Обобщающий урок по праву

Право – сложное социальное явление и до сих пор его познание не закончилось. Об этом свидетельствуют многочисленные теории правопонимания. Право – это система, установленных и санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающая совместное гражданско-политическое  существование людей на началах личной свободы и при минимуме карательного насилия. Право – не право без законодательных ограничений, которые общество налагает на возможные репрессивные действия самого государственного м...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7.

Обобщающий урок по Праву

Цели урока: повторить и обобщить полученные знания по теоретическим основам права, таким как:

- основные положения науки юриспруденция;

- особенности и закономерности возникновения права;

- принципы, аксиомы и презумпции права;

- система регулирования общественных отношений.

1. «Разминка».

1. Прикладными юридическими науками являются … (судебная медицина, правовая кибернетика, судебная психология, криминалистика).

2. Отраслевыми юридическими науками являются … (конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, семейное право).

3. Международными правовыми науками являются … (международное частное право, международное публичное право).

4. Кто в России может стать присяжным заседателем? (лица, достигшие 25 лет, не имеющие судимости).

5. На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали … (обычаи).

6. Совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой, называется … (естественным правом).

7. Автором психологической теории понимания права являлся … (Л.И. Петражицкий).

8. «Кто живёт по закону, тот никому не вредит» - это утверждение называется … (правовой аксиомой).

9. Гражданина могут признать в судебном порядке умершим, а днём его смерти считается день вступления в силу решения суда. Такое положение называется … (юридической фикцией).

10. К первым видам социальных норм относятся … (обычаи).

2. «Умный листок».

По трём рядам с последней парты передают вперёд лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из темы урока. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных.

Максимальный набор понятий:

правовая информация

официальная правовая информация

информация индивидуально-правового характера

неофициальная правовая информация

юриспруденция

присваивающая экономика

неолитическая революция

производящая экономика

мононормы

табу

агрокалендарь

правопонимание

естественное право

позитивное право

основная норма

право

принципы права

презумпции

правовые аксиомы

юридические фикции

социальные нормы

обычаи

религиозные нормы

моральные нормы

групповые нормы

корпоративные нормы

3. На приёме у юриста.

У доски - двое учащихся (юристы). Они дают ответы на вопросы учащихся. Примерные вопросы к юристам:

1. Что такое «предмет науки? (то, на что направлено её изучение).

2. Что является предметом науки криминалистики? (система специальных приёмов, методов собирания и исследования доказательств при рассмотрении уголовных или гражданских дел).

3. Где появилась адвокатура в современном понимании этого слова? (в Древнем Риме).

4. Кто может стать государственным или частным нотариусом в РФ? (гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию).

5. Какие ограничения введены для нотариусов? (они не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и оказывать посреднические услуги при заключении договоров).

6. Кто может стать судьёй в РФ? (гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, сдавший экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей).

7. Какие дополнительные требования предъявляются к гражданам, желающим стать судьёй Верховного Суда РФ? (возраст не моложе 35 лет, стаж работы по профессии - не менее 10 лет).

8. Какова компетенция частного детектива? (ему разрешается проводить устный опрос людей (но только с их согласия), изучать предметы и документы (только с письменного согласия их владельцев), наблюдать и осматривать необходимые помещения).

9. Что такое презумпция невиновности? (презумпция, согласно которой обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все сомнения в виновности лица толкуются в его пользу).

10. Чем отличаются правовые аксиомы от юридических фикций (правовые аксиомы - утверждения, не требующие доказательств, а юридические фикции - это положения, изначально лишённые истины, но признающиеся законодательством в качестве существующих, а значит, и общеобязательных).

4. Что такое право? Вопрос для обсуждения.

Право - сложное социальное явление и до сих пор его познание не закончилось. Об этом свидетельствуют многочисленные теории правопонимания. Учащимся предлагается разделиться на 4 группы. Первая группа рассматривает естественно-правовую теорию, вторая - психологическую, третья - нормативистскую, четвёртая - социологическую. Учащиеся должны объяснить взгляды учёных на проблему правопонимания и ответить на вопрос: «Какие аргументы сторонников каждой точки зрения кажутся вам наиболее убедительными»? На подготовку отводится 3 минуты. От каждой команды выступает 1 представитель в течение 1 минуты.

Примерные ответы команд:

1-я команда - естественно-правовая теория - естественное право - совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой. Мыслители различных эпох доказывали, что естественное право связано с разумом человека. Оно не является порождением государства. Начиная с периода Нового времени, под естественным правом стали понимать прирождённые неотчуждаемые права человека: на свободу, равенство, собственность, жизнь и т.п.

2-я команда - психологическая теория - право находится не в области разума, а в сфере чувств, эмоций и связано с психикой человека. Психические процессы существуют вне ведения государства, и именно они диктуют людям модели поведения. Реальным правом оказывается то, что не пользуется официальным признанием, встречает враждебное отношение, подвергается государством преследованию. Создание права обязательно предполагает учёт особенностей психики людей, поведение которых оно призвано регулировать.

3-я команда - нормативистская теория - право - система иерархических норм, содержащихся в индивидуальных актах, договорах, актах должностных лиц, судебных решениях, подзаконных актах, законах, конституциях. Обязательность права не привносится извне - государством, моралью, иными социальными условиями, а содержится в самом праве. В праве содержатся предписания о необходимости соблюдать установленный порядок вне зависимости от желания людей. Государство производно от права. Поскольку право - совокупность норм, обеспечиваемых принудительной силой, то государство появилось благодаря этому свойству права как его продолжение.

4-я команда - социологическая теория - право формируется в обществе и должно представлять собой совокупность правил, которые удобны для людей, ибо не навязываются извне, но государство придаёт им общеобязательный характер, санкционирует, и за их нарушение следует юридическая ответственность.

5. «Заморочки». Учащиеся делятся на 3 команды. Учитель предлагает учащемуся первой команды выбрать вопрос и ответить на него. При неправильном ответе на вопрос отвечает участник другой команды. Правильный ответ оценивается в 1 балл и засчитывается как верно ответившему, так и его команде.

1. Когда впервые в России заговорили о присяжных заседателях? (в 60-е гг. XIX в.).

2. В каких информационных системах собрана важная юридическая информация? («Кодекс», «Гарант», Консультант-Плюс).

3. Назовите авторов теории примирения (Г. Берман и Э. Аннерс).

4. Назовите автора теологической теории происхождения права (Ф. Аквинский).

5. Сторонники этой теории считали, что все люди были равны и свободны. Как называется эта теория происхождения права и кто её авторы? (теория естественного права. Авторы: Конфуций, Аристотель, Цицерон, Локк и др.).

6. Главная цель права заключается в том, чтобы согласовать интересы людей, обеспечить сотрудничество между ними. О какой теории происхождении я права идёт речь и кто её автор? (теория правовой специализации. Автор: Т.В. Кашанина).

7. Представители этой теории считали, что действующее в государстве право не является совокупностью законов. Порождаемое народным сознанием, оно возникает неожиданно. «Дух народа» проявляется в обычаях, традициях, которые и являются основой права. Как называется эта теория и кто её авторы? (историческая теория. Авторы: Г. Гуго, К. Савиньи).

8. Как называлась одна из первых форм выражения права, регулировавшая сельскохозяйственное производство? (агрокалендари).

9. Как назывались письменные памятники эпохи средневековья, в которых фиксировались обычаи? (варварские правды).

10. Как называются нормы, являющиеся разновидностью групповых норм? (корпоративные нормы).

6. Работа с текстом.

Э.Ю. Соловьёв «Личность и право».

«Элементарная и важнейшая предпосылка массового личностного развития заключается в том, что общество гарантирует своим членам возможность автономного поведения. Законодательное признание за каждым человеком его нравственной и интеллектуальной независимости, способности самостоятельно решать, что для него, безусловно, значимо, ценно и выгодно, есть первоначало права.

Правовые нормы по сути своей антиавторитарны: они запрещают обращаться с людьми как с «винтиками» социально-политического механизма, как с безвольными объектами командования и администрирования. Запрет этот пресекает диктаторское посягательство на личность и притом любое - не только корыстное, но и благонравное, осуществляемое по мотивам заботы об «общем благе»…

Пресекая наиболее опасные формы зла, право одновременно стоит на страже добровольно выбираемого добра. Оно выстраивает нормативный заслон не только против общепризнанных преступлений (убийства, воровства, шантажа, вымогательства и т.д.), но и против попыток принудительного совершенствования людей…

Право - это система, установленных и санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающая совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы и при минимуме карательного насилия. Право - не право без законодательных ограничений, которые общество налагает на возможные репрессивные действия самого государственного механизма. Ограничения эти фиксируются в конституции, имеющей смысл наиболее непосредственного выражения воли народа как суверена».

Ответьте на следующие вопросы к тексту:

  1. От каких посягательств на личность защищает право?

  2. Каковы основные функции права?

  3. Согласны ли вы с авторским определением права? Своё мнение обоснуйте.

  4. Какие законодательные ограничения может налагать право на государственный механизм?

7. Проверка знаний учащихся по данной теме. На работу отводится 5 минут.

I Вариант.

Выберите верный вариант ответа.

1. Назовите прикладную юридическую науку:

а) теория государства и права;

б) криминалистика;

в) судебная медицина;

г) международное частное право.

2. Человек использует право не только для решения конфликта. Оно нужно ему и тогда, когда возникает потребность созидать, предотвращать опасные поступки. Право необходимо, чтобы регулировать общественную жизнь. О какой теории происхождения права идёт речь?

а) о теории примирения;

б) о регулятивной теории;

в) о теологической теории;

г) о классовой теории.

3. Установите соответствие: принципы права и их характеристики.

а) принцип гуманизма 1. Позволяет предоставлять иностранцам права и

льготы в государстве при условии, что его

граждане, организации пользуются аналогичными

правами, льготами.

б) принцип вины 2. Субъекты, находящиеся в неравных условиях,

должны трактоваться налоговыми законами

неодинаково.

в) принцип справедливости 3. Человек может быть подвергнут уголовной

ответственности лишь тогда, когда установлена

его вина в порядке, определённом законом.

г) принцип взаимности 4. Право должно быть направлено на обеспечение

безопасности человека.

Вставьте пропущенные слова.

4. Отношения между людьми и природой регулируют ___________ нормы.

5. Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в ________ в результате _________ и ___________ применения.

II вариант.

Выберите верный вариант ответа.

1. Назовите отраслевую юридическую науку:

а) правовая кибернетика;

б) всеобщая история государства и права;

в) гражданское право;

г) международное публичное право.

2. Право формируется в обществе и должно представлять собой совокупность правил, которые удобны для людей, ибо не навязываются извне, но государство придаёт им общеобязательный характер, санкционирует, и за их нарушение следует юридическая ответственность. Так понимали право представители:

а) нормативистской теории;

б) социологической школы права;

в) психологической теории;

г) теории примирения.

3. Установите соответствие:

а) юридические фикции 1. Предположения, которые признаются

достоверными, пока не будет доказано обратное.

б) презумпции 2. Утверждения, которые не требуют доказательств.

в) правовые аксиомы 3. Положения, которые изначально лишены истины,

но признаются законодательством в качестве

существующих, а значит, и общеобязательных.

Вставьте пропущенные слова.

4. Под малой группой понимается немногочисленная по составу _______ общность, представители которой объединены _________ деятельностью, ________ целями, интересами и находятся в непосредственном ______ общении.

5. Социальные нормы регулируют отношения между ______, носят ___________ характер.

Ответы к заданиям и критерии оценивания.

Вариант

№ задания

Ответ

Критерии оценки ответов в баллах

I.

1.

б

1

2.

б

1

3.

а) 4

б) 3

в) 2

г) 1

4 (по 1 баллу за каждое верное соответствие. Любая ошибка в ответе - минус 1 балл)

4.

Технические

1

5.

Общества; многократного; длительного

3 (по 1 баллу за каждое слово; любая ошибка в ответе - минус 1 балл).

II.

1.

в

1

2.

б

1

3.

а) 3

б) 1

в) 2

3 (по 1 баллу за каждое верное соответствие. Любая ошибка в ответе - минус 1 балл)

4.

Социальная; совместной; общими; личном.

4 (по 1 баллу за каждое слово; любая ошибка в ответе - минус 1 балл).

5.

Людьми; многократный

1 (любая ошибка в ответе - 0 баллов).

Выставление оценок за проверочную работу:

«5» - 10-9 баллов;

«4» - 8-7 баллов;

«3» - 6 баллов;

«2» - 5 и менее баллов.

Урок завершается подведением его итогов и выставлением оценок учащимся за работу на уроке.



© 2010-2022