- Преподавателю
- Обществознание
- Технологическая карта урока обществознания по теме Гражданин России (5 класс)
Технологическая карта урока обществознания по теме Гражданин России (5 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Язева А.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта
Тема урока
Гражданин России
Эпиграф: Без прав нет обязанностей!
Дата урока
12.03.16
Тип урока
Урок «открытия нового знания»
Цель урока
Формирование представлений о гражданине, его статусе, конституционных правах и обязанностях
Образовательные ресурсы
Презентация, учебник, раздаточный материал
Формы обучения, методы, технологии
Технология сотрудничества, проектная деятельность, наглядный и поисковый методы.
Основные понятия
Гражданин, права, обязанности
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся определять права и обязанности гражданина РФ, получат возможность работать с различной информацией, выделяя главное, высказывать собственное мнение
Познавательные: выбирать наиболее эффективный способ решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
Регулятивные: адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей и др.
Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина РФ, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Организационная структура урока
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
Формы контроля
-
Мотивация
3
Приветствие.
Слайд1 «Политическая карта мира».
На карте много государств и все они имеют разные территории, разные названия, разное население. В каждой стране свои обычаи, традиции и законы. Где же наша страна?
Слайд2. Мы - жители России представители различных национальностей, вероисповедания, профессий. Во времена Российской империи жителей нашей страны называли подданные, т.к. они починялись императору. А как сегодня нас всех можно назвать? (Граждане).
Учитель организует формулировку темы и постановки цели урока.
Слайд 3 «Тема урока».
Мы сегодня изучаем новый материал, для этого нам необходимо (сами формулируют):
- выяснить значение новых слов «гражданин», «права», «обязанности» (Учитель: для этого нам предстоит работать с разными источниками информации);
- научиться определять права и обязанности гражданина;
- Учитель: создать информационный плакат.
Запишите тему в рабочий лист.
Слушают, обсуждают, пытаются самостоятельно формулировать тему и цель урока.
Фронтальный опрос
Записывают тему в рабочий лист.
-
Актуализация
3
Слайд 4 «Древняя Греция»
Изучая данную тему, нельзя не вспомнить историю Афинского государства. Что означает слово ДЕМОКРАТИЯ? Кого тогда называли гражданином? Кто не являлся гражданином?
Вывод: рабы не были гражданами, поэтому они были ограничены в правах, остальное же население (ГРАЖДАНЕ) могло участвовать в управлении государством, голосовать, занимать государственные должности, входить в состав суда.
Отвечают на вопросы
Устные ответы
-
Выявление места и причины затруднения
3
Мы выяснили, что статус гражданина к чему-то обязывает, дает определенные права. Права и обязанности гражданина в нашей стране закреплены в самом главном законе. Как он называется? (Конституция).
Соблюдение прав гражданина гарантируются государством. Однако, чтобы размышлять об этом, нам необходимы еще знания.
Сегодня вам предстоит поработать над проектами, у каждой группы он будет свой. Тема проекта, алгоритм работы и дополнительные материалы на столах.
Слушают, обсуждают, выполняют требования учителя.
Работа в группах
-
Построение и реализация проекта
15
Учитель организует работу в группах:
Итак, сегодня вам предстоит сделать очень полезную работу - создать информационный плакат, который расширит ваши знания по теме и, конечно, будет полезен каждому гражданину. Алгоритм работы над проектом на красном листе (приложение2), дополнительные материалы в файле (приложение 3). После реализации проекта вам необходимо его презентовать, время на работу по проекту -15 минут!
Обсуждают, работают над проектом (создание плаката)
Информационный плакат
-
Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Включение в систему знаний и повторения
11
Презентация проектов, ответы на вопросы учителя и других команд. На каждый проект - 3 минуты + вопросы учителя.
Презентуют свой проект, отвечают на вопросы.
Остальные заполняют рабочий лист.
Индивидуально-групповая
Устные ответы
-
Рефлексии учебной деятельности на уроке
5
Учитель предлагает ответить на вопросы: Все ли поставленные задачи мы сегодня реализовали? В чем были сложности?
Слайд 5: Домашнее задание: № 2 «в классе и дома» стр 111.
Отвечают на вопросы учителя, записывают задание, при необходимости задают вопросы.
Групповая
Оценивание учащихся за работу на уроке
Приложение 1
Алгоритм работы над проектом
«Гражданин - Отечества достойный сын!»
-
Прочитать все варианты значения слова «гражданин» (есть информация и в учебнике) и выбрать то, которое является самым понятным, и удачным для его размещения на плакате. Написать его на плакате.
-
Выбрать из предложенного перечня фото именно тех людей, кто по вашему мнению, достоин звания ДОСТОЙНЫЙ ГРАЖДАНИН РОССИИ. Приклеить фото на плакат и приготовиться объяснить ваш выбор классу.
-
Презентовать результат своей работы у доски.
Алгоритм работы над проектом
«Права граждан Российской Федерации»
-
Прочитать все варианты значения слова «права» (есть информация в учебнике и на белом бланке) и выбрать то, которое является самым понятным и удачным для его размещения на плакате. Написать его на плакате.
-
Соотнести название прав с картинками, приклеить их на плакат.
-
Презентовать результаты своей работы у доски.
Алгоритм работы над проектом
«Обязанности граждан Российской Федерации»
-
Прочитать все варианты значения слова «обязанность» (есть информация в учебнике и белом бланке) и выбрать то, которое является самым понятным и удачным для его размещения на плакате. Написать его на плакате.
-
Соотнести название обязанностей гражданина с картинками, приклеить на плакат.
-
Презентовать результаты своей работы у доски.
Приложение 2
Дополнительные материалы к проекту «Гражданин - Отечества достойный сын!»
КТО ТАКОЙ ГРАЖДАНИН?
Значение слова Гражданин по словарю Ефремовой:
-
Гражданин - лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства.
-
Гражданин - человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе.
Значение слова Гражданин по словарю Ожегова:
-
Гражданин - взрослый человек.
Значение слова Гражданин по словарю Ушакова:
-
Гражданин - подданный какого-либо государства. Человек, подчиняющий свои собственные интересы общественным.
Значение слова Гражданин по словарю Даля:
-
Гражданин - городской житель, член общины или народа, состоящего под одним управлением.
Значение слова Гражданин по Большому юридическому словарю:
-
Гражданин - лицо, принадлежащее к определенному государству. Он наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению он отличается от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.
Приложение 3
Дополнительные материалы к проекту «Права граждан Российской Федерации»
ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ГРАЖДАНИНА?
Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.
Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Права гражданина - это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах, и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.
О
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
СОБЛЮДАТЬ КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВО НА ЖИЗНЬ
ЗАБОТИТЬСЯ О НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЯХ.
ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
РОДИТЕЛИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПОЛУЧЕНИЕ ДЕТЬМИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРАВО НА ТРУД
ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПРАВО НА ОТДЫХ
ПЛАТИТЬ ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
СОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Приложение 4
Дополнительные материалы к проекту «Обязанности граждан Российской Федерации»
ЧТО ТАКОЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА?
Обязанности - это меры общественно необходимого поведения человека.
Конституционные обязанности человека и гражданина - это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан этого государства независимо от места их нахождения.
Обязанность - предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правоотношения. Обязанность характеризуется категоричностью. Она является властно предписанным (необходимым) поведением субъекта правоотношения.
Юридическая обязанность и субъективное право в правоотношении находятся в неразрывной связи друг с другом. Субъективному праву одного субъекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта.
ЗАБОТИТЬСЯ О НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЯХ.
РОДИТЕЛИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПОЛУЧЕНИЕ ДЕТЬМИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАТИТЬ ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
СОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА