской преступности и её жестокость просто шокируют. Кражи, грабежи, избиваются и убиваются школьники, учителя, прохожие.

Вопрос к инспектору ПДН. Какие виды преступлений чаще всего совершают несовершеннолетние?

Инспектор ПДН. Преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества).

Преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств).

Групповой характер преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Преступления, которые совершается подростками при соучастии взрослых. Как правило, это наиболее опасные преступления: бандитизм, убийства, разбои.

Главная причина возникновения и существования детской преступности связана с тем, что дети оказываются на улице, а у государства нет денег заниматься этим ребенком. Это прямое следствие безнадзорности. Дальше за их воспитание берется улица: хочешь есть - укради. Кража - самый распространенный вид детских преступлений. За кражами идет и грабеж, когда тихо украсть нет возможности, а за грабежом убийства. У несовершеннолетних еще не работают тормоза, и наибольшая жестокость присуща преступлениям, совершаемым детьми, они не могут отдавать себе отчет, что они делают. К тому же, будучи обиженными на весь мир, все свои комплексы они вымещают на жертве.

Ведущий. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Шаг 3. Обсуждение (собственно «гражданский форум»)

Вопрос к аудитории. Как Вы считаете, возрастает ли агрессия в среде несовершеннолетних? Кто считает, что да проголосуйте.

Вопрос к психологу службы доверия. Для того что бы разобраться в причинах агрессивного поведения необходимо понять, что такое агрессия и агрессивность?

Психолог. Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим, не желающим подобного обращения. Агрессивность - свойство личности, характеризующееся высокой склонностью к агрессии. Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков. Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношения в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.

Психологи выделяют 4 основных составляющих подростковой агрессии - к ним относятся:

1. Высокий уровень личной тревожности

2. Неадекватная самооценка

3. Группа - зависимое поведение

4. Низкий уровень социальной адаптации (синдром отверженности)

Возникают же эти составляющие, по мнение экспертов, по следующим причинам:

60% - воспитание и тип взаимодействия в семье

20% - влияние социального окружения

15% - возрастные психо-физиологические особенности организма

5% - наследственная предрасположенность

Феномен агрессии широко исследуется в психологии и социологии - на сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Связано это, вероятнее всего, с беспрецедентным ростом уровня агрессии и насилия в современном обществе.

Ведущий. В продолжение темы предлагаю провести тест на агрессию с присутствующей аудиторией.

Психолог. Вам раздадут вопросы теста. (Приложение 3). Отмечайте знаком «+» те предложения, которые вас характеризуют. Подсчитайте плюсы и запомните цифру. Корректно подвести итог тестирования.

Ведущий. По инициативе лидера партии ЛДПР В.Жириновского в Государственной Думе была предпринята попытка проведения в жизнь законопроекта о снижении возраста уголовной ответственности до 12 лет. Этот законопроект поддержала и партия «Единая Россия». В 2009 и 2012 гг. Государственная Дума отклонила этот законопроект. (Слайд 8, Приложение 1)

Вопрос аудитории. Кто поддерживает эту инициативу из присутствующей аудитории. Проголосуйте, пожалуйста.

Выступления представителей партии ЛДПР, «Единой России»

Ведущий. А во всем ли виноваты дети? Откуда у подростков столько злобы и ненависти к окружающим их людям? Кто пропагандирует насилие и убийство?

Специалисты выделяют много причин детской преступности, которые мы рассмотрим.

Для того чтобы сдерживать нарастающую волну преступности несовершеннолетних специалисты и ученые пытаются выявить причины подростковой криминогенности. Они анализируют отдельно взятое влияние экономических, политических, социальных условий и факторов. Некоторые из них в качестве основных причин роста подростковой преступности видят ухудшение экономических условий, другие - рост детской безнадзорности и беспризорности, третьи - культ насилия, господствующий в работе СМИ, четвертые - недостатки действующего законодательства, пятые - нестабильность общественного устройства и т.д.

Рассмотрим основные причины преступности несовершеннолетних.

Вопрос к психологу: что характерно для проявления личности несовершеннолетних?

Психолог. Определенное значение для подростковой преступности имеет биологический фактор. Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития личности. Так, в период полового созревания (от 11-13 лет до 15-17 лет) у подростков сразу появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего.

Несмотря на относительную кратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека. Именно в подростковом возрасте происходит завершение формирования характера и становление личности. Это происходит под активным влиянием социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.

Возрастные особенности несовершеннолетних - недостаток жизненного опыта, склонность к подражанию, трудность правильной оценки некоторых явлений, эмоциональная возбудимость и др.- усиливают опасность усвоения отрицательных взглядов и привычек в случае попадания под нежелательное влияние. Особенно это происходит тогда, когда не обеспечивается должное воспитательное воздействие и контроль за поведением подростков.

Ведущий. Личность ребенка, прежде всего, формируется в семье.

Вопрос Уполномоченному по правам ребенка в Белгородской области: Есть ли у нас статистика о состоянии белгородских семей: полные, неполные, дети в социально опасном положении?

Ответ.

Вопрос к социологу учебного заведения: данные по нашим ученическим семьям.

Ответ.

Вопрос к аудитории. Как вы считаете, является ли семья основой формирования идеалов добра у детей? Проголосуйте.

Вопрос из аудитории к отцу Димитрию и другим участникам форума: Как Вы воспитываете своих детей?

Ответ.

Ведущий. В Белгордской области в 2005 году принят Закон об ответственности родителей за воспитание детей.

Вопрос к инспектору ПДН: Какова статистика привлечения родителей к ответственности по этому закону?

Ответ.

Ведущий. Можно смело проводить прямую параллель между беспризорностью и детской преступностью. По однозначному убеждению Совета безопасности РФ ситуация с беспризорниками представляет серьезную угрозу национальной безопасности и социальной стабильности в России.

В 2012 году беспризорники в России составили 3% от населения.

Вспоминается "бразильский вариант", который, предполагается, уже навис над страной, и будет развиваться, в случае затягивания с принятием немедленных мер по разрешению ситуации. Расскажу вам, в чем же суть этого самого "варианта". В начале 80-х годов в Бразилии численность беспризорников составляла около 5% от всего населения страны, что в последствии явилось настоящей катастрофой для государства. Кстати, на 2012 год в РФ беспризорники составляли приблизительно 3% от всего населения страны. И эта цифра с годами росла, о чем, несомненно, стоит серьезно задуматься.

Вернемся в Бразилию, так вот, эти 5%, являющиеся довольно представительной и однородной силой, решили пустить свою молодую прыть в единое русло. Вооружившись, они начали грабить богатые дома и магазины, убивать их хозяев, не брезгуя в процессе и случайными прохожими. Власти оказались бессильными перед силой, имеющей детское лицо. Как поступили потенциальные потерпевшие--они на собственные деньги создавали эскадроны смерти, которые занимались отстрелом уличных детей… За период с 1984 по 1991 год было убито около 8 тысяч беспризорников.

Это, надеюсь, наименее вероятный сценарий развития событий в нашей стране. Но по данным 2012 года около 4 миллионов (при общей численности народонаселения России около 140 миллионов человек) молодых людей - будущее нации - являются нездоровыми и потенциально асоциальными членами общества. (Демонстрация отрывка из фильма «Республика ШКИД»)

Ведущий. Дети, которые воспитываются без родителей, чувствуют свою ущемленность рядом с другими, от этого появляется ненависть ко всему окружающему миру, и вот этот ребенок уже не далек от преступления.

К сожалению, можно с уверенностью утверждать: надежда на то, что, решив проблему беспризорности, параллельно будет разрешена и проблема детской преступности, не имеет под собой основания.

Во все времена сеятелем доброты и незлобивости среди людей была православная церковь, ее христианские заповеди.

Можно ли воспитать идеалы добра и справедливости без участия церкви? (Голосует аудитория)

Вопросы из аудитории к отцу Димитрию. (Слайд 9, Приложение 1)

Как сегодня православная церковь помогает родителям в воспитании послушных детей, любящих отца и мать и уважающих других людей?

Ответ.

Ведущий. Взрослые, предъявляя повышенные требования к поведению подрастающего поколения, сами нередко ведут себя не лучшим образом по отношению к нему. И если мы справедливо осуждаем тяжкие преступления, совершаемые подростками, то, как оценить детскую безнадзорность, заброшенность, общественное безразличие, а то и прямое насилие над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников, учителей?

Не сократится уровень преступности подростков без изменения отношения к ним взрослых людей - родителей, учителей, работников правоохранительных органов, населения в целом. Неслучайно специалисты утверждают: не бывает трудных детей, есть трудные взрослые.

Сегодня создается система ювенальной юстиции, ее сторонники утверждают, что она призвана защитить детей от произвола взрослых.

Понятие ювенальная юстиция первоначально относилось к особым судам для несовершеннолетних, которые появились в конце XIX века одновременно в Европе и в России, где такое правосудие закончилось в 1917 году. В прошлом веке в законодательстве многих стран появились постулаты о правах ребенка. Незаметно чисто судебная ювенальная юстиция стала превращаться в ювенальную систему. Она уже сформирована в одних странах, формируется в других и старается завоевать позиции в третьих, в том числе и нашей.

В ювенальную юстицию постепенно вошли органы социального надзора за положением ребенка в семье, пропаганду просвещения детей по проблемам здоровья, а позже и сексуальное просвещение. Сама эта "детская" юстиция стоит на нескольких главных принципах.

Первый - у ребенка те же права, что и у взрослого. Про его обязанности ничего не говорится. Ребенок имеет право самостоятельно обращаться в органы за защитой своих прав. Это включает жалобы на родителей в полицию или суд, которые обязаны незамедлительно проверить, как родители исполняют свои обязанности. Правда, нигде точно не прописано, как должно выглядеть "ненадлежащее" исполнение родительских обязанностей. Дополняют систему органы социального надзора, включающие социальных работников при судах и психологов. По западным критериям соцнадзор находится вне контроля и подчинения госорганов. Обжалование решений социальных органов в случае изъятия детей из семей длится долго - до нескольких лет.

А главное, что ребенка сразу отбирают у "ненадлежащих" родителей и отдают в приют или приемным родителям до проверки фактов.

Обязательно организуется специальная база данных о детях. Школьников и малышей в детсадах обязывают вести специальные дневники с оценкой поведения родителей. Дневники проверяются органами соцнадзора.

Один из важнейших постулатов ювенальных технологий - сексуальное воспитание детей. Вместо понятия "пол" вводится понятие "гендер". В нашей Госдуме был зарегистрирован похожий законопроект "О гендерном равенстве". В документе запрещена критика лиц нетрадиционной ориентации, акцент делается на свободе сексуального выбора. По сути, исключаются понятия "мальчик" и "девочка". Такая половая самоидентификация объявляется вредной.

Первым шагом во внедрении в нашей стране ювенальной юстиции стал новый Семейный кодекс РФ. Его изменили в 1995 году. В кодексе записано право ребенка при нарушении своих прав и при ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей обращаться в орган опеки и попечительства или в суд. В 2002 году появился закон о создании у нас ювенальных судов. А органы опеки получили право инициировать изъятие ребенка из семьи.

В прошлом году в Госдуму внесены несколько "ювенальных" законопроектов, в том числе о гендерном равенстве, о социальном патронате, об общественном контроле за детьми-сиротами.

В 1998 году принят Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Этим законом была введена важная классификация детей, "находящихся в трудной жизненной ситуации". Определено, кого, собственно, считать такими детьми и как им помогать. И вот среди перечисления детей-сирот, детей-наркоманов и детей-уголовников находим неожиданное: "дети, проживающие в малоимущих семьях". А как же иначе? Бедность и есть фактор, от которого надо защищать.

Вопросы гостям.

  • Может ли повлиять на сокращение преступности развитие ювенальной юстиции?

  • Какова роль СМИ в росте преступности?

  • Что имеет большее действие для предупреждения детской преступности свобода и личная ответственность или тотальный контроль и жесткие запреты?

  • Что правильнее: «изолировать» малолетних преступников или давать им условные сроки, учитывая при этом, что потом 80 % из них пополнят колонии?

  • Что мы, взрослые можем сделать, чтобы снизилась детская преступность?

Ответы гостей.

Ведущий. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется значительная совместная работа власти, правоохранительных, общественных и научных структур. Рост подростковой преступности является предвестником нарастающих социальных катаклизмов в стране. Преступность среди несовершеннолетних создает предпосылки для роста в арифметической прогрессии общей преступности.

Думаю, что совершение преступлений - это своеобразный вызов всему обществу, уже ни на что не надеющихся детей. Причем это утверждение одинаково справедливо и для беспризорников, и для детей из внешне благополучных семей. Протестуя против устоев, стирая все запреты, дети подсознательно пытаются заявить о себе, рассказать о своих проблемах.

Надо что-то исправить в их душах, научить отличать хорошее от плохого. (Слайд 10, Приложение 1)

Шаг 4. Заключительный этап форума.

является переход от обсуждения к действию.

Эта часть работы заключается в переходе от обсуждения к действию. Она может быть проведена непосредственно на заключительной стадии форума. Однако, учитывая эмоциональную нагрузку, испытываемую участниками форума, лучше, если она будет носить несколько отсроченный характер. Однако промежуток между форумом и проведением этой стадии работы должен быть небольшим (2-3 дня).

Студентам стоит предложить два ключевых вопроса:

  1. Как мы можем использовать те знания, которые мы получили в ходе форума? (Например: выпустить стенгазету по итогам форума; выступить в разных группах с рассказом о прошедшем форуме; разместить информацию по проблеме на сайте колледжа и т.д.)

  2. Какие действия можно предпринять на основе тех общих взглядов, которые выявились в ходе форума? (Выразить озабоченность проблемой, обратившись в органы власти; провести более глубокое исследование проблемы; повторить проведение гражданского форума с приглашением более широкого круга лиц с разными подходами к проблеме, экспертов; организовать социальный проект; создать общественную организацию и т.п.).

Заключение

Поиск эффективных подходов к формированию гражданской компетентности студентов ставит перед педагогом современной школы задачу включения обучающихся в активное и заинтересованное обсуждение актуальных проблем социальной действительности. При этом важно, чтобы такое обсуждение происходило не на уровне эмоций и обыденных суждений, а на уровне аргументированных суждений, в основе которых лежит достаточно серьезное и разностороннее знакомство с предметом обсуждения. Использование в рамках урока различных форм регламентированного дискуссионного обсуждения, получивших в последнее время довольно широкое распространение в преподавании обществознания и истории, как показывает практика, не всегда позволяет достичь этого эффекта. В этой связи представляет интерес такая форма организации обсуждения общественно-значимых проблем как гражданский форум.

Проведение данного мероприятия создает условия для размышления подростков о человеческих ценностях, развивает коммуникативные навыки; способствует развитию самостоятельности активности и формированию собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов, воспитывает чувство гражданственности.

Особо следует подчеркнуть, что обсуждение той или иной проблемы в ходе гражданского форума может стать основой для выдвижения замысла и последующей реализации действительно значимого социального проекта.

Список литературы

  1. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей: Социально-психологические особенности/И.П. Башкатов. М.:1999.

  2. Гражданский форум в классе. Методическое пособие. Авторы-составители Н. С. Коваленко, К. В. Комаров, Э. Ю. Сероусова, И. И. Чуйкова, И. Г. Якимович. - Брянск, 1997.

  3. Клейберг Ю.А Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков/Ю.А. Клейберг, Н.В. Шахзадова.Тверь; Нальчик: 2000.

  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для ВУЗов/Ю.А. Клейберг.М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М»,2001. 160с.

  5. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук/М.В. Львова. Ярославль: 2000.

  6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. 702 с.

  7. Пискарев Д.П. Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи/Д.П. Пискарев. М.:1999.

  8. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. «Живое право» - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.

  9. Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. 336 с.

  10. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427с.

  11. Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»/С.Д. Чиганова. Красноярск: Изд-во «Универс»,2002. 80 с.

Приложение 2

Ссылка для просмотра видеосюжета «Такая жизнь. Малолетние преступники» youtube.com/watch?v=mzXDGRRL0GE

Приложение 3

Тест

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

  2. Я легко раздражаюсь.

  3. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.

  4. Я не всегда получаю то, что мне положено.

  5. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

  6. Мне кажется, что я способен ударить человека.

  7. Иногда я настолько злюсь, что кидаюсь предметами.

  8. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

  9. Если кто-нибудь первым ударит меня, я сразу же отвечу ему.

  10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

  11. Я гораздо более раздражителен, чем, кажется.

  12. Если кто-то воображает себя главным, я делаю не так, как он скажет.

  13. Меня немного огорчает моя судьба.

  14. Я думаю, что многие люди не любят меня.

  15. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

  16. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

  17. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

  18. Я способен на грубые шутки.

  19. Меня охватывает дикая ярость, когда надо мной насмехаются.

  20. Когда люди строят из себя главных, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

  21. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

  22. Довольно многие люди завидуют мне.

  23. Я требую, чтобы люди уважали меня.

  24. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

  25. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

  26. Когда получается не, по-моему, я всегда обижаюсь.

  27. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

  28. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" .

  29. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.

  30. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

  31. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

  32. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

  33. Неудачи злят меня.

  34. Я дерусь чаще, чем другие.

  35. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

  36. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

  37. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

  38. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

  39. Меня никогда не мучает совесть.

Результаты

Не больше 15

Вы либо очень хорошо контролируете свое чувство гнева, либо не можете его осознать и принять. Возможно, вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в своих силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком... И все же побольше решительности вам не помешает.

От 16 до 25 баллов

Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку у Вас достаточно здорового честолюбия и уверенности. Но Вам желательно осознавать свой гнев и научиться обращаться с ним.

От 26 до 35 баллов.

Вполне вероятно, что у Вас очень много проблем, над которыми стоит поработать. Возможно, Ваша жизнь не является настолько удовлетворительной, насколько Вам бы хотелось. В Вашей жизни многое изменится к лучшему, если Вы научитесь обращаться со своим гневом. Так как при гневе неосознанно напрягаются мышцы шеи, спины, живота и рук, оптимальным вариантом являются ежедневные упражнения по расслаблению мышц с помощью специального аудиодиска.

От 36 до 39 баллов.

Ваш гнев контролирует Вашу жизнь, мешая Вам жить полноценной и активной жизнью. Ваше преодоление социальной тревоги или других трудностей в общении будет зависеть от того, насколько хорошо Вы научитесь техникам, помогающим осознавать свое чувство гнева.

© 2010-2022